Главная страница

Быргазова В.А. ВКР. Методика организации выразительного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе


Скачать 87.52 Kb.
НазваниеМетодика организации выразительного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Дата04.05.2022
Размер87.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБыргазова В.А. ВКР.docx
ТипУрок
#510762
страница3 из 3
1   2   3

Рисунок 1. Блок- схема. Оценки учащихся за выразительное чтение

Приложение 3.
Упражнения и задания, способствующие развитию навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения
1.Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.

МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА

2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

3.Интонационное выделение одного звука в ряде гласных

А О И Ы У Э

А О И Ы У Э и т.д.

4.Постановка одного гласного ко всем остальным

АА АО АИ АУ АЭ

5.Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.

ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ

ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ

6.Работа над скороговорками. Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся. Методика работы над упражнением:

- тщательно в смысл скороговорки;

- постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук

- хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.

7. Работа с текстами, в которых есть звукопись.

Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием.

Например:

Шепчет кошке петушок

Видишь, пышный гребешок ?

Шепчет кошка петушку:

Шаг шагнешь и откушу.

Задания к тексту: Какой звук повторяется чаще всего? Почему? Давайте разобьем текст на партии - партию петушка (1 ряд) и партию кошки (2 ряд).

Дети с удовольствием работают над произведениями со звуковым рефреном под дирижирование учителя.

1 Половина класса/2 половина класса

Листья слышите шуршат? Ш-ш-ш-ш…

Листья словно говорят: -Ш-ш-ш-ш…

Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш…

Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…

8.Арктикулирование без звука

Можно произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях.

9. Отработка правильного дыхания

А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:

На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.

В) «Задувание свечи».

2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше - ниже).

1.Наиболее известный в методической литературе прием - хоровое произнесение текста с указаниями учителя.

Например:

Тихо словно бы во сне,/вполголоса/

Закружился в тишине

Первый снег и запшетал:/тихо

Как давно я не летал!/шепотом/

(В. Ланцетти)

Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты.

2. Можно читать текст под «дирижирование» учителя, показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении чтения. Первая ступень этого упражнения - произнесение под «дирижирование» одной фразы, скороговорки, строчки стихотворения; высшая -чтение неизвестного текста под «дирижирование».

3. Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также

совершенствования чувства темпа и ритма. Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией. Все подобранные учителем скороговорки можно пронумеровать и вынести на отдельные листы для каждого ученика. На уроке останется лишь назвать номер скороговорки. В итоге многократное чтение материала позволяет накапливать зрительные образы детей, совершенствовать зрительную и слуховую память и, как следствие, технику чтения. Для совершенствования чувства темпа и ритма хороши такие художественные тексты, в которых в создании конкретного образа большую роль играют темпоритмические средства. Например, отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Паровоз», где правильно найденное постепенное убыстрение темпо-ритма значительно усилит конкретное видение.

Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко,

И потная взмокла от масла рубашка ,

И паром он пышет, и жаром он дышит.

Идет кочегар и как будто не слышит,

Как тяжко он дышит!

И уголь бросает в огромное брюхо.

И уголь тяжелый там бухает глухо.

И в брюхе горячем пылает так ярко.

Уууф, жарко.

Пуууф,жарко.

Ууух, жарко.

Едва,

Понемногу,

Да-да,

Понемногу

- В дорогу!

- В дорогу!

Быстрее, быстрее колеса крутились,

И вот все вагоны вперед покатились,

Как будто они не вагоны, а мячики!

Так-чики,

Так-чики,

Так-чики,

Так-чики.

Помогут заметить детям особенности темпо-ритма этого стихотворения вопросы учителя.

- Почему так необычно расположены строчки? (Это позволяет разделить стихотворение на части, каждая из которых произносится с особенной интонацией и скоростью, и передать движение, динамику.)

- Скорость чтения будет возрастать или снижаться? (Возрастать, так как паровоз набирает скорость.)

- С каких слов темп начнет явно возрастать?

- Почему последняя строка напечатана ступенчато? (Похоже на то, как мячики прыгают по ступенькам.С ними автор сравнивает раскачивающиеся вагоны.)

- Кому из вас приходилось видеть отправляющийся поезд? Попробуйте передать его движение с помощью хлопков, ударов, других звуков. Это ритм движения, постарайся сохранить его при чтении стихотворения.

4. Упражнения для усвоения норм культуры произношения.

В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения - одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения. Кроме того, постоянное внимание учителя к произносительной культуре включает и учащихся, в результате чего создается речевая среда, благоприятствующая грамотной речи и неприятию ошибок. В орфоэпическую «зарядку» можно включать 5-10 «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать, газопровод, щавель, новорожденный и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение.

5.Упражнение на развитие логической выразительности.

Все, о чем говорилось выше, связано с работой над техникой выразительного чтения. Умеющий выразительно читать должен владеть не только техникой, но и средствами логической выразительности: логическим ударением, паузами, интонацией. Беда многих школьников в том, что они не очень выразительны в своей интонации. Ее безликость происходит потому, что ребенок устно передает письменный текст, не заставляя себя увидеть и услышать то, о чем пойдет речь. А между тем активное желание заставить других увидеть и услышать мобилизует все речевые средства, и основная роль среди них принадлежит интонации.

Одновременно в работе над интонационной выразительностью необходимо учить внедрять свои видения и чувства в слушателей. Ведь нередко бывает так: «увидел», «услышал», «представил», но все осталось при говорящем. Желательно, чтобы тренировочные упражнения этого плана были негромоздкими, краткими, занимательными.

1. Постановка логического ударения.

Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Купила бабуся бусы Марусе.

А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)

Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)

В)Бусы Марусе сделали?

Г) Бабуся подарила колечко?

Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

2. Работа над интонационной выразительностью.

А) Произнесите фразу: Пришла! в различной речевой ситуации:

Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.

Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.

Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.

Произнося фразу «Миша умеет танцевать»

- удивите;

- огорчите;

- иронизируйте;

- восхитите;

- разгневайте;

- констатируйте факт;

Мобильность таких тренировочных текстов (А, Б) позволяет говорящему сосредоточить свои волевые усилия на небольшом словесном материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или огорчение удачи. Такие упражнения развивают способность не только быстро понять и почувствовать обстоятельства, заданные художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор.

В) Чтение по ролям, инсценирование.

А Береснев. Тыква.

- Почему, скажи мне, тыква,

Все лежишь?

- А я привыкла.

- Почему не ходишь в гости,

А грустишь весь день в траве?

- Я привязана за хвостик

-Крепко-накрепко к ботве!

Подготовительная работа.

- Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая.) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко.А последнюю реплику - с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.

Г) Работа со стихотворениями-картинами. Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями.

Луна на дереве висела,

Ей было весело висеть,

Она, как рыба, там блестела,

И было дерево как сеть!

Н. Глазков

- Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?

3. Работа над паузами

Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.

Стихи // - не ноги футболиста, /Не первоклассника тетрадь.//

Стихов читать не надо быстро: /

Их надо медленно читать.//

7. Л.Горбушина предлагает следующие наиболее часто употребляемые знаки, представлены в таблице.

Ударение фразовое - ударное слово подчеркивается пунктиром логическое - одной чертой, психологическое - [П] перед словом или предложением.

Пауза: коротка - вертикальным пунктиром (¦), средняя одной вертикальной чертой (¦), длительная двумя вертикальными чертами (¦¦).
Мелодика подъем ( повышение голоса)- стрелкой верх над ударной гласной ( (); понижение голоса - ( ); монотон - непрерывной горизонтальной чертой над словами .

Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя .
8. Следующая задача, которую мы можем решить, работая со слогами, -- это работа над изменением силы голоса: обратите внимание, что слоги различаются по высоте: чем выше записан слог, тем громче мы будем его читать. При этом правой рукой мы будем «лепить куличики». Чем громче мы читаем слог, тем больше у нас будет куличиков.

па папапапапапа

9. Для формирования выразительного чтения важной является работа над высотой (тембром) голоса -- ведь тембр дает дополнительную окраску речи, обогащает мелодику.

Учитель использует металлофон, колокольчики, различные по высоте звучания.

-- Слоги, рядом с которыми стрелка указывает вверх, читаем высоким голосом, а слоги, где стрелка, -- вниз, низким, сердитым голосом.

мамамама

момомомо

Следующая задача, реализуемая при работе со слогами, -- это отработка ударения. В работе можно использовать бубен. Удар бубна сильнее на том слоге, где стоит ударение, дети так же выделяют ударный слог.

рараралалала

ророролололо

рурурулулулу

Наша речь то ускоряется, то замедляется. Сложное, эмоциональное высказывание разнообразно по темпу. Представленные двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения.

-- Мы шагаем по дорожке весело и в ногу. Ударный слог выделяем более сильным ударом ноги. Обращаем внимание на паузы.

та тата тата та тата том

тата тата та та тата

тата тата та та том

тата татататата'та

Умению вовремя распознать стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую этим знаком, помогает следующая работа, которую можно проводить в качестве физкультминуток.

10. Паузы (составление партитуры):

Тот завел себе собаку,/

Тот завел себе кота, /

Тот завел себе корову, /

Я завел себе кита. //
Кит попался мне хороший, /

Очень добрый и большой. //

Я назвал его Тимошей. /

Привязался / всей душой. //
В синем море – океане /

Мой Тимоша служит мне. /

Можно жить, как на поляне, /

У Тимоши на спине.//
Корней Чуковский

Тараканище

(отрывок)

Ехали медведи /

На велосипеде. //

А за ними кот /

Задом наперед. //

А за ним комарики /На воздушном шарике. //

11. Скороговорки

На мели мы налима лениво ловили,

Меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили

И в туманы лимана манили меня.
Два дровосека, два дроворуба,

Два дровокола отточили топоры,

Топоры остры-то до поры,

До поры остры топоры, до времени.
Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека - цап!
1   2   3


написать администратору сайта