Детские музыкальные инструменты. Пособие. Методическое пособие Детские музыкальные инструменты
Скачать 0.78 Mb.
|
Методическое пособие «Детские музыкальные инструменты» СОДЕРЖАНИЕ Введение Ложки Трещотка Металлофон Колокольчики Барабан Бубен Свирель Дудка Заключение Введение В детской психологии и методике развития речи учащихся хорошо известна роль становления слуха и формирование ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритма, резко тормозят формирование речи. Через музыцирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становиться более совершенной. В процессе игры проявляются индивидуальные черты каждого учащегося: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются музыкальные способности. У детей улучшаются такие качества как пение, музыкально-ритмические движения. Детские музыкальные инструменты – это настоящие полноценные духовые, ударные, клавишные, струнные инструменты, ориентированные специально на детей (размер, материалы изготовления, расцветка и другие критерии). Музыкальные инструменты - это не просто интересное развлечение. Они развивают: ♦ Слух ♦ Чувство ритма ♦ Воображение ♦ Память ♦ Творческие способности ♦ Мелкую моторику и координацию движений Помогают выявлять музыкальные способности у детей. Разновидности детских музыкальных инструментов Ударные. В группу входит барабан, треугольник, бубны, ксилофон. Данные инструменты развивают вестибулярный аппарат и чувство ритма. Будет уместно приобрести бубны в воде погремушки, так как их очень удобно удерживать в руке. Ксилофоны очаруют малыша своим звонким сказочным звучанием; Духовые. К ним относят губные гармошки, трубы, свистульки и разнообразные дудочки. Укрепляют иммунитет путем развития верхних дыхательных органов ребенка. Отлично тренируют голосовые связки; Клавишные. Самые универсальные музыкальные инструменты, хорошо развивают работу рук и согласованность между ними, мелкую моторику. За счет широкого разнообразия, выбрать пианино можно для ребенка любого возраста. В таком случае, изделие располагает широкими клавишами. Модели для более старших деток приближены по виду к взрослому инструменту, но с более замысловатым дизайном (например, с подсветкой); Струнные. Идеальны для развития мелкой моторики рук и координации движений, так как звуки воспроизводятся от колебаний струн, которые малыш трогает пальцами и оттягивает с определенной интенсивностью и силой. В группу включены гитара, скрипка, балалайка, цимбала; Клавишно-пневматические. К ним относят ручные гармошки. Развивают координацию движений, прорабатывают сложные движения пальцев и рук. Ложки Ложки – древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмического сопровождения пения и пляски. В 19-20 веках ложки широко бытовали в хорах и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках в прошлом веке достигала высокого мастерства. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски. Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики. Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Трещотка Трещотка - народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотка – привлекает не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшали цветными лентами, цветами. Играют на ней преимущественно женщины, ритмически сопровождая величальные, плясовые, игровые и свадебные песни. Часто используется трещотка для сопровождения частушек, что придает им больше задора и веселья. Существует множество видов трещоток, тембр их различен, поэтому в своём разнообразии и многообразии они могут применяться в детском оркестре в соответствии с замыслом для определённого музыкального произведения. Трещотки состоят из набора 18 - 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 - 18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. Существует и другая конструкция трещотки - прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка. Трещотка держится за веревку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются чтобы привлечь внимание своим внешним видом. Металлофон Металлофон — род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком. Металлофоны бывают диатонические и хроматические. Горизонтальное расположение инструмента с установкой звуковысотности слева направо ассоциируется с расположением клавиш знакомого всем фортепиано и является более рациональным при игре. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце (между ногтевой и второй фалангами) и придерживаться большим пальцем. Первоначально необходимо научиться свободно, держать и раскачивать молоточек, что даст возможность ощутить массу молоточка, его сопротивление, а при последующей игре на инструменте позволит ударять точно по середине металлической пластинки, не «прилипая» к ней молоточком. Один из видов металлофона — колокольчики. Сходный музыкальный инструмент — ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш. Колокольчики Колокольчики— ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в пиано, блестящим и ярким — в форте. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные. Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматизму металлических пластинок, размещённых в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и чёрных клавиш фортепиано. Применяемый диапазон колокольчиков — от третьей октавы до пятой октавы, на некоторых инструментах — шире. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками. В клавишных колокольчиках пластинки заключены в корпус наподобие маленького пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам (этот механизм схож с механизмом челесты). Клавишные колокольчики технически подвижнее простых, но проигрывают им в чистоте тембра. Барабан Барабан — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере около 3000 лет до н.э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм и размеров. Барабан обычно используется в произведениях маршевого характера или песнях, где поётся про этот инструмент. Бубен Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. При игре на бубне можно получить самые различные по силе и характеру звуки в зависимости от того, где (в центре или ближе к раме, или по раме) и как (пальцами, фалангами, ладонью, чередованием пальцев или ладони и пальцев) сделать удар. Свирель Свирель — русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы. В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт. Держать инструмент нужно располагая пальцы над отверстиями. Причем 4 отверстия, расположенные ближе к лицу зажимаются пальцами левой руки, а оставшиеся два - пальцами правой руки. Свирель — это простой инструмент. Он способен привлечь детей к творчеству, побуждает к активной самостоятельной деятельности. Игра на свирели, дает возможность детям исполнять музыкальное произведение, даже не зная нотной грамоты. Дети переходят к знакомству с нотами после того, как научатся играть по слуху «через звуки к системе нотной записи». Дудка Дудка— русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук. Дудка представляет собой трубку с игральными отверстиями и свистковым приспособлением. Дудки отличаются размерами (длина от 20 до 50 см), формой трубок (существуют конусообразные, ровные, с расширением, сужением концов), количеством игральных отверстий, конструкцией свисткового приспособления. Для изготовления используют клён, ясень, орешник, граб, сосну, липу, крушину. Состоит из бузинной тростины, камыша, и имеет несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. В современной практике используют алюминий и эбонит. Бывают цельные и разборные. Дудки высверливаются, выжигаются, выкручиваются вручную, точатся на токарном станке. Благодаря указательному пальцу левой руки можно зажать самое близко располагающееся к губам отверстие, а среднему — следующее. Только мизинец в таком процессе не принимает участие. Если на дудке больше четырех отверстий, то пятое необходимо закрыть указательным пальцем правой руки. Некоторым дудкам присуще боковое нахождение ряда отверстий, но при любом случае левая рука должна находиться ближе к губам. Заключение Таким образом, игре на детских музыкальных инструментах в дошкольном учреждении уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. Творческий процесс в фольклорном коллективе направлен на то, чтобы учащийся ощутил себя не потребителем музыки, а ее творцом. Основополагающий вывод – чтобы творческая деятельность на занятиях фольклорного образования стала развивающей. Успешное развитие музыкальных способностей учащихся зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на шумовых инструментах, учащиеся осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, улучшается качество пения и музыкально-ритмических движений. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления творческой инициативы. Существует множество других простейших музыкальных инструментов, которые педагог, предварительно изучив способы игры на них и музыкальные возможности детей, может использовать и на музыкальном занятии. |