Взаимодействие юридических наук с другими общественными, гуманитарными и естественными науками. Философия. Мировоззрение, его сущность и структура
Скачать 46.87 Kb.
|
ТЕМА: «Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.» 1. Средневековой теологической философией называется философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии. Достигла высшего расцвета в V – XIII вв. в период между распадом Западной Римской империи в 476 г. и началом эпохи Возрождения. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Августин Блаженный (354 – 430 гг.) и Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). 2. Основные черты средневековой теологической философии: – теоцентризм, согласно которому, главной причиной всего сущего и основным предметом философских исследований являлся Бог; – господство библейских догматов о творении всего Богом и откровении Бога о Самом Себе; – человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога. Тем самым подчеркивалась божественная сущность человека; – провозглашался принцип свободы воли человека, но в рамках божественного предопределения; – выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых, как души, так и тела в будущем, но при богоугодном поведении; – выдвигался догмат о спасении человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества; – мир считался познаваемым через познание Бога, Это познание может быть осуществлено через веру в Бога. Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, оторванностью от реального мира, воинственностью, и догматизмом. 3. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения: – Бог сотворил окружающий мир из ничего; – природа не может творить сама себя; – Бог вечен, постоянен и Он везде; – поскольку мир и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен. Согласно догмату откровения: – мир можно познать, только познав Бога; – Бог недоступен для познания; – несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя, дав информацию о Себе через откровение, т.е. Библию; – Бога можно познать лишь через веру. 4. Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Она также решается исходя из идеи творения: – окружающий мир сотворен Богом; – Бог является носителем добра и справедливости, а, следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; – зло в мир приносит сатана – падший ангел, восставший против Бога; – в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом. В отношении проблемы добра и зла теологическая философия средневековья носит оптимистический характер. 5. Средневековая теологическая философия в, в отличие от античной, не противопоставляет материю и идею, материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы, например, Аристотель считали единой сущностью – бытием, теологическая философия разделяет на: – бытие – экзистенцию, которая показывает, есть ли вещь вообще, то есть существует или не существует; – сущность – эссенцию. Эссенция характеризует вещь, отвечая на следующие вопросы: а) Что такое вещь? б) Какая вещь? в) Для чего она существует? Только в Боге сущность и существование совпадают. 6. Господствующим методом средневековой теологической философии являлась схоластика: – оторванность от реальной действительности; – замкнутость и консерватизм; – крайний догматизм; полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям; – схематичность и назидательность. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа) т.к. данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Цель данной дисциплины – философски обосновать религиозное догматы Церкви. За что и получила прозвище «Философия – служанка богословия». 7. Значение средневековой теологической философии: – стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени; – сохранила и развила античные философские идеи в христианском учении; – способствовала расчленению философии на новые сферы. Кроме онтологии – учения о бытие, выделилась гносеология – учение о познании; – способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; – положила начало эмпирическому и рационалистическому направлений философии; – выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. ТЕМА : «. Философия Средневековья: патристика (направления, представители, основные вопросы), схоластика. Значение средневековой теологической философии.» Основными направлениями философии Средних веков в Европе были патристика и схоластика. Зарождение средневековой философии происходит ещё в период эллинизма. Стоит отметить, что на протяжении некоторого времени античность сосуществовала наряду со средневековьем, это позволило достаточно причудливо создавать свои учения философам-современникам. Патристика и схоластика Патристика – это учение "Отцов церкви", христианское богословие II–VIII вв. Это период, в котором одновременно существовали несколько течений, здесь и неоплатонизм, и стоицизм, и пифагореизм, и христианство, а также были популярными различные секты, которые смогли в будущем стать фундаментом для идей более поздней философии. Однако стоит отметить, что первые века распространения христианства отмечены утратой наследия античности. И вплоть до XII в. Европа не знала об античности совершенно ничего. Новое открытие учений Аристотеля и Платона произошло в Аравии и Передней Азии, этим занимались средневековые исламские философы. Таким образом, начиная с Аравии, древнегреческая философия смогла проникнуть и на территорию Европы. Среди наиболее заметных представителей патристики Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий, Августин. Их называли Отцами церкви, а они, в свою очередь, выступали за религиозные догматы, которые были направлены против язычества, тем самым утверждая, античная мудрость несовместима с христианской верой. К ключевым темам патристики Средневековья относятся проблемы сущности и бытия Бога, происхождение зла, теодицея или оправдание Бога, который сотворил мир, полный несовершенств и допустил в нём наличие зла. Кроме того, поднимались проблемы свободы воли человека и возможности спасения человеческой души. Наиболее известным философом этого времени был Августин. Его учение оказало серьёзное воздействие на формирование схоластики. Августин стоял у истоков средневекового рационализма, именно он предложил тезис: "Верую, чтобы понимать". Обозначает это, что вера определяет начало рассуждения, но потом разум не ограничивается ничем и опирается в дальнейшем только на собственные основы, которые не обращаются к вере. Схоластика – европейская философия IX–XV вв., представляющая собой школьную философию, мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Изначально схоластика не была окрашена в негативном смысле, и только критики эпохи Возрождения окрестили её в пустословие, пустое мудрствование, которое оторвано от жизни и в силу этого не имеет никакого смысла. Схоластика делится на несколько этапов: Ранняя (IX–XI вв.). Представители – Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский. Зрелая или классическая (XII–XIII вв.). Представители – Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др. Поздняя (XIII–XIV вв.). Представители – Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др. Рассуждения приверженцев схоластики направлены на соотношение веры и разума, единого и общего. Кроме того, много внимания они уделяют вопросам бытия Бога, свободе и воли, а также спасению души. Неизменно лишь одно, Бог становится ключевой темой всех рассуждений. В силу того, что основной акцент делается в Средневековой философии именно на Бога, её принято называть теоцентричной Философы без доли сомнения верят в религиозные постулаты о том, что всё вокруг сотворено Богом из ничего. По их мнению, именно Бог определяет судьбу мира и каждого человека. Более того, они безоговорочно верят в то, что финалом человеческой истории станет конец света. Главная философская дискуссия Средневековья – диспут об универсалиях. Универсалии – это общие понятия, в которых ставился вопрос: они универсальны или реальны, иными словами, существуют ли они отдельно от предметов и вещей, или это названия вещей? Исходя из того, как философы отвечали на поставленный вопрос, они относились либо к реалистам, либо к номиналистам. Те, кто придерживался номинальной точки зрения, утверждали, что универсалии – просто слова, они не могут существовать отдельно от вещей. По их мнению, объективно существуют только конкретные вещи, обладающие конкретными свойствами. Яркими представителями номинализма были Росцелин и У. Оккам. Сторонники реализма придерживались мнения о том, что универсалии существуют объективно и являются предшественниками вещей. Среди раелистов был замечен И. С. Эриуген, А. Кентерберийский, Фома Аквинский. Проблема обоснования бытия Бога Среди тем, которые интересовали философов в Средние века, была и проблема обоснования бытия Бога. Августин стал первым, кто заговорил об онтологическом доказательстве Бога. Суть этого доказательства в том, что у всех людей существует понятие о Боге как о чём-то максимально совершенном, однако это понятие не могло возникнуть без реального существования такого совершенного существа. Исходя из этих суждений, Бог существует. В XI в. Ансельм Кентерберийский воспользовался онтологическим доказательством бытия Бога Августина и стал его развивать. Его доказательство заключалось в том, что даже безумный человек согласится, что в его разуме существует некий образ, выше которого нельзя себе ничего представить. Эти рассуждения стали отправной точкой софизма. Если бы это высшее существо находилось только в уме, то можно было бы предположить, что оно есть и в реальности. Но такое бытие в реальности было бы еще большим, чем существующее только в мысли. Но в мысли есть наивысшее существо, выше которого ничего невозможно. Исходя из этих суждений, отправное положение, что Бог существует только в уме, было ошибочным. В силу этого нельзя сомневаться в существовании бытия, выше которого ничего нельзя представить. Чуть позднее, в XIII в., данное мнение оспорил Фома Аквинский. Он не принимал онтологическое доказательство бытия Бога, утверждая, что понятия совершенства или блага, выше которых ничего нет, не могут быть вообразимы в силу того, что его можно только представить в воображении, но не в действительности. Философия Фомы Аквинского была признана католической церковью. Даже несмотря на то, что в целом его философия представляла собой вариацию средневекового рационализма. В период поздней схоластики вопрос о соотношении веры и разума приобретает новое значение. Важность этой проблемы, говорит о том, что философы, как люди с нестандартным мышлением видели смысл в отделении религии и теологии от философии. В позднем Средневековье зарождается теория двойственной истины, согласно которой истина веры и истина разума могут существовать независимо друг от друга. Концепция двойственной истины становится началом для совершенно нового этапа развития философской мысли, где происходит освобождение философии от религии. Таким периодом стала эпоха Ренессанса. |