Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социология» Микросоциологические теории: сущность и основные виды

  • ФИО студента Демехина Габриэлла Эмановна Направление подготовки

  • Группа ЛИН-Б-03.02-Д-2022-1 Москва 2019

  • Постулат депривации — пресыщения

  • Постулат распределительной справедливости

  • Микросоциологические теории: сущность и основные виды. СОЦИОЛОГИЯ ИПЗ. Микросоциология рассматривает в качестве основы социальной жизни взаимодействия людей. Микросоциология в большей степени, чем макросоциология, связана с практикой


    Скачать 36.76 Kb.
    НазваниеМикросоциология рассматривает в качестве основы социальной жизни взаимодействия людей. Микросоциология в большей степени, чем макросоциология, связана с практикой
    АнкорМикросоциологические теории: сущность и основные виды
    Дата27.12.2022
    Размер36.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСОЦИОЛОГИЯ ИПЗ.docx
    ТипДокументы
    #865632






    Российский государственный социальный университет




    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Социология»


    Микросоциологические теории: сущность и основные виды

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Демехина Габриэлла Эмановна

    Направление подготовки

    Лингвистика

    Группа

    ЛИН-Б-03.02-Д-2022-1


    Москва 2019

    Микросоциология рассматривает в качестве основы социальной жизни взаимодействия людей. Микросоциология в большей степени, чем макросоциология, связана с практикой. Ее формирование обусловлено проведением большого числа исследований в начале XX в. Наи­более известные теории микросоциологии — символический интеракционизм и теориия обмена. При анализе тех или иных явлений представители микросоциологии опираются на мнение, что причины социальных явлений следует искать на нижнем уровне, т.е. большое внимание уделяется индивиду.

    Сторонники интеракционизма — Джордж Мид и Гер­берт Блумер — рассматривали жизнь и поведение человека как реакцию на поведение других людей. В процессе взаимодействия люди пытаются предугадать на­мерения других, понять их действия. При этом используются определенные символы, которые помогают людям понять друг друга. Однозначность символов позволяет общаться. В по­ведении человека присутствуют два аспекта: «Я»; «Мы». «Я» представляет собой индивидуальное человеческое сознание, не находящееся во взаимосвязи с окружа­ющей действительностью. «Мы» — это «Я» в глазах об­щества. Оценивая свое поведение, человек руководствуется не только своими взглядами, но и мнением других людей. Чем больше человек взаимодействует с другими людьми, тем раз­нообразнее их ответная реакция.

    Дж. Мид принципиально проводит различие между «действием» и «социальным действием». Под первым предполагается акт одного индивида, в то время как «социальное действие» подразумевает под собой вовлечённость двух или более людей с учётом их ментальности. Символами могут выступать жесты, которые по своему характеру Дж. Мид делит на незначимые и значимые.

    1. незначимые жесты — это жесты, способные вызвать реакции, в которых практически отсутствует мысль. Иначе говоря, действия одного человека способны стимулировать бессознательные действия у другого. (эти жесты характерны для быстротечных видов спорта: бокса, борьбы, хоккея и т.д., а также для процесса ухаживания)

    2. значимые жесты — это, прежде всего, звуковые жесты, особенно конкретные слова языка. Значимые жесты способствуют развитию человеческого общества, так как ведут к осмысленному взаимодействию.

    3. Согласно Дж. Миду, значимый символ — это жест, присущий только человеку. Они способны вызывать достаточно определенную и предсказуемую реакцию у тех, кому они адресованы. Благодаря этому, считает Дж. Мид, и возникает человеческая коммуникация. С прагматической точки зрения, значимый символ создает качественно новые возможности для взаимодействия людей, по сравнению с теми, которыми пользуются животные.

    Значимый символ обозначает предмет или событие, которые предполагают определенную реакцию и определенную линию поведения в соответствии с этим символом. Кроме того, именно благодаря значимому символу возможна символическая интеракция. Изначально у людей отсутствуют инстинкты поведения в социальной среде, поэтому символическая интеракция представляется необходимой, так как у людей появляется возможность общаться в своей естественной и социальной среде, где значимые символы становятся средством для этого общения, которые люди, в отличие от животных, реагирующих на первый и наиболее сильный стимул, способны выбирать из целого набора символов, и тем самым совершать обдуманные действия. Без символов не будет ни собственно человеческого общения, ни человеческого общества. Для полноценного существования людям необходимо жить в мире осознанных значений.

    В своей работе «Разум, Я и Общество» Дж. Мид писал: «Мы обращаемся к смыслу вещи, когда используем символ. Символы выражают значения тех вещей или объектов, которые имеют значения; они есть части опыта, которые подчеркивают, указывают или представляют другие части опыта, не данные непосредственно в это время и в этой ситуации, которые, благодаря символам, таким образом, представлены и переживаемы… Наборы символов возникают в нашем социальном поведении, в обмене жестами, в контексте языка».

    «Индивид откликается на свой собственный стимул точно так же, как откликаются другие люди. Когда это имеет место, тогда символ становится значимым, тогда начинают высказывать нечто». Для Мида жест — феномен знаковый; он наделен смыслом, адресован другому, то есть является символом.

    «Существует язык речи и язык рук, возможен также язык выражений лица, который может быть использован даже для самой сложной беседы. Символ, таким образом, есть универсалия дискурса».

    Согласно концепции символического интеракционизма, личность не может формироваться вне общества: индивид, личность всегда социальны.

    По мнению Герберта Блумера, символический интеракционизм покоится на трёх основных предпосылках:

    1. первая предпосылка утверждает, что люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи. Под вещами подразумевается всё, что человек воспринимает в окружающем мире: люди, физические предметы, социальные институты, социальные категории (друзья-враги), идеалы (свобода и честность), поступки людей и различные ситуации, с которыми человек сталкивается в своей обыденной жизни.

    2. Согласно второй предпосылке, значения тех или иных вещей отнюдь не фиксированы и не сформулированы заранее, наоборот, появляются, модифицируются и развиваются во взаимодействии с социальным окружением, в различных интеракционных ситуациях. Участники интеракции не следуют автоматически установленным нормам, равно как и сложившимся ролям.

    3. Третья теоретическая предпосылка утверждает, что эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей. Иначе говоря, значения — это результат интерпретации, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

    Символическая коммуникация считается конституирующим началом человеческой психики, которая выделяет человека из остального животного мира.

    «Общество — это индивиды в символическом взаимодействии»

    Для того, чтобы коммуникация была успешной, требуется система совместных смыслов, которые содержатся в культуре, которая, в свою очередь, детерминирует все индивидуальные интерпретации. Культура здесь понимается как некая константа, интерпретируемая в интеракции каждым её участником.

    Согласно концепции символического интеракционизма, люди существуют не только в физическом и природном мире, но и в «символическом окружении», поэтому роль символа в процессе социального взаимодействия значительна, так как он выполняет опосредствующую функцию. Люди, интерпретируя жесты друг друга, действуют исходя из полученных во время интеракции значений. Чтобы коммуникация была успешной, человек должен уметь «принять на себя роль» другого, то есть войти в положение человека, кому адресована коммуникация и посмотреть на себя его глазами. По мнению Дж. Мида, именно это умение и условие превращает индивида в личность, в социальное существо, которое способно отнестись к себе как к объекту. Это означает, что у индивида появляется возможность сознавать смысл собственных слов, жестов и действий и представлять, как это воспринимается другим человеком. Подобный процесс Дж. Мид определил как принятие роли.

    В том случае, когда происходит сложное взаимодействие с участием группы людей, индивиду, как части этой группы, нужно обобщить позицию большинства её членов. Как справедливо отмечает Дж. Мид, поведение индивида в группе "является результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой «обобщенного другого».

    Индивидуализм получил широкое распространение в социологии. Посредством индивидуальных действий людей объяснялось любое явление, происходящее в обществе. Отсюда представители этого направления делали вывод, что необходимо изучать индивидуальные действия отдельно и в совокупности, чтобы объяснить закономерно­сти общественных процессов. Действие состоит из следу­ющих элементов: индивид или группа индивидов, производящих дейст­вия; ситуация, создающая предпосылки для действий; наличие цели, во имя которой осуществляется действие; использование средств для ее достижения; поведение в данной ситуации.

    Ученые издавна пытались объяснить действия людей. Наибольшее распространение в XX в. получила тео­рия обмена, предложенная американским социологом Джорджем Каспаром Хомансом. Согласно ей на поведение людей оказывают влияние результаты их действий: возна­граждения или потери. Основные положения теории: частота повторения поступка прямо пропорциональ­на частоте вознаграждения за него; человек стремится создать (повторить) такую ситуа­цию, при которой он получил вознаграждение; чем больше вознаграждение, тем больше люди гото­вы затратить усилий на его получение. Если потребности человека незначительны, то его стрем­ление удовлетворить их будет меньше.

    Теория обмена исходит из суждения о главенстве человека над системой. Данная теория противоречит постулатам структурного функционализма, идей которого придерживались Т. Парсонс и Э. Дюркгейм. Началом этого противостояния стал лозунг «Bringing man back in» («Возвращение к человеку»), выдвинутый Дж. Хомансом в одной из его работ. Истинная теория, по Хомансу, опирается на принципы психологии. Такая теория рассматривает механизмы элементарного поведения и берёт свое начало в бихевиоризме. В основу теории Хоманса легли положения о взаимном обмене вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и наказаниями (негативными подкреплениями). Хоманс делит объекты своего исследования на группы. В процессе изучения этих групп социолог выявляет зависимость чувств и поступков их членов. Результаты данного исследования социолог представил в своей работе «Человеческая группа». В своих суждениях Хоманс опирается на принципы "оперантного" поведения, сформулированные американским психологом Б. Скиннером. Они легли в основу 5 постулатов теории обмена:

    1. Постулат стимула: если в прошлом определенный стимул или набор стимулов приводил к вознаграждению поступка индивида, то тем более вероятно, что при наличии схожих стимулов в настоящем, человек совершит такой же или схожий поступок.

    2. Постулат успеха: чем чаще индивид получает вознаграждение за свой поступок, тем больше вероятность того, что этот поступок будет повторяться им с определенной частотой в будущем.

    3. Постулат ценности: чем ценнее для индивида результат его деятельности, тем чаще данный индивид будет совершать эту деятельность в будущем.

    4. Постулат депривации — пресыщения: если человек получает награду за свои действия с определённой частотой, то последующие награды за те же действия становятся менее ценными.

    5. Постулат распределительной справедливости: чем чаще правило распределительной справедливости оказывается нереализованным в ущерб какому-либо индивиду, тем вероятнее, что данный индивид испытает раздражение.

    Теория обмена Хоманса не раз вызывала острую критику. Основным недостатком теории признано то, что она предлагает упрощенное представление о социальном взаимодействии людей. Так, социолог Питер П. Эке критиковал Хоманса за его узкий подход к изучению социальных явлений. Рассматривая двустороннюю или диадическую модель обмена, Хоманс сосредотачивался прежде всего на принципе соответствия выгоды и издержек. Следовательно, главенствующим стимулом в процессе обмена являются эгоизм индивида. Кроме того, некоторые социологи утверждают, что теория Хоманса не применима к многостороннему социальному взаимодействию и поэтому примитивна и нежизнеспособна. Несмотря на то, что большинство американских авторов признают стройность и новизну теории, в своих рассуждениях они указывают на отсутствие эмпирического исследования. Прежде всего это касается базовых понятий, которые, по мнению социологов, можно назвать скорее метафорами, нежели научными терминами. Также критикуется трактовка Хомансом опыта Б. Скиннера. Хоманс крайне выборочно заимствует принципы, сформулированные Скиннером, не придавая внимание ключевым особенностям его подхода, например, влиянию различных схем подкрепления. По мнению К. Дойча и Краусса, теория обмена Хоманса, как и большинство теорий американской социальной психологии, не отличается наличием строгой системы. Вдобавок она не даёт возможности предсказывать поведение индивида.

    Последователь Хоманса П. Блау учёл в своих работах недостатки теории своего предшественника и обратился к синтезу идей социального обмена и макросоциологических понятий структурного функционализма. Он создал теорию рациональности, на основании которой индивид, оказавшись перед выбором, отдает предпочтение решению, которое, по его мнению, приведёт к наилучшему результату.

    Таким образом, микросоциология представляет собой определённое направление, которое занимается изучением общения и взаимодействий людей друг с другом, происходящего повседневной жизни. Основной акцент сделан на характере межличностных взаимодействий, формирующихся между индивидами под непосредственным влиянием внешних факторов. Макросоциологические теории в свою очередь изучают функционирование общества в качестве общего целого.


    написать администратору сайта