реферат. Методика обучения основам художественного проектирования в профильных классах общеобразовательной школы
Скачать 173.5 Kb.
|
тема: Методика обучения основам художественного проектирования в профильных классах общеобразовательной школы СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСЕКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. 4 1.1.Понятие творческого мышления 4 1.2.Особенности творческого мышления у школьников 9 1.3.Развитие творческого мышления у школьников 12 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ 14 2.1Понятие о художественном проектировании 14 2.2Анализ методов обучения конструированию школьников на занятиях по технологии 15 2.3Методы формирования творческого мышления в процессе обучения по предмету «Технология» 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32 ВВЕДЕНИЕАктуальность курсовой работы:в свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил — т. е. общего развития ребенка. Формирование элементов творческого мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Введение элементов дизайна также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. Значимость курсовой работы: в современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна). Объект исследования в курсовой работе: художественное проектирование школьников профильных классов общеобразовательной школы. Предмет исследования в курсовой работе: процесс формирования творческого мышления в процессе решения художественно-конструкторских задач. Цель курсовой работы: выявить педагогические условия, при которых формируется творческое мышление школьников и разработать методику обучения художественному проектированию в школе. Задачи курсовой работы: Ознакомиться, проанализировать научную и дополнительную литературу; Определить содержание понятия "творческое мышление", понимая под ним возможный уровень его развития для учащихся. Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков из области художественного проектирования, наиболее доступных учащимся. Обосновать педагогические условия формирования творческого мышления ушкольников на начальном этапе обучения. Найти наиболее благоприятные условия для обучения школьников художественному проектированию. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование творческого мышления на базе действующих программ по технологии. Гипотеза исследования: предполагается, что методы обучения художественному проектированию непосредственно связаны и зависят от творческого мышления учащихся. Методическая основа исследования: теоретический анализ философской, психологической, искусствоведческой,педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы; изучение учебных программ и методической литературы по предмету «Технология»; изучение передового педагогического опыта в области дизайн-образования; обобщение теоретических и экспериментальных выводов и создание методических рекомендаций. Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСЕКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.Понятие творческого мышленияВ зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового. Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них: беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени; гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую; оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов; любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире; способность к разработке гипотезы; ирреальность - логическая независимость реакции от стимула; фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией; способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу; способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д. Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: легкость - быстрота выполнения текстовых заданий; гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе; точность выполнения заданий. Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность. С точки зрения Д. Б. Богоявленской, творчество является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы. По В. Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). Суть творческого мышления сводится, по Я. А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности к побочным продуктам своей деятельности. Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, В. Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления, и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом. Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.Иное дело - оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее. С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе. В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества, Я. А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи. И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других. Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую». Д. Б. Богоявленской была выделена единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области. Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые я буду основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса — это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе. В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: генетический, отводящий основную роль наследственности; средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; генотип - средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт. |