Методология и методы социальной психологии Общая характеристика методологии социальной психологии
Скачать 0.71 Mb.
|
1 2 Методология и методы социальной психологии 1.Общая характеристика методологии социальной психологии Проявления психологии как научной и практической активности можно разделить на: бытовые, описательные, объяснительные и практические. Оставляя в стороне бытовые проявления 1.1. Понятие «методология», её уровни и теоретические основы Проявления психологии как научной и практической активности можно разделить на: бытовые, описательные, объяснительные и практические. Оставляя в стороне бытовые проявления психологии, остановимся на проявлениях и соответствующих методах трех оставшихся модальностей. Указанным реализациям психологии соответствуют четыре подхода (точнее парадигмы) к социальной психологии: 1) раскрывающий; 2) описательный; 3) объяснительный; 4) преобразовательный. Любая из отмеченных парадигм предполагает ответы на ряд вопросов: «Что описывать?», «Как описывать?», «Что исследовать и измерять?» и т.п. Подобные вопросы и ответы на них принято относить к сфере методологии. В современной науке термином «методология» (от треч. «methodos» - путь исследования или познания, «logos - понятие, учение обозначают три разных уровня научного знания. 1. Общая методология - это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы: детерминизма (психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий), единства сознания и деятельности (сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности человека), развития (психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности), соответствия (специфическая форма преемственной взаимосвязи старых и новых теорий, т.е. принцип соответствия означает преемственность научных теорий), дополнительности (… «принцип дополнительности – общенаучный принцип дополнительности Н. Бора, согласно которому для любой теории, описывающей явления определенного типа, всегда найдется такое из этих явлений, которое не может быть изучено (адекватно смоделировано, описано) в рамках этой теории, и тогда для изучения названного явления должна быть упреждающе создана адекватная теория, дополняющая исходную теорию», в качестве примера можно привести единство или дуализм экстраверсии и интроверсии (Железняков О.М., 2012) и т.п. 2. Частная методология - система частных принципов, постулатов, посылок и т.п. применяемых в конкретной области знания. 3. Методические приемы - множество методик исследования, диагностики, развития и т.п. Методика - это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических. Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфическую реализацию в социальной психологии. Причем, каждое направление «наполняет» эти моменты своим содержанием, акцентируя внимание на своих объектах познания, «отторгая» от предмета психологии свои области. Так, в качестве объекта исследования классический бихевиоризм принимает лишь элементы поведения; психоанализ - бессознательные аспекты психической жизни; когнитивизм - образы, ценности, установки и т.п. Социально-психологические концепции, теории и модели не имеют логической строгости и определенности такой, которая имеется в естественных науках, как, например, математика или физика. Методологические, эмпирические и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и часто не поддаются различению (дифференциации). В силу подобных причин в социальной психологии (как и в других гуманитарных науках) роль теории и взаимосвязи ее с открываемыми фактами и установками исследователей несравненно значительнее, чем в естественных науках. По этой причине можно говорить об уровнях теоретических построений. Так, в 40-е годы американский социолог Р. Мертон предложил выделять в структуре социальных наук теории трех уровней: 1) общие (всеохватывающие теории), 2) теории среднего уровня и 3) эмпирические обобщения. В социальной психологии преобладают теории среднего уровня - это совокупность опытным путем проверяемых гипотез и положений, выступающих как посредник между малыми рабочими гипотезами и всеобъемлющими принципами. В качестве примеров таких теорий в социальной психологии можно привести теории фрустрации - агрессии Миллера и Долларда; когнитивного диссонанса Л. Фестингера; конкуренции и кооперации Дойча; социальной власти Картрайта и Френча и др. Своеобразие социальной психологии также связано с особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Указанные объекты, практически всегда, не имеют физических (например, пространственных) границ, либо эти границы сильно размыты. Такими объектами, в первую очередь, являются: личность отдельного человека (как индивида «одетого» в отношения), общности людей, взаимодействие между ними. Перечисленные объекты во многом представляют собой конструкты: 1) в смысле К. Левина, это идеализации, которые обретают значения лишь в рамках определенной концепции; 2) в смысле Дж. Келли - личностные изобретения; 3) по А.Н. Леонтьеву личностные смыслы в индивидуальной картине мира. Можно говорить об n-мерных конструктах, простейшей реализацией которых являются триадные конструкты, например, конформизм - нонконформизм - коллективизм. Само понятие факта в социальной психологии, также размыто в сравнении с естественными науками. Если необходимо, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение к опросу обследуемого и другие моменты и их влияние на качество получаемой информации. Все это следует иметь в виду и в случае применения методов управления, обучения, развития, и т.п., которые не имеют аналогов в естественных науках. Приведенные примеры показывают, что совокупность общенаучных критериев применима к социальной психологии с большими оговорками (Е.И.Рогов, 2008.- C.26-28). Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что использование всей совокупности методов социальной психологии, которая нам представляется своеобразной системой трех уровней (исследовательских, психокоррекционных и психорегулирующих методов), требует более четкой характеристики "методологического ключа", который в свою очередь является не только основанием методологии, но и формирует ядро концептуальной схемы социальной психологии. Методологическим ключом к трех уровней концептуальной схеме социальной психологии является философско-антропологическая теория общения. Системный характер общения, рассматриваемый в избранном нами методологическом ключе, позволяет интегрировать в качестве фундаментального теоретического знания достижения следующих наук: общей и социальной психологии (так как, с одной стороны, во взаимодействии реализуются социально-культурные потребности и оно стимулируется психологически и осуществляется поведенчески, а с другой - в общении участвуют личности как субъекты общения и группы как совокупные субъекты общения, используя при этом психологические механизмы воздействия); социологии (раскрываются формы активности субъектов, когда общение выражается на уровне социальных групп); этики (определяющей нормативы и социальную приемлемость форм и действий общения); педагогики (определяющей общение как механизм социально- программированного формирования личности); теории информации (представляющей общение как информационный обмен); семиотики (изучающей специфические средства общения как особые знаковые системы и языки человеческого взаимодействия); этнографии (определяющей этнокультурные детерминанты многообразия этнических форм общения); культурологии (способной и призванной показать закономерные исторические изменения в характере общения, детерминированные развитием культуры) и др. В характеристике возможностей наук, интегрируемых философско-антропологической теорией общения, явно просматривается теоретическая модель общения, составляющая "верхний" уровень общефилософской методологии социальной психологии. Общение есть сложная организованная целостность, единое в своей разносторонности системное явление: активность одного субъекта ориентирована на другой субъект и использует те или иные объекты как свои средства. Философско-антропологическая теория общения определяет для частной (специальной) методологии социальной психологии следующую систему принципов. Интерпретируя общение как деятельность, мы опираемся на концепцию деятельности, разработанную А. Н. Леонтьевым и развиваемую в работах А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. С точки зрения названной концепции М. И. Лисина предлагает выделять в коммуникативной деятельности — общении — следующие компоненты: предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении — как стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы — то, ради чего предпринимается общение; действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия, задачи общения — цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой; средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукты общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения: изменение психологической дистанции во взаимоотношениях; новый уровень развития взаимоотношений; избирательность в отношениях; образ самого себя; — образ мира и т. д 4. Принцип системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью. Ключевые положения данного принципа системности изложены в работах Б. Ф. Ломова, так, по его мнению: 1. Психические явления исследовались в различных системах координат: как система, обладающая определенным качеством; как внутреннее условие взаимосвязи и взаимосодействия индивида со средой; как совокупность качеств, развивающихся в процессе взаимодействия с макросистемами; как результат взаимодействия с микросистемами. 2. Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах измерений по принципу полисистемности. 3. Система психических явлений представляет собой многоуровневую организацию, в которой выделяются такие подсистемы, как когнитивная, регулятивная и коммуникативная, каждая из которых также системно представлена. 4. Психика человека представляет собой «разнопорядковые качества и свойства», которые организованы по принципу пирамиды. 5. Многоплановость, многомерность и многоуровневость психического объясняется наличием целой системы детерминант, которые являются пластично изменяемой совокупностью факторов причинного и иного характера, обеспечивающей варианты развития человека как субъекта деятельности и общения. 6. Психические явления должны изучаться в динамике и развитии. Б.Ф. Ломов писал, что «…природа психического может быть понята только на основе системного подхода, т.е. рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система». Б. Ф. Ломов отмечает, что психологические исследования необходимо вести в рамках разработки многомерной классификации свойств человека (включая психологические его характеристики). В качестве возможного основания этой классификации он выделяет: (1) индивидуальные свойства (или натуральные, природные, психофизиологические), (2) системные свойства (возникающие из принадлежности индивида к определенной системе, в свою очередь дифференцирующиеся на моно - и полисистемные); с его точки зрения в структуре психического как целостности необходимо выделять следующие связанные друг с другом подсистемы: когнитивную, регулятивную и коммуникативную, каждую из которых дифференцирует на более дробные образования. Психическое, по Б. Ф. Ломову, является подсистемой более широкой системы – человека - и развивается только в процессе его развития. Сам же человек как система включается (в качестве компонента) в систему еще более широкого порядка - в общение. В трудах В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна общение рассматривается как важное условие психического развития человека. Итак, из проанализированного материала видно, что в разработке методологии социальной психологии, на наш взгляд, важна концентрация внимания именно на общении - основе и источнике развития социальной психики. 1.2. Диалогическая методология социальной психологии. Пограничное положение социальной психологии, находящейся на стыке социологии и социальной психологии, нигде, пожалуй, не сказывается так сильно, как в определении ее методологического основания. Возникает проблема: кто является творцом социальной психики, ее носителем и продуктом — ЛИЧНОСТЬ или общность? В своем подходе к разработке методологии социальной психологии мы исходим из понимания социальной общности как системы систем, т.е. социальной системы взаимосвязанных личностей. Это определяет концептуальный ракурс обоснования методологии социальной психологии - гуманитарное, личностно-центрированное обоснование методологии социальной психологии. Такой методологией является диалогическая методология. Эта методология исходит из межсубъектного понимания детерминации психического в человеке и выдвигает диалог как принцип бытия социальной психики. Диалогическая методология представляет социальную психику в качестве открытой и находящейся в постоянном взаимодействии системы, которая обладает внутренним и внешним контурами регулирования. Социальная психика в этом случае рассматривается как многомерное и многоуровневое образование. Диалогическая методология формирует "субъектно-субъектный" подход к рассмотрению проблем функционирования социальной психики и придает особый онтологический статус диалогу. Он выдвигается в качестве организационно-коммуникативного принципа формирования социальной психики и реализации ее основных функций. Основными нормативами и принципами организации диалога, согласно А. Г. Ковалеву, являются: эмоциональная и личностная раскрытость партнеров по общению; психологический настрой на актуальные состояния друг друга; безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний. Будучи адекватным "субъект-субъектному" характеру самой человеческой природы, диалог наиболее релевантен для организации продуктивного межсубъектного взаимодействия. "Классическую" формулировку психологических предпосылок такого рода взаимодействий представил известный американский психолог и психотерапевт, один из основателей гуманистической психологии К. Роджерс. Он выделял три основных условия общения - диалога: Традиции изучения диалогического общения в отечественной психологии предусматривают несколько плоскостей интерпретации этого понятия. В таком случае диалог - это: а) первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая здоровое психическое развитие личности; б) ведущая детерминанта этого развития, обеспечивающая функционирование механизма интериоризации, посредством которого внешнее взаимодействие переходит "вовнутрь" личности, определяя тем самым ее индивидуальное ("интерсубъектное" по содержанию) психологическое своеобразие; в) принцип и метод изучения человека, реализуемый посредством реконструкции содержания экстериоризируемых внутренних смысловых полей субъектов, разворачивающихся в диалоге; г) процесс, разворачивающийся по своим законам и по своей внутренней динамике; д) определенное психофизическое состояние, разворачивающееся в межличностном пространстве общающихся людей, которое сродни инфантильному переживанию состояния эмоционального комфорта при физическом контакте матери и ребенка; е) высший уровень организации отношений и общения между людьми, наиболее органичный изначальной, межсубъектной природе человеческой психики, а потому более оптимальный для нормального психического функционирования и личностного развития людей, реализации их потребностей; ж) наиболее эффективный метод педагогических, социальных, управленческих, психокоррекционных и т. п. воздействий, з) творческий процесс. Развитие диалогической методологии социальной психологии связано с освоением теоретического наследия виднейших представителей гуманитарного знания - литературоведения, искусствоведения, семиотики, культурологии - М. М. Бахтина, С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. В. Иванова. Диалогическая методология социальной психологии не только обосновывает общение как предмет науки, но и позволяет интегрировать в ее теоретическое основание современные концепции личности, развитые в гуманистической психологии. Вместе с тем диалогическая методология расширяет инструментарий социально-психологической практики путем широкого использования таких методов, как: а) психодрама и социодрама Дж. Морено; б) трансактный анализ Э. Берна; в) психосинтез Р. Ассаджиоли; г) рационально-эмотивная социотерапия; д) психоанализ 3. Фрейда. Все это дает возможность сформировать понимание практической социальной психологии как социальной технологии человеческого общения. Разработка социальной технологии общения — это требование времени, самой жизни, в которой общение играет важную регулирующую роль. Итак, выбранная нами ориентация на общение как основу и источник социальной психики позволила кратко обосновать диалогическую методологию социальной психологии. Имея более развернутое представление о методологии социальной психологии можно перейти к более конкретным ее аспектам – методам. В настоящее время существуют различные классификации и типологии социально-психологических методов (Руденский Е.В., 1997). 1 2 |