русский 4. Методические указания для контрольных работ по дисциплине русский язык и культура речи
Скачать 375.5 Kb.
|
Тексты для разбораВариант 1Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости… Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. (К. Паустовский) Вариант 2 Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит вам в лицо своей целебной прохладой. Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни. (К. Паустовский) Вариант 3 Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. (А. Чехов) Вариант 4 Тихонов постоял в раздумье у окна, потом осторожно спустился и пошёл в дворцовый парк. Спать не хотелось. Читать в рассеянном блеске белой ночи было нельзя, так же как нельзя было зажигать свет. Электрический огонь казался крикливым. Он как бы останавливал медленное течение ночи, уничтожал тайны, свернувшиеся, как невидимые пушистые звери, в углах комнаты, делал вещи более неприятно реальными, чем они были на самом деле. (К. Паустовский) Вариант 5 В аллеях застыл зеленоватый полусвет. Поблёскивали золочёные статуи. Фонтаны ночью молчали, не было слышно их быстрого шороха. Падали только отдельные капли воды, и плеск их разносился очень далеко. Каменные лестницы около дворца были освещены зарёй: желтоватый свет спадал на землю, отражаясь от стен и окон. Дворец просвечивал сквозь неясную темноту деревьев, как одинокий золотой лист светится ранней осенью сквозь гущу ещё свежей и тёмной листвы. (К. Паустовский) Вариант 6 Недели две как стояла засуха; тонкий туман разливался молоком в воздухе и застилал отдалённые леса; от него пахло гарью. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу. Довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зной. (И. Тургенев) Вариант 7 Приложившись головой к подушке и скрестив на груди руки, Лаврецкий глядел на пробегавшие веером загоны полей, на медленно мелькавшие ракиты, на глупых ворон и грачей, с тупой подозрительностью взиравших боком на проезжавший экипаж, на длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой рябиной. (И. Тургенев) Вариант 8 Он глядел, и эта свежая, степная, тучная голь и глушь, эта зелень, эти длинные холмы, овраги с приземистыми дубовыми кустами, серые деревеньки, жидкие берёзы – вся эта, давно им не виданная, русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства, давила грудь его каким-то приятным волнением. (И. Тургенев) Вариант 9 Мысли его медленно бродили; очертания их были так же неясны и смутны, как очертания тех высоких, тоже как будто бы бродивших, тучек. Вспомнил он своё детство, свою юность… Голова его скользила набок, он открывал глаза. Те же поля, те же степные виды; стёртые подковы пристяжных попеременно сверкают сквозь волнистую пыль; рубаха ямщика, жёлтая, с красными ластовицами, надувается от ветра. (И. Тургенев) Вариант 10 Тарантас толкнуло; Лаврецкий выпрямился и широко раскрыл глаза. Перед ним на пригорке тянулась небольшая деревенька, немного вправо виднелся ветхий господский домик с закрытыми ставнями и кривым крылечком; по широкому двору, от самых ворот, росла крапива, зелёная и густая, как конопля; тут же стоял дубовый, ещё крепкий амбарчик. (И. Тургенев) 2.2. Контрольная работа № 2
Тексты для разбораВариант 1Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, - и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. (А. Платонов) Вариант 2 Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно выходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. (А. Платонов) Вариант 3 Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь. Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. (А. Чехов) Вариант 4 Но вот и липы кончились; я пошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве. (А. Чехов) Вариант 5 Он стал думать об этом в первый раз за несколько лет. И, думая об этом, почувствовал тот старый нервный озноб и волнение, которое давно оставило его и которое бывало, когда он сочинял стихи или думал о возвышенных предметах. И та жизнь, которая ему когда-то казалась унизительной для его достоинства, теперь сияла своей какой-то необычайной чистотой. Та жизнь, от которой он ушёл, казалась ему теперь наилучшей жизнью за всё время его существования. (М. Зощенко) Вариант 6 Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева… В этот заревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода. (К. Паустовский) Вариант 7 Но когда приходила весна и старик, оживая, распускал коричневые соки клейких почек, первым встречая южную теплинку, и корни его, проникшие в глубь земли, несли в мощный ствол живительные соки, - он как-то сразу весь наряжался в пахучую зелень. И шумел тихо, умиротворённо, этаким старческим мудрым гудом. (А. Черкасов) Вариант 8 Отдохнуть в уединении – единственное, чего он теперь желал. Поэтому, сразу же свернув в сторону, мимо знакомого старого платана, по вымощенной белыми плитами дорожке направился в молчаливую тьму. Странная пустота была у него в груди, в голове. Шёл быстро, широкие белые плиты твёрдо стлались ему под ноги, сзади доносились обрывки людских разговоров, накатывался шум моря, но чем дальше он шёл, тем большая и большая тишина залегала за плечами, слышно было лишь, как неторопливо где-то далеко ещё дышало море да стучали по твёрдым плиткам каблуки его туфель. (П. Загребельный) Вариант 9 Вместо нормального движения вперёд приходилось петлять по серпантинам туда и сюда, те же самые деревья, те же самые дома, те же уличные фонари обходить то снизу, то сверху, и если для машины из быстрого наслоения таких вот медленных витков в конечном счёте всё же получалось восходящее движение, то для людей, особенно в ночное время, это казалось бессмысленным блужданием в поисках неведомо чего. (П. Загребельный) Вариант 10 Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами. Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами. (К. Паустовский) Порядок разбора Фонетический разбор
Морфемный разбор
Морфологический разбор Имя существительное
а) собственное/нарицательное; б) одушевлённое/неодушевлённое; в) конкретное/отвлечённое, вещественное, собирательное; г) род; д) тип склонения.
а) число; б) падеж.
Имя прилагательное
а) число; б) род; в) падеж; г) для качественных прилагательных – полная или краткая форма, степень сравнения – исходная, сравнительная, превосходная.
Местоимение
а) разряд по значению – личное, возвратное, указательное, притяжательное, определительное, неопределённое, отрицательное, вопросительное, относительное; б) лицо – 1, 2, 3-е для личных местоимений.
а) падеж (за исключением некто, нечто); б) число, если изменяется по числам; в) род, если изменяется по родам.
Глагол
а) вид – совершенный/несовершенный; б) возвратный/невозвратный; в) переходный/непереходный; г) спряжение – I, II.
а) наклонение – изъявительное, повелительное, условное; б) число; в) лицо, если изменяется по лицам; г) время, если изменяется по временам; д) род, если изменяется по родам.
Причастие
а) действительное/страдательное; б) время.
а) число; б) род; в) падеж; г) для страдательных причастий – полная или краткая форма.
Синтаксический разбор Простое предложение
Сложное предложение
5.5. ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА Мысль и желание успокоить встревоженного свёкра,| которого она горячо полюбила,| так безгранично завладела живым воображением и чувствами Софьи Николаевны,| что она явилась каким-то чудным, волшебным существом,| и скоро покорилось волшебному обаянью всё её окружавшее. Фонетический разбор Обаянью
б – [б] – согласный, звонкий, твёрдый; а – [٨] – гласный, безударный; я – [й’] – согласный, звонкий, мягкий; [а] – гласный, ударный; н – [н’] – согласный, звонкий, мягкий; ь – ю – [й’] – согласный, звонкий, мягкий; [у] – гласный, безударный. 7 б., 8 зв. Морфемный разбор Неотразимому
Морфологический разбор Имя существительное Чувствами
а) нарицательное; б) неодушевлённое; в) отвлечённое; г) среднего рода; д) 2-е склонение.
а) мн. число; б) р. падеж.
Имя прилагательное Чудным
а) качественное.
а) ед. число; б) ср. род; в) р. падеж; г) полн. форма.
Местоимение Всё
а) определительное.
а) им. падеж; б) ед. число; в) ср. род.
Глагол Завладела
а) соверш. вид; б) непереходный; в) невозвратный; г) 1-е спряжение.
а) изъяв. Наклонение; б) ед. число; в) рош. время; г) жен. род.
Причастие Окружавшее
а) действительное; б) рош. время.
а) ед. число; б) ср. род; в) им. падеж.
Синтаксический разбор Простое предложение Мысль и желание успокоить встревоженного свёкра так безгранично завладела живым воображением и чувствами Софьи Николаевны.
Сложное предложение
2-я ч. – двусоставное (подлежащее – она, сказуемое – полюбила), распространённое (которого – прямое дополнение, горячо – обстоятельство образа действия), полное, ничем не осложнено. 3-я ч. – двусоставное (подлежащее – она, сказуемое – явилась), распространённое (существом – косвенное дополнение, каким-то, чудным, волшебным – согласованные определения), полное, осложнено однородными определениями чудным, волшебным. 4-я ч. – двусоставное (подлежащее – всё, сказуемое – покорилось), распространённое (окружавшее – согласованное определение, её – прямое дополнение, скоро – обстоятельство времени, обаянью – косвенное дополнение, неотразимому – согласованное определение), полное, ничем не осложнено.
Какого? В какой степени? | ↓ | ↓ [ сущ., (которого ), так ], ( что… ), и [ ]. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СТИЛИСТИКЕ План разбора публицистического текста
а) публицистическая лексика; б) общественно-политическая лексика; в) эмоционально окрашенные слова; г) сочетание «высокой» и «низкой» лексики; д) метафоры, сравнения, эпитеты и другие тропы; е) фразеологические обороты. 2. Морфология. а) употребление единственного числа существительных в значении множественного; б) употребление личных местоимений; в) употребление личных форм глаголов. 3. Синтаксис. а) преобладающий тип предложений (простые, осложнённые или сложные); б) номинативные предложения; в) неполные предложения; г) вопросно-ответная форма изложения. III. Проявление личного отношения автора к проблеме. IV. Реакция читателя, которую вызывает текст. Образец разбора текста У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно. Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы – на малых речках. В. Песков. Отечество Тема текста – состояние малых рек. Идея состоит в том, что от благополучия маленьких речек и ручейков зависит снабжение водой больших городов и целых стран. Подчёркивается актуальность темы: Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. 1. Лексические особенности. а) лексика публицистического стиля – одной из главных ценностей, озабоченный разговор, всему живущему, страдать от жажды, «капилляры» водной системы (используется научный термин капилляры); б) книжные слова: уязвимо, сконструировать, организм; в) эмоционально окрашенная лексика: малютка, сокровище, речек, ручейков, ключик, речонка; г) книжная и разговорная лексика сочетается: живую речку (разг.) …сконструировать (кн.) заново невозможно; корень проблемы (кн.) лежит на берегах маленьких Усманок (разг.); д) тропы: речка умирает, пьют города и промышленные центры – олицетворение. Риторические фигуры: можно построить… можно посадить – повтор слова; можно посадить новый лес… Но речку… сконструировать заново невозможно; е) фразеологические обороты в тексте как книжные (корень проблемы), так и разговорные (общий котёл). 2. Морфологические особенности. а) необычное употребление множественного числа имени собственного: на берегах маленьких Усманок (название речки употреблено в нарицательном смысле). б) употребляется местоимение 1 лица множественного числа мы, а также местоимения 3 лица в обычной функции замены существительных; в) в тексте преобладают глаголы настоящего времени: понимаем, идёт, становится, течёт. 3. Синтаксические особенности. а) Используются как простые, так и сложные предложения: Вода становится одной из главных ценностей на земле… Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры; б) встречаются безличные предложения: Можно заново построить разрушенный город. Неопределённо-личная конструкция является частью сложного предложения: Но когда говорят: «Миссисипи мелеет»… в) неполные предложения употребляются нечасто: Неважно какая, большая Волга или маленькая Усманка; г) употребляются риторические вопросы: Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! III. Отношение автора к теме текста, его тревога за состояние рек и всей природы видны по эмоционально окрашенным словам малютка, сокровище, речонка и социально-оценочной лексике типа озабоченный разговор, одной из главных ценностей на земле. Местоимение мы объединяет автора и читателя. IV. Текст вызывает сопереживание, делает читателей единомышленниками автора, обращает наше внимание к одной из важнейших экологических проблем. Тексты для разбора Вариант 1 Василий Шукшин… При этом имени что-то всякий раз с такой силой вздрагивает в нас и обмирает, чего мы, кажется, в себе и не знаем. Сознание наше, когда мы обращаемся к нему за разъяснениями, отсылает нас к чувству, чувство робеет: нет, это не у меня, это где-то дальше. И, пожалуй, самое близкое, с чем может быть поставлено рядом это ощущение, - какая-то невольная и незатухающая вина перед Шукшиным, стыд, сравнимый разве что со стыдом за несдержанное обещание. Что-то мы не сделали после Шукшина, что-то необходимое и важное, в чём-то, за что он бился, мы его не поддержали. И это при том, что слава его теперь стала не меньше, а больше, чем была, слава его по мере переиздания книг и появления нового поколения читателей и зрителей значительно расширилась и углубилась, установилась в надёжном своём качестве, и те, кто склонен был объяснять популярность Шукшина его преждевременной смертью и сердобольностью русской души, а то и определённой модой на Шукшина, вынуждены теперь призадуматься: дело, очевидно, в другом, нежели им представлялось… Дело, разумеется, в другом, и не видеть, не понимать это с самого начала было, по меньшей мере, близоруко. Даже и слава его требует уточнения: она не есть нечто навязанное со стороны, когда от многократного назойливого склонения имя застревает в зубах, - нет, она есть результат внутреннего отзыва каждой души на явление Шукшина, результат огромной, не часто случающейся в народе по отношению к художнику, любви к нему. Для этого мало быть замечательным писателем и замечательным актёром и режиссёром кино, для этого надо значить для множества читающих и думающих людей нечто большее. В. Распутин Вариант 2 В путеводителе по Кисловодску раздел «Лермонтовские места» открывает Дом Реброва со сноской: «реставрируется», и я решил отправиться по названному адресу: Коминтерна, 3. Однако неказистое здание с указанным номером никак не походило на красивую картинку в путеводителе. Поэтому, потоптавшись, я спросил у вышедшего из ворот мужчины, где же Дом Реброва? «Вон там, во дворе, он стоял. Но смотреть там особо не на что – всё растащили, как перестройка началась». Было не совсем понятно, какая перестройка имеется в виду – горбачёвская или та, что нередко сопровождает реставрацию? В данном случае, как выяснилось, совместились обе, и сочетание оказалось губительным. На бетонном фундаменте во дворе торчали ободранные стены, заросшие вьюнком, да виднелась куча почерневших почти за два века досок. Всё остальное уволокли жители окрестных домов. Назвать это реставрацией было бы слишком смело… Я попытался выяснить, что же здесь произошло, и вот что узнал. Дом, описанный в «Княжне Мери», в результате упорных поисков удалось найти Якову Львовичу Махлевичу, который много лет изучает памятные места Кавказских Минеральных вод, связанные с Лермонтовым. Задача была не из лёгких, поскольку дом, построенный в 1823 году у источника одним из первостроителей Кисловодска Ребровым, за долгие годы радикально изменился. Он лишился портика с колоннами, зато оброс верандами, а внутри понастроили перегородки. В общем, благородный особняк превратился в типовую советскую коммуналку. Но Махлевич сумел разглядеть в этом уродце контуры большого дома с мезонином, в котором останавливался Пушкин, жил Денис Давыдов и многие другие замечательные люди… (В. Джалагония. На родине красивой смерти – Машуке // Эхо планеты, октябрь 2004) Вариант 3 19 октября 1977 года сбылась заветная мечта кисловодских краеведов: горисполком принял решение оборудовать у источника Лермонтовский заповедный квартал. В перспективе предполагалось воссоздать всю усадьбу Реброва, включая не сохранившийся «Дом Печорина» в том же дворе, что и «Дом княжны», сад, который окружал их, идиллическую купальню у подножия холма. Словом, весь микромир Лермонтова и его героев. На более далёком этапе предполагалось воссоздать и Ресторацию, ту самую, в которой произошла ссора Печорина с Грушницким. Но это – будущее, начали же с дома Реброва. Жильцов, населявших историческую реликвию, переселили в более современные дома. Сам реликт бережно разобрали по брёвнышкам, дивясь их хорошей сохранности, и залили новый бетонный фундамент. И вот тут-то в середине 80-х годов грянула перестройка, за которой пришёл диковатый и хамоватый российский рынок. Как это отразилось на заповедном лермонтовском квартале, я видел собственными глазами и, вспоминая, буду долго нервно вздрагивать… Напрашивающаяся мысль: неужто в России не найдётся достаточно интеллигентных и любящих Лермонтова деловых людей, чтобы помочь реализовать красивую мечту о квартале, населённом памятью о великом писателе и героях, рождённых его вдохновением? Пример для подражания – рядом: тот же Алексей Фёдорович Ребров. Крестьянский сын, выучившийся грамоте у приходского дьячка, он состоял в переписке с лучшими европейскими умами, серьёзно занимался этнографией, был предводителем кавказского дворянства, застроил Кисловодск добротными домами, образовавшими знаменитую Ребровую балку, и щедро делился нажитым богатством с городом. Где вы, сегодняшние Ребровы? Откликнитесь! Так уж случилось. Россия не уберегла двух лучших своих певцов – Пушкина и Лермонтова. Давайте же беречь хотя бы память о них… (В. Джалагония. На родине красивой смерти – Машуке // Эхо планеты, октябрь 2004) Вариант 4 Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никогда нельзя показывать – писать для себя только. Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий, и немалых тоже… Уметь извиниться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Враньё всегда видно. Особое чувство подсказывает людям – врут им или говорят правду. Однако доказательств этому нет, а чаще – не хочется связываться… Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, создавая нас, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, потому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, интересам и т.д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. (Д.С. Лихачёв. Письма о добром) Вариант 5 Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете? В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как ведём отсчёт высоты от уровня моря. Точка отсчёта. Так вот, задача каждого человека – и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И своё личное счастье тоже не остаётся вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов. Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если недоступно решение государственных вопросов, то повысить уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность. Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. (Д.С. Лихачёв. Письма о добром) Вариант 6 Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, то что рядом с этим неизбежные ошибки на его пути? Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждается в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты всё-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Однако самая серьёзная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (Д.С. Лихачёв. Письма о добром) Вариант 7 Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы только одним «принципом». Поэтому главной жизненной задачей обязательно должна быть задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться. Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен. (Д.С. Лихачёв. Письма о добром) Вариант 8 Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом – почему она связана с заповедью долголетия. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и не быть интеллигентным, а можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового. (Д.С. Лихачёв. Письма о добром) Вариант 9 Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всём этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек. Интеллигентность – не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). (Д.С. Лихачёв. Письма о добром) Вариант 10 Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать, жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на всё реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведёт к физической слабости. Я не врач, но в этом убеждён. Долголетний опыт меня в этом убедил. (Д.С. Лихачёв. Письма о добром) 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»Учебники1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 544 с.2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – М.: Рольф, 2001. – 448 с. 3. Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка: Практикум / Т.С. Дроняева, Н.И. Клушина, И.В. Бирюкова. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 184 с.
Словари и справочники
11. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник / Под ред. Горбачевича К.С. – Л.: Наука, 1973. – 518 с. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПО КУРСУ «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
9. Чепасова А.М. Сборник задач и упражнений по синтаксису современного русского языка / А.М. Чепасова. – М.: Высш. школа, 1966. – 272 с. ТУМАНОВА Анна Станиславовна Методические указаниядля контрольных работ по дисциплине«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов заочной формы обучения Технический редактор: С.А. Юдина Подписано в печать 24.09.10. Формат 60х84 1/16. Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 3,72. Уч.-изд. л. 4. Тираж 250 экз. Цена свободная. Заказ № 124. Отпечатано с готовых авторских оригиналов на ризографе в издательском отделе Уфимской государственной академии экономики и сервиса 450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145, к. 227; тел. (347) 241-69-85. |