Главная страница
Навигация по странице:

  • Онтология. Основные формы бытия.

  • Материя как философская категория. Уровни организации материи.

  • Движение и развитие. Формы движения материи.

  • Пространство и время как способы бытия материи: 2 концепции.

  • Сознание, его происхождение и сущность

  • Социальная природа сознания. Сознание и мозг.

  • Сознание и язык. Виды и функции языка.

  • Метафизика и диалектика. Категории диалектики.

  • философия. Мировоззрение и его исторические типы в систему человеческих знаний термин мировззрение


    Скачать 67.25 Kb.
    НазваниеМировоззрение и его исторические типы в систему человеческих знаний термин мировззрение
    Анкорфилософия
    Дата30.03.2023
    Размер67.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfil_2.docx
    ТипДокументы
    #1024799
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Психоанализ и неофрейдизм: основные представители и проблемы

    Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа. Теория психоанализа базируется на нескольких ключевых предпосылках, одна из которых – важная роль тревоги в содержании неврозов, неадекватного и навязчивого поведения. Цель: улучшить понимание тех аспектов душевной жизни человека, которые были скрыты от сознания и понимания. Можно дать несколько определений психоанализа по Фрейду:

    Во-первых, психоанализ – это название методики изучения душевных процессов личности, которые не могут быть исследованы другими методами психологии; Во-вторых, психоанализ – это название метода, который основан на научных исследованиях, терапии невротических расстройств; В-третьих, психоанализ – это название системы теоретических психологических знаний, которые накапливаются и аккумулируются в новую научную дисциплину.

    Основные положения психоанализа:

    • Поведение человека, его опыт и знания по большей части определены его бессознательными иррациональными влечениями (Ид, бессознательное);

    • Попытки человека осознать эти влечения приводят к тому, что в действие вступают психологические защитные механизмы, которые мешают осознанию;

    • Помимо описанной Фрейдом структуры личности (Ид, Эго и Суперэго) на психическое развитие человека влияют события его раннего детства;

    • Существующие конфликты между тем, что человек осознает и его бессознательным могут приводить к таким нарушениям психики, как невроз, депрессия;

    • Освободиться от влияния бессознательного можно, если его осознать, например, при помощи психолога.

    Классический психоанализ З Фрейда – это тип психологической терапии, при котором пациент озвучивает психоаналитику свои мысли, включая свободные ассоциации, свои сны и фантазии. Анализируя эти данные, психоаналитик формулирует гипотезы о характере бессознательных конфликтов, которые являются причинами психологических проблем пациента.

    Неофрейдизм К.Юнг. Э.Фромм.

    У основоположника теории психоанализа З. Фрейда было много последователей и учеников. Одним из них справедливо было бы считать швейцарского психиатра К. Г. Юнга. Многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого. Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное». (*Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах»).

    Еще одним представителем неофрейдизма называют американского психолога и философа Э. Фромма. Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения Фрейда Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.



    1. экзистенциализм. основные представители и проблемы.

    Основные представители экзистенциализма: немецкий экзистенциализм - Карл Ясперс, Хайдеггер; французский экзистенциализм - Камю, Жан Поль Сартр. Карл Ясперс (1883-1969). Ясперс считается основателем экзистенциализма. Его философия носит религиозный характер, а поэтому и называется религиозный экзистенциализм.

    Экзистенциальные проблемы. Проблемы, связанные со смыслом человеческой жизни, но находящиеся, если можно так сказать, на границе жизни и мира. В их числе обычно называются: смерть, смысл жизни, страдания, разочарования, любовь. С экзистенциальными проблемами связаны два суеверия. 1. Одно из них, очень распространенное в эпоху Просвещения и до сих пор разделяемое марксизмом-ленинизмом, вообще отрицает существование экзистенциальных проблем.


    1. Онтология. Основные формы бытия.

    Онтология – учение о бытие и о сущем.

    Онтология изучает фундаментальные принципы бытия, соотношение между бытием. Основные онтологические проблемы философии – это, прежде всего проблемы связанные с сущностью бытия. В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом кардинальных проблем,

    различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К этим проблемам относятся такие вопросы как: Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом? Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?
    Основные формы бытия.

    1. Бытие вещей, процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.

    2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.

    3. Бытие духовного, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное.

    4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества.


    1. Материя как философская категория. Уровни организации материи.

    Основные структурные уровни материи. Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Основные структурные уровни материи таковы. Субмикроэлементарный уровень — гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них — молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками, звездные системы, объемлющие их метагалактики. И так до бесконечности (космический уровень).

    Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.
    Понятие «материя» используется в двух основных смыслах: либо выражает наиболее глубинную сущность мира, его объективного бытия, либо отождествляется со всем существующим.


    1. Движение и развитие. Формы движения материи.

    Движение – это способ существования материи, а значит, оно, как и материя, вечно, не сотворимо и неуничтожимо, не возникает в силу каких-либо внешних причин, а лишь превращается из одной формы в другую, являясь причиной самого себя.

    Движение — это способ существования сущего'. Быть — значит быть в движении, изменении.

    Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой. Физическая форма движения материи – простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные, оптические и другие процессы.

    2. Химическая форма – неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, и другие процессы.

    3. Биологическая форма – различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т. п.

    4. Социальная форма – материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех её многообразных проявлениях.

    Каждая форма движения материи органически связана с определенным уровнем её структурной организации.

    1. Пространство и время как способы бытия материи: 2 концепции.

    Пространство и время — это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они — формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. В мире все простирается и длится. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.

    Первая - субстанциальная концепция. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

    Вторая концепция-реляционная (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

    1. Сознание, его происхождение и сущность

    Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф.М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. Структура сознания:

    1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.

    2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.

    3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.

    4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, и т.д.

    5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д

    Как возникло сознание? С позиций диалектического материализма сознание – это продукт длительного исторического развития самой материи, которая в ходе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения.. Отражение – это всеобщее свойство материи, это способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре.

    . Выделяют следующие фазы, ступени, уровни отражения.

    I. Неорганическая материя. Ей присущи механическая, физическая, химическая формы отражения.

    II. Органическая материя. Для этого уровня основными формами отражения являются раздражимость, чувствительность животных и психическое отражение высших животных

    III. Социальная материя. Этому уровню свойственны две формы отражения: чувственная (в виде ощущений, восприятий, представлений); теоретическая (в виде понятий, суждений, умозаключений).

    Физиологическая (материальная) основа психики животных и сознания человека в принципе едина – это высокоразвитая нервная система «во главе» с головным мозгом, осуществляющая высшую нервную деятельность. Тем не менее, сознанием обладает только человек. Оно всегда имеет социальную сущность.Что это значит?

    1. Сознание человека имеет биологический носитель, но у него нет генов наследственности, а потому оно биологически ненаследуемо

    2. Вне связи с конкретными социальными условиями сознание человека и групп людей объяснить также невозможно. Мысли, взгляды, интересы, стремления, чувства людей в разные исторические эпохи очень отличаются

    3. Сама по себе физиологическая основа сознания не отвечает и на вопрос: почему в одну и ту же историческую эпоху в одном и том же обществе сознание людей разное? Это объясняется тем, что люди занимают разное положение в социально- экономических отношениях.

    4. Вступающее в жизнь человеческое существо лишь в том случае может стать действительным человеком, если постоянно будет находиться в мире людей и созданных ими вещей. Сознание ребенка формируется в его предметно-практической деятельности: он сталкивается и осваивается мир вещей, в которых уже воплощен человеческий разум, человеческое сознание

    5. Благодаря языку, неразрывно связанному с человеческим сознанием, человек осваивает, овладевает не только настоящим, но и историческом прошлым..

    6. Социальная сущность сознания человека проявляется в том, что он сознательно воздействует на природу и собственное бытие.

    Таким образом, ни происхождение, ни сущность сознания нельзя объяснить из него самого. Нужно видеть материальные истоки сознания, понимать сущность отражения и видеть его эволюцию, четко представлять роль социального фактора в возникновении сознания и его формировании в различные исторические эпохи.

    Из отмеченных А. Г. Спиркиным характерных признаков сознания вытекает следующее определение сознания: "Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека"


    1. Социальная природа сознания. Сознание и мозг.

    1. Возникновение сознания и его социальная природа.

    Сознание - одна из двух основных философских категорий после Бытия. Оно обозначает внешнюю форму психического отражения объективного мира в мозгу человека, высший уровень отражательной способности живой материи, духовный мир человечества и отдельного человека, это осознание человеком мира. Сознание включает два уровня: сознание как таковое и самосознание.
    2. Сознание и мозг.

    Человеческий мозг – поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром.

    Сознание – это по существу бесконечная смена получаемых в процессе жизнедеятельности впечатлений, воспоминаний и мыслей.

    Мозг является органом сознания, а сознание в свою очередь является одной из функций мозга. Развитие функций сознания теснейшим образом связано с развитием мозга человека, который в свою очередь получил мощнейший толчок в развития в процессе развития трудовой деятельности человека и развитием речи и слова в процессе социального прогресса.



    1. Сознание и язык. Виды и функции языка.

    Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования.

    Язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания.

    можно выделить ряд основных функций языка.

    1. Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предметом. Только при наличии этой связи оно может служить средством координации действий в процессе познания и практики. Именно при помощи слов идеальные образы дифференцируются, формируются понятия.

    2. Куммулятивная. Язык дает возможность «сокращенного», «уплотненного» идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации. В слове в сжатом виде отражается существенное в явлении.

    3. Коммуникативная. В этой функции язык выступает как средство общения людей. Информация может использоваться обществом только в форме языка (естественного или искусственного). Коммуникативная функция языка в истории общества дважды качественно изменилась, и в каждом случае это вело к более эффективному закреплению социального опыта, активизации деятельности и материальной и духовной культуре. Первым таким качественным скачком явилось изобретение письменности. Второй происходит на наших глазах на базе бурного развития вычислительной техники, информатики, кибернетики.

    4. Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании человека средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями. Отсюда неизбежно и его определенное эмоционально-чувственное отношение к окружающим явлениям, которое иначе чем при помощи языка выразить невозможно.

    5. Интерактивная.. Эта функция связана с тем, что при помощи языка человек всегда обращается к себе или к другому человеку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п., то есть речь всегда оказывает определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому действию.

    Можно выделить следующие виды речи:

    • Устная;

    • Письменная;

    • Внутренняя.


    1. Метафизика и диалектика. Категории диалектики.

    Метафизика — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития. Термин «метафизика» имеет два основных значения. Метафизи¬кой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод по¬знания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внут¬ренне неизменные) и изолированные друг от друга.

    Формами проявления метафизического метода мышления являются софистика и эклектика.

    Софистика в переводе с греческого обозначает умение хитроумно вести беседу, дискуссию. Это рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении должных доводов и аргументов, выдаваемых за правильное, истинное. Эклектика в переводе с греческого способный выбирать, выбирающий соединяет разнородные взгляды, идеи, принципы, теории. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания. Эклектика нарушает принципы: целостности, объективности, конкретности рассмотрения и исследования объектов в процессе познания. Эклектика подделывается под диалектику, но нарушение указанных принципов приводит к извращению процесса познания.


    1. Диалектика как теория развития.

    Диалектика – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития и функционирования природы, общества и мышления.

    Диалектика – тип мышления, который предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии. Суть диалектики составляют принципы всеобщей связи и развития, а также три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.


    1. Категории диалектики.

    Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:

    • единичное, особенное, всеобщее;

    • причина и следствие;

    • необходимость и случайность.

    • возможность и действительность;

    • сущность и явление;

    • структура, форма и содержание.
    • Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.

    • Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.

    • Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдельных предметов неких сходных, общих свойств.

    • Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.

    • Категория «всеобщее» — это общее, присущее всем без исключения классам объектов.

    • Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина — это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропроводки).

    • Категория «необходимость» фиксирует, что необходимым называется то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования.

    • Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных проявлений, прокладывать себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция, так как процессы в природе имеют вероятностный характер. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости. Категории «возможность» и «действительность» характеризуют процесс развития. Возможность — это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных условиях. Действительность — это реализованная возможность, реально существующее бытие.

    • Категория «структура» фиксирует способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивую систему взаимосвязей компонентов какого-либо объекта, явления.

    • Категория «сущность» фиксирует совокупность внутренних и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, сохраняющихся законов ее функционирования.

    • Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвязях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают.

    1. 1   2   3   4


    написать администратору сайта