Главная страница
Навигация по странице:

  • Научное познание как система

  • Мифология и научное познание. Мифология как форма восприятия и осмысления мира


    Скачать 19.77 Kb.
    НазваниеМифология как форма восприятия и осмысления мира
    АнкорМифология и научное познание
    Дата09.03.2023
    Размер19.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMifologia_i_nauchnoe_poznanie.docx
    ТипДокументы
    #976582

    Мифология как форма восприятия и осмысления мира.

    Мифология – это своеобразная картина мира первобытного человека, вместе с тем это способ общения с миром. Каждого из нас, с одной стороны всегда привлекает неизвестное, мы стремимся его узнать, а с другой стороны, тяга к познанию неизвестного пугает, замедляет процесс познания и осмысления мира. Древнего человека окружало много всего того, о чем он не имел ни малейшего представления. Он словно оказывался на небольшой территории, которая была разбита на две диаметрально-противоположные составляющие: безопасность для него представлял дом, его уют, родные люди; крайнюю опасность же представляло всё, что находилось за пределами всех этих вещей, к примеру, звери, враждебные племена. Для того чтобы обезопасить себя человеку было необходимо какое-то универсальное средство, им и стал миф.

    Со времен своего возникновения мифология является одним из основополагающих ценностей духовной культуры архаического общества. Она присутствовала везде: в ритуалах, обрядах, её элементы можно было увидеть на одежде, в виде орнамента. С этим было связано появление огромного спектра тематики в мифе.

    Споры о построении мифов, выборе тематик и их роли продолжаются и по сей день среди философов, психологов, а также антропологов, ведь в них раскрываются основы личностного бытия и общественного мировоззрения.

    Если мы обратимся к текстам самых первых мифов, то сможем увидеть, что они рассказывали о космогонии и теогонии (о происхождении мира, людей и богов), поскольку люди считали, что деяния богов ценны и они не могут утратить ценности на протяжении всей жизни человека. Их основное предназначении состояло в том, чтобы дать человечеству ответы на вопросы, связанные с появлением всего сущего на Земле, а также в том, чтобы сделать его бытие вечным и помочь человеку побороть его страх перед смертью, а также для того, чтобы поддерживать связь с предками.

    К примеру, К. Г. Юнг считал, что мифы были изначально предназначены для взаимодействия с душами предков, которые, согласно мнению учёного, являются отщепленными элементами индивидуальной психики человека, поэтому наука трактует их, как некую структуру, которая моделирует психологическую реальность человека, представленную в необычной форме.

    По мнению философа, система образов и архетипов в мифологии неотделима от мышления, еë задача состоит в том, чтобы выстроить систему закономерностей между осознанием впечатления от события и самим событием. Юнг причисляет миф к одному из основных способов восприятия мира в культуре первобыта, ведь через него человек постигает истинность своего бытия, и это становится философией древнего человека. Образность, согласно утверждению философа, в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, с помощью которого она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф в этом случае выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

    С мнением К.Г.Юнга, нельзя не согласится, ведь мифы создаются самим человеком и издавна они имеют тесную связь с ритуалами и обрядами, которые служат связующим звеном между земным миром и миром богов, создающими гармонию между мирами, а также воссоздающую некую модель реальности, связанную с подвигами героев и воплощающую процесс сотворения мира.

    Другой ученый, Дж. Вико также, как и К.Г.Юнг, обращался к теме значимости мифологии в жизни человека и полагал, что мифология возникла в жизни человека не случайно. Дж. Вико полагал, что миф это всего лишь плод фантазии человека, связанный со страхом перед смертью.

    Если соотносить два этих взгляда на значимость роли мифологии, то можно увидеть, что ученые так или иначе видят в мифе не просто способ осмысления древним человеком своего появления в этом мире, но и некую попытку бегства от реальной действительности, ведь отрицание смерти и есть попытка отрицания окружающей действительности.

    Современный мир также не исключает ценность мифа, он так или иначе присутствует и в жизни современного человека, поскольку, если вспомнить трактовку мифа Ф. Ницше, то согласно его мнению,миф является основной составляющей культуры любого народа, поскольку все термины созданные наукой (причина, число, относительность, закон) — понятия сугубо субъективные, и когда человек пытается отнести их к миру, на этой почве начинает формироваться мифология, которая представлена в виде постулатов в науке, а также присутствует в искусстве, соответственно имеет прямую связь с научным познанием.

    По мнению философа, всё то, что было сотворено человеком так или иначе связано с мифологией. С этим нельзя не согласится, ведь если рассмотреть весь путь мифологического сознания с момента его зарождения до наших дней, то можно увидеть, что несмотря на все видоизменения миф постоянно незримо присутствует в жизни человека в той или иной области,

    однако в сравнении с представлением о мире древних людей, не настолько широко.

    Именно поэтому, проследив весь путь формирования мифологии, как формы мировосприятия, мы видим, что система форм мифологии многогранна и она лежит в основе самых различных форм и видов человеческой культуры, пытаясь охватить их все: начиная от периода первобыта и заканчивая современной культурой.

    Научное познание как система

    Как известно, наука многогранна и вбирает в себя множество знаний об обществе, природе, познании, а также входит в перечень форм духовной деятельности. Ключевая задача науки состоит в том, чтобы постичь истину и создать законы на основе обобщения и систематизации фактов реальной действительности, а также показать их взаимосвязь для того, чтобы спрогнозировать тенденции развития действительности и оказывать на неё нужное человеку влияние. Именно поэтому совокупность представлений и знаний образуют систему, основанную на построении принципов и процессе их воспроизведения. Научное познание тяготеет к объективной истине, которую можно постичь только с помощью рациональных средств и методов, не пренебрегая при этом живым созерцанием и использованием внерациональных средств. Научное познание тяготеет к объективности, то есть устраняет субъективные моменты, которые не свойственны предмету исследования, для чистоты его рассмотрения. Также, необходимо помнить и об активности субъекта в научном познании, ведь она является одним из важнейших его условий.

    Научное познание отличается от других форм научной деятельности тем, что оно постоянно ориентируется на истину, признаёт её ценность, состоит в постоянных её поисказ в трудных условиях. В. И. Вернадский считал, что научная истина гораздо важнее, чем гипотезы и теории. И это действительно так, поскольку она способна существовать множество лет, а век гипотез весьма скоротечен из-за того, что их с лёгкостью можно опровергнуть.

    Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в ней присутствует немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

    Научное познание имеет чёткую структурированность, и включает в себя элементы, не относящиеся к традиционной трактовке понятия научность: философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок. Одним из первых ученых, предпринявших попытку выстроить систему научного познания стал В. И. Вернадский. Он считал, что в систему научного познания необходимо включить: математические и логические науки, научные факты, которые, в свою очередь, должны быть приведены в систему, то есть классифицированы. Все эти элементы научного знания должны непрерывно развиваться и расширяться. С мнением Вернадского нельзя не согласиться, ведь четкая системность и единство элементов научного познания поможет системе быстро развиваться и расширять свои границы.

    Еще одним важным элементом научного познания, В.И. Вернадский считал взаимодействие в системе объекта и субъекта познания. Субъект науки, по мнению учёного, должен стать ключевым элементом. К нему может быть причислен: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, а также общество в целом. Задача субъекта в этой системе заключается в том, чтобы исследовать свойства, стороны и отношения объектов , а также их классов. Объект, в свою очередь, является тем, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении.

    В широком смысле понятие «предмет», во-первых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; во-вторых, — объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания.

    Понятие «предмет», чаще всего, используется для выражения системы законов, свойственных данному. По степени развития представлений об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предметом познания.

    Если рассматривать систему научного познания под другим углом, то она будет включать в себя несколько иные элементы, такие как сбор фактического материала, который человек получает эмпирически; результаты первоначальных концептуальных элементов; гипотезы, основанные на фактах проблемы; законы, идеи, принципы, составляющие картину мира человека; философские основы, культурные основы; методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы; стиль мышления и некоторые другие элементы.

    Рассмотрев систему научного познания, которую выделил Вернадский, мы можем сказать о том, что научное познание представляет собой понятие многогранное, целостное, систематизированное. Все его элементы существуют в непосредственной взаимосвязи друг с другом. Именно эта взаимосвязь и помогает системе научного познания постоянно развиваться не только в целом, но и развивать и пополнять отдельные его элементы.


    написать администратору сайта