Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия Канта: основные черты

  • Основные черты философии Гегеля.

  • Русская философия: основные направления, проблемы.

  • Прагматизм: основные идеи и представители.

  • Философия жизни: представители и основные проблемы.

  • философия. Мировоззрение и его исторические типы в систему человеческих знаний термин мировззрение


    Скачать 67.25 Kb.
    НазваниеМировоззрение и его исторические типы в систему человеческих знаний термин мировззрение
    Анкорфилософия
    Дата30.03.2023
    Размер67.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfil_2.docx
    ТипДокументы
    #1024799
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ:

    Черты И ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

    Особенностью средневековой философии является тесная ее связь с теологией (учением о Боге), ярко выраженный религиозный характер ее проблем и способов их решения. Определяющими чертами средневековой философии являются монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм.

    найдено на www.solecity.ru

    Представители

    Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Тертуллиан, Августин Аврелий Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Богослов, Григорий Нисский, Джовани Фиданца, Фома Аквинский. Средневековая философия делится на три направления: 1. Апологетика. (от др.-греч. ἀπολογία - оправдание) - защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо.


    1. философия эпохи возрождения: черты и представители

    Основные характерные черты философии Возрождения составляют:

    гуманизм — возвышение человека

    антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования

    секуляризация — освобождение от церковного влияния

    пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии

    высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства

    Представители эпохи Возрождения — это философы и естествоиспытатели, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным космосом и вселенной. Они устремили свои взоры в небо. Философия эпохи Возрождения включает в себя не только натурфилософские идеи и идеи пантеизма, но и гуманистические взгляды.



    1. философия нового времени: основные направления.

    Развитие рационального восприятия действительности, преобладание разума над эмоциями и личным восприятием — это главное в философии Нового времени.

    Главной идеей философии НВ стала мысль, что разум человека не имеет границ в своём могуществе и что все явления мира могут быть объяснены с научной, рациональной точки зрения. Процветал материализм, стремление к познанию. Основными направлениями в философии стали:

    Рационализм. Это философское направление признаёт ум как единственный источник получения знаний, отрицая роль личного опыта и чувственного восприятия. Главной идеей этого течения стала мысль, что только с помощью рационального мышления можно изучать окружающую действительность и менять её по своему усмотрению. Сформировался рационализм в конце XV — начале XVI века. Его представили такие известные мыслители, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Эмпиризм. Это течение противопоставлялось как рационализму, так и мистицизму. Его последователи считали, что главным в познании мира выступает опыт и личное восприятие окружающей реальности, а роль научных исследований в сравнении с ним ничтожно мала. Они пытались снизить роль теоретических обобщений и увеличить значимость персональных ощущений человека. Эмпиризм зародился в середине XV века. Его основоположники и видные представители — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д.


    1. Философия Канта: основные черты

    Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии и науки новейшего времени. Философия Канта получила название трансцендентального идеализма. Его философское творчество можно разделить на два периода:

    • «Докритический»;

    • «Критический»;

    «Докритический период» - сфера интересов Канта ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями. Новаторство Канта при исследовании проблемы бытия, природы, естествознания заключается в том, что он был одним из первых философов, уделивших внимание проблеме развития. Из произведений этого периода важнейшим является трактат «Всеобщая история и теория неба» (гипотезу о возникновении солнечной системы).

    «Критический период» Канта - это агностицизм и априоризм. На первый план выходят проблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания.

    Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоянием сознания субъекта. Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. То, что существует само по себе, он назвал ноуменом или «вещью в себе», которая непознаваема, то же, что видим мы, то, как реально существующее представляется нам, он обозначил феноменом или «вещью для нас».

    Таким образом, основная идея произведения «Критики чистого разума» - агностицизм – невозможность познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности– человек, а точнее, его разум.

    Теория суждения. Кант различает два вида способности суждения: определяющую и рефлектирующую. В первом случае речь идет о том, чтобы подвести особенное под уже известное общее. Во втором случае особенное должно быть подведено под общее, которое не дано, а должно быть найдено.

    Вещи в себе. Кроме мира явлений, находящихся в пространстве и времени, т.е. в рамках субъективных форм чувственности, существует вне пространства и времени трансцендентный мир «вещей в себе», которые воздействуют на нашу чувственность, вследствие чего и возникают явления как чувственно воспринимаемые феномены. «Вещи в себе» принципиально непознаваемы

    Этика выступает у него как особая часть философии, которая регулирует отношения между людьми. Но любая регуляция таких взаимоотношений реально выражается в системе нравственных норм, которыми предписывается поступать так, а не иным образом. И Кант ставит проблему того, как и кем могут быть обоснованы такие нормы, чтобы иметь характер общей обязательности для людей.



    1. Основные черты философии Гегеля.

    Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма.

    Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" Гегель изображает мировой дух таким, каким он был до возникновения природы, т. е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям

    Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.

    В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии.


    1. философия К.Маркса

    Материалистическое понимание истории

    Материалистическое понимание истории является важнейшим открытием марксистской философии

    Опираясь на идею практичности бытия, Маркс считает, что история - это результат совместной практической деятельности людей. Исторический процесс - это процесс выхода человека из природы, в ходе которого преобразуется сама природа, и происходит преобразование человека.

    Материалистическое понимание истории состоит в том, что историческое развитие осуществляется как трудовая деятельность людей, обусловленная уровнем развития науки, техники и технологий. Маркс утверждает единство исторического процесса, т.е. говорит о единой общечеловеческой истории, а не об истории отдельных народов и государств. В истории человечества Маркс выделяет 5 основных этапов, получивших название общественно-экономических формаций:

    1. Первобытнообщинная.

    2. Рабовладельческая.

    3. Феодальная.

    4. Капиталистическая.

    5. Коммунистическая.

    Под общественно-экономической формацией понимают общество на конкретно-историческом этапе развития. В структуре формации выделяют базис – общественное бытие, и надстройку – общественное сознание. Сущностью любой общественно-экономической формации выступает способ производства материальных благ, характерный для той или иной ступени общественного развития.

    Основным отличием общественно-экономических формаций друг от друга является различный характер способа производства.

    Смена общественно-экономических формаций происходит в результате конфликта между производительными силами и производственными отношениями. И производственные силы, и производственные отношения получают выражение в интересах людей. Производительные силы несут в себе революционную тенденцию, они постоянно обновляются, растет уровень знаний и квалификации людей. Производственные отношения, напротив, характеризуются консерватизмом и стабильностью, т.е. поддерживают сложившийся традиционный уклад жизни. Противоборство интересов людей, представляющих различные социальные силы, приводит к тому, что в какой-то период времени в обществе начинают существовать два конкурирующих способа производства: основной и уклад (второстепенный). Так, в недрах старой общественно-экономической формации постепенно вызревает новая формация, характеризующаяся новым способом производства. С течением времени или посредством революции старый способ превращается в уклад, а новый способ производства материальных благ становится основным.


    1. Русская философия: основные направления, проблемы.

    В развитии русской философской мысли особенно важную роль играли проблемы нравственности.

    Одним из виднейших представителей русской философии первой половины XIX в. был Петр Яковлевич Чаадаев (1794 — 1856).

    В «Философических письмах» П. Я. Чаадаев характеризует тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбах России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития.

    Необходимо отметить, что «Философические письма» Чаадаева оказали большое влияние на последующее развитие русской философии. К проблемам, поднятым Чаадаевым, впоследствии не раз обращались российские философы.

    Николай Гаврилович Чернышевский (1828 — 1889) — революционный демократ, писатель, публицист, литературный критик, философ.

    Одним из ведущих направлений в русской философии XIX — начала XX в. была религиозно-идеалистическая философия.

    Наиболее ярким ее представлением был Владимир Сергеевич Соловьев [1] (1853 — 1900) — философ, поэт, публицист. Вл. С. Соловьевым была заложена традиция русской философии Всеединства. Основу философии Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды Соловьева нашли наиболее полное свое выражение в труде «Оправдание Добра. Нравственная философия».

    Бердяев Николай Александрович (1874 — 1948) — философ и публицист.

    Среди основных его трудов следует отметить: «Философия свободы» (1911), «Душа России» (1915), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия Достоевского» (1921 и др.

    В основе философского мировоззрения Н. А. Бердяева лежит различение мира призрачного и мира подлинного (мир без кавычек, «космос», идеальное бытие, где царствует любовь и свобода). Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира», призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена,

    Николай Федорович Федоров (1829 — 1903) — философ, родоначальник русского космизма. Обладал обширными и разносторонними знаниями Внес значительный вклад в русское книговедение. Н. Ф. Федоров вел аскетический образ жизни, раздавал бедным все имеющиеся у него деньги.

    Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935) — известный ученый, основоположник современной космонавтики, представитель естественно-научной ветви «космической философии».

    К. Э. Циолковский пытался решить ряд философских проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего и т.д.

    К. Э. Циолковского можно считать одним из основоположников концепции ноосферы.

    Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945) — выдающийся естествоиспытатель и мыслитель-гуманист, один из выразителей русского космизма, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, биогеохимии, радиогеологии и других научных направлений.


    1. Прагматизм: основные идеи и представители.

    Прагматизм (от греч. prágma, родительный падеж prágmatos — дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Родоначальником прагматизма считается видный американский философ Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914).

    Только в конце 90-х гг. крупный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842 — 1910) придал идеям Пирса форму, доступную восприятию образованной публики.

    Вслед за Джеймсом к прагматизму примкнул выдающийся философ Джон Дьюи (1859 — 1952).

    Представители прагматизма наряду с отрицанием объективной познавательной роли понятий в центр своего внимания поставили вопрос об их значении, а также о средствах его установления. Философы, принадлежащие к этому направлению, попытались соединить мир понятий, идей и суждений с миром объектов с помощью соединяющего эти миры значения. Они отстаивали мысль о том, что значение понятия определяется отношением не к объекту, а к субъекту. По их мнению, значение следует рассматривать в терминах тех практических последствий, которыми оборачивается использование нами определенного понятия.

    Философия прагматизма не представляла собой единого и четко разработанного учения. Во взглядах ее приверженцев имеются различия. Так, Пирс под прагматизмом понимал в основном теорию мышления и метод установления значения понятий. Джеймс разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое учение, поддерживающее веру в Бога. Дьюи основу прагматизма видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческим опытом.


    1. Философия жизни: представители и основные проблемы.

    Философия жизни – идеалистическое философское течение конца 19 начала 20 века, исходящее из понятия-образа «жизни», как интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественно-органическая противоположность механическо-рассудочному, как космическая сила, созидающая новые формы («жизненный порыв» Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (Дельтей), которая противопоставляется механической цивилизации Шпенглера. Наиболее адекватной формой познания жизни считается символ. Для философии жизни характерен иррационализм и интуитивизм. Эта философия оказала влияние на неогегельянство, экзистенционализм, персонализм и др.

    Ницше 1844-1900: мир – есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возращения одного и того же. Понятие вещи выступают как момент устойчивости в хаосе становления. В основе мира – воля, как движущая сила становления. Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он и является родоначальником направления – «философия жизни. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере в какой это надо для практической потребности. Мышление метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир исходя из своих индивидуальных особенностей.

    Бергсон 1859-1941: его воззрения можно определить как генеральное возражение против материалистически-механистического направления философской мысли. Важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем. Он утверждал в качестве субстанции жизнь, как целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена вверх, а материя – вниз. Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром твердых тел, оказывает сопротивление жизни. Сущность жизни постижима с помощью интуиции, которая может проникнуть в сущность предмета путем слияния его с природой, поэтому Бергсон не противопоставляет объект субъекту.

    Дильтей 1833-1911: центральным для его философии, являются понятие «жизнь»,. Человек не имеет истории, он сам – история. ОТ мира истории он отделял мир природы. Задача философии в том, чтобы понять жизнь, исходя из нее самой. Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь он противопоставляет методу объяснения, применимому в науках о природе. Понимание собственного мира достигается путем самонаблюдения. Понимание чужого мира осуществляется путем вживания, чувствования. По отношению к культуре прошлого, понимание выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем «герменевтикой

    Радикальная переоценка этических и религиозных ценностей.

    Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Над всем человечеством, утверждает Ницше, царит бессмыслица. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала: дионисий-ское — стихийное, оргиастическое, экстатическое — и аполлоновское — просветленное, гармоническое, рефлексивное. Идеал культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих полярных начал.. Искусство, по Ницше, есть избыток, излияние цветущей телесности в мир образов и желаний

    В своем труде «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше пересматривает отношение к Сократу и последовавшей за ним рационалистической традиции. Ницше утверждал, что сократизм своим рационализмом разрушил античное мифологическое мироосмысление и своей иронией убил его, не предложив ничего взамен. Рациональное знание могло, по Ницше, раскрыть только ту убийственную истину, что жизнь бессмысленна. Жизнь якобы не может быть построена на рациональных основаниях

    Стремление Ницше создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания нельзя считать продуктивным. Тем не менее, воззрения Ницше; имели и по сию пору имеют большое влияние на умы людей; этому, видимо, во многом способствует удивительно изящная литературная форма его произведений в виде броских афоризмов, парадоксальных выражений, памфлетов и притч.

    Нельзя, впрочем, не отметить, что главная тенденция в воззрениях этого незаурядно одаренного мыслителя и публициста состояла в совершенствовании культуры человека, в улучшении самого типа человеческой личности

    1. 1   2   3   4


    написать администратору сайта