Главная страница
Навигация по странице:

  • Категории

  • Категорический императив

  • Международный билль о правах человека

  • Мировоззрение

  • Норма

  • Нравственная культура личности

  • Методичка по Проф этике и служебному этикету. Методические указания для студентов заочной формы обучения по специальности Экономическая безопасность


    Скачать 348.5 Kb.
    НазваниеМетодические указания для студентов заочной формы обучения по специальности Экономическая безопасность
    АнкорМетодичка по Проф этике и служебному этикету.doc
    Дата15.02.2018
    Размер348.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодичка по Проф этике и служебному этикету.doc
    ТипМетодические указания
    #15584
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Золотое правило - одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Золотое правило встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской «Махабхарате», в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «чего в других не любишь, того и сам не делай».

    Идеал нравственный - понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).

    Интуитивизм - направление в этике, сторонники которого утверждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как «самоочевидные истины». Этический интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе.

    Иррационализм - методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное в этическом иррационализме - отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме. Следствием этого является вывод, что разум и наука, способные устанавливать лишь общее в многообразном, совершенно неприменимы к области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Утверждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформулировать какие-либо общие принципы нравственности, на основании которых человек мог бы принимать конкретные решения в различных практических ситуациях.

    Искренность - моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

    Категории - это универсальные формы человеческого мышления.

    Категории этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и место каждой из них в обшей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра и долга, совести, чести и др.

    Категорический императив - основная категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать). Кант считал, что из этого принципа можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной).

    Качества моральные - понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Качества моральные характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Качества моральные разделяют на положительные и отрицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.

    Кодекс моральный - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в моральном кодексе, составленном определенным автором, отражаются нравственные требования, которые уже выработало до него стихийно моральное сознание общества. Моральный кодекс обычно охватывает как те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством людей, так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, обязательными.

    Конфликт моральный - специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель. Разрешение морального конфликта базируется на осознании иерархии нравственных ценностей (общественный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным).

    Конформизм - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) или неявно (внушением через традицию и др.) В этике конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы, следовательно, отказу от себя как от личности.

    Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды. Корыстолюбие есть проявление эгоизма в сфере отношения людей к материальным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочтения личному материальному интересу перед общественным.

    Культура - это совокупность всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.

    Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней' культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в; общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, эстетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика, жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

    Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности - качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

    Личность - субъект нравственной деятельности. Человек становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной личности - одна из важнейших категорий этики, тесно связанная с другими этическими понятиями и проблемами.

    Любовь - чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на взаимной заинтересованности и склонности. В этике и философии любовь понимается как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним:

    − испытывает потребность к объединению и сближению;

    − отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления;

    − добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им. Противоположностью любви является ненависть.

    Малодушие - отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или из неверия в собственные силы.

    Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. Включают также совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), характерные для человека походку, жестикуляцию, мимику. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом. Целесообразность определенных манер находит отражение не только в требованиях, имеющих нравственный смысл, но и в .эстетических представлениях о внешнем облике человека. Единство этического и эстетического в оценке манер связано с тем, что внешний образ поведения является наглядной, зримой формой воплощения духовного облика человека, органичным и естественным выражением его общей культуры.

    Международный билль о правах человека (International bill of human rights) - общий термин, применяемый к четырем основным международным документам в области прав человека, заключенным под эгидой Организации Объединенных Наций:

    1. Всеобщая декларация прав человека;

    2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

    3. Международный пакт о гражданских и политических правах;

    4. Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах.

    5. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации - иногда считается частью международного билля о правах человека.

    Мировоззрение - совокупность взглядов человека на окружающий мир.

    Мораль - предмет изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной

    жизни. Мораль того или иного общества, прежде всего, предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. Мораль складывается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании.

    Мотив - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Среди родственных понятий - стимул, намерение, цель, относящиеся к идеальной сторон поступка. Мотив занимает особое место, являясь основанием поступка, мотив реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и мотивов.

    Мужество - моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовность пойти в случае необходимости на самопожертвование.

    Навыки - действия, которые человек настолько усвоил в процесс длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, которая включает потребность; склонность человека к действию, навыки касаются лишь технической стороны его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. В моральной деятельности посредством навыков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.

    Ненависть - моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. По своему содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение и желание зла другим; отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям. Чувство ненависти противоположно чувству любви.

    Нигилизм - принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

    Норма - это определенный стандарт поведения представителей человеческого общества.

    Норма моральная - простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Моральным сознанием моральные нормы формулируется в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером могут служить некоторые из «Десяти заповедей», изложенных в Библии («Не убий», «Не укради», «Почитай отца и мать твоих»). Однако сами по себе моральные нормы не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Такая, например, моральная норма, как «Не убий», не может применяться во всех случаях без исключения (например, по отношению к закоренелому убийце, представляющему опасность для общества, или по отношению к врагу в условиях военных действий). При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений - принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Различают позитивные и негативные моральные нормы. Позитивные моральные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен»). Негативные моральные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не укради», «Не убей»).

    Нормативная этика - составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.

    Нравственная культура личности - степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию. Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

    Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»), выражающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, определяющее «рамки» достойного поведения.

    Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Понятие нравов близко к понятию норм поведения. Но, в отличие от последних, оно характеризует содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу. Им обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей.

    Общение - процесс взаимодействия, установления прямого, непосредственного контакта между людьми. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом. Сущность общения состоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Оно строится на уважении достоинства других, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности.

    Общественное мнение - средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она становится законом социальной жизни, которому добровольно следует большинство людей, отражается в их общественном сознании и поддерживается авторитетом их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе.

    Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении - это вопрос о личной ответственности.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта