Взаимодействие юридических наук с другими общественными, гуманитарными и естественными науками. Философия. Мировоззрение, его сущность и структура
Скачать 46.87 Kb.
|
Тема: «Мировоззрение, его сущность и структура» Мировоззрение - это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру. Мировоззрение призвано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Оно представляет собой обобщенную модель человеческого мира, в которой отражены результаты духовно – практического освоения мира. Мировоззрение выступает как духовно-практическое явление, как концепция жизни и представляет собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок. Отношение человека к миру многообразно и зависит от многих исторических и социальных факторов. Это обусловливает многоаспектность и сложенную структуру мировоззрения. Важнейшими элементами структуры мировоззрения являются: - мироощущение, проявляющееся в настроениях, чувствах и действиях человека, характеризуется непосредственностью; - мировосприятие, определяемое воспитанием, образованием и социальным статусом личности; - миропредставление, может иметь различные уровни и определяться характером и видом деятельности субъекта. У ученого физика оно может быть иным, чем у философа, у экономиста оно может не совпадать с миропониманием крестьянина и т.д.; - миропонимание, может быть научным или антинаучным, религиозным, прогрессивным или реакционным, материалистическим или идеалистическим. В различные исторические эпохи оно отражает состояние общественного сознания и уровень развития науки и образования; - мироотношение, определяется существующим социальным строем, потребностями общества, а в нашу эпоху – состоянием международных отношений и сознанием мирового сообщества. Значимость и роль мировоззрения в духовной жизни общества и личности определяется его функциями: 1) синтезируя знания о мире в целом, мировоззрение позволяет нам освоиться в мире, активно действовать в нем и чувствовать себя комфортно; 2) формируя идеалы и жизненные цели, мировоззрение показывает нам то, каким должен быть наш мир, что в нем должно быть и чего не должно быть. Это помогает найти ответы на смысложизненные вопросы и определять ценностные ориентиры; 3) мировоззрение является основой мотивов человеческой деятельности и поведения человека в обществе; 4) формирование мировоззрения – важнейшая основа воспитания личности. К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское. Мифология ( греч. mythos - слово, сказание, предание; logos – учение, понятие) - тип мировоззрения, в котором различные представления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоции. Религия( лат. religio – благочестие, святыня) - это тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им. Мировоззрение – это система обобщенных и отраженных в человеческом сознании взглядов на мир, на осознание им отношений, которые складываются между людьми, между человеком и миром, а также возникающие на этой основе настроения, чувства, переживания, взгляды, убеждения и идеалы, определяющие его жизненную позицию, поступки, поведение. Структура мировоззрения • Эмоциональная составляющая – мироощущение, мировосприятие. • Интеллектуальная составляющая – миропонимание. Тема: «Исторические типы мировоззрения, их характеристика» Традиционно выделяют пять основных форм мировоззрения, имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, научное или натуралистское, и философское. Они могут сочетаться в самых разных вариантах в сознании конкретного человека. Мифологическое мировоззрение Самая ранняя попытка осмысления мира, происходящих в природе и мире событий и явлений. Мифы вобрали в себя повседневно-практические знания, наивные фантастические верования. Достаточно вспомнить любой миф и убедиться в этом, а также в том, что с помощью мифов, легенд и сказаний люди пытались объяснить необъяснимое. Мифы были основным способом понимания мира. Религиозное мировоззрение До сих пор существует мнение, особенно распространенное в 30-50 годах ХХ столетия, будто вера (религия) противоположна знанию. Однако это ошибочное мнение. Религия есть вид знания. Слово религия в переводе с латинского языка (religare) - означает связь, соединение. Ортодоксальное религиозное мировоззрение характеризуют следующие особенности: 1) вера; 2) убеждение в возможности сверхъестественных, вне причинных и необъяснимых явлений - того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания; 3) наличие жестко установленных обрядов, ритуалов и культа; 4) наличие <Священного Писания> и последующих теологических догматов, которые воспринимаются в качестве Божественного Откровения. Причины возникновения мифологического и религиозного мировоззрения • зависимость и страх перед неосвоенными, непокоренными силами природы и общественного развития • низкий уровень освоения человеком действительности, • недостаточное развитие познавательного аппарата Историческое мировоззрение Еще начиная с античности, философия несёт в себе художественное наследие мифа и античной литературы. Фундаментальные философские идеи, зачастую, и впоследствии высказываются в художественно-символической форме (изобразительной, словесной и даже в музыкальной). Многие великие деятели литературы и искусства являются одновременно не менее великими философами-мыслителями. Научное мировоззрение Наука - сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и явлений природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей развития. Наука - одна из форм общественного сознания. Буквально слово наука означает знание. Однако наука представляет собой не просто совокупность знаний, а знаний приведенных в систему, в которой раскрывается закономерная связь и взаимообусловленность определенных фактов и законов. Наука идет от простого собирания фактов через их изучение и раскрытие отдельных закономерностей к связной, логически стройной научной теории; она объясняет старые, уже известные факты и предсказывает новые. Причем, научной теорией знание становится в результате проверки достоверности этого знания на практике. Философское мировоззрение • Унаследовало от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, его строении, о происхождении человека, его место в мире и т.п. однако, решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной оценки Философское мировоззрение унаследовало весь объем позитивных знаний, накопленных человечеством. Типы мировоззрения: · мифологическое - основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. (страх человека перед неизвестным и непонятным. Пример: Медведь издавна считался символом - «духом тайги».) · религиозное - основано на вере в сверхъестественные силы. (люди которые верят в свою веру, согласно концепции веры, которую исповедует человек – «правильные» в ее понимании поступки и помыслы) · философское - Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. ( Философ может быть глубоко верующим человеком и писать о Боге. Но при этом Бог в рамках его философии остается теоретической конструкцией, никогда, не совпадающей с Богом конкретной религии · Обыденное мировоззрение - опирается на здравый смысл и житейский опыт. · Научное мировоззрение - основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. · Гуманистическое мировоззрение - основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Тема: «Предмет и методы философии» Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат. Однако философия не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Можно выделить следующие особенности философского знания: 1. это знание имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.); 2. носит предельно общий теоретический характер; 3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; 4. во многом субъективно, т.е. несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; 5. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; 6. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); 7. опирается на категории – предельно общие понятия; 8. неисчерпаемо по своей сути; 9. ограничено познавательными способностями человека (т.е. познающего субъекта); 10. имеет неразрешимые, «извечные» проблемы, такие, например, как происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир и другие. Философия имеет свой предмет и методы, т.е. пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: 1. онтология (учение о бытии); 2. гносеология (учение о познании); 3. человек; 4. общество. В рамках данных четырех основных разделов можно выделить множество изучаемых философией частных вопросов. Такими, например, являются: сущность бытия, материя (субстанция) и ее формы, сознание, его происхождение и природа, бессознательное, человек, его сущность и существование, душа, духовный мир человека, общество, природа, духовная сфера жизни общества, особенности познания, философские категории, диалектика и ее законы, экология, проблемы выживания и многие другие вопросы. Основными методами философии являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. 1. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. 2. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности, игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития). 3. Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм, т.е. как раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. 4. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, в результате которого достигаются кажущиеся достоверными выводы. 5. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. 6. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Направлениями в философии являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм. 1. При материалистическом методе (и направлении) действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – как проявление материи. 2. Суть идеалистического направления (и метода) – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, как ее воплощение. 3. Эмпиризм – это метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания. 4. Рационализм – философский метод и направление, при котором истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума). Тема: «Основной вопрос философии. Онтологическая сторона основного вопроса философии. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.» Проблема основного вопроса философии является основной для понимания специфики философского знания. И в данной статье мы кратко рассмотрим суть основного вопроса философии и две его стороны. Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть». Основной вопрос философии не совпадает всецело с ее предметом. Предмет философии представляет собой исследование принципов взаимоотношения и взаимодействия человека и мира в их всеобщих характеристиках, в то время, как основной вопрос определяет, какой стороной это всеобщее «повернуто» к человеку. Онтологическая сторона основного вопроса философии Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет? В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм. Материализм Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии. Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение. Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального. В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды: Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др. Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др. Диалектический материализм (марксизм) – единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, происходящем по законам диалектики. В процессе самодвижения материя приобретает новые формы и проходит различные этапы развития. Идеальное признается особой реальностью, которая существует относительно автономно. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог представляет собой идеальный образ, который был создан человеком для объяснения неизведанных и непонятных явлений. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс. Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер. Идеализм Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии. Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы). Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично. Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный). Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт. Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем. Гносеологическая сторона основного вопроса философии Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220). Данный вопрос допускает два ответа: — «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм илигностицизм от греческого gnoseo — знаю; — «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант. Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений. |