Эссе на тему исламских миниатюр.. Эссе.Вертуганова Марина. А-2. Миниатюра в исламском искусстве. Начать я бы хотела с определения термина исламское искусство
Скачать 0.51 Mb.
|
Вертуганова Марина, А – 2 Миниатюра в исламском искусстве. Начать я бы хотела с определения термина «исламское искусство». Исламское искусство – это искусство, выработанное народами стран ислама на основе религии и культурных традиций. Этот термин был введен в конце XIX века западными искусствоведами, которые зафиксировали особенности отношения ислама как монотеистической религии к изображению. В качестве произведений исламского искусства принято рассматривать памятники как религиозные, так и светские. Включение в состав Арабского халифата новых территорий и завоевания арабов (фитих) способствовали столкновению мусульман с культурой соседних стран. Например, традиции античной Греции, Рима, Византии соединились в арабском халифате с иранской культурой эпохи Сасанидов. Такое культурное взаимодействие способствовало обогащению практически всех сфер жизни новыми традициями, знаниями и пр. Но несмотря на то, что искусство стран ислама объединяет общая религия, оно самобытно в каждой из них благодаря исконной традиции. 1 Однако, спустя какое-то время исламизация охватила все пространство, в конечном итоге из-за этого были выработаны общие принципы, ставшие в дальнейшем обязательными для всего мусульманского мира в целом. Большинство людей, не имеющих отношения к исламу, считают, что данная религия запрещает изображение одушевленных предметов. Этот принцип не соблюдается, так как, например еще в Иране существовала традиция изображения сцен из жизни правителей в миниатюре, настенной живописи. 2 Можно для окончательного подтверждения обратиться к Корану. Один из аятов гласит: «О верующие! Вино, азартные игры, статуи суть наваждения сатаны; воздерживайтесь от этого и будете счастливы!» Статуи могли вас сбить с толку, но тут под статуями подразумеваются скорее идолы, а конкретно живопись тут не упоминается. Но в хадисах говорится уже более определенно: «Несчастье тому, кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица тех, кого представил художник, сойдут с картин и придут к нему с требованием дать им душу». В другом хадисе Пророк говорил: «Бог послал меня уничтожить людей троякого рода: гордецов, многобожников и живописцев. Берегитесь изображать Господа или человека; пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы». Но со временем отказ от этого запрета стал проявляться в арабских странах (с некоторыми исключениями). Так, книжные миниатюры у арабов появились уже при Аббасидах и особенно ярко расцвели в Каире. Как показывает 1 И.А.Тульпе (в соавт. - Л.А.Орнатская). Исламское искусство: культурологический аспект исследования// STUDIA CULTURAE. Выпуск 3 (29) СПб. 2016. С.28-39 2 Энциклопедия «Кругосвет». Статья «Исламское (мусульманское) искусство». практика, мусульмане довольно часто используют миниатюры в создании книг. Как же делали тасвиры (исламские миниатюры)? Лист бумаги разглаживали и полировали с помощью круглого агата или же хрустального яйца. Далее влажной кистью наносили бледные контуры изображение, потом обводили их черным или красным карандашом и, наконец, раскрашивали вязкой и густой краской чистых несмешанных цветов. Воду изображали серебром, однако со временем оно чернело, поэтому на сегодняшний день все водоемы, изображенные на персидских миниатюрах, черные. Иногда миниатюры писались отдельно от текста акварелью или гуашью с применением серебряных или золотых красок, позже такие листы собирали по порядку и вставляли книгу. Но как я уже упоминала до этого, миниатюры чаще всего как бы «вставляли» в текст, а не изображали на отдельных листах И как возникло это великое искусство миниатюры? У жителей стран Ближнего и Среднего Востока была традиционная привязанность к орнаменту. Примерно в то же время в Византии наблюдалось похожее явление. Христианское иконоборчество призывало к отвлеченному знаку трехкратно повторенного креста, то есть к своеобразному подобию орнамента. Что для христианства было лишь эпизодом – стало правилом в исламе. «Орнаментальность противоречит изобразительности» 3 . Так и возник конфликт – либо изображение вплетается в узорочье, либо орнамент полностью подчиняет изображение, становясь при этом своего рода обрамлением. Именно на основе этого «конфликта» и зародилось великое искусство миниатюры. Сама миниатюра, которую называю еще и книжной, получила свое распространение прежде всего в Иране, Индии, где запрет на изображение живых существа никогда не был тотальным. Зарождалась она в виде маленьких поясняющих написанный материал картинок к научным и медицинским трудам. Но позднее миниатюру стали использовать и в качестве иллюстрации к художественным и поэтическим произведениям. То, на что стоит обратить свое внимание при изучении это то, что в миниатюрах напрочь отсутствуют пространство, светотень, перспектива, нарушается масштаб, нет объемных фигур. Как писал турецкий автор Р. Конак, «миниатюры с точки зрения отражения реальной ситуации являются натуралистическими, а по реальности, которую охватывают, абстрактными» 4 Еще одной особенностью, которую стоит упомянуть, является использование орнамента или украшений в миниатюрных картинах. Глядя на мусульманские миниатюры, можно заметить, что человеческие фигуры, относительно часто встречающиеся, изображены нереально и нечетко. То же самое и с животными. Все одушевленные предметы изображаются в 3 А.Дехтярь «Из истории мусульманской миниатюры», 2012 4 7. K arahan, C. Kandinski ve sanatta manevilik // Güzel sanatlar enstitüsü dergisi. — 2001, стр.98 маленьких размерах и с размытыми очертаниями, так как не должны выглядеть «живыми» 5 . Этот запрет к тому же распространялся не только на живопись: запрещено входить в дом с богатыми украшениями или покрывать поверхность камня или кирпича декором. 6 Уже в IX в. в исламском мире стали создаваться иллюстрированные рукописи. Например, переведенный на арабский язык трактат древнегреческого ученого Диоскорида «Materia Medica», получивший название «аль-Хашаш», был оформлен шестью сотнями рисунков растений и приблизительно двумястами изображениями животных и людей. Однако самые первые сохранившиеся образцы исламских миниатюр относятся к XII- XIII вв. (например, в правление Газневидов уже создавались иллюстрированные манускрипты, образцы которых дошли до наших дней). Возможно, для мусульманских художников образцами стали иллюстрированные рукописи зороастрийцев. 7 Окончательно облик миниатюры сложился в Персии, поэтому, когда речь заходит о мусульманской миниатюре, то ее обычно отождествляют именно с персидской. Ее самое главное отличие – единство книжного листа, где и шрифт, и изображение, и орнамент сливаются в единое сочетание. Рассматривая персидскую книгу, в глаза бросается то, как «взаимодействуют» каллиграфический текст и живописные миниатюры. Миниатюры представляют собой одно целое, они будто едины с книгой. Когда повествуешь о персидских миниатюрах, нельзя не рассказать о творчестве лучшего персидского живописца Кемаль-ад-дин Бехзад (XV век, эпоха Тимуридов). Он является мастером гератской миниатюры – иллюстрации рукописи «Бустана» Саади (1488), рукописи «Маджнун и Лайли» (XVI век), иллюстрировал книги Фирдоуси, Хосрова Дехлеви Отличительная особенность его творчества – он особое внимание уделял прорисовке людей, чьи фигурки были наделены эмоциональной выразительностью, что было несвойственно для средневековой миниатюры. Важным шагом в развитии миниатюрной живописи Среднего Востока явилось обращение Бехзада к портрету: он стремился, не выходя за пределы установленных правил, передать индивидуальные черты внешности человека (графичный по манере исполнения портрет султана Хусайна Байкары и портрет Шайбани-хана; первое десятилетие 16 века). Его работы в целом отличаются более детальное прорисовкой и индивидуальностью, Кемаль-ад- 5 Doğanay, A. İslam sanatının teşekkülü // Diyanet dergisi, Kasım. — 2013. — Sayı 275. — стр.8 6 Тахир Челикбаг, «О концепции красоты и проблеме изобразительности в ареале исламской культуры»- 2010, стр.5 7 Зороастризм- одна из старейших в мире непрерывно практикующихся ре лигий, основанная на учении ираноязычного пророка Зороастра. Зороастризм имеет двойственную космологию от добра и зла и эсхатологии, которая предсказывает окончательное завоевание зла добром. дин Бехзад соблюдал основные каноны и правила, но все же вносил в произведение авторские поправки, стараясь ничего не нарушить. К сожалению, охватить абсолютно все школы арабской живописи невозможно, но рассказать о самых главных – обязательно нужно. Единственная известная нам школа домонгольской миниатюры это багдадская. Наиболее известные произведения этой школы - иллюстрации к назидательным новеллам ал-Харири (1054–1122) — «Макамам» — сделаны багдадской школой художника Йахйи ибн Махмуда ал-Васити. На миниатюрах мы можем видеть сцены городской жизни: покупку рабов, похороны, праздник, картины странствий (караван или судно). Отличительная черта творчества Ал-Васити – расширение сцен (композиция может «выплескиватьс»я на соседний лист). Он делает эскиз красным контуром, затем прорисовывает отдельные детали чернилами. В основном достижения и приемы багдадской школы были утрачены во время монгольских завоеваний, и с XIV века книжная миниатюра в арабских странах исчезает. Монгольское нашествие наложило колоссальный отпечаток на дальнейшее развитие мусульманского искусства: искусство миниатюры перестало быть чем-то «узким» и постепенно распространилось на весь мусульманский мир. В этот период складывается классический стиль исламской миниатюры. Главным ее центром становится Тебриз. В то время большая часть миниатюр — это история монгольских завоеваний или же описания быта элиты. Они много рассказывают о внешнем облике, обычаях новых правителей, о сражениях, праздниках и даже о проведениях придворных церемоний. Помимо монгольской миниатюры существовали также Тимуридская, Тебризская (XVI века) миниатюры, исфаханская школа, миниатюра Могольской Индии. Но я бы хотела детально рассказать об этапе расцвета мусульманской миниатюры, который пролегал где-то посередине. Этот этап расцвета как раз приходится на Османскую империю. Османы (сунниты) после побед над сефевидами привезли в Стамбул много персидских художников, в том числе мастеров гератской школы, которые основали здесь мастерскую. Османский стиль, пропитанный влиянием этих персидских мастеров, формировался постепенно, с привлечением мастеров со всех уголков огромной империи: Балкан, Закавказья, Ирака, Сирии, Египта. Важным компонентом миниатюрной живописи было изображение святых суфиев, братства которых получили интенсивное развитие в Османской империи. 8 С середины XVIII века искусство османской миниатюры претерпевает кризис (отчасти из-за европейского влияния). А в XVIII–XIX веках искусство книжной миниатюры угасает вообще в целом. Живопись уходит со страниц рукописей и начинает существовать лишь на отдельных рисунках. Постепен- но на мусульманском Востоке появляются другие школы живописи- европейские. 9 А впоследствии миниатюра и вовсе перестала существовать как жанр. 8 Павел Барашин. Курс №58 «Главные школы исламской книжной живописи» 9 Павел Барашин. Курс №58 «Главные школы исламской книжной живописи» Используемая литература: Адамова А. Т. Персидские рукописи, живопись и рисунок XV — начала XX века. СПб., 2010. Grabar O. Mostly Miniatures: An Introduction to Persian Painting. Princeton, 2001. Большаков О. Г. Ислам и изобразительное искусство// Труды ГоС. Эрмитажа. Т. X, 1969. Б.В.Вейнмарн, Классическое искусство стран Ислама, 2002. Адамова А. Т., Гюзалян Л. Т. Миниатюры рукописи поэмы «Шахнаме» 1333 года. Л., 1985. Пиотровский М.Б., О мусульманском искусству. – СПб, «Славия», 2001. Веймарн Б.В., Каптерева Т.П., Искусство арабских народов., «Искусство», 1960 Акимушкин О.Ф., Иванов А.А., Персидские миниатюры XIV–XVII веков. М., 1968. Стародуб Т.Х., Исламский мир. Художественная культура VII– XVII веков: архитектура, изображение, орнамент, каллиграфия, 2010. Миниатюры Средней Азии. В избранных образцах. Из советских и зарубежных собраний. Пугаченкова Г.А., Галеркина О.И. –М.: Изобразительное искусство, 1979 г. Arnold T. Painting in Islam. – Oxford (1928). II edition:1965. |