Шпаргалки к экзамену по философии (Барт + лекции + учебник), 2004 г.. Шпаргалки к экзамену по философии (Барт + лекции + учебник), 200. Мировоззрение Мировоззрение
Скачать 206.5 Kb.
|
1 2 Целое – объект, части которого находятся в определенном взаимодействии, придавая предметам такие новые свойства, которых нет ни у каждой из частей в отдельности, ни у их суммы, но которые появляются в результате взаимодействия. 1.упорядоченность 2.потеря некоторых св-в при входе в целое 3.появление у целой сисмы новых св-в. А)неправомерность сведения целого к сумме частей Б)необходимость рассмотрения целого во всей сложности и относительной самостоятельности сторон. В)рассмотрение отдельной части – знание природы целого. Г)изучение целого опирается на знание св-в чатсей. Система. Принцип системности С – совокупность закономерно связанных между собой в определенную структуру относительно однородных предметов. Элемент – явления или процессы, которые в совокупности могут образовывать новую систему. Структура – характер связи между элементами в системе. Отражение как атрибут материи Способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности др явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Формы отражения: 1. В неживой природе (механическая, химическая, физическая). 2. В живой - таксисы, раздражимость, тропизмы. - чувствительность (условные рефлексы, безусловные рефлексы). - психика высших животных: ощущения, восприятия, представления. - сознание – высшая форма отражения у человека: суждение, умозаключение, воображение. Особенности неживых систем – отвечать одним и тем же образом не разные воздействия. Для живых систем – многообразные ответы, способы поведения → запас информации в долговременной памяти. Особенности отражения в живых системах: 1. Активный характер. Вытекает из способности живых систем. Наличие обратной связи → гомеостазис (у неживой природы – пассивный характер [напр., ржавение железа]). 2. Опережающий характер отражения. Анохин. 3. Живые системы обладают огромным количеством информации → разнообразие поведений. Информация позволяет строго сформулировать количественные и качественные принципы отражения. 4. Отражение связано с реактивностью. Н/с – ответ на действие внешней среды, продукт как биологический, так и социальный. Характеристики: 1.модальность 2.количественная 3.структурная 4.предметность…. Происхождение сознания и языка Сознание – высшая, свойственная лишь чел форма отражения объективной действительности. Платон: тело вместилище бессм души (сознания). Хр-во: сознание – бож искра. Декарт: внепространственная субстанция. Гегель: воплощения всемирного разума. Марксизм: возникло в процессе общ-произв деятельности чел. Прод деят-ти созн материализ в языке. Язык фиксирует стр-ру мысли. Античность: непроизв выраж эмоций. Хр-во: даровано Богом. Маркс – действительность мысли. Сознание. Его сущность и стр Не всё, что отображается в психике человека, осознается. Сознание — сознательно-психическая деятельность. Психика явл. более широким понятием. П.— это совокупность явлений его внутр. субъектив. мира, отличного от внеш. мира, включая и тело человека. Основные составляющие психики: 1. Внеш. чувства (формы: ощущения и др.) 2. Разум — абстрактное мышление (его формы: понятие, мышление, умозаключение) 3. Внутр. мир (формы: горе, страх) 4. Воля Сознание не тождественно психике человека (т.к. психика включ. и бессознательное)! К сознательным относятся только те психические явления, которые проходят через разум и осознаются человеком. С.— осозн. явление действительности, это знание о внеш. и внутр. мире, т.е. о самом себе. Знание — способ существования сознания. Сущность сознания – его идеальность, которая выражается в том, что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых предметов, ни св-ми нервных процессов. Структура сознания: Знание Сознание Самосознание Самоконтроль Самопознание Самосовершенствование Самонаблюдение во вне во внутрь Самооценка (внеш. мир) (внутр. мир) сознание есть совокупность психических функций человека. Стр психики. Природа бессознательного Сознании – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключ в обобщении, оценивании и целенаправл отражении и констр-творч преобразовании действ-ти. Бессозн – совокупность психич сост, явлений и действий, лежащих вне сферы чел разума, безотчетных и не поддающ контролю со стороны созн. Выделяют: 1.надиндивид подсозн явл 2.неосозн побудители деят-ти 3.неосозн установки и стереотипы 4.неосозн субсенсорное воспр. Психофизиологич и психосоматич пробл Психофизиологическая проблема в медицине — психосоматическая проблема. Включает 2 аспекта: 1. В процессе постановки диагноза необходимо учитывать особенности непосредств. психич. отражения процессов в организме, заключ. в следующем: - Болевые ощущения (чувственно-эмоц. отношения) не явл. образами в прямом смысле слова, они несовершенны - Внутр. органы не явл. дистантными (не выступают актив. Проводниками, как глаз, орган слуха). Они имеют огранич. кругозор, слабо коррелируют друг с другом. Отношение симптома субъектив. плана к патологич. процессу носит многозначит. характер: - Один и тот же симптом присущ разным заболеваниям - Одно заболевание имеет разные симптомы (т.е. в пат. процессе — разная симптоматика) Т.е. необходим клинич. анализ. 1. Взаимодействие психич. и соматич. процессов. Выдел. 2 группы заболеваний (исходя из того, какая из сторон преволирует): - Соматогенные психозы (н, корреляция между эндокрин. и психич. заболеваниями (гиперфункция щитовид. железы кретинизм)) - Психогенные соматозы (психика ведущая язвы, некотор. кожные заболевания, коронарная болезнь) Сам организм — единство личности и тела. Отсутствует единая теория, снимающая противоречия. Поэтому для построения частных теорий используется язык физиологии биологизация человека и снижение статуса медицины как самостоятельной науки. Познаваемость мира. Стр проц позн Гносеология – раздел ф, изуч проц познания. Агностицизм – отриц возм позн мира Скептицизм – неспособность понять адекватно. Познание: Чувственное и рациональное. Чувств: формы: ощущение, восприятие, представление, воображение Черты: предметность, проективность, избирательность. Рац: рассудок и разум. Философская концепция истины Истина – регулятивная идея, некий идеал, к которому нужно стремиться но который невозможно достич. Цель познания – постижение истины. 3 концепции истины: 1.Корреспондентская – истина – соответствие утверждений реальности. 2.Когерентная – согласованность с общей системой знаний. 3.Прагматистская – то что хорошо для чел и может успешно применятся на прктике. Истина: абсол и относит. Понятие практики. Формы и функции Способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира. Биологическое и социальное в чел Био: 80-90 лет, в древности – 20-25. Индивид, личность. Предмет, задачи, принципы БМЭ Ряд проблем, сопутствующих мед практике и проведению биомед исследов сост предм БЭ. Задачи: Решение насущных проблем и моральных дилемм, возникающих в клинической практике. Принципы: 1.Не навреди (non nocere) Основные виды вреда, нанесенные врачом: А)Вред от бездействия или неоказания помощи (124 ст. УК). Б)Вред от злого умысла. В)Неквалифицированные действия Г)Неизбежный объективно необходимый вред пациенту от диагностики и лечения 2.Делай благо (твори добро) 3.Принцип справедливости а)Каждый человек, проживающий на Земле, имеет право на адекватную медицинскую помощь. Б)Справедливость – важный принцип для политики здравоохранения. В)Граждане имеют право принимать участие в разработке политики здравоохранения. 4.Принцип уважения автономии пациента Сегодня принцип автономии ограничивается в отношении лиц: а) недееспособных (дети, подростки); б) слабоумных; в) лиц, находящихся в наркотическом состоянии или без сознания. Проблема жизни и смерти Жизнь и смерть – это важнейшие категории. Проблемы: 1. Смысл и ценность жизни и смерти. 2. Качество жизни. 3. Право на жизнь и на смерть. 4. Право на достойное умирание. I. Архаичный человек (человек древности) Трагедия отсутствовала, так как ценность жизни не была значительной. Модели взаимоотнош врача и пациента Существует 4 модели врачевания в зависимости от ведущего нравственного принципа: 1. Модель Гиппократа – не навреди. 2. Модель Парацельса – делай благо. 3. Деонтологическая модель – исполняй свой долг. 4. Биоэтическая модель – уважение автономии пациента. Конкретные отношения врача и пациента подлежат типизации в зависимости от характера нравственно-психологических отношений. Наиболее известна типизация Р. Вича (2 группы): 1. Патерналистские модели (отношение к пациенту как к «сыну»). Вариантом является сакральная (священная) модель – отношения, где пациент смотрит на врача как на бога. 2. Непатерналистские модели: а) технократическая (инструментальная): нравственно-психологические взаимоотношения сведены к минимуму, допустима при посещении узкого специалиста; б) коллегиальная: пациент и врач почти как коллеги обсуждают вопросы пациента; в) контрактная: ведущая модель для платной медицины; четкое следование контракту. Эвтаназия (греч. «хорошая, благая смерть») – намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного. I. По активности использования средств: 1. Активная – «метод наполненного шприца», то есть, дача лекарственных средств больному медицинским работником. 2. Пассивная – «метод отложенного шприца», то есть, либо отказ от лечения, либо прекращение лечения, которое поддерживало жизнь. II. По основанию: 1. Добровольное – по просьбе больного. 2. Недобровольное – просьба не выражается самим больным. Очень опасно, это принудительная эвтаназия. Сторонники эвтаназии утверждают: 1. Невыносимые страдания больных, а врач как бы выполняет свой долг. 2. Автономия личности. 3. Уход за безнадежными – это тяжелая моральная и физическая нагрузка. 4. Огромная трата средств, особенно где развита медицина. 5. Понижение качества жизни (страдает достоинство человека). 6. В условиях частной медицины поддержание жизни больного становится выкачиванием денег из семьи. Аргументы против: 1. Все религии против; атеисты также отвергают, говоря о бесценности жизни. Таким образом, легализация эвтаназии подорвет моральный облик общества. 2. Противоречит самой сущности медицины. 3. Диагноз и прогноз могут быть ошибочными. 4. Понятие «безнадежности» больного слишком расплывчато. 5. Возможность злоупотреблений при разрешении эвтаназии. 6. Просьба больного об эвтаназии может быть временной, сиюминутной. В случае сообщения смертельного диагноза для пациента характерно: Взаимоотнош чел и природы Экология– раздел биологии, изучающий процесс взаимодействия живых существ и окружающей среды. глобальная проблема. 1. Руссоизм и неоруссоизм, то есть, движение назад к природе. Это учение запретительное, следовательно, оно утопическое, т.к. уже невозможно остановить технический прогресс. 2. Технократизм, то есть, безудержный оптимизм, развитие техники, а возникающие проблемы решаются по ходу развития. 3. Экономически обоснованное научно-техническое развитие (НТР). В рамках экологической этики выработан экологический императив, то есть, человек может взять от природы ровно столько, сколько она может ему дать без ущерба собственного существования. В 1997 году в Киото подписано «Киотское соглашение», по которому каждая страна должна была ограничить выброс вредных веществ в атмосферу. Правила решения проблем: правило правдивости и информированного согласия, то есть, население имеет право знать экологическую ситуацию в районе проживания и получить компенсацию. Остро обсуждается проблема сохранения всего живого во всем разнообразии. Ведут полемику 2 позиции: 1. Биоцентризм – все живое имеет право на жизнь. Следуют Альберту Швейцеру: «Этика благоговения перед жизнью». 2. Антропоцентризм – вершиной природы является и человек. На первом месте стоит существование и благополучие человека. 1 2 |