Ответы к экзамену по философии 2008. Мировоззрение его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения. Особенность мифологического, религиозного и философского мировоззрений
Скачать 0.59 Mb.
|
Личность в различных типах обществаВ первобытную эпоху при неразвитости производительных сил и слабой социальной расчлененности общества индивид, его жизнь, выступают как бы частью природного и социального целого. Жизнь индивида не отделена от коллективной жизнедеятельности. Индивидуальности нет. Однако значение индивидуальности начинает постепенно проявляться. К индивидуально-природным различиям начинают добавляться различия социальные, а затем и индивидуально-личностные. Иными словами, вначале человек выступает просто как особый индивид, затем как социальный индивид и затем как личность. Каждой из этих форм бытия человека соответствует и определенный тип самосознания. Этот процесс автономизации индивида, осознания значимости, социальной и личной ценности индивидуальности и индивидуальных различий называется персонализацией. Исторический процесс становления индивидуальности начинается с родового строя. Сознание человека в этот период во многом архаично. Для первобытного человека характерно переносить собственные качества на природные объекты, неспособность отчетливо различать субъективное от объективного, материальное от духовного, предмет и знак, вещь и слово, существо и его имя, единичное и множественное, статичное и динамичное, пространственное и временное. На ранних стадиях индивид не воспринимает себя отдельно от своих социальных ролей. Анализ своих собственных индивидуальных особенностей нередко заменяется анализом группового поведения. Имя отличает своего носителя от всех остальных людей, особенно в собственном самосознании. Отождествление имени и именуемой индивидуальности - характерная черта архаического сознания. Судьба человека предполагалась немыслимой отдельно от судьбы его сородичей. Течение жизни и времени воспринималось этим архаическим сознанием не как линейный, а как циклический процесс, субъектом которого был не отдельный индивид, а племя, община. В первобытной общине основным средством передачи социального опыта являлось следование традициям. В древних обществах жизненный путь человека от рождения до смерти в основном детально регламентирован. Этот способ регуляции взаимоотношения человека и общества прост и устойчив, но его негативной стороной является консерватизм и вариативная бедность поведения. С усложнением социальной жизни этот механизм становится тормозом общественного развития. С развитием человека в индивидуальность традиции дополняются и частично заменяются механизмом ценностного управления по типу: моральная норма и исполнение, предполагающие свободу выбора человеком способов следования этой норме. Таким образом, необходимая свобода человеку предоставляется в рамках границ, не предписывающих детальных действий. Так совершается переход к новому типу личности. В условиях рабовладения и феодализма возникает новый тип отношений человека и общества, а следовательно, и новый исторический тип личности. Человек как разумное существо обязан контролировать и регулировать свои действия собственным сознанием. А это в свою очередь предполагает рациональное самопознание, самоанализ, внутренний диалог с самим собой. Это сословно-иерархическое устройство жизни и всех социальных отношений порождало специфический тип мировоззрения и морали. Господствующее влияние при этом оказывала религия. Общество представлялось как целое, в котором каждый выполняет свои функции. Человеческая индивидуальность, таким образом, нашла для себя нового властелина и правителя. Зависимость человека от сословного мира и божественной воли обусловили ее ничтожно малую ценность. Она есть всего лишь продукт конструкции по заранее заданному образцу. Для средневековой культуры человек - это прежде всего конгломерат сословных качеств и соответствующих поступков. Таким образом, внутренний мир средневекового человека представлял собой противоречивое единство религиозной духовности и иерархической сословности. Эта сила подчиняла себе индивидуальность человека, его разум и чувства. Разум нужен для того, чтобы отдельный человек мог отвечать перед богом, но не для самостоятельных решений. Буржуазное общество на место личной зависимости людей ставит отношения экономической зависимости. Общественное разделение труда и товарное производство разрушают сословные рамки, которые ограничивали развитие личности. Социальные связи выступают по отношению к отдельным личностям и как внешняя необходимость, и как средство достижения поставленный целей. Это значительно повысило меру свободы индивида, возможность выбора жизненного пути. Более того, этот выбор становится даже необходимым. Политическая власть и общественное управление превращаются в силу, осуществляющую принуждение человека к отчуждающему труду. В сфере духовного потребления человек попадает во власть мнимых ценностей, которые также навязываются ему и превращают его в объект манипуляции. Поддержание человека в повиновении и послушании вызвало развитие бюрократии. Идеалом этой бюрократической системы был безликий человек в системе организации, а главным его достоинством считалась не личная инициатива и способность принимать самостоятельные решения, а умение подчиняться, выполнять приказы, ничем не выделяться из массы таких же безликих людей. Остающийся творческий труд предполагал развитие личности, наполнил его деятельность содержанием и привлекательностью. Переход к новым принципам деятельности, управления, организации производства и жизни осуществлялся в рамках требований, исходящих из материального экономического закона. Личная жизнь человека становится важным фактором экономического успеха предприятия. На смену закрытости, замкнутости личности приходит открытость и общительность. Не все так радужно в мире современного капитала, и сегодня мы можем встретить непреодоленные формы отчуждения личности от реализации собственной природы, но более предпочтительное положение человека в сравнении с современным социализмом очевидно. Это реальность, игнорировать которую сегодня никак нельзя. Опыт социалистического строительства убедительно показал, что для живого обычного человека важнее не идеологическая вывеска в государственном устройстве, а конкретное, исчислимое, предметное к нему отношение прежде всего
Предметом социальной философии является общество, наиболее общие з-ны его развития. Чтобы вскрыть эти з-ны , нужно было прежде всего выявить роль материального производства в жизни об-ва. Понятно, что О не может существовать без пр-ва материальных благ. Заслуга Маркса и Энгельса состоит в том , что они открыли закономерную зависимость системы всех об-венных отношений от способа производства материальных благ. В процессе пр-ва люди создают не только мат блага но и самих себя, свои отношения. Поэтому исследование О пр-ва позволяет проникнуть в суть истор процесса, раскрыть механизмы, действующие в обществе. Поизводство- это процесс взаимодействия общества и природы в рез-те к-рого люди добывают все необходимые ср-ва существования. Совершенствуя пр-во, человек изменяет и самого себя. Согласно материалистическому пониманию истории, СП материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. И поэтому последние могут быть поняты и объяснены только из конкретно-исторически существующего способа производства, т.е каждая ступень эконом развития, определяемая СП образует основу из к-рой развиваются гос-венные учреждения, правовые воззрения (искусство, религия и т.д) из к-рых они поэтому и должны быть объяснены. СП__________________________________________________ | | ПС --------- ПО | | предмет труда отношения по поводу форм собств-сти средство труда (орудие труда, инфраструктура) отношения по поводу обмена рез-тами деят-сти люди отношения по поводу распределения продукции Предмет труда + средства труда = средство производства. (вещественная часть ПС) Главный структурный элемент ПС-люди. Определяющим ПС являются средства труда. Источником прогресса ПС являются общественные потребности. Способ пр-ва - 1. соединение техники с человеком. 2. Способ добывания мат благ для к-рого характерны историч определенные отношения между людьми. Таким образом СП это не просто способ воздействия на природу, а вид жизнедеятельности людей их опред образ жизни. Показателем развития производительных сил является производительность О труда. Диалектика развтия ПО и ПС рабовладельческий труд-доиндустриальное пр-во,об-во; машинный труд-инд пр-во;(на этой базе могли сущ соц строй и кап строй;) кап строй ->след ступень, соц строй->кризис; автотруд-пост инд об-во; почему так, рассказано в книге Маркса «Критики политэкономики. Предисловие» В данной книге Маркс пишет, что люди в пр-ве вступаюют в ПО=> ПО завис от ПС ПО, нах в завис-ти от ПС явл необх истор обусл условием для раз-тия ПС Люди довольно консервативны, поэтому ПО развивается медленнее ПС. Такое недоразв явл экон причиной соц рев в рез-те к-рой происходит смена пр-венных отношений в соответствии с уровнем развития ПС. Причина кризиса при соц строе - несоответствие (ПО создавались искуственно, подгонялись под соц идеологию;) Производственные отношения соответсвуют ПС. ПО==ПС; Взаимодействие ПС и ПО подчиняется общему, действующему на протяжении всей истории з-ну соответствия ПО уровню развития ПС. Этот з-н выраж объективно сущ зависимость ПО от развития ПС. Данный з-н был раскрыт Марксом в работе(см выше). В общ-ном пр-ве своей жизни люди вступают в опред, необходимые и не завис от их воли ПО, соответсв данному уровню раз-тия ПС. Данное положение выраж суть основного принципа мат понимания истории. 1) ПС опред ПО 2) ПО есть соц- экон форма функционирования и раз-тия ПС 3) Каждому ур-ню раз-тия ПС естественно-истор соотв только своя соц экон форма ПО. ПО призваны укреплять и способств саморазвитию породивших их ПС. ПС разв непрерывно, ПО - скачкообразно. На опред этапе раз-тия ПО нач отставать от ПС, тогда ПО превращаются в оковы ПС. Возникает конфликт, к-рый может разрешиться только соц революцией, в ходе происходит обновленииие ПО. Если же не происходит замены ПО то в об-ве неизбежно возникает кризис. Вывод: Современные ПО капитализма способств развитию ПС, о чем свид высокая произв труда в развитых странах. ПО, основанные на обществ соб-сти сдерживают развитие ПС, о чем свид низкая производ труда (например в России) Для вывода страны из кризиса и преодоления стогнации пр-ва следует установить такие произв отношения, к-рые способствовали бы развитию ПС об-ва;
Соц структура об-ва. Любое об-во не есть просто совокупность отдельных индивидов, а есть совокупность различных групп людей, объединенных какими-либо интересами. Таким образом, об-во-совокупность связей и отнош к-рые складываются между группами и общностями, в к-рые объединены люди. Соц структ об-ва - совокуп классов, слоев, групп и взаимоотнош между ними. Соц структуры выделяют по различным признакам, например соц-демографическая структура об-ва. Все завис от главного критерия по к-рому производится структурирование. В завис от числ-ти, соц общности подразд на «большие»(классы, нации), «средние»( территор общ-ти и производственные коллективы), и «малые»(семья). Каждая ОЭФ имеет свою социально-классовую структуру, главной детерминантой соц струк об-ва является историч- конкретный СП. На это указывал Маркс в своей работе « Письмо к Вейдемейеру» Маркс писал: «существование классов связано лишь с определенными фазами в раз-тии мат пр-ва. Каждая ОЭФ имеет свою, присущ только ей соц-классовую структуру, к-рая, отражая степень раз-тия СП, является необх усл его функционир и саморазвития.» Определение класса было дано Лениным в его работе «Великий почин» Классы - большие группы людей, различ по их месту в истор опред системе обществ пр-ва, по их отношению к собственности, по их месту в обществ организации, а также по размерам и способам получения доли тех обществ богатств, к-рыми они располагают. Источником разделения об-ва на классы является общественное разделение труда (ОРТ) по конкр видам деят-ти. Исторически определенное отделение пастушества от земледелия, отделение ремесла от сельхоза. Отделение умственного труда от практически-прикладного. ОРТ приводит к появлению частной соб-ти. В обществе появляется соц неравенство. Пути происхождения класса. 1.Через отделение в общине эксплуататорской верхушки. 2.Посредством обращения людей в рабство.(Сначала чужеплеменников, затем - своих) Главная причина разделения О на классы лежит в прогрессе. Теория разделения О на классы нам интересна потому, что в нашей стране долгое время существовала теория уничтожения классов посредством уничтожения ОРТ. Однако практика показала, что уничтожить ОРТ невозможно. Вывод: любое волюнтаристич изм соц структ об-ва нанесет вред сущ СП. Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, сущ к-рых обусловлено сущ СП. Неосновные - те, что на основе отжившего или зарожд СП. Кроме классов в об-ве сущ сословия, касты, слои. Эконом условия и занимаемое ими место в об-ве опред их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостр в период смены ОЭФ. Формы классовой борьбы: 1.Экономическая борьба за наивыгоднейшие усл-я существования. 2.Политическая борьба за власть 3.Идеологическая борьба(«Борьба за идеи»). Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность( перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность(перемещение в пределах одной страты). Социальные отношения и их развитие. СО- это многообразие связи между членами общества, социальными групами, а также внутри них, возникающие в процессе материальнопроизводственной, экономической, социальной, политической и духовной жизни. К первому уровню СО относятся те отношения которые складываются не зависимо от нашего сознания т.е. в процессе производства материальных благ. Второй уровень СО складываются и возникают лишь проходя через наше сознание. К примеру СО идеологические, друзья. В процессе производства Материальных благ человек вступает в социальные отношения. Эти отношения могут иметь разную окраску . Например, отношение по владению и использованию орудий труда и т.д. Труд сделал человека , человеком - это просамтривается при подходе к развитию СО диалектически. В процессе прогресса способа производства и появление разделения труда менялись и обшественные отношения . Другими словами кождой ОЭФ соответствует конкретные СО.
Если з-ны О объективны, тогда какую роль в О развитии играют люди? Если действие з-нов О как и з-нов природы фатально и неизбежно, то деятельность людей бессмысленна, ведь никому не может придти в голову создавать партию по ускорению солнечного затмения. Такая точка зрения наз фатализмом. Если люди могут воздействовать на О з-ны, «обуздать» их, повернуть их действие вспять, то тогда они только и должны заниматься революционно- преобраз деятельностью, создавать партии и осуществлять либо строительство коммунизма, либо переходить к новым производственным отношениям за 500 дней. Эта точка зрения наз волюнтаризмом. С точки зрения материализма, объективное и субъективное в обществе органически слиты. Роль субъективного фактора в истории значительна, но деятельность людей не может носить произвольный характер. Она подчинена объективным условиям существования конкретно-истор общества, зависит от уровня развития производства, госуд устройства, состояния духовной жизни общества, т.е. от всего того, что человек наследует от предшеств деятельности людей, от предш об-ва. То, что не зависит от него, явл объективным. Если историческая личность осуществляет свою деятельность в соответствии с объект з-нами развития то она способств прогрессивному О развитию и наоборот, незнание, недооценка общих закономерностей и тенденций общ развития в деятельности людей негативно влияет на ход истории. При всей многовариантности история развития О имеет свою «столбовую дорогу» цивилизации, детерминированную историческими закономерностями, теми объект законами, соответствие к-рым только и позволяет обществу развиваться прогрессивно и наоборот, отклонение от к-рых обрекает его на гибель. Отклоняясь от столбовой дороги цивилизации погибло не одно гос-во(Ацтеки, Инки) И тем не менее люди преувеличивают роль субъективного фактора, пытаясь пришпорить О процесс, переделать по своему желанию. Роль народных масс в истории огромна, достаточно вспомнить, что все наиболее крупные исторические процессы происходят с участием народных масс(войны, восстания, революции и т.д.) Отдавая приоритет народным массам в историческом процессе не следует умалять также и роль личности в истории, особенно выдающихся личностей. Такими являются личности, определенным образом могущие повлиять на движения народных масс, а , следовательно и на ход истории. Средством влияния могут оказаться власть, какие –либо способности к убеждению и др.
Как надстроечное явл, политика вторична к базису, зависит и опр им. НО политика может оказывать на экономику и обр влияние. Она может сдерживать раз-тие экон базиса( пример - совр россия). Но П может оказ и положительное возд на экономику (для чего, собственно говоря, она и призвана) Правильная политика ускоряет раз-тие экономики. Активная роль П особенно высока в кризисные моменты истории. Политика и полит отнош появл с разд О на классы, когда в силу противополож их интересов О не может больше регулировать свои взаимоотнош с помощью традиций и О мнения. Появл потребность в сист норм и з-нов. Совокупность правил, норм поведения людей, уст гос-вом наз правом. Право - цельная сист з-нов, направленных на регулир взаимоотнош м-у нациями, классами, . . . Главная задача права - сохранить экономический строй О и его соц структ. Для реализации права существует гос-во. Оно явл основн институтом полит сист О. Вывод: ПСО - это сист гос-ных и О организаций, учрежд, институтов регулирующая полит взаимоотнош м-у нациями, классами, соц группами, и осуществл определенные полит ф-ции. В ПСО входят гос-во, полит партии, обществ организации, многообразные отношения, возник в полит сфере О. Основным институтом ПСО является государство. Существует множество теорий происхождения Гос-ва. 1. Теория общественного договора. (Руссо, Гоббс, Радищев) Считали, что гос-во возникло в рез-те общественного договора, сознательно заключ м-у людьми. 2. Теория насилия. именно насилие одних людей над другими привело к возникновению гос-ва. 3. Психологическая( Шопенгауер) Рассматривал гос-во как рез-т потребности одних людей подчинятся, других - управлять. 4. Классовая теория (маркс и энгельс) С их точки зрения гос-во возникает с появлением классового О и разделение О на классы они наз гос машиной для поддержания господства одного класса над другим . 5. Социально-демократическая Утв, что гос-во есть естественно-истор инструмент для обеспечения определенного масштаба прав и свобод людей, особенно в усл-ях сой нерав-ва. Сущность гос-ва закл в сист организ полит власти в О направленной на регулирование национальных, соц-полит и др отношений. Гос-во имеет след признаки: территория, публичная власть( суд, прокуратура.. . .. ), налоги, право. Функции Гос-ва подразд на --Внутренние 1. Регулирование взаимоотнош м-у классами, нациями и т.д. Главная задача -обесп права и свободы граждан. 2. Конституционная ф-ция. Осуществл как основание з-на. 3. Правоохранительная.4. Ф-я регулирования экономики в масштабах своей территории. 5. Соц защита 6.Планирование. Все эти ф-ции направлены на управление О отношениями в рамках этого Гос-ва. -- Внешние 1. Оборонная 2. Внешнеэкономическая 3. Дипломатическая. Возникнув на опр этапе, гос-во постоянно изменяется. Гос-ное управление осущ в различных формах как по способу управления так и по организации национально - территориального устройства. Различают след формы правления: |