Габдрахманова Р Реферат. Министерство высшего и средне специального образования республики узбекистан
Скачать 37.47 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ “МИСиС” В ГОРОДЕ АЛМАЛЫК РефератНатему: ЗАВОЕВАНИЕРОССИЙСКОЙИМПЕРИЕЙУЗБЕКСКИХХАНСТВ. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕДВИЖЕНИЯПРОТИВКОЛОНИАЛИЗМА. ДЖАДИДИЗМ.Подготовил(а) : ст. гр.3-19Габдрахманова Р.Принял: Абдукадыров А.А г. Алмалык-2020г ПЛАН: 1. ПРИЧИНЫ ЗАВОЕВАНИЯ РОССИЕЙ ТУРКЕСТАНА 2. ЗАВОЕВАНИЕ БУХАРСКОГО, КОКАНДСКОГО И ХИВИНСКОГО ХАНСТВ. 3. НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ ТУРКЕСТАНА ПРОТИВ ЦАРСКОЙ РОССИИ 4.ДЖАДИДИЗМ ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Причинами экспансии царской России в Среднюю Азию являлось: 1) стремление России к компенсации за поражение в Крымской войне, 2) англо-русские противоречия на Ближнем и Среднем Востоке, соображения стратегического характера, 3) отмена крепостного права и пореформенное экономическое развитие России, 4) поиск новых рынков сбыта и сырья, 5) война в Америке 1861-1865гг С конца 40-х годов и начала 50-х г. XIX в. царское правительство приступает к постепенному продвижению в глубь Средней Азии. В 1847г. происходит захват устья Сырдарьи и постройка там Раимского (Аральского) укрепления. В 1853 году строится форд №1 (ныне Казалинск). В 1853 г. была захвачена Ак-мечеть и на ее месте возводится укрепление "Форт Перовского". Возникла так. наз. Сырдарьинская линия. Со стороны Западной Сибири одновременно начинается продвижение войск. В 1847 году у Семиреченского Улу-Тау было основано укрепление Копал. В течение 1850-1854 гг. войсками был занят Займейский край, 1854г. строится укрепление Верное. Так возникает Сибирская укрепленная линия. Соединение Сибирской и Сырдарьинской линии было осуществлено весной 1864 г. С этого момента начинается поэтапное завоевание всего региона. В 1864 г. царские войска заняли Сузак, Чолак-Курган, Аулиэ-Ата, Туркестан и Чимкент. Первая попытка захватить Ташкент окончилась провалом. Лишь захватив крепость Ниязбек царским войскам удалось 17 июня 1865 г. войти в город. На завоеванных территориях создается Туркестанская область с Сырдарьинским, Туркестанским и Чимкентским районами. 1866г. в составе Туркестанской области были созданы Ирджарский и Заалинский отделы, Уратюбинский и Джизакский районы из территорий отторгнутых царскими войсками от Бухарского эмирата. 11 июля 1867 г. был издан указ о новой административной елдинице - Туркестанского генерал -губернаторства в составе 2-х областей - Сырдарьинской и Семиреченской. Первым генерал-губернатором был назначен генерал-адъютант фон Кауфман. Перед ним была поставлена задача - открыть "широкий и легко доступный путь" российской торговле и промышленности в Средней Азии. Для выполнения этой задачи Кауфман в январе 1869 г. добивается принятия Хударр-ханом торгового договора, который фактически превращал Кокандское ханство в контролируемый рынок сбыта российских товаров и дешевый источник сырья. Царские войска вторгаются в пределы Бухарского эмирата и захватывают ургут, Катта-КУРГАН< Зирабулакские высоты, самарканд. Бухарское ханство вынуждено было капитулировать и подписать договор 23 июля 1868г. Был создан Зерафшанский округ, состоящий из Самаркандского и Катта-Курганского отделов (1868г). В феврале 1873 г. начинается компания против Хивы. 12 августа 1873 г. был подписан мирный договор. По его условиям хан признавал свою вассальную зависимость от Российской империи, отказывался от непосредственных сношений с другими странами и обязывался выделить часть своей территории для устройства русских факторий, пристаней, торговых складов и обеспечить их безопасность. Из земель, расположенных на правом берегу Амударьи была создана особая административная единица - Амударьинский отдел, введенный в состав Сырдарьинской области. Вскоре воспользовавшись нестабильной обстановкой в Кокандском ханстве царские войска оккупировали населенные пункты ханства. А 19 февраля 1876г. был издан царский указ о включении территории Кокандского ханства в качестве Ферганской области в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Создание Туркестанского генерал губернаторства и его административно-политическое управление.11 июля 1867 года был издан указ о создании новой административной единицы – Туркестанского генерал-губернаторства в составе 2-х областей – Сырдарьинской Семиреченской. Первым генерал-губернатором был назначен генерал-адъютант фон Кауфман. Царским манифестом от 17 июля 1867 года Кауфману были предоставлены неограниченные полномочия в решении всяких политических, пограничных и торговых дел, «к отправлению в сопредельные владения доверенных лиц для ведения переговоров и к подписанию трактатов, условий или постановлений, касающихся взаимоотношений России с этими странами». 19 ферваля 1876 года был издан царский указ о включении территории Кокандского ханства в качестве Ферганской области в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Первоначально Туркестанское генерал-губернаторство делилось на 2 области: Сырдарьинскую с центром в Ташкенте и Семиреченскую с центром в городе Верном. За счет завоеванных позднее территорий были созданы следующие административно-территориальные единицы: в 1868 году – Зерафшанский округ с центром в Самарканде; в 1874 году – Амударьинский отдел с центром в Петроалександровске (Турткуль); в 1876 году – Ферганская область с центром в Новом Маргилане (Фергана); в 1881 году – Закаспийская область с центром в Асхабаде, которая до 1899 года находилась в составе Кавказского наместничества, а с 1899 по 1917 гг. в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Семиреченская же область в 1882 году, была переведена в состав Туркестанского генерал-губернаторства. В 1886 году Зерафшанский округ был преобразован в Самаркандскую область. Общая площадь Туркестанского генерал-губернаторства в конце XIX века составляла 1.738.918 кв.км. Численность населения по неполным данным Первой Всероссийской переписи (1897 г.) составляла 5.280.983 человека. По данным, собранным статистическим управлением России в 1911 году она достигла 6.492.692 человека. В 1886 году порядок управления Туркестанским генерал-губернаторством был законодательно оформлен специальным «Положением об управлении Туркестанским краем». Генерал-губернатору были предоставлены следующие права: ведение дипломатических сношений с соседними государствами, определение размеров налогового обложения населения, предоставление русского гражданства, расходования средств по бюджету, утверждение приговоров о смертной казни для лиц местного населения и т.д. Права и обязанности Туркестанского генерал-губернатора определялись так называемой «золотой грамотой», т.е. царским указом 1867 года на имя генерал-губернатора фон-Кауфмана. Весь край в отличие от центра России был подчинен не министерству внутренних дел, а военному министру. Был образован сильный военный аппарат управления. Однако, это положение 1867 года было временным и в 1886 году было принято положение, просуществовавшего до 1917 года. Основные цели положения 1886 года состояли «в устройстве наиболее соответствующего местным условиям и нуждам населения гражданского управления, которое способствуя развитию благосостояния, вместе с тем служило бы целям прочного закрепления края за Россией, уменьшения расходов казны на его управление и увеличение доходов». Туркестанский генерал-губернатор сосредотачивал в своих руках военное и гражданское управление, его полномочия были обширны. Исполнительным органом являлась канцелярия Туркестанского генерал-губернаторства. При генерал-губернаторе находились его помощники и совет в составе 7-10 человек (из военных и гражданских чиновников края). Областями управляли военные губернаторы и областные правления, а уездами – уездные начальники, которым были подчинены участковые начальники. Низовой аппарат состоял из представителей состоятельных классов населения, на которых опиралась военная администрация. На местах действовала власть выборных администраторов и судей. «Народное избрание» основывалось на «откупе и подкупе». Избирательным правом пользовались только домохозяева-мужчины. Могли быть избранными только богатые, сумевшие подкупить избирателей и вышестоящие органы. Система «народного управления» просуществовала 50 лет и была упразднена только в 1917 году. Национально-освободительное движение в Туркестане в конце XIX – начала XX века. Истоки народных движений в Туркестане конца XX столетия в значительной степени коренились в тех условиях, которые сложились в результате завоевания Ср. Азии царизмом и установления системы колониальной эксплуатации. Новые явления в экономическом развитии, рост хлопководства в поливных районах, начало кризисного состояния ремесла и промыслов сопровождались усилившимся обнищанием и разорением широких масс дехкан, мелких ремесленников и других слоев городской бедноты. Возрастали налоги, подати, различные натуральные повинности. Все эти явления особенно усилились в последней четверти XIX века. К концу 80-х и началу 90-х гг. XX в. положение широких масс крестьянства значительно ухудшилось по сравнению с первыми годами. Жестокий социальный национально-колониальный гнет вызывал рост недовольства и восстания народных масс против угнетателей. Основными движущими силами выступлений народных масс края, возникавших в различных районах Туркестана, являлись дехканство и городская беднота. Иногда к ним примыкали и представители местной феодальной верхушки, которые преследовали свои собственные классовые интересы. В 1974 – 76 гг., летом 1885 г., 1892 г., 1893 г. в Ферганской долине вспыхивали одно за другим народные восстания. Повстанцы устраивали налеты на имения баев и волостных управителей. Руководство народным движением лета 1885 г. было охвачено одним из состоятельных жителей Андижанского уезда Дервишханом, а 1892 года – руководил Сабир-хан, объявивший газават. Движения дехкан были стихийными - они проходили не одновременно, не повсеместно и, следовательно, не могли противостоять хорошо вооруженным силам царских властей. Дехканские волнения легко подавлялись властями, жестоко наказывавшими их участников. Из-за ограниченности своего политического кругозора дехкане неясно представляли цель борьбы и наивно надеялись добиться устранения социальной несправедливости при сохранении существовавшего режима за счет смены «плохих» управителей и чиновников. В силу политической отсталости дехкан в ряде случаев движением руководили представители духовенства или сельской знати. Одним из важных событий конца XIX века явилось восстание 1892 г., которое в официальных документах того времени получило название «холерного бунта» в Ташкенте. Холера и стеснительные против нее мероприятия служили лишь внешним поводом для проявления глубокого внутреннего недовольства, накопившегося среди населения Ташкента за годы хозяйничания царских колонизаторов. В июне 1892 г. вспышки болезни были отмечены в Самаркандской области, позже были зарегистрированы случаи заболевания в Ташкенте. Городская администрация предписала населению ряд стеснительных мер в целях борьбы с эпидемией. В городе было закрыто 12 старых кладбищ, умерших от холеры предлагалось хоронить на особых холерных кладбищах, но вместо обещанных 4-х, новых было открыто только одно. Между тем шариат предписывает нести тело усопшего к месту погребения обязательно на руках, и отдаленность кладбища, как и закрытие старых, было воспринято населением с недовольством. Власти ограничивали право выезда из города, городская администрация препятствовала мардикёрам выходить на работу на хлопковые поля. Все эти стеснительные мероприятия, от которых более состоятельные люди откупались взятками, падали всей тяжестью на менее обеспеченные слои населения и городскую бедноту. Эти мероприятия и связанные с ними события явились поводом к началу ташкентского городского восстания, которое уже давно назревало. Основным лозунгом восстания была смена городских властей, протест против притеснения жителей царской администрации. В 1898 г. произошло одно из крупных движений, вошедшее в историю под названием «Андижанского восстания». Оно охватило всю Ферганскую область Туркестана. Восстание в Андижане возглавил ишан Мухаммед-Али (Мадали). Основными участниками восстания 1898 г. являлись дехкане и скотоводы ферганских кишлаков и пригородов. Основные причины, побудившие население на восстания против власти - усиления социального и колониального гнета, ухудшение социально-экономического положения масс. Восстание 1898 г. носило антифеодальный и антиколониальный характер. Теневой стороной движения было участие в нем феодалов, стремившихся использовать восстание народа в целях восстановления своих прав и привилегий, утраченных в результате завоевания Ср. Азии Россией. После восстания 1898 г. национально-колониальное угнетение народов Туркестана усилилось. Были расширены права местной колониальной администрации, увеличено число чиновников на местах, в ряде городов усилены гарнизоны. Джадидизм. Возникновение и основные этапы. Термин ”джадид”происходит от арабского”новый”. Движение джадидов зародилось в Татарии и распространилось в Бухаре, Хиве и Туркестане в к. XIX – н. ХХ вв. События в Азербайджане, Татарстане, Афганистане, Египте и Турции, а также вмешательство русских в жизнь среднеазиатских народов вызывали конструктивную реакцию национальной интеллигенции. Мысли среднеазиатских джадидов относительно”осовременивания” истории, образования и языка разделял Исмаил Бей Гаспирали (Исмаил Гаспринский) -известный крымско-татарский реформатор. Он считал, что путь к прогрессу лежит через современную систему образования. Его газета”Тарджимон”пользовалась большим влиянием среди местного населения. Туркестанские джадиды - это представители местной интеллигенции, многие из которых получили европейское образование. Они видели европейскую цивилизацию, демократические тенденции буржуазных государств и поэтому стремились взять в мире всё лучшее и внедрить у себя на Родине. В истории "отцом среднеазиатских джадидов" считают Махмудходжу Бехбуди. Оказавшись за рубежом, побывав в Стамбуле и Каире, он увидел там новые школы европейского типа, университеты, реформированные медресе, познакомился с новейшей турецкой и арабской литературой, организацией газетного и журнального дела, современными методами преподавания. Кроме Махмудходжи Бехбуди получили известность Абдурауф Фитрат, Чулпан, Абдулла Кадыри, Авлони и другие. На первом этапе (начало с 1890-х гг.) в целях социально-культурного развития Средней Азии в новом направлении джадидские лидеры предложили ряд реформ в области образования, историографии, литературы, печати, религии, искусства. Они выступили с идеями переоценки и усовершенствования этики, веры, правосудия, здравоохранения, улучшения положения женщин. Особую важность реформаторы придавали вопросам территориальной общности. В 1913-1916 гг. они пытались дать название территории, на которой проживали. Джадиды называли ее Туркестаном, как раньше обозначали северо-восточную часть Средней Азии. Джадиды пытались модернизировать историографию Туркестана. С 1903 по 1914 г. ими было написано несколько хроник. Стремясь модернизировать мусульманскую систему образования, джадиды открыли новометодные школы в Туркестане уже в конце XIX в. В них начинали свое образование писатели, как: Хамза, Уйгун, Айбек. С начала XX в. в этих школах стали использоваться учебники местных авторов. Учебная программа в новометодных школах включала чтение, письмо на тюрки или фарси, арифметику, историю, географию, большое место в ней занимали основы религии. Литературные новации, жанры, формы, темы, язык, стиль - стали вытеснять старые, стилизованные труды, появилось новое направление в музыке, живописи. За короткий срок джадиды успели внести довольно весомый вклад в формирование национального самосознания. Формированию нового мировоззрения у туркестанцев способствовала идея модернизации театра и драматургии в 1911-1913 гг. За шестилетнее существование было создано около двадцати пяти пьес. Джадидидская пресса выполняла важнейшую задачу подъема общественного сознания на уровень XX в. Информируя своих читателей о жизни единоверцев за рубежом, показывая отличия среднеазиатского общества от Западной Азии, джадидская пресса прокладывала путь новому представлению о национальной самобытности. Российское правительство, эмир, ханы и высшее духовенство вели борьбу с джадидидской прессой. В 1914-1915. гг. были закрыты джадидидские газеты и книжный магазин. Все это вынудило джадидов отойти от реформы культуры к политическому сопротивлению. Джадидами был создан первый в Средней Азии университет в 1918 году. Основателем этого университета стал Мунаввар — Кари Абдурашидхонов. В нем имелось 5 факультетов. Отличительная черта преподавания – учитывалась специфика национального менталитета. Второй этап реформы отличался в Средней Азии своим политическим направлением. Он радикально менял некоторые структуры управления либо вынуждал власти идти на определенные политические уступки. Огромное влияние на движение джадидов оказали события 1917 года. 28 февраля 1917 г. а столице Российской империи победила демократическая революция. Не без энтузиазма восприняли её и джадиды, появилась реальная возможность решить наболевшие проблемы Туркестанского края. По инициативе джадидов проводятся многотысячное собрание жителей старой части Ташкента. Был избран расширенный представительный орган от всех частей города — "Шурои-Исламия" ("Совет мусульман"). В состав "Шурои-Исламия" были избраны джадиды, пользовавшиеся большим влиянием среди населения. Среди них Абдурауф Фитрат, Мунаввар Кори, Убайдулла Ходжаев. Уже в начале апреля практически во всех городах края действовали организации "Шурои-Исламия". Их основной целью было создание Туркестанской автономии внутри будущей Российской федеративной демократической республики. После Февраля активизировалось и социальное пробуждение духовенства и верующих. Летом в "Шурои-Исламия" произошёл раскол между "прогрессистами" и кадемистами (сторонниками старых порядков), в результате которого "кадемисты" образовывают организацию "Шурои-Уламо" ("Совет духовенства"), стремившуюся к реставрации феодализма и управлению обществом на основе шариата. Параллельно с этими организациями возникло и множество других, таких, например, как "Турон", "Мифтах ул—мариф", "Иттифок ал—муслимин", "Равнак ул—ислом". Все они имели различные идейные платформы, но их объединяло то, что они в определенной степени сумели всколыхнуть Туркестан, политизировали местное население, пытались, каждая по-своему, бороться за лучшее будущее своего народа. В Бухаре появляется новое движение — движение "младобухарцев", в Хиве – "младохивинцев". Оно практически сформировалось из представителен джадидизма, но носило более радикальный характер. Это движение после событий 1917 года уже нельзя причислить к джадидскому в силу того, что его цели были уже иными. Лидером "младобухарцев" был Файзулла Ходжаев. В отличие от многих просветителей Европы и России, джадиды не отвергали религию, не являлись атеистами. Они выступали за сохранение ислама как необходимого фактора, способствующего объединению мусульман для достижения общественного прогресса, как средство воспитания народов края в духе высокой морали, патриотизма, дружбы, солидарности, консолидации их усилий в борьбе за выход из кризисного состояния. Джадиды видели в исламской религии важное средство духовного очищения. Но для этого, считали они, она сама должна очищаться от средневековой схоластики. Модернизация ислама виделась джадидами в овладении достижениями науки и передовой технологии, в тесном единстве плодоносных заветов первоначальной мусульманской религии и учетом современных реалий. Джидидизм с самого начала зарождения объективно противостоял коренным устоям феодализма и колониализма. Вопреки традиционному исламу он стремился видоизменить некоторые устаревшие законы мусульманской веры, приспосабливая религию к задачам духовного и экономического прогресса. Требование освобождения местного рынка от сковавших его пут неизбежно приводило к лозунгам национального и социального освобождения, в том числе в качестве первоочередных из них - создания органов местного самоуправления, национальной печати, защиты прав коренного населения. В период революции 1905-1907гг. джадидское движение в Туркестане крепнет организационно и идейно, устанавливаются тесные связи туркестанских джадидов с джадидами Поволжья, Крыма и Кавказа. Первой национальной газетой туркестанских джадидов явилась вышедшая в свет 27 июня 1906 года газета «Тараккий», редактировавшаяся видным общественным деятелем Исмаилом Абидовым (Габидовым). Наряду с «Тараккий» («Прогресс») туркестанские джадиды начали издавать в Ташкенте и другие газеты: в 1906г.- «Хуршид» («Солнце»), в 1907-1908гг.- «Шухрат» («Слава»), «Туджор» («Купец»). Революционные процессы, развивавшиеся в России, способствовали размежеванию в джадидском движении. Стало зарождаться радикальное течение - модернисты, призывавшие к более глубоким преобразованиям в просвещении и более решительным политическим выступлениям и умеренные представители которого ограничивались призывами реформирования богословского образования и умеренными политическими реформами. Однако они оставались едиными в стремлении обеспечить национальную независимость народов Центральной Азии. Первая мировая война способствовала радикализации мышления джадидов. Усиление политической деятельности национальной интеллигенции обусловило дальнейшее размежевание джадидов на сторонников культурно-просветительной работы и приверженцев программы глубоких реформ и освобождения от оков колониализма и феодализма. Нужно отметить, что определенная группа джадидов ориентировалась на Турцию, но большинство - на Россию. Обозначившийся в 1914-1915гг. раскол в джадидском движении заметно усилился после февральской революции 1917г. в России и окончательно закрепился накануне октябрьских событий 1917г. Оно раскололось на два основных крыла - прогрессистов и кадимистов. Если первые выступали за глубокие реформы во всех областях общественной жизни и образцом государственного устройства для них были западноевропейские государства с их демократическими институтами, то вторые выступали за превращение Туркестана в будущем в исламское государство, звали к возвращению в «золотой век», каким им представлялось прошлое края. Между ними завязывается борьба за влияние в обществе. Несмотря на эти различия, единая позиция их сохранялась по главному вопросу - каким должен быть Туркестан в будущем. И те, и другие видели Туркестан независимым государством, с той лишь разницей, что прогрессисты видели Туркестан первоначально в составе Российской Федерации, в то время как кадимисты не хотели учитывать глубоких экономических связей Туркестана с Россией, развившихся за десятилетия нахождения края в составе Российской империи, что хорошо понимали прогрессисты. Они глубоко осознавали, что в реалиях того времени превратить Туркестан в грамотную, просвещенную, обеспеченную всем необходимым страну возможно лишь в условиях независимого развития в составе Российской Республики. В соответствии с этим, в условиях нарастающего революционизирования общества, прогрессисты стали требовать предоставления Туркестану территориально-национальной автономии. Таким образом, джадидизм, зародившись как течение общественной мысли и ограниченное первоначально рамками просветительских идей, направленных на реформирование школьного образования, прошло сложный путь развития, дойдя до превращения его в мощное политическое течение с четко оформившимися политическими требованиями национально-государственного самоуправления Туркестана. Использованная литература : Алимова Д. Историческое мировоззрение джадидов и их проекция будущего Туркестана. Туркистон мустақиллиги ва бирлиги учун кураш саҳифаларидан. –Т.: Фан, 1996. Абдунабиев В.Г. Вклад мировую цивилизацию. –Т.:Узбекистан., 1998. Абдуллаев Р. Туркестанские прогрессисты и национальные движения. – Звезда Востока, 1992, №1. Березиков Б. Святые лики Туркестана. –Т.: Камалак, 1992. Гулямов Х. Отношения Бухары с Россией в XVIII-XIX вв. Т.: ФАН, 1992. Голованов А.А., Турсунов В.В плену утопического мышления. -Т.: Узбекистан, 1993. |