Мировоззрение, его сущность, структура, основные типы. Философия как особый тип мировоззрения
Скачать 338.5 Kb.
|
Сущность сознания. Его общественно - историческая природа. Сознание и язык Для возникновения сознания необходимы были как биологические так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека. Только социальные условия могли сыграть решающую роль в эволюции обезьяны в человека. Это: Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине, в голове формируется план действий. Биологическая форма человека и найденный способ взаимодействия со средой – друг на друга оказывая взаимное влияние. Т.о. сознание – историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями. Ленин: Сознание - субъективный образ объективного мира Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь, законы мышления едины для всех, а язык национален. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания. Осуществляя речевую деятельность человек мыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Таким образом, речь, как и орудия труда, это важнейший фактор формирования сознания, человека и его мира. А Язык - есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека. Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии, но исследователи уже разошлись во мнениях по поводу его сущности. Первая позиция, сформулированная еще Гегелем, заключается в понимании языка как объективированного мышления. Вторая позиция, выдвинутая Марксом, а позднее подтвержденная практическими достижениями лингвистики, лингвистического анализа, заключается в нижеследующем: “...язык, - пишет Маркс, - практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...” Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность. К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию. Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания: Познавательная Прогноза, предвидения, целепологания Доказательства истинности знания Ценностная Коммуникативная Регулятивная Сознание: 1. Обобщенное видение действительности 2. Связано с гносеологией 3. Опосредованное отражение действительности через речь 4. Способность к абстрактному мышлению 5. Оценочно-избирательное отражение действительности 6. Способность к самосознанию Т.о. сознание - высшая, содейственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении мира в субъективных образах и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само контролировании поведения человека; это способ существования идеального. 1. Сознание - Специфический способ ориентации человека в окружающем мире, продукт общественного развития. 2. Сознание - результат развития материи, является атрибутом социальной формы материи – человека. 3. Сознание - субъективный образ объективного мира 4. Сознание - продукт и творец культуры, имеет структуру и функции. Проблемы познания в философии. Соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического уровней в научном познании Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" – знание и "logos" – учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Познание - высшая форма отражения объективной действительности. Марксистско- ленинская философия исходит из признания единства отражения, предметно- практической деятельности и коммуникации, из понимания познания как социально- опосредованной, исторически развивающейся деятельности отражения. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир? Три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. 3 формы агностицизма: 1. Античный скептицизм (Пиррон) “Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться ”. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Человек, движимый стремлением к знанию, говорит: “Я не знаю, что это такое, но надеюсь узнать”. Агностик же утверждает: “Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю ”. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это – путь к истине. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Сама сущность постоянно изменчива. Древнегреческий философ Протагор, например, сомневался в существовании богов: «О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию,- и вопрос темен и людская жизнь коротка». 2. Агностицизм Канта (кантианство) Кант "Критика чистого ума". Человеческое познание как любой процесс, который исторически развивается, на каждом конкретном этапе своего развития имеет ограниченный, относительный характер. Агностицизм абсолютизирует эту относительность, утверждая, что человеческое познание в принципе не способно проникнуть в сущность явлений. Все знание сводится им или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности разума (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувств (Мюллер), к символам, иероглифам (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание - не дает отображения сущности действительности. Кант: 1 ступень познания: чувственная 2 ступень: рассудок 3 ступень: разумное познание (ум отрывается от практики) В зависимости от познаваемости той или иной вещи Кант говорил, что есть «вещь для нас»- познаваемая, «вещь в себе»- непознаваемая. Космологическая идея (конечен ли космос), теологическая (есть ли Бог), психологическая (душа смертна или нет). И. Кант писал: "Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта... ". 3. Юмизм (Д. Юм) Субъективный идеалист обратил внимание на причинность явлений: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений. Он утверждал: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств». Противоположностью таким позициям выступает гносеологический оптимизм. Он имеет много ярких представителей: Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Ф. Бэкон, Н. Кузанский, Р. Декарт, Шеллинг, Гегель, К. Маркс и другие. Принципиальную возможность познания признают не только материалисты, а и большинство идеалистов. Согласно материалистической гносеологии источником познания является объективная реальность. Познание этой реальности - это процесс творческого отображения ее в сознании человека. Знание по своей природе - это результат отображения, субъективный образ объективного мира. Теория познания диалектического материализма. Утверждается, что нет вещей непознаваемых, есть вещи непознанные. Мы можем познать лишь главные связи, выражающие сущность изучаемого явления. Процесс познания, по Ленину, проходит 3 ступени: «… от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него- к практике. Таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Под живым созерцанием имеются в виду ощущения. Т.о. теория познания диалектического материализма базируется на сенсуализме (основа познания - данные органов чувств). Дальнейшее развитие материалистической теории познания: 1. Распространение диалектики на объяснение познавательных процессов, создание диалектики как науки об общих законах развития природы, общества, мышления и познания; 2. Введение принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносеологических проблем и их решения; 3. То, что человек может познать и что он познает, определяется уровнем общественно-исторического развития человечества, всемирно-историческим развитием общей системы знаний, закрепленных в предметах материальной и духовной культуры, в категориальном строении мышления, в его структуре, в языке. В качестве особого направления выделяется гносеологический иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. Субъект и объект познания Провозглашалась объективность знания, независимость истины от субъекта. Субъект - источник познавательной активности. Под субъектом понимают не только индивида, но и микрогруппу, социальную группу, класс, общество. Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Л. Фейербах отмечал для себя: «Я - субъект, а для других - объект. Иначе говоря, Я являюсь и субъектом и объектом в разных случаях». Предмет познания - те свойства, закономерности, которые изучаются в объекте познания. Результатом научной деятельности являются научные факты, гипотезы, теории. Чувственное и рациональное познание Субъект как индивид обладает способностью познавать через органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению. Органы чувств у человека внешние (зрение, слух, осязание) и внутренние (например, ощущение боли). Существует 3 формы чувственного познания: 1. Ощущение - отражение отдельных свойств, отдельных признаков материальных предметов и процессов. 2. Восприятие – чувственно - конкретный целостный образ предмета. 3. Представление – чувственно - конкретный целостный образ предмета, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств. В представлении задействована память, воображение. Рациональная ступень познания (логическая) выделяет следующие формы: 1. Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие признаки определенного класса предмета. 2. Суждение – это форма мышления, посредством которой выражаются связи и отношения между предметами. 3. Умозаключение - форма мышления, посредством которой осуществляется логическое действие, направленное на получение одного или нескольких суждений, содержащих новое знание. Сенсуализм и рационализм Сенсуализм: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует ее в ущерб рассудку и разуму. Представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Ламетри, Кондильяк, Фейербах. Джон Локк: источником знания является чувство. Внешние предметы вызывают в нас простые идеи (чувства)-> понятия (истинные, ложные, фантастические…). Чувства - единственный канал, посредством которого человек связан с материальной действительностью. Рационализм: Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель. Разум - основа поведения и познания людей, тотальное недоверие к чувствам как к объективному источнику знания. 1. Дуалистический рационализм: Рене Декарт. Призывал не верить чувствам, книгам, авторитетам. Можно доверять тому, что имеет под собой основу. Принцип сомнения. «Я мыслю, следовательно, я существую». Учение о методе: каждая сложная проблема - совокупность простых, в процессе рассуждения надо идти от простого к сложному, нужно систематизировать знания. 2. Материалистический рационализм: Спиноза. Считал единственной субстанцией природу. Модусы - предметы из субстанции. «Свобода - познанная необходимость». Процесс познания – чувственное -> логическое -> интуитивное. 3. Идеалистический рационализм: Лейбниц. «Монадология»- много субстанций. Монады - духовны. Иерархия монад: темные, тупые -> смутные, души -> духи (ангелы и человек) -> абсолютные монады (Бог). В реальном познании, как это утверждали диалектики (Герцен, Гегель, Энгельс) взаимосвязаны и выступают как единое целое чувственное и рациональное. В одних ситуациях преобладает чувственное, а в других- рациональное начало. Плюсы чувственного познания: контакт с предметом, достоверность. Минусы: чувственный образ нерасчлененный, не всегда дает истинную информацию. Эмпирический и теоретический уровни знания В истории философии была предпринята попытка отделить теоретический от эмпирического уровня. Ф. Бэкон: Наука важнее, ценнее, чем политика. Ученый приносит пользу всему человечеству, его задача - познавать природу, а не Бога. Идолы мешают познанию: 1 рода - заблуждения, присущие всем людям из-за несовершенства наших органов чувств. 2 идолы пещеры - субъективные ошибки, субъективный взгляд на мир (зависит от характера, страны, личных качеств). 3 идолы рынка - строгое использование понятий у науки. 4 идолы театра (появляются новые теории, их считают непреложными, а затем интерес к ним угасает. Не стоит верить в авторитеты). Пути познания по Бэкону («Новый органон»): 1. Путь муравья - создание новых фактов 2. Путь паука - факты превращаются в теорию 3. Путь пчелы - и собирает, и перерабатывает материал Индукция- от фактов к теории. Теоретизм - теория главней, чем факты. Различия Э. и Т. Уровней познания: 1. По объекту отражения (на Э. - отражаются внешние стороны явления, на Т.- внутренние, сущность явления). 2. Способ получения знания (Э. - путем созерцания, Т.- путем логической обработки чувственного опыта). 3. Форма выражения полученного знания (Э. - в форме отдельных суждений, Т. - в форме научных абстракций, формул) 4. Практическая ценность (Э. - знания ограничены) Билет 7. Учения об истине. Роль практики в процессе познания Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания. Классическое определение истины дал Аристотель (материалист), определив истину как соответствие наших знаний действительности. Объективные идеалисты считали истину - знание о духовном первоначале. Субъективный идеализм- 1. истина- мнение большинства 2.интуитивизм- знание вытекает из интуиции (пример про аистов) 3.конвенционализм- истина, договор между учеными 4.прагматизм- истина то, что полезно.Истина - это адекватное отображение объекта субъектом, которое воссоздает объект таким, которым он существует независимо от сознания субъекта познания. Современная материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: "объективная истина", "абсолютная истина", "относительная истина", "конкретность истины", "заблуждения". Абсолютная истина - это такое содержание человеческих знаний, который тождественный своему предмету и который не будет опровергнут дальнейшим развитием познания и практики. Формы абсолютной истины: 1. истина факта 2.окончательное знание о каком-нибудь предмете. 3.сохраняющееся в процессе дальнейшего познания содержание относительной истины. Относительная истина - это такое знание, которое в принципе правильно, но не полно отображает действительность, не дает ее всестороннего исчерпывающего образа. Относительная истина включает и такие моменты, которые в процессе дальнейшего развития познания и практики будут изменяться, углублять, уточняться, заменяя новыми. Исторический процесс развития познания именно в том и заключается, что неполное, одностороннее знание заменяет более точным. Заблуждение - это такое содержание человеческого знания, в котором действительность воспроизводится неадекватно и не соответствует действительности. Заблуждение - это неумышленное искажение действительности в представлениях субъекта. Оно имеет определенные закономерные основания для своего существования, будучи необходимым моментом и результатом познания и практики. Нет и быть не может отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует одна истина - объективная по смыслу, которая является диалектическим единством абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Относительная истина с необходимостью содержит в себе момент абсолютной, предопределяет и предусматривает ее. Абсолютная истина, в свою очередь, дается человеку лишь через относительные истины, которые находятся в бесконечном процессе постоянного развития. Объективная истина, таким образом, является диалектическим единством абсолютного и относительного, а абсолютизация одного из этих моментов превращает истину в ее противоположность - в заблуждение. Поэтому необходимым, существенным признаком объективной истины есть ее конкретность. Релятивизм признает только относительную истину, догматизм- абсолютизация абсолютных истин.Которые же причины возникновения и существование заблуждение? Это обусловлено закономерностями развития как самого познания, так и его основы - практики. В процессе познания субъект, вступая в сферу неизвестного, вынужден применять те знания и средства познания, какие произведенные в других исторических условиях предыдущими поколениями, и распространять их на качественно новые объекты и новые условия. В результате само прогрессивное развитие науки может порождать и довольно часто порождает заблуждение. Но практическая деятельность не может ждать, пока будут получены более глубокие знания, и постоянно подвергать сомнению их истинность. Она вообще не могла бы функционировать и развиваться. Практика нуждается в немедленном применении всех имеющихся знаний как целиком полных, совершенных, как якобы они есть объективно истинными. |