Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение Канта об априорных принципах нравственного сознания

  • Категорический императив в этике Канта

  • Эстетика Канта

  • Учение Канта о государстве.

  • Система и метод в философии Г.В. Гегеля.

  • Человек

  • Смысл диалектики

  • Антропологическая философия Л. Фейербаха: критика религии, учение о человеке и обществе.

  • Единство материализма и диалектики в философии марксизма.

  • Ответы к билетам по философии 2011.doc. Ответы к билетам по философии 2011. Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение. Предмет и функции философии Понятие мировоззрение


    Скачать 188.84 Kb.
    НазваниеМировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение. Предмет и функции философии Понятие мировоззрение
    АнкорОтветы к билетам по философии 2011.doc.docx
    Дата26.03.2018
    Размер188.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы к билетам по философии 2011.docx
    ТипАнализ
    #17235
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Сущность практического разума. Практический разум у Канта регулирует сферу человеческой свободы. Он означает право на свободу выбора. Часто практический разум отождествляется с нравственностью. Говоря об отношениях чистого и практического разума, Кант отдает предпочтение последнему. Это означает, что в затруднительных ситуациях человек в первую очередь должен прислушиваться к голосу сердца, совести, даже если это идет вразрез с требованиями логики. Сердцевина теории практического разума - учение Канта об автономии человеческой воли. 

    Учение Канта об априорных принципах нравственного сознания Нравственное учение Канта основано на удалении из человеческой деятельности всех чувственных элементов с тем, чтобы получить чистую сущность нравственности. Эта сущность состоит в полной независимости человека от внешних детерминант его поведения, что означает автономию, то есть самодостаточность человеческой воли. Главное в нравственности - это идея долга, которая непосредственно дана нашему сознанию и неразложима далее: "Ты должен, потому что ты человек". Мораль Канта имеет формальный характер. Нравственность, изменяясь по содержанию, всегда имеет одну и ту же форму всеобщих и необходимых законов. 
    Категорический императив в этике Канта. Правила нравственной деятельности должны иметь, по Канту, характер категорического императива, то есть всеобщей, независимой от каких-либо внешних побуждений формы долженствования. Этот категорический императив представляет всего лишь модификацию известного "золотого правила". У Канта звучит так: "Действуй лишь по тому правилу, следуя которому ты можешь хотеть, чтобы оно стало всеобщим за коном". 
    Категорический императив имеет три формулы. Первая была приведена выше. 
    Вторая формула: "Действуй так, чтобы человеческое как в твоем лице, так и в лице всякого другого употреблялось тобой как цель, но не как средство. 
    Третья формула: "Действуй по той идее, что все правила в силу собственного законодательства должны согласовываться в единое царство целей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы". Высшее благо является главной моральной ценностью и согласно требованиям разума должно быть осуществлено. Для осуществления высшего блага необходимы три условия: свобода воли, бессмертие души, бытие Бога. 

    Эстетика Канта Эстетические идеи изложены Кантом в работе "Критика способности суждения". Человеческий дух имеет три способности: познание; желание; чувство удовольствия или неудовольствия. Эстетическая рефлексия основывается на третьей способности. 
    Эстетическое удовольствие характеризуется чистотой или незаинтересованностью, необходимостью и всеобщностью, формальностью. Объектом эстетики выступает не только прекрасное, но и возвышенное, отличающееся от прекрасного игнорированием формы и вниманием к безмерному и бесконечному; Целесообразность присутствует в произведениях художника, а также существует объективно, в природе. 
    Учение Канта о государстве. Кант был продолжателем линии Руссо во взглядах на общество. В соответствии с требованиями разума, он считал, что начала права должны распространяться на все человечество. Цель истории - "вечный мир". Для его достижения необходимо, чтобы, во - первых, гражданское устройство в каждом государстве было правомерным, во - вторых, международное право было основано на союзе свободных государств, в-третьих, взаимоотношение народов и государств определялись бы космополитическим правом.


    1. Система и метод в философии Г.В. Гегеля.

    Георг Фридрих Гегель (1770 - 1831 гг.)  создатель грандиозной системы Абсолютного идеализма.

    Основная заслуга Гегеля - им были выдвинуты и подробно разработаны:

    • теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея - Мировой дух);   

    • диалектика как всеобщий философский метод. В философии Гегеля диалектика является одновременно и системой, и методом

    • Построил свою фил-ю на критике Канта.

    • Противник и агностицизма и априоризма. Г утверждал, что есть абсолют истина, что она познаваема.

    • Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления.

    Система является идеалистической: мир представлен в развитии, но это развитие – развитие Абсолютной Идеи (Бога), а материальный (природный) мир есть лишь этап развития Абсолютной Идеи и не способен к саморазвитию. Сущее в своей основе есть, таким образом, мысль: все действительное разумно, а всё разумное – действительно. 
    Процесс развития обусловлен наличием внутренних противоречий. Он проходит три фазы движения: тезис, его противоположность – антитезис, в итоге происходит снятие противоположностей – синтез. Природа является антитезой бога, она есть внешнее, окаменевшее воплощение духа. Однако в природе постепенно, по мере перехода к более высоким её уровням, дух снова «просыпается», возвращается к самому себе. Этот «возврат» происходит в человеке. Через человека абсолютная идея постигает саму себя. Однако это возможно только на высшей стадии развития человека, а именно на стадии свободной, мыслящей личности, то есть когда человек становится философом. 
    Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
    Философия (наряду с искусством и религией) является формой абсолютного духа (высшей формой). Гегель выделяет также предшествующие абсолютному духу субъективный (индивидуальное развитие человека) и объективный дух (дух народа).
    Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

    Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
    • все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);
    • данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
    • единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
    Законы диалектики:

    1. Единства и борьбы противоположностей. Основной, т.к. он обнаруживает источник развития, им является борьба противоположных сторон моментов в любом объекте, явлении. Это взаимодействие и состав-т сущность любого изучаемого объекта, поэтому должно изучать формы этого взаимодействия.

    2. Взаимного перехода количеств и качеств изменений показывает механизм развития: в любом объекте происходит количественные изменения, и когда они превышают некую меру, то меняется качество данного предмета, те он становится чем-то иным

    3. Отрицания показывают направление любого развития и заключаются в том, что любая ступень является результатом отрицания предыдущего и в свою очередь отрицает последующее, но при это черты предыдущего в снятом виде содержащихся в последующем. То в развитии необходимо фиксировать не только инновации, но и преемственность

    Диалектика является у Гегеля одновременно и методом мышления. Диалектический метод предполагает отказ от абсолютного противопоставления понятий, рассмотрение истины как процесса. Постижение истины – длительный процесс, предполагающий развитие субъекта познания: истина в минимальной степени доступна ребенку, в большей степени – взрослому, в максимальной степени – философу. В принципе, диалектический метод допускает бесконечность познания. Однако идеалистическая система  Г. Гегеля является  замкнутой. Это противоречие между системой и методом в гегелевской философии осталось непреодолённым.
    Философия Востока характеризуется как религиозная, мистичная, интуитивная, нацеленная на эстетико-этическую просвещенность. К.Г.Юнг к числу важнейших особенностей восточного типа мышления причислял созерцательность, интровертированность (направлять на внутренний мир) ориентация на интуицию, а не логику, традиционализм, коллективизм.
    Философия Запада - как рациональная, научная, натуралистичная, ориентированная на прогресс и активную преобразующую деятельность.

    1. Антропологическая философия Л. Фейербаха: критика религии, учение о человеке и обществе.

    Людвиг Андреас (1804 - 1872) – нем. философ, младогегельянец, считал философию наукой о естественно понятой действительности в ее истине и универсальности. Истина, действительность, чувственность, по Фейербаху, тождественны. Путь к истине – это не материализм и не (теоретический) идеализм, не физиология и не психология; физическое и психическое образуют в человеке динамическую целостность, которая может быть разложена только в абстракции. Антропология есть также теология как продукт человеческого духа. Бог есть не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального, т.е. действительного, телесного человека, и опредмеченная, т.е. созерцается и почитается как некая другая, отличная от него, самостоятельная сущность. Человек есть «истинный ens realissimum» (реальнейшее сущее, Бог). Сущность человека – разум, воля и сердце. Старый непреодолимый разлад между посюсторонностью и потусторонностью должен быть снят, чтобы человечество всей душой, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и своем настоящем. Если мы больше не будем верить в лучшую, потустороннюю жизнь, а будем стремиться к лучшей посюсторонней жизни, но не поодиночке, а объединенными силами, то мы создадим такую жизнь. При этом мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную истинную религию, на место веры в Бога – веру человека в самого себя. Осн. произв.: «Das Wesen des Christentums», 1841 (рус. пер. «Сущность христианства», 1955); «Das Wesen der Religion», 1851 (рус. пер. «Сущность религии», 1955); «Teogonie», 1857; «Die Unsterblichkeitsfrage», 1846 (рус. пер. «Вопросы о бессмертии души», 1955); «Избр. философские произв.», т. 1-2. М., 1955.


    1. Единство материализма и диалектики в философии марксизма.

    Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Познание - центральный процесс в диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса. 


    Основные этапы становления и развития марксистской философии 

    Основные философские идеи марксизма 
    * Идея практики; 
    * Идеи и принципы материалистической диалектики; 
    * Диалектико-материалистическое понимание истории; 
    * Концепция отчуждения. 

    Наиболее значимые философские труды классиков марксизма 
    Работы К.Маркса: "К критике гегелевской философии права". 1843); "Экономическо - философские рукописи 1844 года"; "Тезисы о Фейербахе" (1845), "Нищета философии" (1847); "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852); "Капитал" (1857-70). 
    Работы Ф.Энгельса: "Наброски к критике политической экономии"(1844); "Анти-Дюринг"(1878), "Диалектика природы" (1873-76); "Происхождение семьи, частной собственности и государства"(1884); "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии"(1886), "Письма об историческом материализме"(1890-94); 
    Совместные работы К.Маркса и Ф.Энгельса: "Святое семейство"(1845); "Немецкая идеология" (1846); "Манифест Коммунистической партии" (1848). 

    Краткое изложение основных положений философии марксизма 

    Идея практики 

    Переработка Марксом и Энгельсом идеалистической диалектики Гегеля и основных положений материализма того времени осуществлялась не через механическое их соединение, а сквозь призму принципа человеческой деятельности. Это проблема конкретизации сущности человека: или он просто живет в мире, созерцая его, или же изменяет действительность, делает её пригодной для себя. Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека. Синонимом труда, категорией, конкретизирующей понятие труда, у Маркса и Энгельса выступает практика. Под ней они понимали чувственно-предметную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную на освоение и преобразование условий его существования и параллельно с этим - на совершенствование самого человека. 
    Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер, служит основой общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития. 
    Практика исторична, её способы и формы изменяются во времени, становятся все более утонченными, способствуют проявлению самых различных сторон человеческой сущности, позволяют открыть в окружающем мире все новые стороны. 
    Практика - это предметная деятельность, имеющая следующую структуру: потребность - цель - мотив - собственно целесообразная деятельность - средства - результат. 
    Хотя практика и противоположна теории, между ними существует тесная взаимосвязь по следующим пунктам: 
    * Практика является источником теории, выступает в роли "заказчика" тех или иных разработок. Вещи, не имеющие практического значения, разрабатываются крайне редко. 
    * Практика является критерием истинности теории. 
    * Практика - цель любой теории. 
    * Практика как целостный процесс описывается с помощью категорий опредмечивания и распредмечивания. 

    Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему этот предмет становится человеческим предметом. Деятельность опредмечивается не только во внешнем мире, но и в качествах самого человека. 
    Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность, логика предмета становятся достоянием человека. Человек присваивает формы и содержание предшествующей культуры. 
    Диалектика опредмечивания и распредмечивания в философии марксизма наглядно демонстрирует структуру практики, показывает механизмы преемственности в развитии культуры. 

    Материалистическая диалектика 

    Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков марксизма в двух основных значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика". 
    Объективная диалектика - это сама жизнь, которая представляет собой целостную систему, существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам. 
    Субъективная диалектика - это воспроизведение объективной диалектики в различных формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения "субъективная диалектика" используется понятие "диалектического метода". 
    Разработка материалистической диалектики как теории и метода осуществлялась Марксом и Энгельсом в следующих работах: "Немецкая идеология", "Святое семейство", "Капитал", "Тезисы о Фейербахе", "Диалектика природы", "Анти-Дюринг". 

    Марксистская диалектика включает в себя: 

    * Представление о мире как целостной системе. 
    * Учение о связях и отношениях между частями мира как целого. 
    * Проблему развития мира в целом и его частей. 
    * Специальный познавательный аппарат, с помощью которого происходит познание мира. Он состоит из категорий и принципов, образующие в совокупности диалектический метод познания. 

    Главное в диалектике - понимание мира как органической системы. Это означает, что он состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов. И, - что самое главное, - он содержит причину своего развития в самом себе. Диалектика имеет место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким образом, диалектика выступает в качестве учения о мире как целостной системе, главным законом которой является закон противоречивой, необходимой связи её элементов. 
    Под "связью" в диалектике понимается такое отношение между вещами или процессами, когда изменение свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение свойств или состояния в других. 
    Понятие развития - центральное в диалектике. Оно рассматривается как саморазвитие. Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов: 

    * Закона единства и борьбы противоположностей. 
    * Закона взаимного перехода количественных и качественных изменений. 
    * Закона отрицания отрицания. 

    Основные методологические принципы марксистской диалектики 

    * Принцип системности. 
    * Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. 
    * Принцип единства исторического и логического. 

    Материалистическое понимание истории 

    Диалектико-материалистическое понимание истории можно представить через такие основополагающие его тезисы: 
    * Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей. 
    * Общество исторично, оно развивается во времени. Движет обществом не законодательная, политическая или идеологическая работа, а деятельность людей по производству необходимых для себя благ. 
    * В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п. 

    Способы материального производства, характерные для различных времен и народов, не произвольны, а типичны и могут быть объединены в конечное число способов, исторически сменяющих друг друга. Основание для такого заключения Маркс приобрел через внимательное изучение мировой истории, реконструкцию существующего исторического материала в интересующей его перспективе. 
    Всего типов способа производства Маркс и Энгельс насчитали пять: 
    * Первобытнообщинный. 
    * Рабовладельческий. 
    * Феодальный. 
    * Капиталистический. 
    * Коммунистический. 

    Развитие материального производства, переход от одного его способа к другому осуществляется за счет противоречия между основными составляющими внутри материального производства: производительными силами и производственными отношениями. 
    Вокруг способа материального производства складывается целая система отношений, которую Маркс и Энгельс назвали "общественно-экономической формацией". Этих формаций столько же, сколько и способов материального производства. Любая формация имеет два уровня: базис - то есть, первичные и определяющие отношения и надстройку - вторичные, зависимые структуры общества. Базис охватывает производственные отношения, а надстройка - это система идеологических институтов и отношений. 
    Человеческая история, как следует из вышесказанного, это не чехарда спонтанно возникающих и исчезающих народов, событий, героев, а совокупность общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга в результате качественных изменений в способе материального производства. 
    Несмотря на объективный характер человеческой истории, она является все же человеческой историей, и поэтому сами люди активно ее делают. Это относится и к так называемым "великим личностям", и к деятельности субъектов истории: классов и социальных слоев. Поэтому положение о классовой борьбе как движущей силе истории также входит в материалистическое понимание истории. 
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта