Философия кр. Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине
Скачать 230 Kb.
|
3.1. Вопросы для собеседования по теме на семинарских занятиях Тема 1. Философия как явление культуры. Роль философии в формировании мировоззренческой позиции*i1 Многообразие и сложность мира философии. Мыслители прошлого и настоящего о сущности философии. Понятие «мировоззрение». Уровни и исторические формы мировоззрения. Природа философских проблем и особенности метода. Соотношение и взаимосвязь философии с религией и наукой. Тема 2. Философия Античности 5. Натурфилософия и проблема первоосновы мира в античной философии. 6. Сократ и Платон. Учение Платона об идеях и идеальном государстве. 7. Философские идеи Аристотеля. Учение о материи и форме. 8. Философские школы поздней античности. Тема 3. Философия Средних веков 9. Общая характеристика и основные особенности христианского мировоззрения. Представления о мире и человеке. 10. Патристика и апологетика: основные идеи и представители. 11. Схоластика: основные идеи и представители. Проблема универсалий. 12. Арабоязычная философия средних веков. Тема 4. Философия Возрождения и Нового времени (XVII-XVIII в.в.) 13. Возрождение: общая характеристика. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм. 14. Социально-политические и утопические идеи Возрождения в произведениях «Государь» (Н. Макиавелли), «Утопия» (Т. Мор), «Город Солнца» (Т. Кампанелла). 15. Проблема познания в философии XVII века: эмпиризм и рационализм. 16. Теория общественного договора и социально-политические идеи эпохи Просвещения. Тема 5. Немецкая классическая философия 17. Немецкая классическая философия: общая характеристика и основные представители 18. Философия И. Канта: проблема познания и этика. 19. Г.В.Ф. Гегель: учение об абсолютной идее. Диалектика. 20. Философия Шеллинга. Тема 6. Постклассическая философия второй половины XIX-XX в.в. 21. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 22. Философия К. Маркса. 23. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и «философия жизни». 24. Позитивизм. Прагматизм и утилитаризм. Тема 8. Философия XX века: общая характеристика основных направлений 25. Общая характеристика ведущих направлений философии XX века: прагматизм, феноменология, герменевтика. 26. Психоанализ и учение о бессознательном. 27. Экзистенциализм. 28. Неопозитивизм и постпозитивизм. 29. Постмодерн. Тема 10. Проблемы и идеи гносеологии* 30. Проблема познаваемости мира в философии. Основные подходы и теории. 31. Структура знания, его виды и формы. 32. Научное и вненаучное знание. Специфика научного познания. 33. Истина как цель познания, современные теории истины. Тема 11. Социальная философия 34. Основные подходы к пониманию общества в философском знании. 35. Структура общества и основные сферы общественной жизни. 36. Характеристика человека как индивида, индивидуальности и личности. Понимание личности в философии. 37. Человек в системе социальных отношений. Тема 12. Аксиология: философия ценностей 38. Понятие «ценность», предмет и основные проблемы аксиологии. 39 Основные философские концепции сущности ценностей. Многообразие ценностного мира. Проблема типологии ценностей. 40. Нравственные ценности (добро и зло, совесть и долг). Проблема счастья и смысла жизни. 41. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Красота и гармония. 3.2. Задания по теме Тема 1. Философия как явление культуры. Роль философии в формировании мировоззренческой позиции. Задание 1. Какие утверждения являются мировоззренческими, а какие нет. Материальные объекты состоят из атомов. Все существующее состоит из атомов. Политика – грязное дело. Существует четыре вида физического взаимодействия. Сила равна произведению массы на ускорение. Если бы женщины правили миром, на планете не было бы войн. Мир катится в пропасть. Мир есть творение. Задание 2. Как вы думаете, являются ли все люди носителями мировоззрения? Обоснуйте свой ответ. Попытайтесь сформулировать свои мировоззренческие принципы. Задание 3. В нижеследующем отрывке из «Метафизики» Аристотеля, в котором он говорит о философии и об ее предмете, определите соотношение философии и науки. «Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущного. Если же те, кто искал элементы вещей, искали и эти начала, то и искомые ими элементы должны быть элементами не сущего как чего-то привходящего, а сущего как такового. А потому и нам необходимо постичь первые причины сущего как такового». Тема 2. Античная философия. Задание 4. Ответьте на следующие вопросы: Как повлияли открытия Фалеса на возникновение и развитие античной науки и философии? Назовите представителей Милетской школы и попытайтесь сформулировать основные различия в их учениях. Фалес признан одним из семи греческих мудрецов. Попытайтесь назвать остальных (используйте Internet)? «Все сущее есть война», «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл? Задание 5. Сократ полагал, что божественный Номос не может сам собою утвердиться в человеческих взаимоотношениях, каждый должен сам заботиться о своей нравственности при помощи знания и воли. Философ считал, что люди не обладают врожденной способности ко злу и творят последнее исключительно по незнанию («знание ведет к добродетели, а незнание – к порокам»). Прав ли Сократ? Задание 6. Загадки по античной философии: Назовите философа, которого три раза продавали в рабство? Кого из древних философов называли «смеющимся философом»? Какого философа называли «псом»? Кто из философов бросился в кратер вулкана и зачем? Тема 3. Философия средних веков. Задание 7. Августин четко определил свое отношение к познанию: «Во всех прочих делах мы имеем дело лишь с вероятностью, но когда речь заходит о предметах веры, то отпадают всякие может быть». Вопросы: Считает ли Августин возможным достижение достоверного знания о мире? На каких основаниях, по мнению Августина, должно строиться познание? Задание 8. Прочтите высказывание Фомы Аквинского: «Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой целью своей… Цель эта не поддается постижению разумом… Между тем должно, чтобы эта цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение… Священное учение есть наука…». Вопросы: Как называется наука о священном учении? Почему цель соотнесения человека с Богом не поддается постижению разумом? В чем особенность достижения истин, относящихся к Богу? Допускает ли Аквинский возможность и необходимость человеческого познания наряду с божественным откровением? Тема 4. Философия Возрождения и Нового времени (XVII-XVIII вв.) Задание 9. В «Новом органоне» Бэкон пишет: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам. Этот путь истинный, но не испытанный…». Далее философ рисует три портрета исследователя: паук, муравей, пчела. Вопросы: 1. Как вы думаете, в образе какого насекомого представлен настоящий исследователь? 2. Охарактеризуйте в философских терминах деятельность «неистинных» исследователей (по Бэкону). Задание 10. Прочтите высказывание: «Обратив, таким образом, все то, в чем, так или иначе, мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни Неба, ни Земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в исключительности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, "я мыслю, следовательно, я существую", истинно». Ответьте на следующие вопросы: Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея? Какой исходный основной принцип познания заложен в ней? Каков, соответственно этому принципу, путь познания? Какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину? В каких формах будет закреплено это знание? Тема 5. Немецкая классическая философия Задание 11. Как вы думаете, какие из немецких классических философов являются авторами следующих высказываний? «Источником всякой реальности является «Я», так как оно есть непосредственное и безусловное полагаемое. Только через посредство «Я» и вместе с ним дается и понятие реальности. Но Я есть потому, что оно полагает себя потому, что оно есть. Следовательно, самополагание и бытие есть одно и то же». «Конструирующей может быть лишь некая третья сила, которая синтезирует две силы и соответствует синтетической деятельности Я в созерцании. Лишь с помощью этой тр етьей, синтетической деятельности можно понять, как две абсолютно противоположные друг другу деятельности могли быть положены в одном и том же, тождественном субъекте. Следовательно, сила, соответствующая в объекте этой деятельности, и будет той, посредством которой две эти совершенно противоположные друг другу силы положены в одном и том же, тождественном субъекте». Задание 12. Вспомните основные законы диалектики и приведите примеры. Тема 6. Постклассическая философия второй половины XIX-XX в.в. Задание 13. Что означает формула К. Маркса «от отчуждения — к свободе». От какой «зависимости» философ желал освободить мир? Задание 14. Прокомментируйте философский мотив Артура Шопенгауэра о том, что у жизни нет цели вообще, что она — бездушное движение, лишенное цели. Задание 15. Какова социокультурная база позитивистской философии? Какие принципы позитивизма представляются вам контрпродуктивными? Задание 16. Охарактеризуйте принципы прагматизма. Возможна ли диалектика пользы и вреда? Тема 7. Русская философия конца XIX – начала XX в.в. Задание 17. В работе «Кризис западной философии» Вл. Соловьев писал: «Этот школьный характер остался и за новой философией, для которой невозможность иметь практическое значение вытекала прямо из ее задачи: определение общих основных начал сущего, вечной природы вещей и отношение ее к субъекту как познающему… Очевидно, что и задача эта, и результат ее разрешения имеют исключительно теоретический характер, заключая в себе те вопросы, которые ставятся субъектом, как только познающим. Но рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая действительность — субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? Существует вопрос практический: что должно быть? То есть, чего мне хотелось, что делать, из-за чего жить?». Вопросы: Каковы заблуждения европейской мысли? Смысл философии по Вл. Соловьеву? Какие еще отличия русской философии от западной можно назвать? Задание 18. Н. А. Бердяев считал, что: «Свобода совести — и прежде всего религиозной совести — предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает… В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство…». Вопрос: почему, с точки зрения Н.А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы? Задание 19. Современны ли мысли В.И. Вернадского по поводу необратимости разумной стадии в природе, могущей при помощи науки и разума помочь человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы: «Цивилизация «культурного человечества»… не может прерваться и уничтожиться». Тема 8. Философия XX века: общая характеристика основных направлений Задание 20. «Сущее, существующее способом экзистенции, есть человек. Только человек экзистирует. Скала существует, но она не экзистирует. Дерево существует, но оно не экзистирует. Лошадь существует, но она не экзистирует.» (М.Хайдеггер). Что имеется ввиду под экзистенцией в отличие от существования, и почему экзистирует только человек? Задание 21. «Понимание мира в его основе это понимание мира в его историческом целом, а это есть ничто иное как осуществляемое в настоящем понимание прошлого, заключенного в текстах. Конечной же целью этого понимания является обретение человеческой целостности, включающей прошлое и настоящее.» «Философия продолжает оставаться тут жизнью, она срослась с беседой, а изложение ее на письме лишь фиксирует ее для памяти. Так что она обязана быть диалогом, причем столь искусным по своей форме, чтобы последняя побуждала каждого к собственному воспроизведению живого сцепления мыслей.» Какое философское направление отражено в этих высказываниях? Задание 22. Философия 20 в. представляет собой, как вы убедились, разнородное научно-культурное явление – в ней много разных и даже не связанных друг с другом направлений. Сама философия и философская проблематика понимаются в этих направлениях по-разному. Кроме того, в большей части своих направлений философия 20 в. представляет собой нечто оппозиционное по отношению к классической философии. Как вы думаете в связи с этим, каково состояние философии на современном этапе, и каков общий вектор развития философии от античности до современности – как его можно было бы изобразить? Тема 9. Онтология: учение о бытии. Задание 23. Древнегреческий философ-номиналист Антисфен сказал как-то Платону: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади». Что имеется ввиду под «идеей лошади»? Задание 24. Ф.Энгельс определил главный философский вопрос как вопрос «об отношении мышления к бытию». Подумайте по поводу этого утверждения над следующими вопросами. Как вам кажется, какому разделу философии относится данное утверждение? Что имеется ввиду под бытием – сущее или основа сущего? Что имеется ввиду под отношением мышления к бытию – то, что определяет устройство мышления, или то, что определяет устройство бытия? И можно ли в данном случае, т.е. именно в такой постановке вопроса, разделить устройство мышления и устройство бытия? Тема 10. Проблемы и идеи гносеологии Задание 25. Обоснуйте в чем заключена принципиальная разница между понятиями «знание» и «информация». Задание 26. Определите форму рационального познания: 1) Дом, дерево, книга -… 2) Дом стоит на земле -… 3) Все люди смертны Сократ человек Значит, Сократ смертен - … Задание 27. Что такое абсолютная и относительная истина? Приведите не менее трех примеров абсолютных и абсолютных истин. Тема 11. Социальная философия Задание 28. В чем заключается мысль Г.Спенсера, автора следующего рассуждения? Что такое общество? Мы имеем полное право смотреть на общество как на особое бытие, ибо хотя оно и слагается из отдельных единиц, однако же постоянное сохранение, в течение целых поколений и даже веков, известного общественного сходства в группировке этих единиц, в пределах занимаемой каждым обществом местности, указывает на конкретность составляемого ими агрегата. И эта-то именно черта и доставляет нам нашу идею об обществе. Общество есть организм. Постоянные отношения между членами общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Задание 29. Прочитайте и проанализируйте следующие высказывания: 1) «Каждое общество, прежде всего, требует взаимного приспособления и принижения, а потому, чем оно больше, тем пошлее. Каждый человек может быть вполне самим собою только пока он одинок. Стало быть, кто не любит одиночества — не любит также и свободы, ибо человек бывает свободен лишь тогда, когда он один. Принуждение есть нераздельный спутник каждого общества; каждое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем значительнее собственная личность» (Артур Шопенгауэр). 2) «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”. Таковых находишь одну две за всю жизнь. В них душа расцветает. И ищи ее. А толпы избегай или осторожно обходи ее» (Василий Розанов). Вопросы: 1) Что общего, а что отличного в вышеприведенных высказываниях? 2) С каким из авторов Вы согласны в большей степени и почему? 3) Может ли человек сформировать как полноценная личность вне общества? Обоснуйте свой ответ. Тема 12. Аксиология: философия ценностей Задание 30. Ценности традиционно подразделяются на духовные и материальные. К духовным относится, например, мораль, а к материальным, например, архитектура. Как вы думаете, можно ли отнести однозначно к духовным либо материальным ценностям следующие явления: классическая литература, музыка, живопись, театр, кино? Как вы думаете, деление ценностей на материальные и духовные является однозначным или условным? Задание 31. Справедливость – социально-политическая идея, а не моральная. Ее предметом является право, а не добро, которое образует предмет морали. Право и добро – одинаково фундаментальные в обществе, но при этом разные и независимые друг от друга ценностные системы, лишь иногда совпадающие друг с другом в оценке явлений. Порассуждайте о следующем: в чем разница между правом и добром, между справедливостью и моралью? Как вы думаете, судья при вынесении судебного решения должен руководствоваться критерием добра или критерием справедливости? Попробуйте вспомнить или представить общественное действие, в котором люди совершают то, что с точки зрения морали является злом, но что при этом является требованием справедливости. Тема 13. Философия истории Задание 32. Согласно глобально-историческому подходу все существующие в истории культуры оцениваются по шкале прогресса как уровни или области единой человеческой цивилизации. В соответствии с этим одни культуры считаются «передовыми», другие же более или менее «отстающими». В результате применения этой теории утверждается, например, что искусство Древнего Египта или Китая – более примитивное, чем европейское искусство Нового времени. Как вы думаете, существует ли единый прогресс? Согласны ли вы в том, что существует прогресс в искусстве? Задание 33. Постарайтесь сделать собственный вывод по теме: итак, как вы лично думаете, является ли история закономерным и осмысленным процессом, или она представляет собой спонтанную совокупность событий, лишь кажущуюся логичной и имеющей смысл? Обоснуйте свое мнение. |