Методическое пособие Образ коня в мезенской росписи
Скачать 0.65 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Архангельской области «Детская школа народных ремёсел» Методическое пособие «Образ коня в мезенской росписи» (с пошаговой инструкцией выполнения элемента «Конь») Автор-составитель: Рыжая Лариса Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Архангельск 2017 2 Введение Конь всегда был главным помощником крестьянину. Он помогал пахать землю, был гужевой и тягловой силой, основным средством передвижения, опорой всего хозяйства. Поэтому образ коня является одним из самых архаичных и любимых в народном искусстве и традиционных ремёслах. Коня на разнообразных предметах быта, текстильных изделиях, мебели и орудиях труда изображали средствами росписи, резьбы, вышивки, северного ткачества, а также лепили из глины. Изображение коня дополняло внешнее и внутреннее убранство дома. Например, одним из элементов деревянного дома являлся охлупень – бревно, венчающее двускатную крышу и заканчивающееся фигуркой коня. На Русском Севере крестьяне говорили: "Конь на крыше - в избе тише". В быту часто можно было встретить резные ковши и чаши в виде коня. Стилизованные и геометризированные фигурки лошадей и всадников на конях можно разглядеть на тканых и вышитых полотенцах, элементах народного костюма. С раннего возраста крестьянские дети играли с берестяными, резными, глиняными и расписными игрушка-коньками. В росписях Русского Севера образ коня можно встретить на прялках, коробах, туесах. Санные выезды и всадники на конях в борецкой и пермогорской росписи, вольно бегущие мезенские кони. Мезенская роспись – яркое и самобытное явление традиционной культуры Русского Севера. Архаичность, лаконичность, цветовая сдержанность, графичность и кажущаяся лёгкость исполнения росписи сразу обращает на себя внимание. В данном методическом пособии описывается последовательное выполнение главного элемента мезенской росписи – коня, от прорисовки в карандаше до заливки и обводки в цвете. Предложенная пошаговая инструкция будет интересна, как обучающимся, желающим самостоятельно освоить основные элементы мезенской росписи, так и педагогам дополнительного образования и учителям рисования общеобразовательных школ для проведения занятий по освоению данного вида росписи. 3 Последовательность выполнения работы Рис.1 Рис.2 Рис.3 Материалы и инструменты: - круглые остроконечные кисти белка или колонок №1-2 – для выполнения обводки и оживки, №3-4 – для выполнения заливки; - гуашевые или темперные краски коричневого и чёрного цвета; - линейка, карандаш простой НР, мягкий ластик; - хорошо отшлифованная деревянная заготовка любой формы. Рекомендуем отработать элементы мезенской росписи сначала на бумаге, а затем переходить на заготовки из дерева. Перед началом работы на заготовке рисуем квадрат, так как отрабатываемый элемент должен быть вписан в предложенную геометрическую фигуру. Прорисовывать элементы рисунка сначала нужно в карандаше. Квадрат делим пополам горизонтальной линией (см. рис.1). В верхней половине квадрата - будет изображено тело, в нижней - ноги коня. На горизонтальной линии определяем длину туловища коня. Для этого с левого конца приподнявшись вверх на 1 см, проводим линию с наклоном вправо до середины основной линии (см. рис. 2). Из верхнего правого угла квадрата проводим полукруглую линию, соединяя её с крайней правой точкой линии туловища (см. рис.3). Таким образом, сформировалась линия шеи. 4 Рис.4 Рис.5 От крайней правой точки центральной линии вверх проводим полукруглую линию с наклоном влево, а затем соединяем с крайней верхней точкой линией шеи, как показано на рис. 4 Так формируется голова коня. Приступаем к прорисовке ног. Из крайних точек центральной линии свободным движением кисти рисуем слегка изогнутые линии вниз по направлению к краям заготовки (см. рис.5). Рис.6 Ещё одну пару изогнутых линий рисуем ближе к середине центральной линии. Обратите внимание, что эти линии изогнуты к центру заготовки (см. рис.6) Таким образом, создаётся ощущение движения, бега коня. Основные элементы фигуры коня прорисованы. Осталось оживить рисунок деталями. 5 Рис.7 Добавляем объём верхней части ног с помощью элемента капелька, как показано на рис.7 В нижней части ног несколькими короткими отрезками обозначаем копытца (см. рис.7) Рис.8 По всей длине шеи лёгкими равными отрезками обозначаем гриву коня (см. рис.8). Рис.9 Рис.10 Рисуем хвост коня, состоящий из трёх наклонных, близко находящихся друг к другу линий (см. рис.9) Следующий этап работы заливка деталей цветом и выполнением обводки (см. рис.10). 6 Приложение № 1 – Образ коня в народной культуре и ремёслах. Детские игрушки из дерева, бересты, глины Конёк-охлупень венчающий крышу 7 Фрагмент полотенца с вышитыми фигурками лошадей Изображение всадника и санный выезд в пермогорской и борецкой росписях. Образцы изделий из фондов Детской школы народных ремёсел 8 Приложение №2 – Примеры использования элемента «Конь» в различных предметах, декорированных мезенской росписью. Этнографические предметы 9 Работы народного мастера РФ Рыжей Л.Н. 10 Приложение № 3 - Словарь специальных терминов. Геометрический орнамент - орнамент, составленный из геометрических фигур: квадратов, ромбов, кругов, прямых и ломаных, линий, полукружий, точек. Заливка – однородное заполнение одним цветом какого-либо элемента в композиции росписи. Зооморфный орнамент - орнамент, в котором использованы стилизованные фигуры зверей и птиц или отдельные части фигур. Композиция - (от исп. соmpositio - расположение, составление, сложение) способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и с целым, в основе которых лежит идея. Контур - (фр. contour - очертание) изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии. Краски - смеси тонкоизмельченных пигментов и наполнителей с растворами пленкообразующих веществ (смол, масел и т.д.). Обводка – нанесение контура на элементы композиции при выполнении росписи. Как правило, обводка выполняется чёрным цветом. Пропорция - (от лат. proportio- соразмерность) это определенное соотношение частей предмета между собой по величине. Прялица-кокорица (корневуха) - т.е. прялка, сделанная из кокоры - дерева с корневищем изогнутой формы (иначе копыл). Растительный орнамент - орнамент, составленный из стилизованных растительных мотивов (ветки, листья, цветы, плоды). Темперные краски - краски, добытые из природных красителей, растворявшиеся в желтке куриного яйца. Техника, технология - (от греч. techne - искусство, мастерство) система материалов, инструментов и приемов работы художника - все, что связано непосредственно с материальным воплощением его творческого замысла. Индивидуальные особенности техники художника называются манерой. 11 Список литературы по мезенской росписи для самостоятельного изучения: 1. Дорожкин Ю.Г. «Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства» - Москва, Мозаика-Синтез, 2000. – 16 с. 2. Знатных О., Мезенская роспись, Искусство детям, 2008 3. Изместьева Л.А. «Мезенская роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства Русского Севера» - Архангельск, 1992. – 29 с. 4. Костина Г.Н. «Мастерская мезенской росписи. Учебно-методическое пособие» - Новосибирск, Книжица, 2005. – 56 с. 5. Круглова О.В. «Мезенская роспись по дереву. По материалам экспедиции в 1961 году в Архангельскую область», Советская этнография, 1964, №3 – с. 118-123 6. «Палащельская роспись из собрания Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»: каталог» - Архангельск, 2005. - 184 с. 7. Постникова Н.В. «Мезенская роспись. Учебно-методическое пособие для студентов специализации «Декоративная роспись» - Ижевск, 2011 – 34 с. 8. Шелг В.А. «Новые данные о мезенской росписи. Культура Европейского Севера России» - Вологда, 1989 – с.57-65 9. Шепелева, О. Н. «Мезенская роспись» / О. Н. Шепелева, Г. С. Аверина. - Архангельск, 1992. – 52 с. 12 Методическое пособие согласовано на методическом совете № 1 от 25 января 2017 Редактор: Гринёва Ольга Борисовна, методист первой квалификационной категории Данное методическое пособие рассчитано на широкий круг читателей. Оно будет интересно для тех, кто интересуется традиционной культурой и ремёслами Русского Севера и самостоятельно осваивает технические приёмы росписи по дереву. Методическое пособие может быть использовано учителями труда общеобразовательных школ, педагогами художественных школ, педагогами дополнительного образования в области декоративно-прикладного творчества на занятиях по изучению традиционных северных росписей по дереву. Пошаговое выполнение элемента «Конь» предложенное в пособии, даёт возможность отработать правильное положение руки с кистью при росписи и технику выполнения обводки. Возрастной диапазон использования данного методического пособия от 6-7 лет и старше. |