Главная страница
Навигация по странице:

  • ПИСЬМО: «ОЧЕРК НА ОСНОВЕ ИНТЕРВЬЮ» 1. Узнайте как можно больше о человеке, у которого берете интервью. 2. Составление списка вопросов

  • 8. Публикация (издание).

  • ПИСЬМО: СИНКВЕЙН (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА ПИСЬМЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ) Синквейн

  • Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

  • Дом – высокий, родной – укрывает, защищает, греет - самое хорошее место в мире – люблю! 2. Архангельск – северный, большой – растёт, хорошеет, объединяет

  • – крик чаек над Двиной! - город порт. 3. Гимн – государственный, торжественный, – славит, волнует, звучит – главная песня страны – Похвала!

  • Начало непосредственно образовательной деятельности

  • Разгар непосредственно образовательной деятельности

  • Синквейны – превосходный способ контроля

  • ПИСЬМО: ЭССЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА ПИСЬМЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ) Эссе́

  • Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.

  • Приемы проведения рефлексии 1.Устная рефлексия 2.Письменная рефлексия Приёмы проведения рефлексии

  • ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ. УСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ. «ДВУХРЯДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ» Устная рефлексия

  • Внешний круг Внутренний круг преподаватель

  • _Методическое_пособие_для_учителей. Методическое пособие для учителей I. Технология Развитие критического мышления


    Скачать 1.5 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителей I. Технология Развитие критического мышления
    Дата01.12.2022
    Размер1.5 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Методическое_пособие_для_учителей.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #822669
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов.
    - Формулировка вопроса.
    - Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
    - Составление схемы для перекрестной дискуссии.
    Она выглядит так.
    Вопрос - проблема?
    Да (за) Нет (против)
    1. 1.
    2. 2.
    3. 3.
    Вывод (краткий): Да, потому что… Нет, потому что…
    - Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".
    Необходимое замечание. На этом этапе могут возникнуть сомнения у учителей и учащихся: нравственно ли, имея твердое убеждение, доказывать противоположную точку зрения. В этом случае можно предложить записать свои аргументы и предугадать аргументы оппонентов.

    Методическое пособие для учителей
    Алгоритм работы таков:
    - Когда каждый набрал достаточное количество аргументов, можно обсудить их в группе, обменяться идеями.
    - Теперь можно озвучить аргументы для всего класса. Сначала "за", затем "против". Предлагаем учащимся внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль, записывать наиболее понравившиеся аргументы одноклассников.
    Этот этап необязателен, если учитель хочет организовать в классе полемику.
    - Заканчивается урок индивидуальной работой.
    Просим каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.
    Ответ может быть кратким или развернутым, можно предложить сочинение-размышление. Слабым учащимся можно предложить схему письменной работы:
    - Моя позиция.
    - Краткое обоснование.
    - Возможные возражения.
    - Доказательства правильности моей позиции.
    - Заключение.
    Планируя включение дискуссии в урок, необходимо, прежде всего, ясно осознать цель этого включения.
    ПИСЬМО:
    «ОЧЕРК НА ОСНОВЕ ИНТЕРВЬЮ»
    1. Узнайте как можно больше о человеке, у которого берете интервью.
    2. Составление списка вопросов. "Каков вопрос - таков ответ"?
    3. Интервью.
    4. Письмо на время. Вопросы заданы, ответы получены. Свободное письмо в течение 20 минут, из разрозненных ответов вы "складываете" текст.
    Это ЧЕРНОВИК .
    Учитель тоже пишет свой текст (предположим, интервью он взял у кого- либо до занятия). Писать желательно на большом листе бумаге или на пленке кодоскопа.
    5. Правка текста учителя (совместная работа)
    6. Правка. (возможна групповая работа). Работы читаются поочередно.
    Вначале анализируется содержание, композиция, а затем стилистика, язык.
    Дополнение или уточнение автор вносит сразу в текст.
    7. Редактирование. Все составляют улучшенные варианты своих сочинений, учитывая пожелания партнера (с которым, кстати, можно и не соглашаться, соблюдая авторское право). Этот и предыдущий этап можно "проигрывать" несколько раз.

    Методическое пособие для учителей
    8. Публикация (издание). Желающие (!) читают свои сочинения, сидя в читательском кресле.
    1. Подумайте о человеке, у которого вам придется взять интервью. До того, как будете писать вопросы, узнайте как можно больше об этом человеке. Это поможет вам принять его, сформулировать вопросы, на которые действительно стоит получить ответ.
    2. Составление списка вопросов. Вопросы, которые вы сформулируете, должны показать действительную заинтересованность и знание предмета обсуждения. Если вы не заинтересованы в предмете или ничего о нем не знаете, трудно задавать хорошие вопросы. Нельзя забывать, что только на интересный вопрос можно получить интересный ответ (помните народную мудрость: "Каков вопрос - таков ответ"?).
    3. Интервью. При интервью старайтесь меньше прерывать респондента и помните: люди, как правило, осторожнее высказываются, когда их слова открыто фиксируются на листе бумаги. Лучше максимально запоминать ответы, конечно, делая небольшие пометки в блокноте.
    4. Письмо на время. Вопросы заданы, а ответы получены. Можно изложить свои мысли, эмоции, впечатления, факты на бумаге. В течение 20 минут из разрозненных ответов вы "складываете" текст. Это свободное письмо (мы рассказывали о нем выше), поэтому не спешите корректировать написанное.
    Не забывайте, что это ЧЕРНОВИК .
    Учитель тоже пишет свой текст (предположим, интервью он взял у кого- либо до занятия). Писать желательно на большом листе бумаге или на пленке кодоскопа.
    5. Когда время, отведенное на письмо, закончено, учитель показывает, как усовершенствовать написанное, как осуществлять правку текста. Текст, предложенный учителем, должен хорошо передавать мысль, но отличаться невыразительным языком, который сообщает, а не изображает.
    Демонстрируя это сочинение, спросите, что ребятам нравится в нем, что и как, на их взгляд, можно изменить. По ходу разговора вносим фломастером необходимые изменения.
    6. Правка. Только после того, как учащимся показан принцип, алгоритм правки, можно предложить зачитать друг другу свои работы, чтобы услышать замечания, критику. Работы читаются поочередно. Вначале анализируется содержание, композиция, а затем стилистика, язык.
    Дополнение или уточнение автор вносит сразу в текст.
    На этом этапе возможна и групповая форма работы. Сотрудничество при создании текста позволяет "направить работу по верному пути", упростить процесс, сделать его радостью, а не мукой творчества. Желающим можно предложить вопросник для подобного собеседования (см. приложение).
    7. Редактирование. Все составляют улучшенные варианты своих сочинений, учитывая пожелания партнера (с которым, кстати, можно и не соглашаться, соблюдая авторское право). Учащимся легче редактировать свой текст после того, как им указали сильные и интересные стороны, задали

    Методическое пособие для учителей вопросы, помогающие увидеть слабые моменты. Этот и предыдущий этап можно "проигрывать" несколько раз.
    8. Публикация (издание). Желающие (!) читают свои сочинения, сидя в читательском кресле. Остальным предлагаем найти в услышанном тексте что-то, что им очень понравилось. Надо отметить: это хорошо для совершенствования навыка письменной речи. Заканчивая работу, можно предложить подарить друг другу сочинения. Приятно получить в подарок текст, где главным героем являешься ты.
    Рекомендации к апробации.
    1. Учителя русского языка и литературы могут использовать этот прием для объяснения жанровых особенностей очерка. Тогда после прочтения сочинения (п.8) необходимо сообщить учащимся, что текст, написанный ими, представляет собой очерк. Совместно с учителем ученики находят характерные черты жанра, приводят примеры, дают определения.
    2.Можно спланировать интервью с какой-нибудь знаменитостью, историческим или литературным героем. Безусловно, интересной будет попытка ответить на вопросы так, как , по-вашему, на них ответил бы интервьюируемый.
    3.Чтобы "думать" от имени героя, надо хорошо знать этого героя, понимать, чувствовать. Вот почему учитель может использовать прием не только во время письменных работ, но и во время устных обсуждений. В любом случае это будет рефлексия самостоятельного знакомства с героями.
    ПИСЬМО: СИНКВЕЙН
    (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА ПИСЬМЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ)
    Синквейн – прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна.
    Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

    Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово
    (обычно существительноеили местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и
    свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающимихарактерные действия объекта.

    Методическое пособие для учителей

    Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное
    отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
    (афоризм).

    Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.
    Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
    Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
    С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для
    рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
    Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. Составляя синквейн на темы нравственно-патриотического воспитания, каждый ребёнок реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получается эмоциональным. Можно не пугать малыша произношением и заучиванием столь сложного слова. Просто предложите ему ответить на ваши вопросы и запишите ответы. Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов, составленных нашими детьми:
    1. Дом – высокий, родной – укрывает, защищает, греет - самое
    хорошее место в мире – люблю!
    2. Архангельск – северный, большой – растёт, хорошеет, объединяет
    – крик чаек над Двиной! - город порт.
    3. Гимн – государственный, торжественный, – славит, волнует,
    звучит – главная песня страны – Похвала!
    А теперь давайте вместе с вами попробуем:
    1. «Россия»
    2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая)
    3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, приходит на помощь, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

    Методическое пособие для учителей
    4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?
    Лучше нет родного края!
    5. Синоним, или, как по-другому можно назвать Россию?
    (страна, отчизна, отечество) Россия – Родина моя!
    Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Синквейн требует от ребёнка небольших временных затрат, а его составление - реализации практически всех его личностных способностей
    (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.
    Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Мы предпочитаем использовать:

    с составлением краткого рассказа по готовому синквейну;

    коррекция и совершенствование готового синквейна;

    анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
    (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).
    Советы педагогам:
    1. Начиная учить детей составлять синквейны мы предлагаем детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)
    2. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
    На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.
    Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. К примеру: Начало непосредственно образовательной
    деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав

    Методическое пособие для учителей полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.
    Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.Изучение темы завершено.
    Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.
    Скажу честно, сразу не всем детям это нравится, но со временем появляется интерес. Тем, кому это особо нравится, мы предлагаем более сложные темы, или просим составить синквейн - загадку (без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь).
    Примеры синквейнов-загадок:
    1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)
    2. мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)
    Синквейн для воспитателя детского сада - это:
    - инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, - средство творческого самовыражения ребёнка, - способ обогащения словарного запаса,
    - подготовка к краткому пересказу,
    - и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
    Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.
    Эту технологию хорошо использовать как итог работы педсовета, создав замечательные синквейны, выражающие суть работы коллектива и результатов педсовета.
    А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы

    Методическое пособие для учителей
    ПИСЬМО: ЭССЕ
    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА ПИСЬМЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ)
    Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание»)
    — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции.
    Этапы работы над эссе.
    1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
    2. Работа над черновиком.
    3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
    4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
    5. Публикация. Чтение на аудиторию.
    Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.
    1. Обсуждаемая тема (проблема).
    2. Моя позиция.
    3. Краткое обоснование.
    4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
    5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
    6. Заключение.
    Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы.
    Создателем эссе считается М.Монтень ("Опыты" 1580г.). В настоящее время эссе часто называют "потоком сознания, перенесенного на бумагу". Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15,
    20 минут (это время, отведенное на "свободное письмо"). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления.
    Модель написания эссе.
    1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
    2. Работа над черновиком.
    3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
    4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
    5. Публикация. Чтение на аудиторию.
    Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.
    1. Обсуждаемая тема (проблема).
    2. Моя позиция.
    3. Краткое обоснование.

    Методическое пособие для учителей
    4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
    5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
    6. Заключение.
    Приемы проведения рефлексии
    1.Устная рефлексия
    2.Письменная рефлексия
    Приёмы проведения рефлексии
    Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.
    Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.
    ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ.
    УСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
    «ДВУХРЯДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ»
    Устная рефлексия
    Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции,
    Внешний
    круг
    Внутренний
    круг
    преподаватель

    Методическое пособие для учителей ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия "Совместный поиск")
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта