Быргазова В.А. ВКР. Методика организации выразительного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Скачать 87.52 Kb.
|
Министерство образования Иркутской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Черемховский педагогический колледж» МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выпускная квалификационная работа (проект) по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования Выполнила: студентка 4 курса А группы Быргазова Вероника Андреевна Руководитель: Пашкова Виктория Николаевна, преподаватель русского языка и литературы Рецензент: Исакова Земфира Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Осинская СОШ № 1» Черемхово, 20 Оглавление
Введение Актуальность темы исследования. Художественная литература занимает особое место в воспитании подрастающего поколения. Через неё человечество знакомится со своим богатым историческим, культурным наследием. Художественные произведения пишутся для воспитания, воспитание же определяет судьбу человека. Поэтому в процессе начального обучения (первые 4 класса общеобразовательной школы) роль детских художественных произведений, особенно детской литературы, чрезвычайно велика, т.к. детям младшего школьного возраста более понятен чистый, образный, грамотный язык литературы. К тому же замечено, что в период начального обучения, когда навыки чтения у младших школьников ещё слабы, им больше нравится слушать, и слушать не всякое чтение, а чтение ясное, эмоционально насыщенное, другими словами – выразительное чтение. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Объект исследования: методы и приемы работы над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе. Предмет исследования: учебный процесс по обучению выразительному чтению учащихся в начальной школе. Цель исследования: методические приемы и задания по развитию умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе. Задачи: - изучить основные характеристики процесса выразительного чтения; - изучить современные сметодические приемы и задания для формирования навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста; - в процессе опытно – экспериментальной деятельности апробировать подобранный методический материал. Гипотеза: в данном исследовании предполагем, что развитие навыков техники выразительного чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия: Если систематически использовать различные приемы обучения, нацеленные на формирование выразительного чтения; Если специально для упражнений подбирать дидактический материал, способствующий развитию навыков выразительного чтения. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психологической, методической литературы; наблюдение за учебным процессом; констатирующий и обучающий эксперименты; количественный и качественный анализ полученных результатов. Этапы исследования: Первый этап – теоретический: анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.). Второй этап – экспериментальный: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Третий этап – обобщающий: анализ и сравнение полученных результатов, и литературное оформление работы. Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивались результатами опытной работы, адекватностью методик исследования его предмету и задачам. Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями начальных классов и студентами педагогических учебных заведений. Базой исследования является МБОУ «Осинская средняя общеобразовательная школа № 1». Работа включает введение, заключение, список литературы, приложения и две главы основного текста. Глава 1. Методика работы над выразительным чтением в начальной школе 1.1. Задачи выразительного чтения Огромно и познавательное значение литературы в школе. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания учителя. «Выразительного чтения» базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучении родного языка и литературы. Изучение этих предметов – основа для формирования качеств речи. М.А. Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это первая и основная форма конкретного наглядного обучения литературе» [19]. Выразительное чтение – это воплощение литературно-художественного произведения звучащей речи. Выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение». Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, то есть слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица. Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Ясная и правильная передача мысли автора – первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста, и их взаимосвязь. Но фактами не исчерпывается содержание произведения. Оно всегда включает в себя отношения автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, идейно-эмоциональное их осмысление. Воссоздание в звучащем слове художественных образов в единстве их индивидуально-конкретной формы и идейно-эмоционального содержания называется эмоционально-образной выразительностью речи. Эмоционально-образную выразительность нельзя рассматривать как некоторое, хотя и необходимое добавление к логической выразительности. Обе эти стороны искусство чтения неразрывно между собой связаны, что обусловлено самой природой речи. Психология рассматривает чтение вслух как монологическую речь, следовательно, чтению должно быть свойственно все, что свойственно устной речи. Слова текста воссоздают в воображение читающего образы, вызывающие у него эмоциональное отношение, которое естественно и непроизвольно проявляется в чтении вместе с передачей мыслей автора. Эти же эмоции передаются слушателям. В своей повседневной жизни человек говорит о том, что он знает, видел и о чем хочет рассказать ради определенной цели. Произносимые слова являются выражением собственных мыслей говорящего, за этими словами всегда стоят факторы действительности, вызывающие определенное отношение, определенную волевую устремленность. Читающий же пользуется готовым текстом, не являющимся выражением его собственных мыслей. Если он произносит слова текста без должного проникновения в мысли автора, без четкого представления явлений действительности, которые эти мысли вызвали, в то время чтение не возникает единства мысли, чувства и воли читающего, такое чтение не выявит идейно-эмоциональной сущности произведения, не выполнит основной функции речи – общения. Задачи выразительного чтения являются важным компонентом в становление речи. Зная задачи, учитель целесообразно проводит работу с учениками, ставя перед ними определенные цели по их реализации. Задачи: Совершенствование навыка чтения: целесообразная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения. Формирование читательских умений по работе с текстом. Учитель формирует у учеников умение думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения, что и способствует быстрому освоению текста. Формирование первоначальных литературных знаний. Чтение обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание детей, Развитие речи, мышления, воображения детей. Перечисленные задачи должны реализовываться на уроках чтения. И тогда работа с текстом будет активизировать умственную деятельность детей, формировать мировоззрения и мироощущение. Задачи и этапы выразительного чтения тесно связаны между собой. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. 1.2. Этапы работы над выразительным чтением Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов: Первый этап – подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием. Содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения. Чем ближе произведение слушателям, тем понятнее, тем меньше будет эта вводная часть, а чем труднее для них понимание, тем длиннее бывает подготовка к слушанию. Когда учитель сам готовится к чтению, вводный этап не исчезает. Готовясь к выразительному чтению, учитель стремится глубоко и ясно представить изображаемую жизнь. Он читает вступительную статью, предваряющую текст произведения, комментарии, которые даются в сносках или в конце книги. Если остаются невыясненные вопросы, ответ на них ищет в справочнике. Раньше, чем приступить к чтению, нужно понимать каждое слово, каждое выражение в тексте. Именно на этапе и происходит заинтересованность читателя в тексте. Вторым этапом является – первое знакомство с произведением, которое в школе обычно осуществляется путем выразительного чтения произведения учителем. «Первое впечатление девственно свежи, - говорит К.С. Станиславский - они являются лучшими возбудителями артистического увлечения и восторга, которые имеют большое значение в творческом процессе». Станиславский называет первые впечатления «семенами». Неизгладимость первых впечатлений налагает на читающего большую ответственность, требует тщательной подготовки к первому чтению, продуманности текста, чтобы у слушателей не получилось неправильных впечатлений, которые «с такой же силой вредят творчеству, с какой правильные впечатления ему помогают. Нельзя исправить испорченного впечатления». Станиславский рекомендует обставлять чтение некоторой торжественностью. В классе учитель предлагает ученикам закрыть книги, и внимательно слушать. Слушают с закрытыми книгами, чтобы не рассеивать внимание. При раскрытых книгах у ребят всегда появляется стремление проверять чтеца по тексту, а это рассевает их внимание и неприятно чтецу. Учеников следует приучать уважать творчество, которым является чтение, как учителем, так и товарищей. В классе, умеющим слушать, во время чтения наступает тишина, и только по расширенным глазам детей и по безмолвным мимическим движениям вы видите, как они захвачены. «Как часто, пишет М.А. Рыбникова,- школьники шумят и нарушают дисциплину, а попробуйте собрать в зал сотни три-четыре учащихся на конкурс чтецов, и вы изумитесь тишине и поглощающему вниманию. Как часто приходилось наблюдать в классе нарушение дисциплины во время объяснения учителя и тут же видеть всеобщую настороженность при переходе к чтению стихов». На этом этапе важно преподнести текст так, чтобы младшие школьники проникли в суть произведения и прочувствовали его. Третий этап - разбор, анализ произведения. Анализ имеет свою цель. Мы вдумываемся в произведение, чтобы лучше его исполнить, так как выразительное чтение, есть, прежде всего, чтение сознательное. Ход творческого анализа должен быть естественным, как ряд ответов на вопросы, которые у нас возникают по мере того, как мы вдумываемся в произведение. Разбор самого произведения можно вести в разной последовательности: путем дедукции или путем индукции. Первый путь, когда идут от определения темы, идеи к композиции и к системе образов, напоминает путь автора. Индукционный же путь соответствует последовательности, в которой читатель знакомится с произведением. Он прослеживает развитие сюжета и композицию и одновременно знакомится с образами и лишь в конце решает вопрос о теме и идее произведения. В выразительном чтении приобретает особое значение задачи запомнить текст. После того как мы разобрали текст, когда нам понятно каждое слово, ясны образы героев, их психология, сверхзадача и частные исполнительские задачи, можно приступить к заучиванию текста. Вызубрить текст трудно, и запомнить такое непрочно. Он лучше запоминается постепенно, в процессе подготовки исполнения. При такой работе над текстом происходит непроизвольное запоминание. М.Н. Шардаков экспериментально установил, что лучший метод запоминания – комбинированный [21]. На этом этапе важно правильно подвести итог прочитанного произведения, чтобы слушатели, уходя с урока, имели полное представление текста. Последовательность этапов очень важна на уроках внеклассного чтения. Она позволяют доступно, быстро и правильно освоить произведение. Детям предоставляется возможность проникнуть вглубь произведения, прочувствовать его. Каждое сказанное слово учителем имеет свою специфику. И поэтому очень важно руководствоваться средствами выразительного чтения. Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например: 1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения: Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса [15]. 2. На доске записано предложение: Скоро наступит жаркое лето. Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно. 3. Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение. Серебряный туман пал на окрестность. Я награжу тебя. Ручьи слез покатились по бледному лицу. 4. На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц. Родина – мать, умей за нее постоять. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Жить – Родине служить. Тот герой, кто за Родину горой. Честный труд – наше богатство. Больше дела – меньше слов. Упустишь минуту – потеряешь часы. 5. Учитель просит учащихся прочитать записанные на доске или на карточках предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае. Например, чтение данного предложения предполагает такое размещение в нем логического ударения: Мы прочитали стихотворение Лермонтова. Мы прочитали стихотворение Лермонтова. Мы прочитали стихотворение Лермонтова. Мы прочитали стихотворение Лермонтова. 6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина». Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели учитель задает следующие вопросы: Когда читали учащиеся повесть Пушкина? Кто читал сегодня повесть Пушкина? Что делали сегодня учащиеся? Что читали учащиеся сегодня? Чью повесть читали учащиеся сегодня? 7. Учитель раздает учащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагает уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения. Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений. Более слабым учащимся дается меньшее количество предложений или уже указываются слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как. Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами. Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Например: 1. Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных Как обрадовали | его успехи отца! Как обрадовали | его успехи | отца! Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией. Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией. Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя. Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя. Я остановился в недоумении, | оглянулся. Я остановился, | в недоумении оглянулся. 2. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин. Согласье | крепче каменных стен. Одна пчела | не много меду натаскает. 1. 3. Средства выразительности устной речи Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением [11]. Для развития техники речи необходимо проводить специальные упражнения. Хорошо воспринимаются детьми чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки. Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогает развитию дикционных умений. Чистоговорки сначала предлагает детям учитель, а затем можно дать задание самим придумать чистоговорки. Скороговорки следует брать короткие, а потом постепенно их усложнять. Работа на первом этапе идёт медленно, но при постоянном и многократном повторении одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. Работа с поговорками и скороговорками проводится разными способами (Приложение 3). Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность). Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую. Но, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать для достижения навыка в этом процессе, т. е. умения, доведенного до автоматизма. (Ребенок, читающий по слогам, хуже понимает прочитанное, чем быстро читающий сверстник). Рассмотрим цепочку становления технической стороны навыка чтения. Способ чтения - скорость чтения - динамика чтения. Психологами и педагогами была установлена взаимосвязь между способом чтения и скоростью, скоростью и динамикой. Сейчас дети приходят в школу уже читающими, но способы чтения у них разные. Одни читают слоговым способом, другие – по слогам и целыми словами; третьи – целыми словами, а отдельные, трудные слова – по слогам, четвертые обладают навыком чтения целыми словами и группами слов. Таким образом, дети находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершеннее способ, тем медленнее читает ребенок. А в школе происходит следующее: ребенок читает по слогам, а ему предлагают читать текст, не соответствующий по сложности его технике, да еще фиксируют скорость. Сейчас невозможно набрать учащихся, одинаковых по уровню подготовки. Значит, необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе. Например, если ребенок читает слоговым способом, то с ним нужно начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов, тексты читать в небольшом объеме. Если ребенок читает по слогам и целыми словами, то с ним нужно начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объем текстов можно увеличить. Понемногу ребенок начинает читать целые слова и группы слов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т. е. добиться навыка чтения. Схематично его можно представить следующим образом: 1. Слог+слог 2. Слог+слово 3. Слово+слог 4. Целое слово (группы слов). Дети по-разному справляются с этой задачей: кто быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждом этапе. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни. Постепенно ребенок читает все лучше и быстрее, его успехи фиксируются учителем, который следит за динамикой чтения, сравнивая показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени. Психологами доказано, что скорость чтения и ее динамика связаны между собой: у детей, которые читали со скоростью 20 слов в мин. и меньше, скорость чтения увеличивалась медленнее, чем у детей, которые читали 70 слов (30 слов) в мин. Как уже было указано, в техническую сторону входит и правильность чтения. Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребенок допускает ошибки. На слоговом этапе ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребенок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует букве. На втором этапе (слог+слово) могут быть ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Кроме того, ребенок читает орфографическим способом (как пишется). Но уже необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение: просить ребенка произнести слово так, как оно произносится. На третьем этапе (слово+слог) необходимо преодолевать орфографическое чтение. Ребенку легче справиться с этой проблемой, так как он уже читает целыми словами с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово (слог) по смыслу и произносить правильно. Доказано, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребенок увеличивает скорость, чтение становится плавным, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше. В основе этого желания лежит способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т. е. такая сторона, как осознанность. Этому компоненту принадлежит ведущая роль, так как чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание. Понимание прочитанного подразумевает осознание учеником значения всех слов. А это требует соответствующего словарного запаса, умения правильно строить предложения, уяснения смысловой связи между ними. Получается, что осознанность определяется не только технической стороной навыка (способом, которым читает ребенок), но и уровнем развития речи. Это взаимосвязанный процесс: чем больше читает ребенок, тем лучше развита у него речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и глубже осознание прочитанного. Следовательно, работая над сознательностью, надо особое внимание уделять развитию речи. Следует отметить, что глубина осознанности зависит от возрастных запросов и возможностей читателя, круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений. Поэтому одно и то же произведение может быть понято и осознано по разному взрослым и ребенком, а также людьми одного возраста. С этой точки зрения понимание прочитанного не имеет границ. Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность. Чтобы научить читать выразительно, нужно автоматизировать технику чтения. Однако и на начальных этапах следует не только обращать внимание учеников на необходимость использования пауз, постановки логического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по-разному. Перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл (известная фраза «Казнить нельзя помиловать» из мультфильма). С этого и необходимо начинать разговор о выразительности. Существуют специальные требования, предъявляемые к выразительности в каждом классе. Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение. Техника речи: М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных занятий техникой произношения. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия: Дыхание: должно быть свободное и глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом. Голос: большое значение имеет для выразительного чтения звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука – это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полетность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи. Дикция: одно из важнейших качеств речи преподавателя. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция – четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка. Орфоэпия: неправильные ударение в словах, фонетические отклонения от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения. Учителю очень важно знать средства выразительности устной речи и свободно владеть ими. С их помощью педагог передает суть произведения. 1. 4. Работа над выразительностью чтения Для того чтобы правильно преподнести текст, учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения: Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером. Демонстрация образца выразительного чтения имеет цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателем понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнение в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обусловливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работой над идеей произведения. Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если ими не понята форма произведения, поэтому наблюдения над изобразительно-выразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знаком» создать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающими воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, - сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке чтения. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателем свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. 1.5. Интонационные средства выразительности Интонация – это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем почти весь комплекс интонационных элементов, каждый из которых определяет определенную функцию. Поэтому функции интонации очень разнообразны: 1. Членит речевой поток; 2. Оформляет высказывание в единое целое; 3. Различает коммуникативные типы высказывания; 4. Выделяет важное; 5.Выражает эмоциональное состояние; 6. Различает стили речи; 7. Характеризует личность говорящего. Интонация описывается при помощи акустических параметров: интенсивности, длительности, частоты основного тона и спектра. Интонация должна быть живой, яркой. Как уже говорилось, интонация – явление сложное. Чтобы представить себе ее более отчетливо, рассмотрим отдельные компоненты, составляющие интонацию: 1. Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов. 2. Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал К.С. Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!». Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических ударений требует предварительного анализа текста. 3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза. 4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создании определенной интонации. Эти выразительные средства связаны между собой. Станиславский объединял их в единое понятие темпоритм. Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса. 5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения. 6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь. 7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… Тембр в определенной степени можно менять. 8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания. Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности. Приведем здесь некоторые из них: - на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей; - не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их; - учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно; - следует избегать механических жестов, не оправданных психологически; - удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние. Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица. Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения. Интонация – это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она – проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства. Выводы к первой главе Если на уроке чтения идет знакомство с прозаическим произведением, то для работы над выразительностью следует выбрать отрывок и найти в нем логические ударения, паузы. На дом ученики получают задание подготовить таким образом все произведение. При проверке домашнего задания практикуется обсуждение ответа всеми учащимися, организуется в классе состав жюри, которое следит не только за безошибочностью чтения, но и за выразительностью. Эта работа должна находить подкрепление и в различных формах внеклассной работы: «вечеров сказок», читательских конференций, конкурсов на лучшее чтение стихотворения и т.д. Считается, что выразительное чтение прививает навыки беглого, осознанного чтения. Но читать только глазами мало, нужно учить детей читать «сердцем»! Всем известно, что дети иногда с неохотой читают произведения стихотворной формы,- они более любят их слушать… Но там, где проводилась работа над выразительностью чтения, учащиеся к окончанию обучения во втором классе, свободно читают стихи с применением логического ударения и смысловых пауз. Это происходит уже на интуитивном уровне. Владение учащимися грамотной, выразительной речью имеет огромное значение в современном обучении детей |