Главная страница

Урок 1 тема История создания произведения. Подготовка к восприятию текста. Постановки задач предстоящей работы


Скачать 230.5 Kb.
НазваниеУрок 1 тема История создания произведения. Подготовка к восприятию текста. Постановки задач предстоящей работы
Дата03.05.2022
Размер230.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла5c66d65cf2668.doc
ТипУрок
#509179
страница1 из 2
  1   2

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

СЕРИЯ УРОКОВ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ

Л .Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Составитель: Максимик О.А.

учитель русского языка и

литературы ГОУ ЛНР

«Перевальская СШ №12»



УРОК № 1
ТЕМА: История создания произведения . Подготовка к восприятию текста. Постановки задач предстоящей работы.

Цель: Истолковать смысл заглавия романа; поставить цель всего изучения; понять, как Л.Н.Толстой относится к войне, какой смысл вкладывает в понятие ”мир”, какие нормы жизни он отрицает, какие утверждает.

Ход урока

I. С сегодняшнего урока мы начинаем изучение необычного многопланового, многосюжетного, многогеройного произведения. Столкновение мира и войны, России с Францией, Кутузова с Наполеоном, простого народа и высшего общества, разногласия внутри светского общества, между различными его группировками, внутренние конфликты героев, ищущих настоящее место в жизни – все это сплетается в романе - эпопее ”Война и мир” .

II. Как понять выражение – роман-эпопея? Жанр? Эпос?

Роман-эпопея - это большое по размерам художественное изображение эпического характера. Темой для эпопеи служат преимущественно исторические события в жизни народа.

III. Выяснение смысла названия романа.

1.Словарная работа: выяснить все значения слова = мир =

  • отсутствие войны, единство, согласие;

  • человечество;

  • вселенная;

  • крестьянская община.

Война тоже имеет дополнительные оттенки:

  • военные действия;

  • всякая вражда;

  • несогласие.

IV. Какое же из этих значений содержится в заголовке романа?

Цель изучения романа – выяснить, как относится Л.Н.Толстой к войне, какой смысл вкладывает в понятие =мир=? Какие нормы жизни он отрицает?

V. Вопросы эти Л.Н.Толстой разрешает на материале истории начала XIX века. Это вовсе не было бегством от современности. Те вопросы, которые волновали его современных людей 60-х годов, волновали и Л.Н.Толстого.

Что же волновало Толстого и его современников?

Почему он обращается именно к началу века, эпохе войн с Наполеоном?

Всех лучших писателей того времени интересовал вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”- и связанный с ним другой - “Что делать?”

Об этом думали и Некрасов, и Чернышевский, и Тургенев, и Толстой.

VI. Что же происходило в России в начале 60-х годов? (1863г.)

а) Время было сложное. Готовилась и прошла реформа 1861г. Россия сбросила с себя путы крепостного права и должна была вступить на путь развития капитализма. Только что закончилась страшным поражением Крымская война. Эпоха была переломная, решавшая судьбу страны на долгие годы. От нее зависел дальнейший ход истории, и вся мыслящая Россия следила не только за событиями, но и думала, как же пойдет развитие страны дальше, как направить его в нужном направлении?

б) Для этого нужно было решить вопрос:

1) от кого зависит ход исторических событий?

2) на кого нужно полагаться: на народ? на личность?

3) на какой народ? на какую личность?

Под таким дальним прицелом решались в искусстве той поры все вопросы.

VII. На какие два враждебных лагеря оказалось разбитым русское общество той поры?

Какой путь дальнейшего развития России отстаивали революционные демократы?

VIII. Кто противостоял этой программе?

IX. Какова же была позиция Толстого?

Толстой не примыкал ни к тем, ни к другим. Уже в те годы у него намечается свой особый путь, сложный и противоречивый. Толстой не принимал литературы благополучной, замалчивающей противоречия жизни, но вместе с тем он не принимал революционной программы Чернышевского, иронизировал над его романом, не соглашался с характером изображения народа у революционных демократов.

X. В поисках ответа на вопрос что делать? он обратился к эпохе 1812г. и предшествовавшим ей событиям. Почему к ней? Что хотел поведать Толстой через нее своим читателям?

ХI. Для своего романа Толстой определил границы с 1805года через 1812г. к 1820году. Тем самым он нашел эпоху, как ему казалось, сходную с современной, с 60-ми годами. Так же, как и в 60г., все было неблагополучно в России в начале 19 века.

1805 г.- год стыда и позора России в войне с Наполеоном и во внутренних делах. Но потом пришел 1812г., год общенародной победы России, когда все, как опять-таки казалось Толстому, устроилось, все внутренние причины разрешились благополучно.

Толстой стремился и для людей своего времени найти возможность избавления от глубокого неблагополучия в жизни.

Писатель верил, что победа 1812г. была результатом всеобщих усилий, что “единение всех, действия всем миром принесли мир людям, победный мир России”.

1812 год нужен был Толстому как урок настоящему.

Исторический комментарий к началу романа:

1805 год был острым и поворотным временем, когда решались судьбы не только отдельной страны, но и мира. Международная обстановка в Европе ознаменовалась наполеоновскими войнами.

1. Чем вначале они были вызваны?

После революции 18 века?

(Сначала они были вызваны необходимостью защиты революционной Франции от интервентов).

2. Во что они вылились потом? (из освободительной они превратились в захватнические).

3. А что изменилось в судьбе и характере самого Наполеона?

(В 1804г. (об этом вспоминают в салоне ), он из генерала, командующего войсками, и консула стал императором Франции. Коронация происходила в Милане. Там Наполеон произнес историческую фразу: (ее в романе цитирует князь Андрей) ”Бог мне дал корону, горе тому, кто тронет ее”.

После коронации он был вынужден пойти на жестокую борьбу со своими политическими противниками. Был казнен герцог Энгиенский, один из яростных сторонников восстановления законной власти Бурбонов. Убийство было вероломным, но вынужденным (и это событие на все лады смакуется в великосветском салоне).

4. После 1804г. Наполеон был уже далеко не во всем прогрессивной личностью, но за ним стояла его революционная и боевая слава.

(Тулон, за осаду которого он получил звание генерала.

Аркольский мост – место победы над Австрией.

Яффа говорила о славе его египетского подхода.)

5. Все это продолжало привлекать к нему передовых людей.

а) героя и великого государственного деятеля видит в нем князь Андрей.

б) как революционера ценит его Пьер.

в) другие, напротив, видели в нем лишь “ гидру революции”, “ злодея и убийцу”и незаконного короля. (Так оценивает Наполеона близкая ко двору фрейлина А. Шерер).

6. Чем было вызвано вступление России в войну с Наполеоном?

а) боязнь распространения по всей Европе революционной заразы (задавить гидру революции и призывают в салоне Шерер.)

Эмигранты, подобные аббату Морио и виконту Мортемару, наводнили Россию, ожидая, когда будет восстановлена во Франции власть законного короля.

б) второй причиной была борьба с захватнической политикой Наполеона.

Это была естественная, справедливая цель.

7. Какие государства, составив союз (коалицию) пытались воспрепятствовать захватнической политикой Наполеона?

(Англия, Австрия, Пруссия и Россия образовали коалицию. С этой целью в 1804г. в Лондоне велись переговоры, от России туда был послан дипломат Новосильцев. Но во время переговоров Наполеон захватил Геную и Луку, давая тем самым ясно понять, что не отказывается от своей политики. Новосильцев вернулся обратно, послав в Петербург депешу, которую по-французски рассказывает князь Василий. «Бонапарт сжег свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши».)

8. Россия выступает на стороне Англии и Австрии (потому праздник у английского посланника, к которому едет князь Василий) при нейтралитете Пруссии, но отношения у союзников сложные, недоверчивые. Так начинается война 1805-07 гг.


УРОК №2
ТЕМА: Анализ 1 главы романа. Принципы изображения Толстым великосветского общества, «срывание всех и всяческих масок».

Цель: 1. Показать срывание Толстым «всех и всяческих масок» великосветского общества.

2. Раскрыть конфликт с этим обществом Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Ход урока

I. Чтение и комментирование эпизодов, показывающих вечер в великосветском салоне фрейлины А. П. Шерер.

Задание классу:

К А. П. Шерер на прием в великосветский салон приезжает цвет петербургской знати и интеллигенции. Внешне это прекрасные, хорошо воспитанные, умные, культурные, внимательные друг к другу лица. Никто не совершает неблагородных поступков, все внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, о мировой политике.

1. Но от души ли это говорится? От чистого ли сердца идет?

2. Нет ли несоответствия между внешней формой и внутренним содержанием?

3. Обратить внимание на то, что говорят и как говорят.

II. Комментированное чтение 1 главы.

1. Толстой стоит за каждым из своих героев и является их постоянным судьей.

2. Он показывает героев в такие моменты, когда незаметно проявляется их истинное лицо.

3. Толстой либо ждет, когда герой сам на мгновение приоткроет маску, либо срывает с него маску.

4. Не из партера, а из-за кулис видит Толстой своих аристократически вышколенных героев.

1) Что внешне можно увидеть в салоне? (изящество движений, светский такт, высокие политические разговоры, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость)

2) А на деле? (неискренность, позерство, фальшь, расчетливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов, политическая реакционность, глупость, грубость и даже неприличие)

3) Какие детали это могут доказать?

а) князь Василий спрашивает о здоровье Анны Павловны, а в голосе – равнодушие и даже насмешка.

б) «Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили», - говорил князь по привычке, как заведенные часы, вещи, которым он и не хотел, чтобы верили.

в) Анна Павловна – энтузиастка в 40 лет. Порой ей этого не хочется, но она вынуждена ею быть, чтобы не обмануть ожидания окружающих. «Вечера несносны, нравственно страдаешь», сама больна – собирает вечер.

г) главная цель посещения князя Василия – узнать о назначении барона Функе в Вену, а об этом он спрашивает особенно небрежно.

д) лицо Анны Павловны «представило глубоко и искреннее выражение преданности и уважения, соединенного с грустью» (когда речь заходит об императрице).

е) Выражение лица князя Василия – «светлое», но вот затронули его интересы – в уголках губ неожиданно проявляется что-то грубое и неприятное.

4) В чем еще выражено отрицательное значение Толстого к аристократическим героям? (эпитеты и сравнения:

князь Василий – плоское лицо, говорит лениво, как актер, слова старой пьесы, как заводные часы)

III. Просмотрите 2 главу, отметьте детали, говорящие о неестественности и фальши этого общества. Что нового добавляет 2 глава в характеристике аристократического салона?

1. Обряд никому не нужной тетушки;

2. Особая манера поведения: не принято говорить о том, о чем интересно;

3. Иронически звучит сравнение салона Анны Павловны с прядильной мастерской;

4. «Угощение гостей» виконтом и аббатом.

IV. Вот в гостиной появляются два новых лица: Пьер Безухов и Андрей Болконский.

- Свои ли они в великосветской гостиной? Что их отличает от других?

Пьер Безухов

Князь Андрей Болконский

1. Внешность:

взгляд Пьера – умный, робкий, наблюдательный, естественный.

2. Поведение:

нарушает заведенный у Шерер этикет (не дослушивает тетушку, уходит), неуклюжесть.

3. Как принимают?

поклон, относящийся к людям низшей иерархии.

Итог: Пьер в этой блестящей гостиной всем чужой, чужой среди чужих.


Взгляд презрительный и скучающий; гримаса скуки.
в этом обществе он не медведь, он на равных правах, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество.

его уважают (известен его отец, князь Болконский) и боятся.

Итог: князь Андрей для всех свой. Они для него чужие.

Зачем князь Андрей идет на войну?

V. Политический спор в салоне.

Раскрытие прогрессивных воззрений Пьера и реакционного кружка Анны Павловны - идеи революции расцениваются здесь как идеи грабежа, убийства, а свобода и равенство являются громкими словами, давно скомпрометированными.

VI. Анекдот Ипполита.

Для чего в роман вводится французский язык? (Так раньше принято было говорить, это подчеркивает незнание родного языка, их пренебрежение к нему, отрыв от нации и Родины.)

Итог:

1. Французский язык подчеркивает отсутствие связей верхушки с народом.

2. Простым использованием то французского языка, то русского Толстой проявляет свое отношение к высказываемому (Пьер воспитывался за границей – он говорит по-русски; кн. Андрей говорит как француз, но говорит по-русски).

3. Там, где описаны зло или ложь, в роман врывается французский или (позднее) немецкий язык.

Роман Толстого отрицает нормы жизни высшего аристократического общества.

Дома: гл. 6-17.

- Одинаково ли принимают гостей у Ростовых и Шерер?

- В чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и Шерер?

- Кто главный гость у Шерер? у Ростовых?

- Каков характер разговоров с гостями тут и там?

- Каково отношение к войне?

- Есть ли сходство в интересах и поведении молодого поколения в Москве и Петербурге?

- Каковы взаимоотношения членов семьи в доме Ростовых и гостей в салоне Шерер?

- Как относится Толстой к тем и другим героям?
Урок№ 3 - 4

ТЕМА: Семья Ростовых и Болконских.

Цель: 1. На примере семьи Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства с иными нормами жизни.

2. Показать на примерах, что сопоставление и контраст являются основным композиционным принципом романа.

Ход урока

I. Мое вступительное слово :

Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова. чередуя эти главы, Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которых одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.

II. Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. Толстой подчеркивает сходство положений: там гости и тут гости.

III. Наша задача: выяснить, в чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и Шерер?

IV. С какой целью приезжают гости в дом Ростовых? (В доме Ростовых семейный праздник.)

Хозяева дома:

1) Что вы скажете о хозяйке дома?

Хозяйка дома – графиня Н. Ростова – в том же возрасте, что и Анна Павловна – 40-летняя женщина. Но та - общественная энтузиастка, старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого). Графиня – глава семьи, мать, жена, хозяйка дома.

2) Хозяин дома:

а) Радушен, хлебосолен, добр, великодушен, прост. Граф Илья Ростов своей добротой известен всей Москве, а между тем принимает всех гостей без исключения (и выше, и ниже стоящих его людей), одинаково: мой дорогой, моя дорогая.

б) Так ли принимает гостей Анна Павловна?

в) Говорит он только по-русски, иногда (очень редко) на дурном французском.

3) Какой разговор ведут хозяева и гости? (О графине Апраксиной, о графе Безухове, о Пьере)

Молодое поколение

4) И в эту светскую обстановку, как «луч солнца» врывается молодое поколение Ростовых. Какой мир светлых и чистых чувств возникает перед глазами читателя!

5) Что вы можете сказать об интересах, увлечениях молодого поколения Ростовых?

Отношения простые, искренние, сердечные, уважительные, любовные. Все интересуются стихами, любят петь. Все секреты и чувства их на виду, все они переживают первое чувство чистой и светлой влюбленности.

Их интересы, увлечения еще не ушли далеко от детства (Соня и Николай, Наташа и Борис, эпизод с куклой Мими).

6) Так ли «развлекается» «золотая» аристократическая петербургская молодежь компании Курагина-Долохова?

Время там они проводят в кутежах, в разврате, нелепых и злых шутках (сравните: венчание куклы и история с медведем).

7) Утренний прием в доме Ростовых заканчивается многозначительным эпизодом. Графиня Ростова дает А. М. Друбецкой деньги на обмундирование Бориса. Почему этот эпизод многозначителен? Как он характеризует семью Ростовых?

А. М. Друбецкая ни о чем не просит Ростову, как просил у Шерер кн. Василий (а ведь они – товарищи молодости). Там ей пришлось унижаться перед князем, а тут сама графиня, ее старинная приятельница, смущаясь, предлагает ей деньги. (гл. 14)

II. Затем идут сцены вечернего празднования именин.

1. Кто главный гость у А. П. Шерер? (утонченный виконт-эмигрант)

А у Ростовых? (М. Д. Ахросимова)

2. Ее ждут, без нее не начинают обеда. Что же она из себя представляет? (гл. 15)

3. Какими словами она приветствует графа? (гл. 15)

4. Возможно ли появление в салоне Шерер подобных людей, подобных разговоров?

5.Принято ли у Анны Павловны говорить о том, что интересно, принято ли высказывать от души свои мысли и мнения? А у Ростовых?

Граф Илья Ростов очень любил «стравить» 2 собеседников, говорливых и разных, и с удовольствием выслушивать их споры.(гл. 15)

6. На каком языке принято говорить у Шерер? А у Ростовых?

Шиншин сочетал изысканные французские выражения с самыми простонародными, М. Ахросимова говорит на сочном, простом русском языке, хозяин говорит на очень дурном французском языке.

7. Как принимают здесь Пьера?

После его выходки на него везде смотрят как на зачумленного, а здесь ему и просто, и весело, и легко, и покойно. (гл. 15)

III.

1. О чем говорят за столом старшие у Ростовых? (гл. 16)

Так же, как и у Шерер, говорят о политике и войне.

2. В таком ли тоне говорят об этом у Шерер? у Ростовых?

3. Как этот вопрос волнует старшее поколение? (гл. 16)

а) полковник (служака и патриот): драться до последней капли крови и поменьше рассуждать.

б) Шиншин: зачем нелегкая несет воевать с Бонапартом? «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома»

в) Илья Ростов, М. Ахросимова: их этот вопрос волнует главным образом в той связи, что на войну идут сыновья.

г) Николай Ростов: настроение восторженное, русские должны побеждать или умирать!

4. Выходка Наташи за столом, танцы ее с Пьером, который здесь себя чувствует проще.

5. Как же можно охарактеризовать Ростовых?

Простота, сердечность, естественность, близость к народу.

Итог: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы.
Дома: 1) Главы 18-21

а) поведения во время смерти Безухова А. М. Друбецкой, князя Василия;

б) поведение Пьера в этой истории;

в) борьба за мозаиковый портфель.

2) Главы 22-25

а) Чем похожи Болконские на Ростовых?

б) В чем различие между ними?

в) Выбрать из текста портреты Болконских (запись в тетради).

г) Какие черты характера отличают Болконских?

д) Любят ли друг друга отец и сын, дочь Болконские (доказать цитатами из текста)?

УРОК №4

ТЕМА: Семья Болконских. Подведение итогов 1 части 1 тома.

Цель: 1. Показать главные черты характера членов семьи Болконских, их взаимоотношения.

2. Подвести итоги 1части 1 тома.

Ход урока

I. Беседа по прочитанным дома главам.

В 1 части 1 тома Толстой знакомит нас с различными группами и представителями дворянства. Мы уже побывали в аристократическом салоне А. П. Шерер, отметили, чем отличается от великосветских аристократов семья Ростовых, а теперь автор знакомит нас с новыми своими героями – семьей князя Андрея Болконского. Вслед за автором мы попадаем в родовое имение Болконских – Лысые Горы.

1. Что представляет из себя хозяин имения, отец князя Андрея и княжны Марьи, князь Николай Андреевич Болконский? (гл. 22)

2. Что вы можете сказать о его характере уже сейчас, при первом его появлении?

Почему его называли прусским королем? Справедливо ли такое название?

Н. А. Болконский – вельможа прошлого века, современник А. Суворова, Потемкина, Орлова. За строптивость был сослан в деревню еще при прошлом царствовании.

Это человек незаурядного ума, серьезного образования, широких интересов и разнообразных занятий. Его уважают и боятся. Даже теперь, когда он в отставке, безвыездно живет в деревне, не имеет никакого значения в делах государственных, все видные и высокопоставленные чиновники края долгом и обязанностью считали появление у князя н. А. Болконского, выход которого они также терпеливо и почтительно ждали, как и архитектора, и садовника, и княжны Марьи. Всеобщее чувство при его появлении – почтительность и страх.

3. Мы уже отмечали портрет князя Андрея Болконского, прочтем его еще раз (гл. 3).

4. Наконец, портрет княжны Марьи. Что можно сказать о ее характере?

5. Кто вам больше нравится: Лиза Болконская или княжна Марья? почему? Ведь внешне она и неловка, и худа, и некрасива?

6. Какие черты Болконских можно назвать фамильными, т. е. свойственными всем Болконским?

Болконские внешне: 1) невысоки ростом;

2) у всех у них строгие и сухие черты лица;

3) маленькие руки и ноги;

4) но едва ли не самое главное, объединяющее всех Болконских – сходство их глаз.

Княжна Марья: особенно хороши глаза, грустные, но глубокие и лучистые, оттого прекрасные.

Князь Андрей: «прекрасные глаза, они светились умным и добрым, непривычным блеском» (гл. 25).

Отец Болконский: Толстой всюду подчеркивает умные и блестящие глаза Болконского-отца.

7. Какие же черты характера свойственны всем Болконским?

Ум, гордость, глубокая работа мысли, глубина душевного мира, аристократизм – вот характерные особенности семьи Болконских, скрываемые от посторонних, видимые через их портреты.

8. Как относятся отец, сын, дочь Болконские друг к другу? Любят ли они друг друга?

Княжна Марья и отец:

1) Анна Павловна говорит о ней, что она несчастлива с отцом, как камни. Вы согласны с нею?

2) Княжна Марья обожает отца и трепещет перед ним, его умом и воспитанием, не позволяет никому обижать его.

Отец – не мыслит жизни без нее, кричит, а сам смотрит на нее заботливо и ласково, строго и внимательно -нежно

Князь Андрей и отец : любовь и взаимопонимание без слов.

1) Почему князь Андрей непременно хотел к нему заехать?

(не только попрощаться, завещает воспитывать его сына, если его убьют).

2) Какое напутствие он дает сыну? (гл.25)

9. ” Своя” или нет в семье Болконских Лиза? Почему она не могла быть своей?

10. К кому ближе семья Болконских – Шерер или Ростовым?

(Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то своих элементах ближе к жизни Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, естественность поведения, большая близость в языке и во взаимоотношениях, к народу.)

В этом отношении они противопоставлены петербургскому высшему свету.

11. Чем же отличаются Болконские от Ростовых?

(Глубокая работа мысли, склонность к умственной деятельности. Фамильная черта – гордость.

Учитель. (подвожу итог)

Итог: в письме к Фету Толстой одобрил его определение двух видов ума – “ум ума”и “ум сердца”.

Где же (у Ростовых или у Болконских ) мы видим “ум ума” ярко выраженный, а где “ум сердца”?

Подведение итогов работы по I части I тома.

1. Какое время изображено в I части I тома?

(июль, август 1805г.,

назревает конфликт с Наполеоном)

2. Происходит ли в этой части столкновение двух миров- России и Франции? Какую роль оно играет? (это экспозиция, знакомство с обстоятельствами, основными героями).

3. Какие слои русского общества показывает здесь Толстой?

(дворянство, но разные группы его- в Москве, в Петербурге, в поместьях, слуги, гувернеры, конфликт князя Андрея со светским обществом, частично Пьер.

4. Какие же основные группы людей намечает Толстой в этом многолюдье, т.ч. не создается ощущение “толкотни и давки”?

(основные сюжетные линии: история семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных, Друбецких и своего рода семье- салоне Шерер.)

5. Какие события I части группируют вокруг себя эти герои?

(4 эпизода : вечер у Шерер, именины у Ростовых, смерть графа Безухова, князь Андрей в Лысых Горах).

6. Главный прием, с помощью которого характеризует Толстой своих героев? ( контраст, сходство французских и русских языков?

7. Что повторяется во всех эпизодах, скрепляя их в единое целое?

(отношение к Наполеону, разговоры о нем позволяют видеть взгляды героев).

Д/з: Т. I ч.II главы 1,2,3,8,12,15,17,18,19,20,21.

1. Готова ли русская армия к войне?

2. Что предпринимал Кутузов?

3. Как представлял себе войну князь Андрей и свою роль в ней?

4. Почему после встреч с Тушиным князь Андрей подумал : “ Все это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся?” (гл.15-20-21).

(закладки о Кутузове, человеке и полководце, о князе Андрее)

УРОК № 5

ТЕМА: Изображение войны 1805-1807гг.

(II и III части т. I)

Цель: выявить идейно-художественные особенности изображения Толстым войны.

Ход урока

I. 1. Мое вступительное слово:

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 г., изображенной во 2 и 3 частях 1 тома. Эти части наталкивают читателей на размышления о ряде нравственных проблем:

1) отношение к войне и поведение человека на войне;

2) о трусости;

3) о героизме и подвиге;

4) о природе храбрости.

Важны эти главы и потому, что обычно описание исторических событий, отбор материала, освещение зависит от личности писателя.

Следовательно, перед нами стоит еще одна очень большая задача: раскрыть отношение писателя к войне, показать, как он ее изображает.

2. Если в 1 части Толстой изображает обстановку накануне войны, показывает назревание конфликта, то во 2 части он переходит непосредственно к описанию столкновения России с западом.

а) Как в связи с этим расширяется действие романа? Какие новые герои входят в роман?

Действие романа переносится в Австрию, в роман вливается целый поток новых героев: Александр I, австрийский император, Наполеон. Командующие армиями: Кутузов и другие, крупные военачальники (Багратион…), разные командиры, штабные офицеры (Жерков, Несвицкий), дипломат Билибин, русские, австрийские и французские солдаты. Гусары (полк Денисова), пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия.

б) С какой целью вступило в войну русское правительство?

в) Понимают ли солдаты цели войны? (ч. 2 гл.2)

Считают ли их справедливыми?

Выясняется полнейшее непонимание цели войны и взаимоотношений с союзниками и даже противниками. Кто это говорит, чьи это реплики - неизвестно, голоса из солдатской массы – это подчеркивает общность настроения среди солдат.

г) Готова ли русская армия к войне?

Это показывает смотр под Браунау. Назначая смотр русской армии, продолжавшей трудный поход, Кутузов хотел показать австрийским союзникам, что русская армия не готова к походу.

После тысячеверстных переходов из России она обносилась, а австрийское командование не удосужилось обуть солдат в новую обувь.

д) Почему Кутузов стремился удержать армию от столкновений?

е) Была ли для Кутузова эта война священным делом и необходимостью?

ж) Какая же у него главная цель? Удержать армию от вступления в бой.

3. Как бы мог поступить в этом случае другой главнокомандующий?

Не будь у полководца понимания солдатской массы, не будь он столь опытен, как Кутузов, и, главное, не обладай он честолюбием и желанием отличиться, русская армия была бы разбита гораздо раньше. Что показал смотр?

Итог: Итак, непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Браунау.

II. Отношение к войне самого автора.

1. Большинство сцен, раскрывающих отношение Толстого к войне, связано с образом Николая Ростова.

Почему именно с ним? Ведь он еще не обстрелянный, не успевший стать настоящим военным? Именно потому, что он обыкновенный молодой человек, впервые будет принимать участие в войне, как он ее воспринимает – и есть выражение естественных, непосредственных человеческих чувств.

а) Вот перед боем Николай Ростов здоровается с немцем, хозяином дома, в котором живет. (ч. 2, гл. 4)

Сцена эта символична. Она ключ к пониманию Толстым проблем мира и войны. К чему война, если военный и штатский, русский и немец – братья, если они кричат: «Да здравствует весь мир!» Какая глубокая, мудрая мысль проводится через такую маленькую сцену.

б) Какая сцена напоминает эту?

Разговор французских и русских солдат во время перемирия. (ч. 2, гл. 15)

В том, как пишет Толстой, что все осталось по-старому, - звучит горечь. Толстой ненавидит войну. Он хочет подчеркнуть, что война не есть способ решения споров между людьми.

2. Ненавидя войну, Толстой сознательно рисует ее не в романтическо-героическом плане «с развевающимися знаменами и гарцующими генералами», он акцентирует внимание «на крови, страданиях, смерти», сопутствующих будничной страде войны.

Какие сцены романа части 2 это подчеркивают?

а) Видя, как падают убитые снарядами солдаты, морщась «будто от жгучей боли», офицер Несвицкий, друг Андрея Болконского, говорит, что если бы он был царем, то никогда бы не воевал. (том 1, ч. 2, гл.8)

б) Николай Ростов, который сначала стремился попасть на войну, «чувствуя призвание к военной службе», разочаровался в ней при первом же столкновении с действительностью. Во время забытья, мучаясь от раны, теряя сознание, Николай вспоминает родную семью, дом, радостные, светлые, милые сердцу картины русской зимы, думает: «И зачем я пошел сюда?»

III. Столкновение романтического представления о войне с ее реальным лицом, жестокостью, бесчеловечностью ярко проявляется и в других эпизодах, особенно в сценах переживаний Николая Ростова в первом бою. (ч. 2 гл. 8)

В этом отрывке все важно: раньше Николай Ростов представлял себе

1) первое сражение как нечто возвышенно-героическое – рубить врагов на лету, а на деле – нужен пук соломы;

2) кругом красота земли, спокойствие природы – носилки, стоны, смерть;

3) в сознании Николая Ростова сталкиваются «страх смерти и носилок, любовь к солнцу и жизни».

4) Противопоставляя красоту мирной природы ужасам войны, Толстой еще раз подчеркивает, что война – не есть способ решения споров между людьми.

5. Описание плотины Аугеста (гл. 18, ч. 3)

Но Л. Толстой не пацифист. Тема войны получит новое решение в изображении 1812 г., где Толстой по-прежнему, не отказываясь от подчеркивания кровавости войны, утверждает необходимость войны освободительной.

Если на тебя напал враг, если он посягает на твое Отечество, на жизнь людей – бери первую попавшуюся в руки дубину и бей своего врага, потому что он преступник.

Т. 1, ч. 2, гл. 19-21 (Тушин, Жерков, Тимохин, князь Андрей в бою).

Д/З ч.2 глава 9 Шенграбенское сражение.

УРОК №6
ТЕМА: Изображение войны 1805-1807 гг.

Шенграбенское сражение.

Цель: Решить вопрос о том, кого можно назвать истинным героем. В чем заключается воинский подвиг?

Ход урока

I. 1. В каких условиях оказалась русская армия в Австрии после поражения армии австрийской под командованием Мака? (ч. 2, гл. 9)

2. После позорной сдачи Таберского моста французы получили возможность перерезать русским дорогу отступления и уничтожить всю армию. Ухудшилось и без того плохое положение. Необходимо было принимать решение, но все пути спасения оказались закрытыми. Толстой в начале 14 главы тщательно исследует возможные исходы:

Ежели бы Кутузов решил остаться в Кремсе,

ежели бы Кутузов решился оставить дорогу,

ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмтоу.

И все признает невозможным.

И все же Кутузов выбирает последний путь. Он решает отступать к Цнайму на соединение с остальными русскими частями.

Но достигнуть Цнайма надо было раньше французов, а дорога, по которой отступали русские, была хуже и длиннее той, по которой туда же двигалась 100 000 французская армия.

3. Что же предпринимает Кутузов для спасения русской армии в казалось бы безвыходном положении?

Расчет Кутузова состоял в том, чтобы отряд Багратиона преградил дорогу французам и любой ценой задержал их хотя бы на сутки.

Что это трудно, Кутузов знал.

«Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить»,- сказал он князю Андрею. Но этот «великий подвиг», как назвал его Кутузов, нужен был для спасения всей армии, и потому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова-полководца, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

4. И вот между небольшим отрядом Багратиона и французской армией завязался тяжелый и упорный бой под деревней Шенграбен.

Главная проблема, которая волнует сейчас Толстого – поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – вопросы, которые всегда будут волновать людей.

1) Как вы считаете, какого человека можно назвать героем? Только ли на войне можно совершить подвиг?

2) Совместимы ли с настоящим подвигом бахвальство, нескромность, выпячивание своего подвига, наконец, расчет?

5. Проблемы трусости и героизма, подвига и воинского долга Толстой решает на примере поведения в бою Тушина, Тимохина, князя Андрея, Долохова, Жеркова и др. (ч. 2, гл. 20)

II. 1. Просмотреть 1 часть гл. 20 и подготовить ответ на вопрос: в чем разница между поведением Долохова и Тимохина с его солдатами?

2. Почему не отошла батарея Тушина?

Он не получил приказа, посоветовался только со своим фельдфебелем Захарченко, к которому имел большое уважение.

3. Что же и как делала батарея Тушина?

а) батарея обстреляла деревню Шенграбен, перед которой сосредоточилась большая масса французов, заставила их уйти;

б) стреляла батарея так метко, что неприятель принял ее 4 пушки за главные силы;

в) против 4 пушек неприятель выставил 10-пушечную батарею;

г) к концу боя Князь Андрей застал на батарее ад. 2/3 людей и лошадей было перебито, 1 орудие вышло из строя.

Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, результаты же стрельбы были наибольшими.

III. В мирное время капитан Тушин маленький, с тонким голосом, робкий и нерешительный человек.

Каков он в бою?

1. Не испытывает ни малейшего чувства страха.

2. Оживление дела захватило его.

3. Надо было видеть неприятеля, лучше попасть в него и уберечь своих людей.

4. Капитан Тушин «все помнил, все соображал, все делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении».

5. Солдаты «все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице неизменно отражалось на их лицах».

6. Отвага, решительность, свойственная всем «молодцам-артиллеристам». В этой обстановке он, маленький и скромный, сам себе казался огромного роста мужчиной, который швыряет французам ядра.

Думал ли он хоть в воображении выдвинуться? Пытается ли представить перед Багратионом свое поведение как героическое?

Тимохин и рота

Долохов

1) Вся рота проявила героизм.

2) В условиях всеобщего страха и растерянности рота Тимохина «одна в лесу удержалась» в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Те, не успев опомниться, бежали.

3) В чем видит Тимохин героизм? (мужество и дисциплинированность)

4) Как ведет себя в бою тихий, до боя нескладный Тимохин, командир роты? (сумев удержать роту в порядке, сам, с одной шпажкой, первый бросился на французов, с отчаянным криком и с такой «безумной и пьяной решительностью», что именно он заставил остановить французскую цепь)

1) Где во время боя был Долохов? (рядом с Тимохиным)

2) Можно ли и о Долохове сказать, что он проявил мужество, храбрость и решительность? (несомненно можно: ему, как и всем было трудно, он бледен, он первый взял в плен офицера, убил француза, он ранен, а остался в строю)

3) Но все ли вам нравится в поведении Долохова?

(После боя он один похвалился заслугами: вот 2 трофея, взят в плен офицера, другой убит, ранен: рана штыковая. Я остановил роту)

а) он расчетлив (эполеты)

б) некрасиво звучит: я остановил роту. Рота сама остановила врага.

в) самоуверенность, наглость, выпячивание свойственны Долохову.



1. Может ли поэтому Долохов, при всей его храбрости, быть назван настоящим героем?

2. Кто выше по моральным качествам – Долохов или Тимохин?

Долохова нельзя назвать настоящим героем, герой тот, кто без расчета, без самоуверенного выпячивания своего подвига и похвальбы скромно выполняет то же, что и Долохов, а то и больше.

III. Сравним поведение в бою Долохова и капитана Тушина.

Больше или меньше трудностей пришлось вынести в бою Тушину? Что и как он делал?

Хвалится он своими заслугами или нет?

1. Где находится в бою батарея Тушина?

В самом жарком участке, в центре сражения без всякого прикрытия.

(ч. 2, гл.20 все время боя, когда все отступили.)

Плохо, что он не сумел защитить себя перед Багратионом, это уже излишняя скромность и робость в обычной обстановке.

Тушин не думает о себе – ни о своих подвигах, ни о заслугах, ни о том, что его могут убить и ранить.

В деле он думает о деле, вне дела его внешне переключается на других (он всей душой хочет помочь Николаю Ростову и другим раненым)

Таков капитан Тушин, «геройская стойкость, которого была важной причиной исхода дня».

Вывод: Итак, что вы можете сказать о капитане Тушине?

Это прекрасный человек: скромность, самоотверженность, с одной стороны; решительность, мужество, инициатива с другой, основывающиеся на чувстве долга – вот норма поведения человека в бою, по Толстому, вот истинный героизм.

Вот кто истинный герой (ч.3, гл. 12)

V. Поведение в бою князя Андрея.

С проблемой истинного героизма соотнесено и поведение князя Андрея.

1. С какими мыслями он шел на войну?

«чтобы разорвать заколдованный круг гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества»

2. Чтобы добиться своего Тулона, в котором он видел смысл своей жизни.

3. Князь Андрей мечтает о том, что «воинский подвиг выведет его из рядов неизвестных офицеров, откроет ему путь к славе».

4. Князь Андрей хочет добиться не только славы, но и «любви людской».

5. А каким путем он хотел достичь этого? Путем отсиживанием в штабе?

Честным путем, но и честолюбие играло свою роль.

6. Так, может, он в этом похож на Долохова?

Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи.

Сам-то он ведет себя так, как задумал: со спокойным мужеством находится на самых опасных участках боя. Встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть истинный героизм в ином свете. Князь Андрей «увидал, что человек «геройской стойкости», которому были обязаны успехом дня, не только не думал о себе в бою и после него, не только не требовал для себя славы и любви людской, но даже не умел постоять за себя перед несправедливыми обвинениями начальства. А самый подвиг так и остался невознагражденным.

«Князю Андрею было грустно и тяжело». «Все это было так странно, так не похоже на то, что он надеялся.»

Грустно и тяжело оттого, что в соприкосновении с живой жизнью его представления о подвиге оказались неверными. Он еще не отказался от них, не пришел еще к новому пониманию подвига. Толстой не изображает столь прямолинейно путь его исканий.

Но все пережитое за день заставляет его задуматься.

VI. В сравнении с истинным героизмом трусость Жеркова, не доехавшего до батареи Тушина и потом солгавшего, и трусость штаб-офицера выглядят особенно низкими.

Итог урока, домашнее задание: прочесть гл. с 11 по 19 ч. 3

1) Чем объясняет Толстой проигрыш Аустерлицкого сражения и всей войны, если солдаты и офицеры могли проявлять чудеса храбрости и героизма?

2) Для чего было замыслено Аустерлицкое сражение?
УРОК №7

ТЕМА: Анализ Аустерлицкого сражения.

Цель: проследить, чем Толстой объясняет проигрыш Аустерлицкого сражения.

Ход урока

I. Вступительное слово .

Война 1805 г. Толстой завершает показом Аустерлицкого сражения. Этим же сражением Толстой завершает 1 том. По сути дела, это сражение – композиционный центр 1 тома, так как к нему идут все нити повествования, об этой бесславной, никому не нужной войне.

Главный вопрос, который предстоит нам решить на уроке:

Чем Толстой объясняет проигрыш Аустерлицкого сражения и всей войны, если солдаты и офицеры могли проявлять чудеса героизма?

1) Каков был замысел сражения?

К армии прибывает император Александр I, претендовавший на роль полководца. Это по его настоянию решено было дать сражение «трех императоров» при Аустерлице. Цель сражения мыслилась Александру высоко: спасение Европы от Наполеона. «Партия молодых» поддерживала его, горя желанием разбить Наполеона.

2) На заседании военного совета принимается план, разработанный для русской армии австрийским генералом Вейротером.

«Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей», - говорит о плане Вейротера князь Долгоруков, один из сторонников наступления.

3) Как Толстой отнесся к этому военному плану?

Толстой иронично-насмешливо описывает столь тщательно продуманный план.

4) Откуда это видно?

а) предусмотрено все, как на маневрах (в прошлом году здесь и происходили маневры австрийской армии);

б) Колонны по диспозиции маршируют, как на параде;

в) ирония оказывается и в том, что план приведен Толстым по-немецки, а не по-русски, а Толстой чаще делает это там, где надо передать чуждый ему строй мысли;

г) ирония сказывается и в тоне описания Вейротера (ч. 3 гл.12).

5) Ну а как Кутузов, главнокомандующий русской армии, ведет себя на военном совете? Почему?

Он откровенно спит, понимая, что ничего изменить не может, так как план согласован с императорами, а ему отведена только роль исполнителя.

6) Как ведет себя Кутузов накануне сражения? (гл.15)

Итог: ирония Толстого не случайна. Она повторится везде при описании военных планов. В данном случае она относится к немецкому плану, сделанному без учета настроений живых людей.

Толстой вообще не верит в то, что даже отлично разработанная диспозиция сможет учесть все обстоятельства, все случайности, могущие изменить ход сражения. Не диспозиции определяют ход боя. Судьбу сражения решает дух войска, составленный из настроения отдельных участников боя.

7) Каково же было настроение участвующих сражения? (гл.14)

Какие случайности вмешались в диспозицию?

а) в утро сражения поднялся такой густой туман, такой сильный, что в 10 шагах ничего не было видно. «Кусты казались огромными деревьями, ровные места – обрывами и скатами.» Везде, со всех сторон, можно было столкнуться «с невидимым в 10 шагах неприятелем». Но долго шли колонны все в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем.
УРОК №8
ТЕМА: Интересы «мысли» толстовских героев, поиски ими смысла жизни.

Цель: познакомиться со своеобразием и мастерством толстовского психологического анализа – с «диалектикой души человека».

Ход урока
Мы приступаем к изучению тома 2.

Главная цель при его изучении – понять, какую жизнь Толстой считает мирной и настоящей. Внимание при изучении 2 тома будет уделяться «внутреннему миру» отдельного человека, т. е. нам предстоит познакомиться со своеобразием и мастерством толстовского психологического анализа – с «диалектикой души человека».

Итак, по замыслу Толстого, том 2 знакомит читателя с «настоящей, мирной жизнью».

Что же имел в виду Толстой под понятием «настоящая жизнь»?

В 1 главе ч. 3 тома 2 Толстой пишет:

«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований».

Это своего рода теоретическая формула понимания Толстым «настоящей жизни».

В этой формуле заключена и сила, и слабость толстовского мышления.

1. Толстой ставит на 1 план естественные человеческие интересы: труд, отдых, здоровье, любовь, ненависть, науку, поэзию, музыку и т. д.

Тем самым он проявляет большую человеческую мудрость и гуманизм: великое и вечное он видит в простом и малом.

2. Но вот как Толстой утверждает, что, как и всегда, жизнь людей шла независимо и вне внутренней и внешней политики.

Так ли это?

II. Краткий обзор 1 части 2 тома, выяснение его значения.

1. Желанный мир, любимые и любящие люди, русская зима, развлечения, музыка, балы встречают возвратившихся с войны Николая Ростова, Денисова, Долохова и других. Это и есть та жизнь, о которой мечтал народ, Николай Ростов. Но, оказывается, не все мирно в этом мире: он начинается не только с радости, но и с неудач: дуэли Пьера и Долохова, проигрыша Николая Ростова, неудачного сватовства Денисова к Наташе и Долохова к Соне и большого горя князя Андрея – смерти жены. Не ровной и спокойной рисует Толстой мирную жизнь, в ней свои беды, но силой жизни они преодолимы.

III. Принципы изображения Толстым положительных героев.

Человеческая натура, по Толстому, многогранна. В большинстве людей есть хорошее и дурное, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.

Рисуя Долохова, Толстой показывает его не только жестоким бретером, расчетливым человеком, но и нежным сыном, мечтающем о большой женской любви.

Пьер добр, но и вспыльчив до бешенства. Он умен, но неопытен в житейских делах, в нем много внутренней силы, и тем не менее он часто идет по течению, не умея противопоставить свою волю воле других. История его женитьбы говорит об этом.

Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то идиотом, то силачом, то бессильным существом».

Герои его совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы вверх и поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера. Увлечения и разочарования переживает и князь Андрей.

И при всех этих противоречиях у положительных героев остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней.

Вспомните дневниковую запись Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

III. 1. Являются ли эти идеалы абсолютным законом?

2. Обязательно ли путаться, лишаться, начинать и бросать снова, чтобы прожить жизнь честно?

Представление о «настоящей жизни» вызвано сложностью эпохи, его личным опытом. Могут быть настоящие люди без противоречий, более цельные натуры, раньше и определенней нашедшие свое место в жизни.

3. А как понять? – спокойствие - душевная подлость.

Какое спокойствие? Во что переходящее? – В равнодушие.

4. В этом можно согласиться с Толстым?

Всем хорошим людям свойственна неудовлетворенность собой. Самодовольство – тормоз в деятельности человека.

Потому-то лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, стремятся к истине, ищут свое место в жизни, размышляют о подлинном смысле жизни.

Поиски смысла жизни Пьером

1. Что такое масонство и как Толстой описывает его?

2. Что привлекло Пьера в общество масонов?

3. Какую деятельность он ведет в этом обществе?

4. Почему начинает разочаровываться?

I. 1) Вступление Пьера в масонское общество падает на тяжелый период жизни Пьера, связанный с женитьбой на Элен. С одной стороны, брак этот был подстроен князем Василием, с другой – этот брак закономерен для Пьера – он, честный и чистый человек, наивный и неопытный в жизни не сумел за внешней красотой увидеть вульгарность и подлость натуры Элен.

2) Пьер мучается потом, понимая, что он не только обманулся, но обманул других. Он считает себя виноватым, что женился не любя, что сам солгал, сказав Элен: я вас люблю! (по-французски!)

3) Пьера мучит то, что одна ошибка ведет за собой другую:

«И вот теперь Долохов, вот он сидит в снегу и насильно улыбается, и умирает, притворным каким-то молодечеством отвечая на мое раскаяние. То, что он чуть не убил человека оттого, что сам был виноват, женившись не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис».

Что же в жизни дурно?

Что хорошо?

Что надо любить, чтобы ненавидеть?

Для чего жить? Что такое я? –

так мучительно думает Пьер.

4) Кто же ему подсказывает цель жизни? И какая это цель?

Нравственное усовершенствование – подсказывает Пьеру масон Баздеев.

Общество франкмасонов (свободные каменщики) возникло первоначально в Англии в 18 в., а потом получило распространение в разных странах Европы, в т. ч. и в России. Масоны проповедовали любовь к ближнему, нравственное самоусовершенствование через исправление человека – всего общества. Когда-то масонство было оппозиционно к правительству, ложи масонов были тайными.

Потом в них вошла вся светская знать, масонство потеряло свой оппозиционный характер.

5) Как Толстой описывает масонство? (с открытой иронией)

Толстой показывает, что добродетели масонов: скромность, повиновение высшим членам ордена, добронравие, любовь к человечеству, мужество, щедрость, любовь к смерти (об этом никак не может вспомнить Пьер) есть не что иное, как маска, за которой скрываются «мундиры и кресты», которых они добивались в жизни.

6) Что же привлекало атеиста Пьера в масонство?

Красивые слова: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов, исправлять тем самым человеческий род и противоборствовать злу, царящему в мире.

Красивые слова: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царящему в мире».

Это на время давало ему иллюзию выхода из тупика, открывало дорогу деятельности, по которой он тосковал. У него было так много сомнений и колебаний, что он невольно потянулся к тем, кто имел веру и убежденность в чем-то.

7) Что же решил делать Пьер, чтобы претворить в жизнь новые убеждения: нести любовь к ближнему, облегчить его участь? (гл. 10, ч. 2, т. 2)

8) Гл. 7 рисует начало кризиса в увлечении Пьера масонством.

Толстой приводит Пьера (гл. 7, ч. 3) к мысли о непротивлении злу насилием, подойдя к решению важных социальных проблем, Пьер сворачивает в сторону. Пьер вновь впадает в нравственный тупик, из которого он выйдет только к войне 1812 г.

Таков характер поисков Пьера смысла жизни, они были свойственны не только ему одному. Стремление к общей деятельности и сложность ее претворения – одно из проявлений жизни русского дворянства в начале 19 в.

Дом. задание:

1) Почему кризис после Аустерлица был таким глубоким для князя Андрея?

2) Какую деятельность он ведет в Богучарове и Петербурге?

т. 3 ч. 1, гл. 2

ч. 2, гл. 11

ч. 3, гл. 1-4, 6, 18
УРОК № 10
ТЕМА: Природа в жизни людей с точки зрения Толстого.

ЦЕЛЬ : Проанализировать рль природы вжизни главных героев произведения.

Ход урока

1) Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

Она возродила его к жизни, заставила его жить, обновила его.

2) А почему? Чем же природа заставила князя Андрея возродиться к жизни?

Своей силой жизни, способностью к обновлению, развитию. В природе все обновляется, нет ничего мертвого.

3) Прочесть отрывок ч. 3, гл.1.

П
  1   2


написать администратору сайта