Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.6. Древнерусская медицинская литература: "Шестодневы", "Изборник Святослава", "Лечебники", "Травники".

  • 6. Литература для преподавателей

  • ЗАНЯТИЕ 15 1. Тема и ее актуальность.

  • Цель занятия.

  • 4.Темы реферативных сообщений

  • Методические указания для преподавателей к семинарским занятиям по истории медицины на основании рабочей программы фгос дисциплины История медицины


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеМетодические указания для преподавателей к семинарским занятиям по истории медицины на основании рабочей программы фгос дисциплины История медицины
    АнкорUP_po_istorii_meditsiny2014_1-1 (1).docx
    Дата14.12.2017
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаUP_po_istorii_meditsiny2014_1-1 (1).docx
    ТипМетодические указания
    #11408
    страница23 из 51
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   51

    5.5. Светская медицина: иностранные врачи и русские целители.

    Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина. Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

    Церковный устав св. Владимира (996 г.) объявил больницы церковными учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подведомственными епископу. Этот документ регламентировал устройство и работу благотворительных и медицинских учреждений Руси вплоть до ХVIII века. В Уставе определялся и источник финансирования – «десятина», которая шла на содержание монастырей и церквей, богаделен, больниц, «странноприимных домов». Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д. В «Изборниках Святослава» 1073 и 1076 годов, компилированных для черниговского князя Святослава Ярославовича с «Изборника» болгарского царя Симеона (Х в.), наряду с рекомендациями по лечению говорилось и о вознаграждении врачу:«…аще лечец прилучится, привести его к больному и уплатить за его труд». Это был период расцвета древнерусской монастырской медицины, а центром ее был Киев. Целителями были «пречудный врач» Антоний, который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий, тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит.

    Были и женщины-целительницы – дочь бортника Феврония, дочь черниговского князя Ефросинья, внучка Владимира Мономаха Евпраксия – фельдшер, акушерка, а «по совместительству» и жена византийского императора. Евпраксия – урожденная княжна Добродей, дочь великого князя Мстислава Владимировича – после того, как вышла замуж за византийского императора Алексея Комнена, получила имя Зоя. В 1902 году в библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции ученый Х. Лопарев обнаружил рукопись «Алимма» (Мазь), написанную Евпраксией на греческом языке в 30-х годах ХII века (В. Чупринин,1996). 
    В документах, упоминаются «чародеицы» русского происхождения, осматривавшие великую княгиню с целью излечения ее от бесплодия и дававшие ей лекарственные мази.

     Одновременное функционирование «монастырской» и «мирской» систем оказания медицинской помощи свидетельствует о том, что подданные древней Руси уже в то время имели право выбора врача, причем «Русская правда», что весьма знаменательно, отмечает права «мирских лечцов» требовать плату за свою работу. 

    В ранних наших сборниках законоположений («Русская правда», XI в.) Упоминается о врачах и вознаграждении их за лечение. Наряду с врачами-ремесленниками из коренного населения при отдельных княжеских дворах, в крупных городах практиковали и приезжие врачи из стран Запада и Востока. Они знакомили наших врачей с лечебными средствами своих стран и, в свою очередь, заимствовали и переносили в свои страны наш лечебный опыт, в частности использование целебных свойств лекарственных растений.

    В Византии, которая была «очагом» медицинских знаний, уже в V веке издавались самостоятельные медицинские сборники. Многие врачи - выходцев из Византии, заслужили большой славы: Феофил Нонн, Симеон Сыч, врач Иоанн Смер.

    Киевский князь Владимир Мономах, правивший на рубеже ХI-ХII вв., В составленном им "Наставлении" призывал своих сыновей как будущих правителей: "Будьте отцами сирот. Не оставляйте сильным губить слабых. Не оставляйте больных без помощи ".

    В связи с постоянными войнами, в которых находилась Украина - Русь, одним из приоритетных направлений тогдашней медицины была травматология. В военных походах армий периода ХII-ХУ вв. уже принимали участие светские врачи. Обычно их основной целью было оказание помощи князьям и военным военачальникам. Однако, как свидетельствуют летописи, помощь получали и рядовые воины. Ее оказывали специалисты-ремесленники. Это были представители народной медицины, прежде всего мужчины. С целью заработка они везде следовали за войском в военных походах для оказания помощи больным и раненым. Раненые сами платили за предоставленные услуги. Известно также, что элементарными мерами помощи владели и сами воины. Однако немало среди них было и женщин. Так народный эпос того времени свидетельствует о славном воине Илье Муромце и вспоминает о Марине - его постоянного врача. Новгородская летопись 1583 упоминает о "Наталью - Клементивську женщину, ликарицю", которая входила в число шести наиболее прославленных новгородских врачей во второй половине XVI в.

    Следует заметить, что раненых не оставляли на поле боя. Если схватка завершалась победой, то их выносили с поля боя и транспортировали следом за войском к месту проживания. Тяжелораненых доставляли в ближайшие монастырские больницы, которые всегда были надежным убежищем для больных, раненых и увечных.

    В противоположность русским монастырям, монастыри Западной Европы уже с 1228 перестали оказывать помощь больным и раненым. Это связано с тем, что в указанном году католическая церковь, которая считала занятия хирургией греховным, постановлением Вюрцбургского собора запретила духовенству оказывать помощь раненым. Этим католическая церковь способствовала углублению противоречий между внутренней медициной и хирургией, которая на долгое время осталась в руках цирюльников и пастухов.

    Переселение в Москву иноземных врачей, хирургов, аптекарей началось в первой половине XVI в. Они фигурировали в царских списках «нужных людей». Надо отметить, что иноземные доктора не нуждались практически ни в чем. Например, при Борисе Годунове каждый иноземный врач, который приезжал на службу в Россию, получал поместье с крепостными крестьянами, достаточно большое ежегодное жалование (примерно 200 рублей), различные товары и продукты питания, лошадей, на содержание которых в достаточном количестве выделяли сено и солому, а также, когда прописанное врачом лекарство оказывало положительный эффект, царь награждал доктора дорогими подарками. Кроме того, надо отметить, что служба при российском царском дворе была довольно престижной.

    Знахари – люди знающие, люди ведающие. Знахарь может и недуг вылечить, и беду заговорить, и болезнь зашептать. Снадобье знахарь делает целебным. Встанет знахарь у себя в избе за перегородку, богу помолится, лекарства приготовит и шепчет, заговаривает, порчу снимает. Поможет знахарь, а плату не возьмет. Приходи к знахарю, когда помощь потребуется. Дверь у него никогда на задвижку не закрывается.

    Знахарь с болезнями разговаривает, просит и требует выйти вон. Знахарь лечит кликушество, лихорадки, утин и другие недуги. Лихорадка – это озноб и жар – одна из дочерей библейского царя Ирода. Знахарь травы знает, перед ним они расступаются. Знания передают знахари из уст в уста, из поколения в поколение. Живет знахарь или знахарка одиноко. С соседями не общается. Обвиняется знахарь в сношениях с нечистою силою. Ночью свечку ему не зажечь. Начнут деревенские говорить, что знахарь с нечистым духом зелье готовит. Однако уважают знахаря за то, что сглаз снимет, от недуга поможет.

    Трудно сейчас говорить об отношениях монастырской медицины и светской. Однако несомненно, что, несмотря на отдельные случаи антагонизма, это была единая система медицинских знаний и медицинской помощи. Она была объединена общей христианской религией, общим идеалом - служением ближнему. Терпимым было и отношение населения к неудачному врачеванию. В дошедших до нас летописях времен Киевской Руси нет описаний расправы над врачами.  Значительно задержали развитие медицины, как и всей хозяйственной жизни и культуры Украины - Руси, нашествия кочевников (XIII-XV вв.), Что привело к упадку Русской земли.

    5.6. Древнерусская медицинская литература: "Шестодневы", "Изборник Святослава", "Лечебники", "Травники".

    ШЕСТОДНЕВЫ, в христианской средневековой литературе произведения, комментирующие библейский рассказ о сотворении мира за шесть дней. Шестодневы, созданные знаменитыми церковными писателями на рубеже поздней античности и раннего средневековья, представляли собой плод приращения выработанных наукой того времени знаний о мире к вере в Творца. Природу авторы Шестодневов рассматривают как «училище боговедения», учат видеть чудесное в обыкновенном — «великую мудрость, скрытую в вещах самых маловажных» (Василий Великий). В Шестодневах много всякого рода описаний и сведений из области естественного знания, иногда баснословных и наивных знаний, иногда очень точных и остроумных, а порой и весьма поэтичных. Это и разные теории о форме Земли и объяснение астрономических и атмосферных явлений, описание устройства колосьев, виноградной лозы или лилии, и объяснение происхождения янтаря, и классификация пород рыб и пресмыкающихся и т. д. Хотя Шестодневы стараются объяснить природные явления и объекты с точки зрения современного им естествознания, это философско-богословские, экзегетические, а не естественно-научные сочинения. Авторы Шестодневов стараются удивление, которое неизбежно вызывает мир и каждое из его явлений, направить к библейскому рассказу о шести днях творения, обратить это удивление в хвалу «великому Чудотворцу и Художнику», Творцу мира.

    Первый из Шестодневов был создан епископом Кесарии Каппадокийской Василием Великим (329—379). Все остальные Шестодневы так или иначе от него зависят.

    ИЗБОРНИКИ СВЯТОСЛАВА это сборники разнообразных по характеру статей, составленных в 1073 и 1076, древнейшие памятники рус. письменности. Основное содержание сборника составляют Вопросы и ответы Анастасия Синаита, составленном для великого князя Святослава Ярославовича неким дьяком Григорием. В этом сборнике в Древней Руси нашло отражение применение растений для лечебных целей. В этой рукописи много места уделяется описанию растений, которыми в то время пользовались для получения лекарственных средств.

    И. С. 1073 - рус. список с болг. оригинала, выполненный для князя Святослава Ярославича (1027-1076), последовательно сохраняет в языке архаич. черты. Рукопись содержит 266 листов, написанных двумя писцами уставом в два столбца на пергамене. Она украшена великолепными миниатюрами, прекрасными заставками, инициалами и рисунками знаков зодиака на полях. Ценнейшей является миниатюра с изображением великокняжеской семьи Святослава. Широко известна ее миниатюра, изображающая кн. Святослава Ярославича с семьей.

    И. С. 1073 представляет собой перевод известного греч. оригинала. Он является своеобразной энциклопедией знаний по зоологии, ботанике, медицине, минералогии, космографии, логике, грамматике. Особый интерес представляет статья Георгия Хиробоска (визант. писателя 9 в.) "Об образех" - одно из первых в рус. лит-ре руководств по поэтике. В него входят также статьи церк. богословского и филос. содержания. И. С. 1073 неоднократно переписывался и известен в списках 1403 и 1519И. С. 1076 - первый среди древнейших памятников, язык к-рого изобилует рус. особенностями.

    ЛЕЧЕБНИК, общее название древнерусских рукописных медицинских изданий (зелейники, травники и др.), в которых обобщался опыт народной медицины, а позже включались и научные сведения.

    Травники или лечебники, древнерусские переводные изборники, заключают в себе не только собственно врачебные пособия, но и всевозможные наставления о различных важнейших случаях в жизни, для благополучного исхода которых необходимо слово, молитва или заговор, или вещая примета. Флоринский, "Русск. простонародн. Т. и лечебники XVI и XVII в." (1880); Потебня, "Малорусские домашние лечебники XVIII в." (1890). Брокгауз и Ефрон, 1907-1909

    В Древней Руси применение растений для лечебных целей нашло свое отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры «Изборнике Святослава» (1073 г.), составленном для великого князя Святослава Ярославовича неким дьяком Григорием. В этой рукописи много места уделяется описанию растений, которыми в то время пользовались для получения лекарственных средств.

    С принятием христианства, распространением письменности и грамотности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. Сохранился экземпляр первого русского лечебника «Мази», составителем которого была внучка Владимира Мономаха - Евпраксия. Особый интерес для врачей представляет четвертая глава этого труда, посвященная лечению «наружных» болезней. Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси охотно использовали прикладывание растений и прием их внутрь (например, прикладывали капусту, лен, горчицу, орешник или пили их соки).

    Кроме травников и лечебников, получили распространение так называемые «вертограды» с многочисленными описаниями растений и их лекарственных препаратов . («Прохладный Вертоград») - один из довольно распространенных древнерусских лечебников. Она является переводом весьма популярной западноевропейской медицинской энциклопедии XV- XVI веков. Текст вертоградов с течением времени изменялся. В них описывались рациональные эмпирические лечебные средства из трав, деревьев и минералов.

    Николай Булев служил новгородскому митрополиту как переводчик священных текстов, папе римскому Юлию II как астролог, а русскому царю как врач. Современники называли Булева "профессором медицины, астрологии и основателем во всех науках". В период пребывания в Новгороде Булев занимался не только составлением пасхальных таблиц, но и переводами астрологических трудов. Николай Булев по заданию митрополита Даниила переводит с немецкого на русский язык первую медицинскую энциклопедию- "ПРОХЛАДНЫЙ ВЕРТОГРАД".

    Первая русская медицинская энциклопедия, перевод одной из популярнейших книг европейского средневековья. Она представляет собой результат развития жанра русской книжности — "Травников" (описаний растений и болезней, которые ими излечиваются) и "Лечебников" (перечисления болезней с последующими рекомендациями врачебных средств). "Вертоград" означает "сад, виноградник". Энциклопедия включает описание растений, продуктов питания, минералов, рецептов по сохранению здоровья.

    6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

    Основная литература

    1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

    http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

    Дополнительная литература

    1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

    ЗАНЯТИЕ 15

    1. Тема и ее актуальность. Развитие медицины в России ХVI -ХVII вв..

    Изучение развитие медицины в России в ХVI -ХVII вв. имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, позволяет ознакомиться с выдающимися открытиями медицины в России в ХVI -ХVII вв.

    2. Цель занятия. Раскрыть задачи истории медицины как науки и предмета преподавания. Показать основные аспекты развития медицины в России в IХ-ХVII вв.

    знать:

    -функции Аптекарского приказа;

    -первых докторов медицины среди славян;

    - организацию больничного дела в России;

    -методы лечения детей.

    уметь:

    -использовать литературу для подготовки реферативных сообщений,

    - работать с аудиторией.

    владеть: ОК-1,ОК-3,ОК-5.

    3. Контрольные вопросы

    1.

    Санитарное дело. Особенности борьбы с эпидемиями. Первые государственные карантинные мероприятия.

    2.

    Появление государственной медицины. «Судебник» Ивана Грозного, решения «Стоглавого Собора». Организация госпиталей..

    3

    Аптекарский приказ и его функции.

    4.

    Открытие первых аптек.

    5.

    Первые гражданские больницы. Подготовка российских лекарей.

    6.

    Первые доктора медицины среди славян – Георгий из Дрогобыча, Франциск Скорина, Постников П.В.




    4.Темы реферативных сообщений

    1.

    Аптекарский приказ и его функции.

    5. Информационный блок.

    5.1.Санитарное дело. Особенности борьбы с эпидемиями. Первые государственные карантинные мероприятия.

    В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии.

    Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора).

    Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск.

    Развитие торговли с соседними странами значительно расширило познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. Однако заморская торговля имела и свою оборотную сторону. В средние века торговые ворота страны открывали пyтъ "повальной  эпидемии». К концу   XIV в. их   связь с прибытием торговых    судов была    очевидна. На Руси такими воротами были крупные торговые   города Псков   и Новгород.

    Заразные болезни называли «прилипчивыми болезнями», «мором», «моровым поветрием», «повальными болезнями». В Новгородских летописях начала XV в. даются подробные описания симптомов черной смерти. Народными средствами борьбы с ними оставались вымораживание, окуривание дымом.

    В XV-XVI вв. во время эпидемий начали изолировать больных. Умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет», а с XVI столетия стали хоронить за чертой города, вдали от жилых мест и питьевых источников. Для захоронения умерших царским повелением выделяли специальных людей. Кормили зачумленных с улицы через ворота. Священникам также не разрешалось посещать больных. За несоблюдение последнего правила они сжигались вместе с человеком, который был болен.

    Если эпидемия охватывала весь город, на ведущих к нему дорогах, согласно царским указам, устраивали заставы. Зараженные предметы на таких заставах сжигали на кострах, а деньги промывали в уксусе. Что же касается писем, то их многократно переписывали по пути их следования, а оригиналы сжигали. Следовательно, уже в то время у народа имелось представление о передаче заразных болезней и возможности уничтожения заразы.

    Из сочинений, описывающих восточные царства, в древнерусскую медицину проникло представление о ртути как лечебном и профилактическом средстве борьбы с эпидемиями. Было известно, что ртуть для лечения надо употреблять осторожно, поскольку пары ее вредны не только для для человека, но и для «всех животов» 

    Надо отметить, что за период с 1654–1665 гг. было подписано свыше 10 специальных царских указов «о предосторожности от морового поветрия», а во время чумных эпидемий 1654–1655 гг. повелевалось устанавливать на дорогах заставы и никого не пропускать под страхом смертной казни, это касалось всех, несмотря на звания и чины.

    Во время эпидемий приостанавливались вывоз и ввоз различных товаров, прекращались работы на полях. Вследствие этого возникали неурожаи и голод, которые всегда тянулись вслед за эпидемиями. Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности.

    Медицина того времени была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имела система государственных карантинных мероприятий, разработанная в то время в Московском государстве. Важное значение в борьбе с эпидемиями имело создание Аптекарского приказа.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   51


    написать администратору сайта