Главная страница

Михаил Булгаков часть первая


Скачать 2.35 Mb.
НазваниеМихаил Булгаков часть первая
Дата25.02.2020
Размер2.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаbulgakov_master-i-margarita_7wgsyg_66372.pdf
ТипДокументы
#109866
страница24 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
Коровьева шло значительно дальше этих основ.
Да, дело тут вовсе не в колодах, фальшивых письмах в портфеле
Никанора Ивановича. Это все пустяки. Это он, Коровьев, погнал под трамвай Берлиоза на верную смерть. Это он свел сума бедного поэта Ивана
Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний
Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору стремя повешенными на столбах. Это они его шайка заставили исчезнуть из
Москвы Маргариту Николаевну и ее домработницу Наташу. Кстати этим делом следствие занималось особенно внимательно. Требовалось выяснить,
были ли похищены эти женщины шайкой убийц и поджигателей или же бежали вместе с преступной компанией добровольно Основываясь на
нелепых и путаных показаниях Николая Ивановича и приняв во внимание странную и безумную записку Маргариты Николаевны, оставленную мужу,
записку, в которой она пишет, что уходит в ведьмы, учтя то обстоятельство,
что Наташа исчезла, оставив все свои носильные вещи на месте, следствие пришло к заключению, что и хозяйка и ее домработница были загипнотизированы, подобно многим другими в таком виде похищены бандой. Возникла и, вероятно, совершенно правильная мысль, что преступников привлекла красота обеих женщин.
Но вот что осталось совершенно неясным для следствия – это побуждение, заставившее шайку похитить душевнобольного, именующего себя мастером, из психиатрической клиники. Этого установить не удалось,
как не удалось добыть и фамилию похищенного больного. Таки сгинул он навсегда под мертвой кличкой Номер сто восемнадцатый из первого корпуса».
Итак, почти все объяснилось, и кончилось следствие, как вообще все кончается.
Прошло несколько лети граждане стали забывать и Воланда, и
Коровьева, и прочих. Произошли многие изменения в жизни тех, кто пострадал от Воланда и его присных, и как бы ни были мелки и незначительны эти изменения, все же следует их отметить.
Жорж, например, Бенгальский, проведя в лечебнице четыре месяца,
поправился и вышел, но службу в Варьете вынужден был покинуть, ив самое горячее время, когда публика валом шла за билетами, – память о черной магии и ее разоблачениях оказалась очень живуча. Бросил
Бенгальский Варьете, ибо понимал, что представать ежевечерне перед двумя тысячами человек, быть неизбежно узнаваемыми бесконечно подвергаться глумливым вопросам о том, как ему лучше с головой или без головы – слишком мучительно.
Да, кроме того, утратил конферансье значительную дозу своей веселости, которая столь необходима при его профессии. Осталась у него неприятная, тягостная привычка каждую весну в полнолуние впадать в тревожное состояние, внезапно хвататься за шею, испуганно оглядываться и плакать. Припадки эти проходили, но все же при наличности их прежним делом нельзя было заниматься, и конферансье ушел на покой и начал жить на свои сбережения, которых, по его скромному подсчету, должно было хватить ему на пятнадцать лет.
Он ушел и никогда больше не встречался с Варенухой, приобревшим всеобщую популярность и любовь за свою невероятную, даже среди театральных администраторов, отзывчивость и вежливость

Контрамарочники, например, его иначе не называли, как отец-благодетель.
В какое бы время кто бы ни позвонил в Варьете, всегда слышался в трубке мягкий, но грустный голос Я вас слушаю, – а на просьбу позвать к телефону Варенуху, тот же голос поспешно отвечал Як вашим услугам».
Но зато и страдал же Иван Савельевич от своей вежливости!
Степе Лиходееву больше не приходится разговаривать по телефону в
Варьете. Немедленно после выхода из клиники, в которой Степа провел восемь дней, его перебросили в Ростов, где он получил назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином. Ходят слухи, что он совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку,
настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел. Говорят,
что стал молчалив и сторонится женщин.
Удаление Степана Богдановича из Варьете не доставило Римскому той радости, о которой он так жадно мечтал в продолжение нескольких лет.
После клиники и Кисловодска старенький-престаренький, с трясущейся головой, финдиректор подал заявление об уходе из Варьете. Интересно, что это заявление привезла в Варьете супруга Римского. Сам Григорий
Данилович не нашел в себе силы даже днем побывать в том здании, где видел он залитое луной треснувшее стекло в окне и длинную руку,
пробирающуюся к нижней задвижке.
Уволившись из Варьете, финдиректор поступил в театр детских кукол в Замоскворечье. В этом театре ему уже не пришлось сталкиваться по делам акустики с почтеннейшим Аркадием
Аполлоновичем
Семплеяровым. Того в два счета перебросили в Брянск и назначили заведующим грибнозаготовочным пунктом. Едят теперь Москвичи соленые рыжики и маринованные белые и не нахвалятся ими и до чрезвычайности радуются этой переброске. Дело прошлое, и можно сказать, что не клеились у Аркадия Аполлоновича дела с акустикой, и сколько ни старался он улучшить ее, она какая была, такая и осталась.
К числу лиц, порвавших с театром, помимо Аркадия Аполлоновича,
надлежит отнести и Никанора Ивановича Босого, хоть тот и не был ничем связан с театрами, кроме любви к даровым билетам. Никанор Иванович не только не ходит нив какой театр низа деньги, ни даром, но даже меняется в лице при всяком театральном разговоре. Вне меньшей, а в большей степени возненавидел он, помимо театра, поэта Пушкина и талантливого артиста Савву Потаповича Куролесова. Того – до такой степени, что в прошлом году, увидев в газете окаймленное черным объявление в том, что
Савву Потаповича в самый расцвет его карьеры хватил удар, – Никанор
Иванович побагровел до того, что сам чуть не отправился вслед за Саввой
Потаповичем, и взревел Так ему и надо Более того, в тот же вечер
Никанор Иванович, на которого смерть популярного артиста навеяла массу тягостных воспоминаний, один, в компании только с полной луной,
освещающей Садовую, напился до ужаса. И с каждой рюмкой удлинялась передним проклятая цепь ненавистных фигур, и были в этой цепи и
Дунчиль Сергей Герардович, и красотка Ида Геркуларовна, и тот рыжий владелец бойцовых гусей, и откровенный Канавкин Николай.
Ну, ас теми-то что же случилось Помилуйте Ровно ничего сними не случилось, да и случиться не может, ибо никогда в действительности не было их, как не было и симпатичного артиста-конферансье, и самого театра, и старой сквалыги пороховниковой тетки, гноящей валюту в погребе, и уж, конечно, золотых труб не было и наглых поваров. Все это только снилось Никанору Ивановичу под влиянием поганца Коровьева.
Единственный живой, влетевший в этот сон, именно и был Савва
Потапович – артист, и ввязался он в это только потому, что врезался в память Никанору Ивановичу благодаря своим частым выступлениям по радио. Он была остальных не было.
Так, может быть, не было и Алоизия Могарыча? О, нет Этот не только был, но и сейчас существует, и именно в той должности, от которой отказался Римский, то есть в должности финдиректора Варьете.
Опомнившись, примерно через сутки после визита к Воланду, в поезде, где-то под Вяткой, Алоизий убедился в том, что, уехав в помрачении ума зачем-то из Москвы, он забыл надеть брюки, но зато непонятно для чего украл совсем ненужную ему домовую книгу застройщика. Уплатив колоссальные деньги проводнику, Алоизий приобрел у него старую и засаленную пару штанов и из Вятки повернул обратно. Но домика застройщика он, увы, уже не нашел. Ветхое барахло начисто слизнуло огнем. Но
Алоизий был человеком чрезвычайно предприимчивым, через две недели он уже жил в прекрасной комнате в
Брюсовском переулке, а через несколько месяцев уже сидел в кабинете
Римского. И как раньше Римский страдал из-за Степы, так теперь Варенуха мучился из-за Алоизия. Мечтает теперь Иван Савельевич только об одном,
чтобы этого Алоизия убрали из Варьете куда-нибудь сглаз долой, потому что, как шепчет иногда Варенуха в интимной компании, Такой сволочи,
как этот Алоизий, он будто бы никогда не встречал в жизни и что будто бы от этого Алоизия он ждет всего, чего угодно».
Впрочем, может быть, администратор и пристрастен. Никаких темных дел за Алоизием не замечено, как и вообще никаких дел, если не считать,
конечно, назначения на место буфетчика Сокова какого-то другого. Андрей
же Фокич умер от рака печени в клинике Первого МГУ месяцев через девять после появления Воланда в Москве...
Да, прошло несколько лети затянулись правдиво описанные в этой книге происшествия и угасли в памяти. Ноне у всех, ноне у всех.
Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый,
скромно одетый человек. Это – сотрудник института истории и философии,
профессор Иван Николаевич Понырев.
Придя под липы, он всегда садится на ту самую скамейку, на которой сидел в тот вечер, когда давно позабытый всеми Берлиоз в последний разв своей жизни видел разваливающуюся на куски луну.
Теперь она, цельная, вначале вечера белая, а затем золотая, с темным коньком-драконом, плывет над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем, ив тоже время стоит на одном месте в своей высоте.
Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает,
что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может.
Не может он совладать с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда-то висело выше двух пятисвечий,
становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон,
дожидается, пока созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на
Патриаршие пруды.
Сидя на скамейке, Иван Николаевич уже откровенно разговаривает сам с собой, курит, щурится тона луну, тона хорошо памятный ему турникет.
Час или два проводит так Иван Николаевич. Затем снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и незрячими глазами идет в Арбатские переулки.
Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще неодетый сада в нем – окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого – готический особняк.
Профессор не знает, что влечет его к решетке и кто живет в этом особняке, но знает, что бороться ему с собою в полнолуние не приходится.
Кроме того, он знает, что в саду за решеткой он неизбежно увидит одно и тоже Он увидит сидящего на скамеечке пожилого и солидного человека с бородкой, в пенсне и с чуть-чуть поросячьими чертами лица. Иван
Николаевич всегда застает этого обитателя особняка водной и той же мечтательной позе, со взором, обращенным к луне. Ивану Николаевичу известно, что, полюбовавшись луной, сидящий непременно переведет глаза на окна фонаря и упрется в них, как бы ожидая, что сейчас они распахнутся и появится на подоконнике что-то необыкновенное.
Все дальнейшее Иван Николаевич знает наизусть. Тут надо непременно поглубже схорониться за решеткой, ибо вот сейчас сидящий начнет беспокойно вертеть головой, блуждающими глазами ловить что-то в воздухе, непременно восторженно улыбаться, а затем он вдруг всплеснет руками в какой-то сладостной тоске, а затем ужи простои довольно громко будет бормотать Венера Венера. Эх я, дурак Боги, боги – начнет шептать Иван Николаевич, прячась за решеткой и не сводя разгорающихся глаз с таинственного неизвестного, – вот еще одна жертва луны. Да, это еще одна жертва, вроде меня.
А сидящий будет продолжать свои речи Эх я, дурак Зачем, зачем я не улетел с нею Чего я испугался,
старый осел Бумажку выправил Эх, терпи теперь, старый кретин!
Так будет продолжаться до тех пор, пока не стукнет в темной части особняка окно, не появится в нем что-то беловатое и не раздастся неприятный женский голос Николай Иванович, где вы Что это за фантазии Малярию хотите подцепить Идите чай пить!
Тут, конечно, сидящий очнется и ответит голосом лживым Воздухом, воздухом хотел подышать, душенька моя Воздух уж очень хорош!
И тут он поднимется со скамейки, украдкой погрозит кулаком закрывающемуся внизу окну и поплетется в дом Лжет он, лжет О, боги, как он лжет – бормочет, уходя от решетки,
Иван Николаевич, – вовсе не воздух влечет его в сад, он что-то видит в это весеннее полнолуние на луне ив саду, в высоте. Ах, дорого бы я дал, чтобы проникнуть в его тайну, чтобы знать, какую такую Венеру он утратили теперь бесплодно шарит руками в воздухе, ловит ее?
И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать.
Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется
с мучительным криком, начнет плакать и метаться. Поэтому и лежит переднею на скатерти под лампой заранее приготовленный шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета.
Бедная женщина, связанная с тяжко больным, теперь свободна и без опасений может заснуть. Иван Николаевич теперь будет спать до утра со счастливым лицом и видеть неизвестные ей, но какие-то возвышенные и счастливые сны.
Будит ученого и доводит его до жалкого крика в ночь полнолуния одно и тоже. Он видит неестественного безносого палача, который, подпрыгнув и как-то ухнув голосом, колет копьем в сердце привязанного к столбу и потерявшего разум Гестаса. Ноне столько страшен палач, сколько неестественное освещение во сне, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только вовремя мировых катастроф.
После укола все меняется перед спящим. От постели кокну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят,
хотят о чем-то договориться Боги, боги, – говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику,
тот человек в плаще, – какая пошлая казнь Ноты мне, пожалуйста, скажи тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было!
Молю тебя, скажи, не было Ну, конечно не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – тебе это померещилось И ты можешь поклясться в этом – заискивающе просит человек в плаще Клянусь, – отвечает спутники глаза его почему-то улыбаются Больше мне ничего ненужно сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все вышек луне, увлекая своего спутника.
За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес.
Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается вовсе стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит.
Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к
Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека. Иван
Николаевич сразу узнает его. Это – номер сто восемнадцатый, его ночной гость. Иван Николаевич во сне протягивает к нему руки и жадно спрашивает

– Так, стало быть, этими кончилось Этими кончилось, мой ученик, – отвечает номер сто восемнадцатый,
а женщина подходит к Ивану и говорит Конечно, этим. Все кончилось и все кончается. И я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо.
Она наклоняется к Ивану и целует его в лоб, и Иван тянется к ней и всматривается в ее глаза, но она отступает, отступает и уходит вместе со своим спутником к луне.
Тогда луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет вовсе стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше,
затопляет постель. Вот тогда испит Иван Николаевич со счастливым лицом.
Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойными здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат – 1940
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


написать администратору сайта