философия. Мировоззрение и его исторические типы в систему человеческих знаний термин мировззрение
Скачать 67.25 Kb.
|
Законы диалектики. Выделяются три закона диалектики: • единства и борьбы противоположностей; • переход количества в качество; • отрицания. 1. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе¬лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. 2. Вторым законом диалектики является закон перехода коли-чественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабиль¬ная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества. 3. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Познание и его формы. Проблема истины. Виды истины. Познание — это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе. Исходной ступенью познания является чувственное познание, в котором объект познается главным образом посредством органов чувств. Основными формами чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление. В ощущениях непосредственно отражаются отдельные стороны, свойства объекта. Ощущение – это элементарный чувственный образ реальной действительности. Восприятие – это целостное отражение объекта органами чувств, представляющее собой единство всех ощущений. Восприятие дает информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств человека Представления – это чувственно наглядные образы объектов, которые сохраняются и воссоздаются в сознании человека вне непосредственного воздействия объектов на органы чувств. К формам чувственного познания относится и воображение, заключающееся в способности создавать новые представления на основе предыдущего опыта. Рациональная ступень познания основана на абстрактном мышлении, представляющем собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма мысли, выражающая совокупность наиболее общих, существенных признаков объекта. Различают понятия обыденные или житейские, которыми люди пользуются в своей повседневной жизни, и понятия научные, которыми оперируют в соответствующей области научного знания.. Суждение – форма мышления, в которой посредством понятий что-либо утверждается или отрицается об объекте. Умозаключение представляет собой форму мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Учет единства чувственного и рационального познания необходим во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в инженерной практике и экономике, так как чувственное познание дает нам ту основу, на которой развивается абстрактное мышление. Проблема истины в философии и науке Непосредственной целью познания является достижение истины, под которой понимается знание, соответствующее действительности Истина носит объективно–субъективный характер. Ее объективность заключается в независимости ее содержания от познающего субъекта. Субъективность истины проявляется в ее выражении субъектом, в форме, которую ей придает только субъект. Истина – это бесконечный процесс развития имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом к все более полному и точному знанию, постоянно развивающаяся система теоретического знания. Для характеристики истины применяются понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины. Абсолютность истины означает, во-первых, полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом; во-вторых, то содержание знания, которое в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будущем. Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта. Любое истинное знание всегда определяется данными условиями, местом, временем, другими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее. Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует, обозначается понятием конкретной истины. В процессе познания субъект может принимать неистинное знание за истину и, наоборот, истину за неистинное знание. Это несоответствие знания действительности, выдаваемое за истину, называется заблуждением. Проблема истины является коренной проблемой философии. Истина. Это то, что открыто, что уже не является секретом для человека. Философия направлена на постижение истины в ее полноте, на проявление предельных основ бытия и мышления, на определение самого смысла человеческого существования, озаренного идеалами истины, добра и красоты. Общественное сознание и его основные формы Общественное сознание – многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающейся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Общественное сознание – сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение. За счет наличия общего сознания и закреплению в сознании устойчивых образов лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, т.е. оно представляет не просто стихийно сложившиеся в процессе производства отношения, но содержит сознательно упорядочиваемые людьми связи. Формы общественного сознания – различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. Формы общественного сознания различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. Формы общественного сознания: 1) Политическое и правовое сознание. Отражают политические и правовые отношения, ближе всего стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие функции, без которых невозможна жизнедеятельность общественного организма. 2) Моральное (нравственное). + эстетическое: Предметом отражения является не сама природная и социальная реальность, а особый, аксиологический (теория ценностей), оценочный вид отношения человека к этой реальности. Нравственность (мораль) – форма общественного сознания, связанная с регуляцией поведения человека в обществе. Это не просто общественное сознание, но и система поведенческой практики, базирующаяся на принципах безличного нравственного долженствования. 3) Эстетическое. 4) Религиозное. + философия – наиболее удалены от экономического базиса. 5) Философия. Каждая из форм общественного сознания имеет 2 уровня: социально-психологический и идеологический. Следует учитывать взаимодействие и взаимопроникаемость различных форм общественного сознания. |