Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. История хохломской росписи

  • 2. Элементы росписи

  • 3. Технология выполнения росписи

  • Список литературы

  • реф - роспись. Содержание Введение 3 История хохломской росписи 5 Элементы росписи 10 Технология выполнения росписи 15 Заключение 18 Список литературы 20 Введение


    Скачать 294.3 Kb.
    НазваниеСодержание Введение 3 История хохломской росписи 5 Элементы росписи 10 Технология выполнения росписи 15 Заключение 18 Список литературы 20 Введение
    Дата08.02.2023
    Размер294.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареф - роспись.docx
    ТипРеферат
    #925826

    Содержание



    Введение 3

    1. История хохломской росписи 5

    2. Элементы росписи 10

    3. Технология выполнения росписи 15

    Заключение 18

    Список литературы 20


    Введение



    Слово «Хохлома» - многозначно. С ним связано наименование одного из самых популярных видов народного декоративного искусства. Оно служит названием промысла росписи деревянных изделий, которым издавна занимается население лесного Заволжья. Им называют и сами изделия, отличающиеся красотой растительного орнамента и оригинальной техникой окраски поверхности дерева в золотистый цвет без применения золота. И, наконец, слово «Хохлома» является названием старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии – ныне Горьковской области, куда мастера привозили на продажу деревянную расписную посуду и откуда ее развозили по всей стране.

    На протяжении многих веков на Руси существовала красивая традиция принимать пищу из вырезанных и красиво расписанных деревянных мисок, пользоваться такими же деревянными чашками, ложками и другими видами столовой утвари. Ее чаще всего украшали животными или растительными орнаментами. Изготовлением изделий из дерева зачастую занимались целые селения.

    Таким ремеслом, как xoxлома, деревенские жители занимались в долгий период холодных зим, когда было мало работы по хозяйству. Несколько веков назад во многих крупных городах и селах производство разукрашенных предметов из дерева могло принести неплохую прибыль. А это являлось существенным материальным подспорьем в тяжелые для русского крестьянства времена. Жителями деревень, расположенных вблизи Нижнего Новгорода, был изобретен способ особой закалки расписанных изделий, что придавало им необычный золотой оттенок. Так же, были изобретены стойкие к высоким температурам краски. Под действием очень высокой температуры изначально серебряный цвет посуды превращался в золотистый [13, с. 9].

    Данная технология широко применяется и по сей день в промышленном производстве xoxломы. В xoxломской росписи зачастую встречаются рисунки цветов и других растений, произрастающих на просторах русских лугов и в лесах, а так же изображения птиц и рыб. Типичными рисунками являются травяные узоры, в которых прекрасно сочетаются завитки листьев с разными видами лесных ягод. Благодаря xoxломскому искусству, сегодня колорит первозданной русской природы радует за обеденным столом людей во многих странах мира.

    1. История хохломской росписи
    Свое название xoxломской промысел получил от крупного торгового села Xoxлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Xoxлома эти изделия никогда не производились). Для xoxломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

    Хохломская роспись, как русский народный художественный промысел, возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области — центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 — начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях — алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне — синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи — «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне) [4, с. 45].

    Возникло это искусство в конце XVIII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея - место, расчищенное от леса под пашню). Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X-XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

    В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т.е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи - золотистые, которые бывают в полдень, и красные киноварные на зорьке. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей.

    Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи. Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы. Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства [5, c. 13].

    Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

    Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.



    Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

    Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

    В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).

    В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев.

    Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

    После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

    Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

    «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;

    «травка» — узор из крупных и мелких травинок;

    «кудрин» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

    Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».



    Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

    2. Элементы росписи

    Различают «верховое» и  «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки»,  любовь  к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.



    (ветки и кустики)

    Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;



    (ягодки и листочки)

    «Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;



    (строчки и узоры)

    «Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.



    (растительные орнаменты)

    Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

    При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

    Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

    Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

    Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

    «Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

    Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

    Из таких элементов можно составить узор.

    3. Технология выполнения росписи

    Первыми мастерами, которые начали изготавливать чаши с хохломской росписью, были мужчины. Изначально чаши и резные ложки имели практическое значение. После на них начали наносить декоративную роспись.

    Постепенно техника усложнялась и уже в ХХ веке хохлому стали производить в промышленных масштабах. В Ковернино и Семино были открыты фабрики «Хохломской художник». Это комплекс цехов: деревообрабатывающие и красильные цехи.

    Про хохломскую роспись знают все. А вот время и возникновение хохломской росписи неизвестно никому.

    Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие «хитростями» изготовления этой «волшебной посуды2, попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее производства.

    Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных «стульчиков», распиленных на толстые плахи «кряжей», вытесывают болванки и «чураки». В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, «чурак» как бы тает под резцом мастера, все лишнее отлетает с легкой белой лентой стружки. Выточенное изделие еще раз сушат, и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.Полуфабрикат сушат при температуре 22-28 градусов в течение 3-20 дней, в зависимости от размера изделия. Когда влажность древесины достигнет 6-8 процентов, сушка закончится. Если влажность окажется больше, изделие может получиться недоброкачественным: с пузырьками - разрывами лаковой поверхности.

    Просушенные изделия шпаклюют. Делают это либо по старинке вапом, либо специальными шпатлевками. Вап - мелкозернистая отмученная глина, разводимая до густоты очень мутной воды. В раствор добавляют 25-50 процентов мела. Проще применять шпатлевку из жидкого мучного клейстера. В приготовленный раствор макают кусок шерстяной ткани и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют еще раз. Окончательная сушка длится шесть - восемь часов.

    Грунтуют изделие олифой, которую наносят полотняной тканью. После этого ему дают вылежаться 40-50 минут и только потом обтирают лоскутом, снимая излишки масла. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40-50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30-120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.

    Для нанесения полуды применяют с модельные приспособления - куколки, представляющие собой тампон, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После полудки изделие приобретает ровный металлический блеск. В таком виде оно и поступает на роспись. К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень. Разбавляют их очищенным скипидаром.

    В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность.

    Заключение


    Изучив традиции и освоив технологию народных росписей возможно применить эти знания в украшении предметов быта, современного интерьера и дизайна. Возможно украсить кожаные вещи, деревянные пуговицы, браслет, колечко, кухонную посуду, современную мебель. Современное состояние народных художественных промыслов, расположенных на территории Российской Федерации, в подавляющем своём большинстве оставляет желать много лучшего. О той задействованности и о том уровне развития, на котором находились художественные промыслы в эпоху «расцвета социализма» в РФ и СССР, можно только мечтать. Как молотом по наковальне прошёлся новый строй народнохозяйственному комплексу страны, не обойдя и эту отрасль. В жёстких рыночных условиях многие и многие предприятия художественных промыслов были разорены, коллективы распались, школы мастерства перестали существовать. В таких условиях остаётся надеяться главным образом только на одно - на великую мудрость и великое терпение русского народа, прошедшего не через одно испытание и на то, что художественные промыслы в принципе могут передаваться, как и ранее по наследству. От отца к сыну, от матери к дочери, от дедов к внукам и конечно от учителей к ученикам. И, без всякого сомнения, это наше великое достояние распустится вновь пышным цветом, когда закончится очередная «зима» и начнётся новая «весна» в жизни нашего народного промысла.

    Традиционно основными элементами xoxломского орнамента являются сочно-алые, яркие ягоды рябины, земляники, веточки с цветами и листьями. Довольно часто встречаются изображения птиц, рыб, различных зверей.

    Отличительна черта росписи - это растительный орнамент, выполненный черной и красной красками на золотистом фоне. Для того, чтобы посуда получила золотой отблеск, на неё наносится оловянный порошок, который, после обжига в печи дает медово-золотистый оттенок.

    Есть два вида xoxломской росписи: "верховая", когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок, и "под фон", когда перед раскраской намечается контур орнамента, а только потом фон заполняется черной краской.

    Xoxломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы* Роспись выполняется тонкой кистью и наносится только вручную, поэтому орнамент никогда не повторяется. Ей украшается посуда, ложки, ковши и даже некоторые предметы домашней мебели.

    В сегодняшнее время мастера, живущие на родине настоящей xoxломской росписи по дереву, хранят секреты древних мастеров и применяют только лучшие технологии для изготовления изделий, украшенных xoxломскими орнаментами. В городе Семенове работает художественное училище, готовящее мастеров xoxломской росписи.

    Список литературы


    1. Барадулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В., Митлянская Т.Б., Хохлова Е.Н., Чирков Д.А. «Основы художественного промысла», издательство «Просвещение», 1979 г.

    2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 2007.

    3. Величенко Н. «Роспись: техники, приемы, изделия» (Энциклопедия) «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.

    4. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М., Изд-во: "АСТ-ПРЕСС", 2009. – 176 с.

    5. Емельянова Т.И. Xoxлома. — СПб.: Аврора, 2014.

    6. Емельянова Т., Китаева Л. «Любовь моя Хохлома», Горький Волго-Вятское книжное издательство, 1981 г.

    7. Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М., 2004.

    8. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 144с., ил.

    9. Художественные промыслы земли Нижегородской / под ред. Е.В.Шишкина, А.А.Аполлонова. – РИ "Бегемот", Н.Новгород, 2011.

    10. Шегалова С. «Росписи Хохломы», «Детская литература», Москва, 1991 г.


    написать администратору сайта