парпрапр. Философия. Методические указания по написанию контрольной работы заочника по курсу "Философскометодологические основания системного и критического мышления"
Скачать 45.66 Kb.
|
Методические указания по написанию контрольной работы заочника по курсу "Философско-методологические основания системного и критического мышления" Цель написания Учебный план магистратуры предполагает выполнение письменной работы по курсу "Философско-методологические основания системного и критического мышления". Одной из целей высшего образования является формирование самостоятельности как важнейшего качества личности и важнейшей компетенции студентов, что особенно важно в современных условиях, когда конкретные техники и технологии, подходы и методики почти во всех сферах деятельности меняются очень быстро, и потому важнейшим навыком становится навык самообразования, самостоятельного нахождения информации. Не менее важной способностью для современного человека в условиях переизбытка разнородной информации является способность критически мыслить и рационально формировать обоснованную позицию по различным вопросам. Именно эти навыки и умения призвано развить выполнение письменной работы. Формой письменной работы по данному курсу является эссе. Особенности эссе В словарях эссе (от франц. essai - попытка, очерк) чаще всего определяется как прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы. Выделяют литературно-критические, философские, историко-биографические, публицистические, научно-популярные и другие эссе. Родоначальником эссе как самостоятельного литературного жанра считается М. Монтень, автор книги "Опыты", после появления которой жанр и получил свое название. В этом жанре писали Д. Дидро, Вольтер, Г. Гейне и др. В русской литературе это А.И. Герцен ("С того берега"), Ф.М. Достоевский ("Дневник писателя") и др. Жанр эссе разрабатывали также В.В. Розанов, И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский, И.Э. Эренбург, Лев Гинзбург и многие другие. Сейчас жанр эссе активно используется и в сфере образования и науки, в этом контексте говорят об академических эссе. В таких работах выражаются не субъективные впечатления автора, а его идеи. Академические эссе являются научными текстами и содержат аргументированное изложение идей автора согласно принятым в науке правилам и принципам. В качестве учебной работы академическое эссе важно отличать от реферата. Главное их различие состоит в том, что в эссе автор формулирует и аргументирует собственные идеи, собственную позицию, а в реферате систематизировано излагает чужие. Несмотря на то, что эссе не требует обязательного оформления плана/содержания, оно должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы и выводы, обобщающие авторскую позицию. Причем все выводы, которые делаются в эссе, должны быть в обязательном порядке аргументированы. Популярной моделью эссе является т.н. "гамбургер-модель", где введение ассоциируется с верхней половиной булочки, заключение с нижней (они как бы собирают текст-габмургер в единое целое), а котлета и другое содержимое (салат, капуста, соус и прочее) - это основная часть, те тезисы с аргументами, которые выдвигает автор текста, в той форме и стилистике, в которых он их излагает. Из этой модели следует, что главное - это основная часть, но "держат" ее введение и заключение. Причем введение и заключение схожи: во введении проблема ставится, а в заключении кратко излагаются сделанные по этой проблеме выводы. Рекомендуемый объем работы - 10-15 страниц в стандартном форматировании. Работа над эссе включает в себя следующие этапы: 1. Выбор темы, формулирование идеи текста, составление плана работы. Тема эссе выбирается из предложенного списка. Допускается и вариант самостоятельной формулировки темы, но при ее обязательном согласовании с преподавателем. 2. Поиск и конспектирование литературы. На этом этапе необходимо помнить, что в тексте работы обязательно нужно будет правильно оформить все использованные цитаты, а в список использованной литературы внести все источники, на которые даются ссылки в тексте работы. 3. Работа над текстом. Писать сам текст работы можно в любом удобном порядке. Но чаще всего рекомендуют начинать с основной части, вокруг которой потом выстраивать все остальное. Введение обычно пишут самым последним, поскольку оно скорее оформляет для читателя общие контуры работы, нежели предшествует ей для самого автора. Главная цель введения – сформулировать проблему, пояснить ее актуальность и обозначит главный тезис работы. Введение не обязательно выделять заголовком (эссе вообще не требует обязательного оформления плана/содержания, хотя его можно привести, если автору это кажется необходимым), но по смыслу введение в работе присутствовать обязательно должно. Иногда последним рекомендуют писать не введение, а заключение, поскольку оно отражает введение и резюмирует ответы на вопросы, поставленные в начале работы. 4. Оформление. Полезный прием - отложить полностью дописанное эссе на несколько дней, а потом снова перечитать его, чтобы увидеть ранее не замеченные ошибки, недостатки и помарки «свежим» взглядом. Структура эссе Введение Оно представляет работу, содержит обоснование выбора темы, формулировку проблемы, основной идеи и цели работы. Во введении формулируется вопрос, ответом на который является работа. Основная часть Она содержит ответ на поставленный во введении вопрос, представляет собой изложение позиции автора, подкрепленное четкими аргументами. Все цитаты, которые используются в эссе, обязательно должны быть правильно оформлены. Использование чужого текста без ссылки на его автора категорически запрещено и является основанием для проставления неудовлетворительной оценки за эссе. Заключение Содержит краткое изложение основных выводов работа, подводит ее итог. Список литературы Не должен состоять только из учебников и учебных пособий. Подробнее с жанром академического эссе, правилам его написания и методическими рекомендациями можно ознакомиться в следующих источниках: 1. Короткина И.Б. «Академическое письмо: построение научного текста» - URL: https://www.youtube.com/watch?v=zyl_uaoViqg 2. Короткина, И. Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учебное пособие для вузов / И. Б. Короткина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 295 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00415-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/450533 3. Лямзина Т.Ю. Жанр эссе [Электронный ресурс] : [(к проблеме формирования теории)] // Специальность «Журналистика» : [сайт] / Перм. гос. ун-т. – Пермь, [б.г.]. – Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/ lib/liamzina_essay.htm, свободный. - Загл. с экрана. Критерии оценки эссе 1. Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы – до 20 баллов. 2. Широта охвата материала – до 10 баллов. 3. Полнота раскрытия темы – до 10 баллов. 4. Обоснованность выводов – до 30 баллов. 5. Логичность и связность изложения, грамотность – до 20 баллов. 6. Правильность оформления – до 10 баллов Основания проставления неудовлетворительной оценки за эссе: 1. Использование чужого текста без ссылки на его автора, некорректные заимствования. 2. Несоответствие работы теме. 3. Недостаточный объем работы. 4. Наличие в списке литературы только учебников и учебных пособий. 5. Отсутствие в работе аргументации приводимых тезисов. Примерные темы для написания эссе 1. Проблема определения понятия "критическое мышление" 2. Принцип экономии мышления: сила и слабость 3. Философия софистов и критическое мышление 4. Радикальное сомнение Р.Декарта: цель и результаты 5. Анализ позиций и аргументов сторон в споре (на примере конкретного философского или научного спора) 6. Критическая философия И.Канта 7. Философия постмодернизма как философия кризиса 8. Проблема истины в философии 9. Софизмы: суть, виды, применение в современном мире 10. Закон исключенного третьего и его критика 11. Научное, псевдонаучное, лженаучное: границы, способы различения 12. "Идолы рынка" Ф.Бэкона в современном мире 13. Доказательство от противного: сущность и самые известные случаи применения 14. Гипотеза лингвистической относительности: история и современный статус 15. Критическое мышление: сила и слабость 16. Критическое и творческое мышление: различия и сходства 17. Статистические данные: корректное и некорректное использование 18. Рождается ли в споре истина? 19. Глобальный эволюционизм как пример системного подхода 20. Критическое мышление: сильные и слабые стороны 21. Способы развития критического мышления 22. Психологические манипуляции: виды и способы защиты 23. Язык и картина мира 24. Взаимосвязь языка и мышления 25. Аргументация и доказательство: соотношение понятий 26. Мышление по аналогии: возможности и ограничения 27. Вопрос как форма знания 28. Философия подозрения: марксизм, Ницше, психоанализ |