Мезолит. Мезолит периодизация, хронология,общая характеристика
Скачать 22.7 Kb.
|
Мезолит. Мезолит: периодизация, хронология ,общая характеристика Эпоху каменного века между палеолитом и неолитом— мезолитом. Археологические культуры и памятники мезолита относятся большинством исследователей к трем климатическим фазам послеледникового времени: пребореалу — от 8,3 до 7,5/7 тыс. лет до н.э., бореалу — 7,5/7-6 тыс. лет до н.э. и началу атлантического периода (атлантикума) — 6-5,5 тыс. лет до н.э. Практически все исследователи соотносят мезолит с периодом от XX до VI, а в некоторых районах и до V тысячелетия до н.э. В 1928 г. украинский ученый М.Я. Рудинский впервые в отечественной литературе ввел термин «мезолит» и высказал предположение о существовании особого мезолитического, периода каменного века. В 30-х гг. известный английский археолог Д.Г.Д. Кларк обосновал выделение мезолита как отдельного большого периода. Крупный отечественный археолог М. В. Воеводский был первым, кто выделил и описал разнообразный мир мезолитических культур Восточной Европы. Дальнейшие исследования отечественных археологов расширили и углубили предложенные им положения. В периодизации каменного века артефакты того времени занимают место азильской и тарденуазской культур – наиболее поздних стадий каменного века. Охарактеризуем наиболее показательные археологические культуры Северной Евразии. Южную зону представляют культуры Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии, Прикаспия и отчасти Приуралья, которые во многом сформировались под влиянием передневосточных культурных импульсов. Здесь относительно рано совершился переход от присваивающей к производящей хозяйственной деятельности, преимущественно связанной с первоначальным скотоводством. В Южном и Восточном Прикаспии многочисленные мезолитические памятники зачастую приурочены к берегам древних водоемов и руслам рек. Основным занятием древнего населения была охота и ловля осетровых рыб, а также собирательство растений и моллюсков. На юге Прикаспия обнаружены многослойные стоянки пещерного типа. В мезолитических слоях грота Джебел (8-7 тысяч лет до н.э.) впервые обнаружены кости одомашненных животных — коз и овец, что позволяет считать этот район одним из древнейших центров производящего хозяйства. Стоянки Восточного Прикаспия (4-й слой грота Дам-Дам — Чешме-1, мезолитические слои пещеры Кайлю и др.) получили название прикаспийских стоянок зарзийского типа, или восточноприкаспийской культуры. Лесная зона Северной Евразии в мезолите была освоена группами охотников-собирателей, достигавших отдаленных районов севера. На окраинах ойкумены и особенно в Сибири значительные пространства все еще оставались незаселенными. Одной из наиболее ярких культур Верхнего Поднепровья является гренская культура, представленная стоянками также и в Восточной Белоруссии. Происхождение этой культуры связывается с появлением здесь аренсбургского населения. На втором этапе ее существования прослеживается тесная связь с песочноровской культурой на Десне и иеневской в Волго-Окском междуречье, что может свидетельствовать о дальнейшем продвижении носителей аренсбургских традиций на восток. Духовная жизнь. Искусство Изобразительное искусство мезолита представлено в тех же трех основных видах, что и в верхнем палеолите, — это наскальные изображения, т.е. монументальное искусство, мелкая пластика и прикладное искусство. Тем не менее, в изобразительном искусстве мезолита происходят качественные изменения по сравнению с предшествующей эпохой. Наскальные изображения компонуются в большие группы, их сюжеты в основном посвящены темам охоты, иногда — военных столкновений. Каждая такая композиция — это целый рассказ о событии, эмоционально окрашенный, динамичный. Главное новшество — появление многочисленных изображений людей, столь редких в палеолите: наиболее распространены фигурки охотников, вооруженных луками и копьями. Наиболее широко наскальные изображения представлены в Испании и Северной Африке. Как правило, изображения располагаются не в пещерах, а на скальных выступах и в неглубоких нишах. На южном и восточном побережьях Пиренейского полуострова известно более 40 таких местонахождений. Многочисленные изображения выполнены черной и красной минеральными красками. В Северной Африке, в современной пустыне Сахаре, известны замечательные фрески в местности Тассили, имеющие определенное сходство с испанскими. В Средней Азии, на Кавказе и в Северном Причерноморье также известны находки наскальных изображений, самые ранние из которых могут быть отнесены к мезолиту. Наиболее известно урочище Кобыстан в Азербайджане, на западном побережье Каспийского моря, где открыты многочисленные петроглифы, выполненные в технике контурной и силуэтной гравировки. Изображения, относящиеся к эпохе мезолита, включают стилизованные фиуры людей и быков. В гроте Зараут-Камар в Центральной Фергане были найдены три композиции, выполненные красной краской по известковому натеку, которые изображали охоту на быков, джейранов и винторогих козлов. В гроте Шахты были открыты семь рисунков, включающих фигуры охотников и кабана, медведя или яка, пораженных стрелами. Очень интересный памятник древнего искусства — холм Каменная Могила — находится на правом берегу р. Молочной, близ г. Мелитополя, в Приазовье. Между камнями и перекрывающими холм плитами известняка были выявлены пещеры и ходы, засыпанные песком, в которых и располагались многочисленные группы рисунков и рельефов. В одной из пещер обнаружены выбитые на потолке изображения козлов и лошадей. Исследователи датировали изображения эпипалеолитом (9-7 тыс. лет до н.э.). В настоящее время мезолитический возраст изображений Каменной Могилы оспаривается, их датируют второй половиной III тысячелетия до н.э. Однако в пользу мезолитической датировки раннего пласта изображений говорит присутствие рядом с холмом стоянки, материал нижнего слоя которой характерен именно для этой эпохи. Для мелкой пластики характерны те же стилистические черты, что и для монументального искусства: упрощение, схематизм, знаковость. На стоянках мезолита, преимущественно в лесной зоне, встречаются достаточно многочисленные, но крайне упрошенные антропоморфные и зооморфные изображения. Кроме того, встречаются предметы, которые не могут быть точно атрибутированы, — их называют подвесками, бляшками, изображениями фантастических существ и пр. Материалами для изготовления этих фигурок служили дерево, кость, рог, рыбий зуб, янтарь. К мелкой пластике можно отнести окрашенные и гравированные гальки, которые хорошо известны на западноевропейских пещерных стоянках. Рисунки на гальках чаще всего имеют орнаментальный характер — это овальные пятна, кресты, поперечные полосы, зигзаги, решетки, звезды, иногда стилизованные антропоморфные и зооморфные фигурки. Эти гальки могли использоваться в магических целях и в этом смысле являются аналогами австралийских чуринг — вместилищ души человека. Прикладное искусство широко представлено орнаментированными предметами охотничьего вооружения и быта. Основными элементами и мотивами орнамента были линии, штрихи, зигзаги, сетка и др. Орнаментом покрывались рукоятки каменных орудий, которые делались из кости, рога и дерева, а также и сами орудия, сделанные из этих же материалов. На прионежской стоянке Веретье 1 собрана богатейшая коллекция декорированных предметов; подобные изделия найдены и на других стоянках, и в мезолитических погребениях. Погребения Погребальные обряды мезолитического времени во многом сходны с позднепалеолитическими. По-прежнему существуют индивидуальные погребения людей, совершенные на стоянках или неподалеку от них. В Прибайкалье известны памятники Усть-Грязная, Падь Частые, Падь Хиньская, Рытвинка 1. В парное погребение из Хиньской Пади были положены луки, украшенные подвесками из просверленных зубов животных. На приангарской стоянке Рытвинка 1 исследовано парное погребение женщины и грудного ребенка, которое совершено в грунтовой яме, обложенной каменными плитками. Костяк женщины был слабо скорчен и располагался на боку, обнимая костяк ребенка, оба скелета были окрашены охрой. Череп женщины был отделен от скелета и помещен в отдельное углубление, в углу могильной ямы, что напоминает сходные обряды в мезолитических погребениях Западной Европы (см. ниже). Погребальный инвентарь был представлен кремневой пластинкой с ретушью, вкладышами. Кроме того, в области крестцовых позвонков женщины и грудной клетки ребенка были найдены два наконечника стрел, что позволяет исследователям предполагать, что их смерть была насильственной. В Крыму исследовано парное погребение мужчины и женщины на пещерной стоянке Мурзак-Коба. Оба костяка вытянуты и густо засыпаны охрой. У женщины еще при жизни были ампутированы последние фаланги на мизинцах рук. Такие обряды известны по этнографическим данным и отражены в пещерных росписях палеолита. В пещере Фатьма-Коба погребение мужчины было совершено в грунтовой яме, густо засыпанной охрой, погребенный лежал на боку с сильно согнутыми ногами, а кисти рук располагались за головой. Такая поза достигается, как правило, специальным связыванием умершего, что характеризует наличие определенных представлений о правилах перехода в загробный мир и ритуалах, которые ему сопутствовали. Новым в погребальной практике мезолита является появление могильников — древнейших родовых кладбищ, расположенных вне поселений. Их появление отражает, по-видимому, укрепление внутриплеменных связей и развитие сопряженного с этим процессом культа предков. Наиболее яркие комплексы такого рода открыты в Западной Европе — в Португалии и Нормандии. Это грот Гросс Офнет, могильники на островах Тевьек и Гедик. В гроте Офнет, относящемся к азильской культуре, были обнаружены погребения 33 черепов, размещенных в двух ямах и густо окрашенных ярко-красной охрой; вместе с черепами лежали многочисленные украшения из просверленных раковин и оленьих зубов. Любопытно, что мужские и детские черепа помещались вместе в одной яме, а женские были положены в другую. На острове Тевьек было найдено около 20 захороненных в ямах скорченных и засыпанных красной охрой костяков. Богатый погребальный инвентарь состоял из каменных орудий и украшений из сверленых раковин, кроме того, в могильные ямы помещали рога благородного оленя. Эти ямы были вырыты в больших раковинных кучах, которые считаются кухонными отбросами поселений собирателей моллюсков и обычно находятся рядом с их стоянками. В Восточной Европе могильники известны в районе Днепровских порогов у сел Васильевское и Волошское. В могильниках Васильевский 1, 3, Чаплинский и Волошский обнаружены десятки погребений. Захоронения совершены в глубоких ямах, большинство скелетов сильно скорчено и покрыто охрой. Погребальный инвентарь крайне беден, но наконечники стрел, застрявшие в костях погребенных, позволили датировать могильники мезолитическим временем Расположение погребений отражает, как считают некоторые исследователи, систему социальных отношений. Так, на могильниках Приднепровья в центральной части находятся погребения женщин, детей и людей старшего возраста, т.е. наиболее уязвимых членов коллектива, а по периметру — захоронения молодых мужчин-защитников. В Северо-Восточной Европе также известен ряд погребальных памятников эпохи мезолита. Очень интересен могильник Попово (VII тысячелетие до н.э.), относящийся к культуре веретье в Восточном Прионежье. Погребенные лежали в грунтовых могилах, головой на восток и были засыпаны красной охрой и мелкой галькой. В погребениях найдены каменные топоры, костяные ножи, острия, ожерелья и подвески из зубов животных. Неподалеку от погребения ребенка 7-9 лет была обнаружена яма с костями животных и обломками орудий, прикрытая скелетами двух собак. По мнению исследователей, обряд захоронения отразил представления древних людей о переходе в иной мир в сопровождении необходимых вещей и собаки. Наиболее известным мезолитическим памятником в лесной зоне Восточной Европы является Оленеостровский могильник, который расположен на Южном Оленьем острове Онежского озера. Это огромный некрополь датирующийся концом VI — началом V тысячелетия до н.э. Материалы погребений изобилуют прекрасными костяными изделиями, в числе которых мелкая пластика, разнообразные предметы утвари и охотничьего вооружения (см. рис. на с. 100). Среди каменных изделий наиболее широко представлены наконечники стрел, ножи и ножевидные пластины из кремня топоры и тесла из сланца. Наиболее близкие аналоги представлены на прионежских стоянках Веретье 1 и Кубенино, на памятниках мезолита Литвы. Находки в погребениях многочисленной зооморфной пластики позволяют говорить о существовании культа животных, среди которых особенно почитались медведь и лось. |