Главная страница
Навигация по странице:

  • ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОНТОЛОГИИ

  • философия. Методические указания для подготовки к семинарам и тексты для чтения по дисциплине философия


    Скачать 232.5 Kb.
    НазваниеМетодические указания для подготовки к семинарам и тексты для чтения по дисциплине философия
    Анкорфилософия
    Дата08.09.2019
    Размер232.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMetodichka_filosofia_Chast_1.doc
    ТипМетодические указания
    #86295
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Гномическое учение семи мудрецов


    КЛЕОБУЛ, сын Эвагра из Линда, изрек: 1. Мера лучше всего. 2. Отца надо уважать. 3. Будь здоров и телом и душой. 4. Будь любослух, а не многослов. 5. Лучше быть ученым, чем неучем. 6. Будь сдержан на язык. 7. Добродетели  свой, пороку  чужой. 8. К несправедливости питай ненависть, благочестие блюди. 9. Согражданам советуй наилучшее. 10. Удовольствие обуздывай. 11. Силой не делай ничего. 12. Детей воспитывай. 13. Удаче молись. 14. Ссоры замиряй. 15. Врага народа считай супостатом. 16. С женой не бранись и не любезничай при чужих: первое  признак глупости, второе  сумасбродства. 17. За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю. 18. Бери жену из ровни, ибо, если возьмешь из тех, кто знатней тебя, приобретешь не родственников, а господ. 19. Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен тем, на кого они направлены. 20. В достатке не заносись, в нужде не унижайся.

    СОЛОН, сын Эксекестида, афинянин, изрек: 1. Ничего слишком. 2. В судьи не садись, а не то будешь врагом уличенному. 3. Избегай удовольствия, рождающего страдание. 4. Добропорядочность права соблюдай вернее клятвы. 5. Скрепляй слова печатью молчания, а молчание — печатью подходящего момента. 6. Не лги, но говори правду. 7. Радей о честном. 8. Родители всегда правы (дословно: «не говори более справедливого, чем родители»). 9. Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть. 10. Научившись подчиняться, научишься управлять. 11. Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее сам. 12. Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное. 13. Не будь дерзким. 14. Не якшайся с дурными. 15. Почитай богов. 16. Уважай друзей. 17. Чего не видел, того не говори. 18. Знаешь  так молчи. 19. К своим будь кроток. 20. О тайном догадывайся по явному.

    ХИЛОН, сын Дамагета, лакедемонянин, изрек: 1. Знай себя. 2. Выпивая, не болтай: промахнешься. 3. Не грози свободным: нет на то права. 4. Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься. 5. На обеды друзей ходи медленно, на беды  быстро. 6. Свадьбу устраивай дешевую. 7. Покойного величай. 8. Старшего уважай. 9. К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть. 10. Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе (будет огорчать) всегда. 11. Над попавшим в беду не смейся. 12. Если у тебя крутой нрав, проявляй спокойствие, чтобы тебя скорее уважали, чем боялись. 13. Будь защитником своей семьи. 14. Язык твой пусть не обгоняет ума. 15. Обуздывай гнев. 16. Не желай невозможного. 17. В пути не торопись. 18. И не махай рукой, ибо это безумие. 19. Повинуйся законам. 20. Если тебе причинили ущерб  примирись, если оскорбили  отомсти.

    ФАЛЕС, сын Эксамия, мителец, изрек: 1. Где порука, там беда. 2. Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях. 3. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами. 4. Не обогащайся нечестным путем. 5. Пусть молва не ссорит тебя с теми, кто пользуется твоим доверием. 6. Не стесняйся льстить родителям. 7. Не перенимай от отца дурного. 8. Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей. 9. (Что) трудно (?)  познать самого себя. 10. (Что) самое приятное (?)  достичь того, чего желаешь. 11. (Что) утомительно (?)  праздность. 12. (Что) вредно (?)  невоздержанность. 13. (Что) невыносимо (?)  невоспитанность. 14. Учи и учись лучшему. 15. Праздным не будь, даже если ты богат. 16. Плохое начало прячь в доме. 17. Лучше вызывай зависть, чем жалость. 18. Блюди меру. 19. Не верь всем подряд. 20. Находясь у власти, управляй самим собой.

    ПИТТАК, сын Гираса, лесбоец, изрек: 1. Знай меру. 2. О том, что намерен сделать, не рассказывай: не выйдет  засмеют. 3. Полагайся на друзей. 4. Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам. 5. Горемыку не брани: на то есть гнев богов. 6. Доверенный тебе залог отдай. 7. Если ближние причинили тебе маленький убыток  стерпи. 8. Друга не хули и врага не хвали: не расчетливо это. 9. (Что) страшно узнать (?)  будущее, (что) безопасно (?)  прошлое. 10. (Что) надежно (?)  земля, (что) ненадежно (?)  море. 11. (Что) ненасытно (?)  корыстолюбие. 12. Владей своим. 13. Лелей благочестие, воспитание, самообладание, рассудок, правдивость, верность, опытность, ловкость, товарищество, прилежание, хозяйственность, мастерство.

    БИАНТ, сын Тевтама, изрек: 1. Большинство людей дурны. 2. Надо посмотреть на себя в зеркало, сказал он, и если выглядишь прекрасным  поступай прекрасно, а если безобразным  то исправляй природный недостаток добропорядочностью. 3. Берись (за дело) не спеша, а начатое доводи до конца. 4. Не болтай: промахнешься  пожалеешь. 5. Не будь ни дурнем, ни злыднем. 6. Безрассудства не одобряй. 7. Рассудительность  люби. 8. О богах говори, что они существуют. 9. Соображай, что делаешь. 10. Слушай побольше. 11. Говори к месту. 12. В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал. 13. Недостойного человека за богатство не хвали. 14. Бери убеждением, а не силой. 15. Причиной любой удачи считай богов, а не себя. 16. Приобретай: в молодости  благополучие, в старости  мудрость. 17. Приобретешь: делом  память (о себе), надлежащей мерой  осторожность, характером  благородство, трудом  терпение, страхом  благочестие, богатством  дружбу, словом  убеждение, молчанием  чинность, решением  справедливость, дерзанием  мужество, деянием  власть, славой  верховенство.

    ПЕРИАНДР, сын Кипсела, коринфянин, изрек: 1. Прилежание  все. 2. (Что) прекрасно (?)  спокойствие. 3. (Что) опасно (?)  опрометчивость.

    4  5. Бесчестная прибыль обличает (бесчестную) натуру. 6. Демократия лучше тирании. 7. Удовольствия  смертны, добродетели  бессмертны. 8. В удаче будь умерен, в беде  рассудителен. 9. Лучше умереть в скупости, чем жить в нужде. 10. Сделайся достойным своих родителей. 11. При жизни будь хвалим, после смерти  благословим. 12. С друзьями будь одним и тем же и в удаче, и в беде. 13. Дал слово  держи: нарушить  подло. 14. Тайны не разглашай. 15. Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом. 16. Люби законы старые, а яства свежие. 17. Не только наказывай прегрешающих, но и останавливай намеревающихся. 18. Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов.

    Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 91 94.
    РАЗДЕЛ 2

    ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОНТОЛОГИИ


    Онтология – тематический раздел, который присутствует в философии на всем протяжении ее исторического развития. Поэтому, знакомясь с онтологией, мы рассматриваем эпохи, последовательно сменявшие друг друга в истории культуры; при подготовке к каждому семинару начинать следует с исторической характеристики периода. Философия существует в контексте культуры своего времени, несет на себе отпечаток особенностей этого времени, и ее нельзя понять, не увидев этой связи: в античности – поиск целостного и рационального образа мира, во многом определявшийся эстетическими эталонами культуры, стремлением к гармонии; в средневековье – усиление религии, подчинение всей культуры религии и соответствующая трансформация философии; в Новое время – формирование новой идеологии, становление классической науки и развитие философии во взаимодействии с естествознанием, с ориентацией на практическую значимость знания и с верой в познавательное могущество человека.

    Онтология – учение о бытии, или о сущем, т. е. обо всем существующем, рассмотренном с точки зрения единства, подчиненности общим закономерностям. Первоначальным объектом онтологии был космос как живая, гармоничная целостность, охватывающая весь организованный и упорядоченный мир. Онтология рассматривает мир в целом, управляющие им глобальные силы, ищет общие законы его развития. Онтология вводит понятие истинного бытия, предполагая, что вещи, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств, и наблюдаемые процессы – еще не самая подлинная реальность, что сущность может отличаться от видимости, и существуют некоторые глубинные основания (или начала), породившие все многообразие вещей. Задача онтологии в том и состоит, чтобы добраться до понимания истинного бытия. Истинное бытие существует само по себе, в отличие от вторичных по отношению к нему вещей. Понятие истинного бытия в античности связывалось с субстанцией, в средневековье – с Богом. Онтология Нового времени возвращается к понятиям материи, субстанции, но ищет новые их интерпретации. В ХХ в. после кризиса онтологии, ориентированной на естествознание, возникают различные варианты построения альтернативной онтологии, в том числе – на основе идеи космоса (русский космизм), на основе трактовки бытия как сверхреальности (С. Л. Франк), бытия как человеческого бытия, самоосуществления человека (экзистенциализм).

    При подготовке к семинару 4 сравните трактовки соотношения бытия и небытия в древнекитайском трактате «Даодэцзин» и у греческого философа Парменида. В чем принципиальное различие? Попробуйте на основе анализа особенностей античной культуры, античной философии ответить на вопрос: почему античная философия выводит небытие за рамки рассмотрения? Выделите логические этапы в развитии представлений о субстанции в античной онтологии. Чем обусловлен переход от одного этапа к другому?

    При подготовке к семинару 5 обратите внимание на ключевые понятия темы: сакрализация, креационизм, теоцентризм. В чем смысл характеристики философии в этот период как «естественной теологии»? Почему А. Н. Чанышев пишет, что это уже не философия, а парафилософия, каковы основания для такой оценки? Выделите идею, которую А. И. Введенский в приведенном тексте характеризует как главную идею метафизики. Объясните, используя эту идею, в чем сущность дискуссии номиналистов и реалистов.

    В тексте к семинару 6 переход от классической к неклассической картине мира анализирует один из самых выдающихся ученых ХХ в. – В. Гейзенберг. В чем он видит главное различие и главную особенность современного понимания мира? Что означают понятия «объективное» и «субъективное», когда речь идет о картине реальности?
    Семинар 4

    ФОРМИРОВАНИЕ ОНТОЛОГИИ


    1. Понятия бытия и небытия. Проблема соотношения бытия и небытия в восточной и греческой философии.

    2. Космоцентризм ранней греческой философии. Понятие субстанции и основные варианты его трактовки.
    Список литературы
    1. Философия: Справочник студента / Г. Г. Кириленко, В. Е. Шевцов. М., 1999. С. 37  44, 49  52, 56  58.

    2. Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М., 1997. С. 35  53.

    3. Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1990. Ч. 1. С. 93  98.

    4. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева, Э. А. Араб оглы, Л. Ф. Ильичева и др. М., 1989. С. 24, 25, 38  41, 117, 118, 157, 481, 682.

    5. История философии в кратком изложении / Сост. П. Вошагликова, В. Соучек, П. Ваврушек и др. М., 1991. С. 70  122, 136  138, 148 155.

    6. Философия: Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М., 1998. С. 60  66, 69  71, 73  76.
    ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта