Ответы к экзамену по философии 2008. Мировоззрение его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения. Особенность мифологического, религиозного и философского мировоззрений
Скачать 0.59 Mb.
|
Сущность и явлениеКатегории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное. К понятию "явление" близко по содержанию понятие "видимость" (или "кажимость") - неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явлением вскрыть сущность. Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него. Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляют. Сущность и закон - понятия очень близкие, однопорядковые; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями. Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, более глубокой, и так без конца.
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции мировоззренческая, теорет.-познавательная и пенностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни. Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалекгико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории, как важнейшее приобретение философии, резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.
Рассмотрим категории СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ. Первоначально категория сущность не отделялась от категории общее, а явление - от категории вещь. Но с самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира. Впервые отделил Сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы. Скептики считают - явление, то что снаружи, а сущность - то, что надо исследовать. Кант открывает полностью Я от Сущности, явление - познаваемо, сущность - принципиально НЕТ. Гегель не отрывает Явление и Сущность. Сущность - это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер. Сущность (в теории познания), то, что познается мышлением, а не дается чувственному восприятию. Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности. - это внешние, необходимые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. И общее и особенное и Е обладают сущностью и явлением, таким образом сущность - категория собирательная. Диалектика С и Я. 1. Сущность и явление неразрывно связаны ( сущность является, явлением сущности, но никогда полностью не совпадает ); 2. Сущность и явление - противоположности ( сущность - тенденция к устойчивости, явление - тенденция к изменчивости ) ( сущность - беднее, но глубже, явление - богаче, но разностороннее поверхности ). Сущность военного командира Одна и та же сущность проявляется через развитие явления: проявляется через разные требования в повседневности явления, предметы даются инициатива в деятельности восприятию той или иной решимость в бою стороной, в зависимости от интереса. Сознание как явление выступает Одно и тоже явление может по сути: быть следствием разных © как высшая форма отражения сущностей © как способ регуляции и поведения в мире 3. Противоположности, явления и сущности носят иногда ярко выраженный характер. Когда говорят о видимости - факт несоответствия С и Я, т.е. явление явления, поверхностный субъективный образ явления. В военном деле использование этой особенности позволило заниматься маскировкой, и особенно характерен в этом случае такой ее вид, как демонстрации действия. В воспитании подчиненных мы сталкиваемся с видимостью определяемой как способность некоторых воспитуемых "пускать пыль в глаза", " очковтирательство". Это требует более глубокой работы офицера по отысканию действительной сущности подчиненного. 4. Сущность постигается путем абстрактного мышления. Её познание требует серьезных усилий. 5. Сущность и закон понятия одно-порядковые. 6. Категории С и Я показывают в каком направлении должно идти познание ( от Я к С, от С1п ® С2п ) вскрыв сущность посмотреть её проявление на поверхности. Познание сущности бесконечно. И в конкретном виде процесс раскрытия С проявляется как познание структуры, целостности, причин, законов его форм, функции развития. Это путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний ( Земля плоская на китах, шар, геоид). Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность. Категории ПРИЧИНЫ и СЛЕДСТВИЯ. Одной из главных задач науки - ответ на вопрос "почему". Поиски этого ответа со времен активности порождают категорию причины. Причина - это такое явление , которое порождает ,вызывает или изменяет другое явление ( взаимодействие материальных объектов или их элементов порождающие соответственные изменения ). - философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление. Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей. 1.Причинные отношения - всеобщие ( в мире нет явлений, которые бы не имели причину - всеобщий закон связи ) 2.Причинные отношения ( связь между П и С ) носит объективный характер ( данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия ) 3.Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер ( Z - причинная связь ) 4.Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия. 5.Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени, это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия ( но понимать надо относительно ибо перерыва нет ) 6.Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубоко спрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления. Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают как импульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится - это предлог - явления являются причиной, но вызывающие её. Какова диалектика П и С. 1. П может вызывать одно следствие, много следствий П ® С П П®С®С множество причин может вызвать одно следствие. 2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь П®С необходима. 3. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину. Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи: a) По внутреннему содержанию процессов: © материальные и идеальные ©энергетические и информационные ©физические, биологические, химические и социальные б) По способу проявления: ©динамические ( однозначные ) ©статистические ( вероятностные ) в) По познавательным основаниям: © общие и частные ©главные и второстепенные ©объективные и субъективные ©внутренние и внешние ©существующие и несуществующие НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ. Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте категориями "рок" и "судьба" возникли и эти категории. Сегодняшнее этих категорий следующее: Необходимость - это внутренняя устойчивая связь явлений , процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие. - это результат постоянных причин, вызывающих в данных условиях только такие, а никакие-нибудь другие изменен - это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в действительность. Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти. - это такая связь между явлениями, когда появление первого явления необязательно вызывает появление другого явления. - это способ реалезации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна. 1.) Любое явление имеет причины . Одни причины взывают следствие с необходимостью и отделяются внутренней случайностью предмета, другие отделяют несущественное, внешнее, и вызывают случайность. 2.) Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более того одно и тоже явление есть единство Н и С. 3.) В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет чистой С и чистой Н. Н существует в самой случайности через случайное. 4.) В некоторых случаях С выступает как форма проявления необходимости. Это проявляется в действиях статистических (вероятностных) законов. Необходимость обнаруживается в результате больших количеств случайностей. Вероятность - мера возможности, наступления случайного события. Вероятность от 0 до 1, от невозможности до достоверности. 5.) Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость объективно и носит всеобщий характер. Она пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей, случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Они меняются местами. В процессе познания следует стремиться за случайными явлениями, открывать необходимые, закономерные связи. В большей мере, чем в природе случайности проявляются в истории. Историческая необходимость - это действие объективных законов развития общества. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности в действительность. Они разрабатывались Платоном, Аристотелем, Дж. Бруно, материалистами 17-18 в.в.: Кантом , Гегелем. Возможность - это то, что может произойти необходимым или случайным образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть. - отражает существования в предметах и процессах тенденции, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто. Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что есть. 1.В и Д - противоположности. Больший вес имеет действительность, которая включает в себя все возможности, но не одна возможность не может охватить всю действительность. 2.Д содержит в себе В, но для реализации В в новую Д нужны условия. 3.Не все В равнозначны. У одних больше шансов, у других меньше. Классифицируются: по обусловленности: реальные - необходимыми свойствами, связями. формальные - случайными свойствами, связями. Реальные : от условий реализации: Þ абстрактные ( нет условий ) Þ конкретные ( есть ) от результата реализации: Þ прогрессия Þ регрессия Þ варианты по категориям: в сути и в форме. в явлении и содержании от вероятности: с > вероятностью с < вероятностью Методология: в материи скрыто бесчисленное множество возможностей, что показывает её неисчерпаемость. В ® Д ® В Реализация В противоречива, что затрудняет простое предвидение. Ведущий стороной является действительность - это реальная возможность. Они взаимопревращаются. Возможность действительна, действительность возможна. Развитие, есть переход возможности в действительность, которое в свою очередь порождает новые возможности. Категории В и Д помогают вскрывать и оценивать тенденции в развитии явлений Д, определять степень вероятности той или иной возможности, предвидеть будущее.
Познание - это диалектический процесс активного, целенаправленного воспроизведения (отображения) сознаний в системе их идеальных образов сущности вещей, предметов и явлений, включая человека и общество. Объектом познания является и природа. Объект познания формируется практикой и расширяется с развитием практической деятельности. Субъект познания (подлинный) - человечество в целом, а отдельный человек становится субъектом познания как представитель человечества. Субъект познания - исторически конкретен, т.е. в каждую эпоху специфичен круг его познавательных интересов, а главное, конкретный характер носят его познавательные возможности. Теория познания диалектического материализма - теория отражения. Эта концепция основывается на 3-х следующих гносеологических выводах. 1. Вещи существуют независимо от нашего сознания, от наших ощущений, вне нас. 2. Решительно никакой принципиальной разницы, непроходимой грани между явлениями и «вещью в себе» нет и быть не может. Различие же есть просто между тем, что уже познано и тем, что еще не познано. 3. В теории познания, как и в других областях, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разобраться, каким образом в процессе познания появляются знания, каким образом неполное и неточное знание становится более полным и точным. Проблема соотношение веры и знания в различных философских концепциях Проблема соотношения знания и веры, рационального и иррационального, в более узком значении - науки и религии имеет давнюю историю. Соотношение знания и веры может вылиться в одну из трех основных позиций:
В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, то есть того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных (научных) средств, и укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимный переход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса познания. Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерациональными - формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. Кроме того, в структуре научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии; социально-психологические стереотипы; интересы и потребности и т.д. Начиная с немецкой философии И.Канта – Ф.Гегеля и с методологических достижений создателей квантовой физики, представления об активности познающего субъекта и неотделимости исследователя от экспериментальной ситуации стали нормативными. Исследования Гилберта и Гёделя в математике показали принципиальную открытость для чувственного, внерационального познания любой, даже самой формализованной системы знания, какой не является ни одна естественнонаучная (тем более гуманитарная) дисциплина. Это значит, что вера, интуиция, эстетическое чутье, озарение (инсайт) и т.д. принципиально неустранимы из научного и обыденного мышления. Более того, с середины XX в. исследованиями теологов более очевидными стали гносеологические обоснования догматики и вероисповедных принципов. Исследования философов - М. Элиаде, Р. Отто, Ж. Дерриды и др. - священного, сакрального показали сложность познавательного и практико-литургического процесса, где вера, интуиция и знание, образ и ценность образуют сложное единство. Развитие, становление любой научной теории осуществляется обычным порядком. И вера здесь занимает такое же место, как и в любом знании. Однако в этом случае правильнее было бы говорить о другой, нерелигиозной вере, которая состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль как в обыденной жизни, так и в научном познании. Данная вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания, в том числе и знания научного. Существуют качественно различные виды такой веры, обладающие различной степенью мотивации поступков человека: от уверенности в чем-либо (например, в том, что и завтра университет продолжит работу) до жизненных убеждений в неизбежность торжества добра над злом и т.д. Подобный тип веры - неотъемлемый компонент практической деятельности. В своей жизнедеятельности человек постоянно принимает решения, осуществляет волевой выбор. Обстоятельства, при которых принимаются решения, очень редко бывают однозначными и чаще всего допускают несколько альтернатив в выборе стратегии и тактики деятельности. Там, где индивид не может прийти к однозначному решению на основе имеющейся информации, и его выбор не навязан ему принуждением, вступает в силу свободная воля. Индивид вынужден опираться на свою веру в успех предприятия. Можно утверждать, следовательно, что вера и знание представляют собой диалектически взаимосвязанные противоположности. Вера помогает действовать в условиях неопределенности. Если бы существовала полная информированность, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информированность в нашем мире принципиально невозможна. Поэтому устранить неопределенность при принятии решении человеку никогда не удастся. Однако при принятии решения в ситуации неопределенности действует не только воля человека, но и его эмоциональная оценка окружающего мира, его чувства, настроение, оценка окружающего как приятного или неприятного, должного или не должного, правильного или неправильного. В этих оценках, как убедительно показывают исследования психологов, мысль человека (рациональное) неотделима от эмоций, чувств человека (иррационального). Мы видели, что мировоззрение человека как необходимый компонент имеет и мироощущение - чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. Природа творчества человека также напрямую связана не с рациональностью, мышлением, а с бессознательными психическими процессами - еще одной гранью иррационального в человеческой жизнедеятельности. Таким образом, знание и вера, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его практической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир.
Познание выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира , включая человека и жизнь общества. III Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание( живое созерцание) 2- логическое(рациональное) познание. (Абстрактное мышление) Каждая из этих ступеней имеет свои формы: 1) Формы чувственного познания 1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметоа и явлений) 2. Восприятие( дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений ) 3. Представление (чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях . Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности. Формы логического познания: 1. Понятие ( в нем отражается общие и существенные стороны и св-ва, а также связи в отношении предмета и явлений) 2. Суждение ( это движение и выражение мысли в рез-те чего о предмете утверждается что-либо или отрицается) 3. Умозаключение( это движение мысли, при котором из одного или нескольких суждений выводится новое заключение) Чувственное познание ограничено: -не выделяет общее -не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания. Этот недостаток преодолевается путем логического познания, основывающемся на чувственном, поэтому ни в коем случае в процессе познания нельзя абсолютизировать как значение чувственного познания(эмпирический сенсуализм) так и значение логического познания (рационализм). Сенсуализм (от лат. sensu –чувство) (Д. Локк, Э. Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Сильная сторона сенсуализма – в подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации. Слабая – в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т.д. Эти слабости сенсуализма активно использовал рационализм (от лат. ratio – разум) (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц), принижавший в свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на полпути, на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума. Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания – реальный путь к постижению истины.
Истина - это адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта. Истина характеризуется объективностью. Объективная истина - это такое знание, содержание которого, так сказать, «задано» объектом и не зависит ни от воли, ни от св-в человека. Постижение истины - это процесс. Она не может быть постигнута в одном акте познания. Этот процесс идет через относительные истины к абсолютной. Абсолютная истина - это точное, полное, наиболее исчерпывающее отражение объекта познания. Под АИ надо понимать и те моменты, которые в дальнейшем не будут отброшены как ошибочные. Относительная истина - это неполное отражение, ограниченное достигнутым. Путь к истине ограничен между истиной и заблуждением. Заблуждение - такое содержание сознания, которое не соответствует действительности, но принимается за истинное. От заблуждения следует отличать ЛОЖЬ, которая представляет собой намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Наиболее приемлемым критерием различения знаний истинных от ложных является практика, так как только лишь в процессе своей практической деят-ти мы можем накладывать содержание своих знаний на действительность, т.е. опредметить их, и тем самым проверить, соответствуют ли последние действительности.
Научное познание 1. Познание индивидуализированно субъектом как получение знаний. 2. Познание как получение объективированного знания, существующее вне отдельного индивида (научные тексты, вещи, созданные людьми) - объективированное познание. 3. Художественное познание 4. Научное познание 5 Наука - является высшей формой познания. Специфика ее заключается в том, что она существует в форме системы теоретических знаний. Она является высшим обобщением практики. Научные исследования - это прежде всего процесс решения познавательных задач. Совокупность приемов исследования объекта - есть метод. Богатство самой реальности обуславливает наличие многообразия методов ее исследования. Методы бывают: Конкретно-научные и специфические методы Общенаучные, применяемые во всех науках Всеобщий, философский method Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. На обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними (опыт и теория) существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны. Общенаучный метод делится на на 3 группы. 1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент) 2. Методы, используемые в эмпирическом и теоретическом познании (общение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация) 3. Чисто теоретические методы (формализация, исторический и логический методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно - структурный метод, аксиоматический)
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинаея их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера". Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, отличается от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо кественными. Что такое качество? Это совокупность свойств, признаков, которые прадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что делает вещь именно данной вью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от дрих. Качества объективны, т.е. существуют независимо от нашего сознания, они объективно присущи предметам и явлениям. Противоположна качеству кегория количество. Количествпределенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность, как говорил Гегель. Это значит, что количесенные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи. Количество как выражение однородности вещей, сходства их и подобия характеризует величину, степень развития данного качества. Количество вырается числом, объемом, величиной, отражает интенсивность протекания пресса и т.д. Количество является важнейшей характеристикой предметов и явлений, что особенно ярко видно нз Периодической системы химических элементов Менделеева, где количественная характеристика химических элементов (число протонов в атомном ядре) является важнейшей в определении места элемента в Системе и его ключевых характеристик. Качество и количество диалектически связаны между собой как две привоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположнти, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качесенная определённость вещи не существует без количественной и наоборот Мера - это единство качества и количества, тот количесенный интервал, внутри которого сохраняется данное качество. Кегория меры дает ключ к пониманию механизма действия закона взаимного перехода количественных изменений в изменений качественных и механизма развития в целом. Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое: качество порождает новые количественные измения. Поэтому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных. Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва птепенности. Скачок - это форма перехода к новому качеству, перерыв линии количтвенных изменений. Он подготавливается всем предшествующим ходом раития и представляет собой закономерную и всеобщую форму превращения оого качества в другое. Например, переход от одной формы движения к другой; появление жизни на Земле, становление человека и т.д. Характер скачка может быть разным в зависимости от природы явления и условий, в которых он протекает. Так, взрыв атомной бомбы и распад урана в естественных условиях представляют собой два разных вида скачка. При всем многообразии скачков, как правило, выделяют два их вида. Первый вид - это резкие, бурные скачки, при которых происходит превращение старого качества в новое практически одномоментно, сразу. Так протекают хические реакции, превращения элементарных частиц и т.д. Второй вид скачка - скачки в форме постепенного качественного перехода отдельных сторон предмета в новое состояние. К ним можно отнести, например, возникновение жизни на Земле, образование геологических пород, изменение клетки. Так, скок, в результате которого возникло все живое из неживого, занимал в ходе эволюции Земли около одного млрд. лет. Таким образом, развитие мира (природных, социальных явлений и мыения) осуществляется путем накопления количественных изменений и их пехода в качественные.
Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. На обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними (опыт и теория) существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны. Совокупность приемов исследования объекта - есть метод. Методы бывают: Конкретно-научные и специфические методы Общенаучные, применяемые во всех науках Всеобщий, философский метод. Общенаучный метод делится на на 3 группы. 1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент) 2. Методы, используемые в эмпирическом и теоретическом познании (обобщение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация) 3. Чисто теоретические методы (формализация, исторический и логический методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно - структурный метод, аксиоматический)} Методы теоретического уровня научного познания отличаются от методов эмпирического: Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств предмета познания с целью углубленного исследования одной из его сторон. Аналогия- умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Моделирование - метод, основанный на изучении не самого объекта , а его модели. Идеализация - метод использования идеальной модели. Научное познание начинается с постановки проблемы. Далее следует гипотеза. А затем теория. (статус гипотезы как достоверного знания. Проблема - «знание о незнании» о том , что еще не познано. Гипотеза - Научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своей целью решить проблему, носящее вероятностный характер. Теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых предположений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию. Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения.
Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях. Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию. Принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движ, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - раз-тие.( изменение не только кол-венное, но и кач-венное. 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, к-рое было бы абсол независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусл друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутр противор. Принципы метафизики: Движение идет по кругу. Все в мире изм циклич. Циклически происх изменения не изм качество. 2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними нах связь, то эта связь внешняя. 3. Движение, изменение происходит под возд извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы (метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)
1-ые философские знания и учения возникли 2.5 тыс лет назад в Индии, Китае, Древней Греции. В Индии основные философские положения содержались сначала в религиозном учении Брахманизме. Брахманизм был изложен в 4-х ведах. Под ведами поним сборники гимнов в честь богов. В середине 1 тыс до н.э. в Индии появились критические в отношении брахманизма учения адживика, джайнизм и буддизм. Вплоть до нового времени Индийская философия ориентировалась на авторитет вед и на неортодоксальные учения: Чарвака, Локаята, Адживика, Джайнизм. Становление древне-китайской философии шло примерно аналогичным путем. В Китае философские мысли соотносились с конфуцианской ортодокцией. В Индии не было приоритета какого либо философского направления, в Китае же со 2 века до н.э. и до нового времени ведущим учением было конфуцианство, ему противостояли Даосизм, Моризм, Легизм. Наиболее высокого раз-тия философская мысль достигла в Древней Греции. Основными центрами возникновения Древне- Греческого материализма в 6 веке до Н.Э. были города государства Милет и Эфес. Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом(космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. Общим для всех материалистов было то, что для объяснения природы они исходили из признания единого материального начала. Ранние древнегреч учения носили стихийно - диалектический и наивно -материалистический характер. Материальность мира и его материальное единство воспринимались древне-греческими философами, как нечто само - собой разумеющееся. Они пытались объяснить мир. Это были наивные попытки объяснить мир из самого мира. При этом древнегреческая философия была тесно связана с мифологией и религией. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика(Гераклит), которая учила, что все в мире течет и изменяется, и что невозможно войти дважды в одну и ту же реку. Гераклит развивал свое учение в борьбе с пифагорийцами, которые считали, что в основе лежит не материя , а числа, образующие космческий порядок. Познать мир, по их мнению, значит познать управляющие им числа. Традиции Милецких и Гераклита получили свое раз-тие в 5-ом веке до н.э. особенно в учении Демокрита, к-рый развивая идею Левкиппа разработал атомистическую теорию. По его мнению, мир имеет свое материальное первоначало. Сущ два вида материи: атомы и пустота. Атомы неизменны, неделимы, одинаковы и равноскоростны, кроме них еще реально существует пустота, в к-рых атомы движутся. Идеи Демокрита в дальнейшем были развиты Эпикуром и Лукрецием Каром. Родоначальником идеализма признается Платон, к-рый глубоко и существенно разработал теорию диалектики понятия. Именно Платон и его учитель Сократ основали учение объективного идеализма. Теория Платона - теория воспоминаний. Согласно Платону наши души живут в мире идей, существующем извечно. Покинув его, душа как бы забывает о нем, однако иногда душа бывает способна вспомнить то, что видела в мире идей. Античная философия достигла своего расцвета в учении Аристотеля. Его учение охватывало все знания, поэтому в своих философских учениях Аристотель колебался между материализмом и идеализмом.
1. Иммануил Кант. 2. Гегель 3. Феербах. Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка Диалектического метода. Родоначальник И. Кант Кант уделял много времени естествознанию и выдвиинул космогоническую гипотезу( о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности, к-рая развивалась и развивается согласно присущей ей закономерности. В этом смысле можно сказать , что Кант впервые дал глубокую критику метафизическому пониманию природы. В целом система Канта ориентируется на компромисс между материализмом и идеализмом. Кант признает объективную реальность, но считает, что «Вещи в себе» не зависят от познающего субъекта, и, более того, непознаваемы. Идеализм у Канта приобрел форму апприоризма (знания без ссылки на опыт) Кант считал основной задачей философии - критический анализ познавательной способности человека и установление границ познания. Источником знания, по Канту , являются независимые от опыта, предшествующие ему определенные формы чувственного и рассудочного. «Вещи», по К , находятся в «себе», они всегда в себе, ни одна вещь не может стать вещью для нас, т.е. быть познанной. Пространство и время не зависят от опыта и предшествуют ему. Рассудок, по К, для того, чтобы мыслящий обладал понятийно -логич категориями. Еще до того как человек столкнулся с понятием причинности это понятие уже было. Не понятия должны соответствовать объектам, а объекты понятиям. В разуме неизбежно возникают Антиномии - противоречия , с одинаковой степенью доказуемые и обьясняемые в мыслительном процессе. 1. Мир конечен(тезис) и бесконечен(антитезис) 2. Вещество бесконечно делимо и неделимо. 3. В мире царит свобода и нет свободы 4. Существует первопричина мира и не существует ее. По мнению Канта, такие антиномии присущи только человеческому разуму. Будучи уверенным в непознаваемости мира, Кант ошибочно полагал, что такие антиномии неразрешимы. Гегель: Считал, что некая духовная сила явл творцом действительности. Эту духовную силу Г называет абсолютной идеей или абсолютным духом. Она существует неизвестно где, до возникновения мира. При этом абсолютная идея обладает способностью развиваться. Движущей силой развития при этом Г называет стремление абсолютного духа познать себя. Путь раз-тия абсолютной идеи представляет собой замкнутый круг, возвращающий абсолютную идею самой себе. Гегелевская Философия сист состоит из 3-х частей: 1. логика 2. Философия природы 3. Философия духа. Каждая из этих частей как бы раскрывает ступени раз-тия духа. 1-ая часть рассм законы мышления, разума, но речь идет не об обыкновенном человеческом мышлении, а об объективном мышлении, т.е. о мышлении как деятельности существующей независимо от человека и от природы. В рамках 1-й части характеризуется 1 первая ступень раскрытия АИ. Гегель пользуется общими понятиями. « Понятийный круг развития АИ. Завершив круг АИ перевоплощается (Отчуждается). Содержание 2 части по сути есть превращение АИ в предметы и явления природы. По Гегелю предметы не имеют места в реальности, пока АИ в своем раз-тии не подошла к необходимости перевоплотиться в предметы. 3 часть представляет собой идеалистическую философию общественной жизни. АИ на этом этапе раз-тия сбросила природную оболочку и воплотилась в обществе. Мировой дух теперь как бы взбирается по ступенькам лестницы общественного раз-тия. По мнению Гегеля, воплощением самого духа является германское общество и Гегелевское учение. Таким образом, окончательно оформилось противоречие между методом и системой Гегеля. Принципы Гегеля носили диалектич характер, а выводы были материалистическими. Феербах. Развил учение антропологического материализма. Он был последним представителем НКФ. По его мнению, философия должна быть антропологической. Он считал, что вещи нужны как средства жизни, что они есть объекктивные как сама природа. Сознание и мышление являются продуктами человеческого МОЗГА который есть высший продукт материи. Он признает познаваемость мира, говорит, что вещи отражены в нашем сознании, что наши ощущения и представления - образы вещей. Однако материализм у него механический, метафизический( отбросил диалектику), непоследовательный.
Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие. Рассмотрение общества как системы означает 1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ. 2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему. Система - есть совокупность элементов, нах в отношениях и связях друг с другом, к-рая образует определенную целостность единства. Структура- совокупность устойчивых связей О, обеспечивающих его целостность. Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. А источники развития общества следует искать в противоречиях таких например, как противоречие производительных сил и производственных отношений, в противоречиях надстройки и базиса в общественно – экономических формациях. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность. Сферы жизни общества суть эконом, социальн, полит, духовная. Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, к-рые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.
|