Ане. МЕТОДИЧКА Full. Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Базы и банки данных
Скачать 1.71 Mb.
|
Лабораторная работа № 2«Разработки функциональной модели в BPwin 4.1»Цель: научиться разрабатывать функциональную модель предметной области с помощью BPwin 4.1 Для создания информационной системы первоначально нужно понять, как работает организация, которую нужно автоматизировать. Функциональную модель строят для описания работы предприятия. Систему необходимо представить, как взаимодействие отдельных функций и работ. Построение модели следует начинать с построения контекстной диаграммы, на котором изображается единственный функциональный блок. Наименование этого блока описывает систему в целом. Наименования всех блоков состоит из глагола с существительным (Организовать работу библиотеки). Создание контекстной диаграммы. Запустить приложение BPwin 4.1. В появившемся диалоговом окне Model Mart Connection Manager нажать Cancel. Откроется окно BPwin. Необходимо выбрать пункт Create model. В поле Name ввести Имя модели. В Type выбрать Business Process (IDEF0), нажать OK. (Рис.1) Р исунок 1 – Создание новой модели. Откроется окно свойств для новой модели (Property for new model). Рассмотрим эти свойства. Закладка General (Общие). Здесь указывается Имя автора модели, его инициалы. (рис. 2) Рисунок 2 – Закладка Общие. Закладка Numbering (Нумерация). Указывается стиль нумерации блоков. Рекомендуется выбрать следующие установки: Раздел Activity – Number Prefix A. Поставить флаг Show prefix (Показывать префикс) Раздел Numbering Convention пункт Use diagram numbering format. Раздел Diagram –поставить флаг Show prefix (Показывать префикс). Раздел Activity – Number Prefix A. Поставить флаг Show prefix (Показывать префикс). Раздел Numbering Convention пункт 1,1.1,1.1….(use dots). Закладки Layout, ABS Units, Display, Page setup, Header/Folder следует оставить без изменения. Нажать OK. Рисунок 3 – Закладка Numbering Появится изображение блока контекстной диаграммы (рис. 4). Рисунок 4 – Контекстная диаграмма Именование Блоков Д ля именования блока необходимо щелкнуть правой клавишей мыши по нему, в появившемся контекстном меню выбрать Name. Вместо Untitled Object ввести имя блока (Организовать работу библиотеки). Чтобы изменить шрифт названия, необходимо аналогичным образом вызвать контекстное меню и выбрать пункт Font.Чтобы для всех блоков в диаграмме или модели шрифт изменился так же, необходимо в разделе Apply settings to установить флаги соответственно All activity in this diagram model или All activity in this model. Если для всех объектов модели, то в Global – Change all occurrences of font in model. (Рис 5) Рисунок 5 – Изменение шрифта Работа со стрелками Создание стрелок. На панели инструментов выбираем щелчком левой клавиши мыши элемент с изображение горизонтальной стрелки. (Рис. 6) Курсор мыши изменит свой вид на крестик со стрелкой. Рисунок 6 – Панель инструментов. Для начала рисования ведем курсор к соответствующему краю диаграммы, до появления черной полосы. При её появлении щелкаем левой клавишей мыши и ведем стрелку к стороне блока, куда необходимо подвести стрелку, до появления черного треугольника. Щелкаем левой клавишей мыши. Стрелка готова. Именование стрелок Для этого вызываем контекстное меню как в случае с блоком. Выбираем поле Name. В появившемся окне Arrow Properties, в поле Arrow Name вносим имя стрелки. Если необходимо изменить стиль стрелки, в этом же окне переходим на закладку Style, где можно выбрать стиль и толщину стрелки. Нажимаем OK. Изменение оформления стрелок Ч ерез контекстное меню можно, так же как и для блоков, менять шрифт. Когда на диаграмме много стрелок, которые ветвятся и пересекаются между собой, удобно изменить для каждой группы стрелок цвет её и надписи. Для этого вызываем контекстное меню, выбираем Color. Если цвет меняем только для надписи, выбираем Label Color, только для стрелки – Arrow Color, и для стрелки и для надписи – Both. Нажимаем OK. Рисунок 7 – Изменение цвета стрелок. Декомпозиция модели. Выделяем левой клавишей мыши блок, который необходимо декомпозировать. На панели инструментов выбираем элемент . Появится окно Activity Box Count. Если полученный в результате декомпозиции уровень будет последним, то устанавливаем переключатель на DFD (Data Flow Diagram), если нет – IDEF0 Устанавливаем необходимое число блоков на диаграмме нижнего уровня в Number of Activities in this Decomposition (0-8). Нажимаем OK. (Рис.8) Рисунок 8 – Декомпозиция модели. На полученном новом уровне именуем блоки, рисуем необходимые стрелки. Все стрелки предыдущего уровня копируются на нижний уровень. Туннелирование В процессе декомпозиции может получиться ситуация, когда на нижнем уровне какая-либо стрелка не указывается либо, наоборот, необходима какая-то стрелка, которой нет на верхнем уровне. Если стрелка не присутствует в родительской диаграмме, в этом случае на начале стрелки возникает символ туннеля . Если стрелка не присутствует в дочерней диаграмме, в этом случае на конце стрелки возникает символ туннеля . Д ля разрешения туннеля подводим к нему курсор мыши, щелкаем правой клавишей и выбираем в появившемся контекстном меню пункт Arrow Tunnel. Откроется окно Border Arrow Editor. Если необходимо скопировать стрелку на верхний или нижний уровень, то на вопрос: How do you want to resolve this tunnel? выбрать Resolve it to border arrow. (Стрелка будет присутствовать на верхнем или нижнем уровне модели. Туннель исчезнет) Если нет, то выбираем Change it to resolve rounded arrow. В этом случае стрелка не будет копироваться на верхний или нижний уровень модели, вместо прежних (квадратных) скобок, обозначающих туннель будут круглые . (Рис. 9) Нажать OK. Рисунок 9 – Разрешение туннеля Редактирование модели Если в процессе разработки были обнаружены ошибки или просто необходимо внести изменения, то можно делать следующее: для удаления блока или стрелки с диаграммы необходимо их выделить и нажать на клавиатуре Delete. При удалении блока удалятся и связанные с ним стрелки; для добавления блока на диаграмму нужно выбрать на панели инструментов элемент , если добавление проводится не на последнем уровне, или , для последнего уровня детализации. чтобы сделать разветвление стрелки, необходимо на панели инструментов выбрать элемент стрелка. Если разветвление проводится для входящей стрелки, то подносим курсор к стрелке, щелкаем левой клавишей так, чтобы стрелки соединились, и ведем к нужному блоку. Если разветвление проводится для выходящей стрелки, то подносим курсор к блоку, от которого будет идти ветвь, щелкаем левой клавишей, и ведем к нужной стрелке так, чтобы они соединились. Вся информация о стрелках, которые есть или были ранее в модели, записывается в словарь. Если необходимо удалить из словаря эту информацию, то выбираем в меню Dictionary пункт Arrow. По соответствующей стрелке щелкаем правой клавишей мыши выбираем в контекстном меню пункт Delete Row. При выходе из словаря на вопрос Save changes нажимаем Да. Вставка хранилищ П роводится на последнем уровне модели. На панели инструментов выбираем элемент Data Store Tool . Щелкаем левой клавишей мыши по пустому месту диаграммы, появится окно Data Store. Выбираем в поле Reusable Data Store переключатель Arrow. В выпадающем списке выбираем необходимую стрелку. (Рис. 10) Рисунок 10 – Вставка хранилищ Вставка внешних сущностей Проводится на последнем уровне модели. На панели инструментов выбираем элемент External Reference Tool . Щелкаем левой клавишей мыши по пустому месту диаграммы, появится окно Data Store. Выбираем в поле Reusable External Reference переключатель Arrow. В выпадающем списке выбираем необходимую стрелку. (Рис. 11) Рисунок 11 – Вставка внешних сущностей Сохранение модели Д ля сохранения модели необходимо нажать кнопку . А при выходе из модели выбрать в окне Model Mart Close Model переключатель Close without saving. Нажать OK. (Рис. 12) Рисунок 12 – Выход из модели Открытие существующей модели З апустить приложение BPwin 4.1. В появившемся диалоговом окне Model Mart Connection Manager нажать Cancel. Откроется окно BPwin. Необходимо выбрать пункт Open model, нажать OK. (Рис.1) В диалоговом окне «Открыть» найти свою модель и нажать Открыть. Если шрифт открывшейся модели не соответствует необходимому вам шрифту, то щелкаем правой клавишей мыши по пустому месту рабочей области диаграммы. Выбираем из контекстного меню пункт Parent Diagram Text font. Рисунок 13 – Изменение шрифта В окне Text Diagram Font выбираем необходимый шрифт (например, Arial Cyr) и в нижнем левом углу ставим флаг Change all occurrences of font in model. Нажимаем OK. Затем снова щелкаем правой клавишей мыши по пустому месту рабочей области диаграммы. Выбираем из контекстного меню пункт Parent Diagram Title Text font. В окне Text Diagram Font выбираем необходимый шрифт (например, Arial Cyr) и в нижнем левом углу ставим флаг Change all occurrences of font in model. Нажимаем OK. (Рис. 13) Добавление диаграммы дерева узлов. Чтобы добавить диаграмму дерева узлов, в меню Diagram выбираем пункт Add Node Tree (рис.14). Рисунок 14 – Меню Diagram В открывшемся диалоговом окне мастера построения диаграммы дерева узлов в разделе Number of Levels выбираем необходимое нам число уровней диаграммы (рис. 15). Нажимаем «Далее». Рисунок 15 – Мастер построения диаграммы дерева узлов. Шаг 1. На следующем шаге необходимо указать параметры диаграммы (рис.16). Нажимаем кнопку «Готово». В окне модели будет показана созданная диаграмма дерева узлов. Рисунок 16 – Мастер построения диаграммы дерева узлов. Шаг 2. Пример разработки функциональной модели «Организация работы библиотеки» Первая диаграмма в иерархии диаграмм IDEF0 изображает функционирование в целом. Такие диаграммы называются контекстными. В контекст входит описание цели моделирования, области (описания того, что будет рассматриваться в качестве компонента системы, а что в качестве внешнего воздействия) и точки зрения (позиции, с которой будет строиться модель). После того как контекст описан, проводится построение следующих диаграмм в иерархии. Каждая последующая диаграмма является более подробным описанием (декомпозицией) одной из работ на диаграмме вышестоящего уровня. Контекстная диаграмма представляет собой схему организации работы библиотеки. Входными данными является информация о сотрудниках, фонде, студентах, новых книгах. Результатом функционирования являются различные отчеты: о проведенных библиотечных мероприятиях, о посещаемости, о платных услугах, о выданных книгах, об изменениях книжного фонда. (Рис. 17) Рисунок 17 – Контекстная диаграмма. Рисунок 18 – декомпозиция процесса AO “Организовать работу библиотеки” В дальнейшем диаграмма разбивается на уровни. Первый уровень – это диаграмма (рис. 18), с помощью которой производится детализация основного процесса, находящегося на контекстной диаграмме. Контекстную диаграмму разбиваем на 4 блока в соответствии с имеющимися в библиотеке отделами. Полученные блоки – «Организовать работу отдела периодики» и «Организовать работу справочно-библиографического отдела» – также подлежат дальнейшей детализации в соответствии с функциями, которые выполняют отделы (рис.19, 20). Рисунок 19 – декомпозиция процесса A3 “Организовать работу отдела периодики” Рисунок 20 – декомпозиция процесса A4 “Организовать работу справочно-библиографического отдела” Блок «Организовать работу отдела обслуживания» разбиваем на 2 блока в соответствии с имеющимися в нем подотделами – «Организовать работу абонемента» и «Организовать работу читального зала и книгохранилища». Полученные блоки подлежат дальнейшей детализации в соответствии с функциями, которые выполняют подотделы. (Рис 21,22,23) Блок «Организовать работу отдела комплектования» разбиваем на блоки в соответствии с его функциями (Рис 24). Функция «Обработать литературу» требует также детализации, поэтому мы также разбиваем её на блоки (рис. 25). Рисунок 21 – декомпозиция процесса A2 “Организовать работу отдела обслуживания” Рисунок 22 – декомпозиция процесса A2.1 “Организовать работу абонемента” Рисунок 23 – декомпозиция процесса A2.2 “Организовать работу читального зала и книгохранилища” Рисунок 24 – декомпозиция процесса A1 “Организовать работу отдела комплектования” Рисунок 25 – декомпозиция процесса A1.3 “Обработать литературу” Рисунок 26 – Диаграмма дерева узлов. |