Главная страница

Ответы Философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


Скачать 436.5 Kb.
НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
Дата08.06.2018
Размер436.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы Философия.doc
ТипДокументы
#46439
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

ПОЗИТИВИЗМ (махизм, эмпириокритицизм): Открытие радиоактивных элементов, для которых наблюдается уменьшение массы (переход ве­щества в излучение), привело физиков к выводу: «материя исчезла». Нет Материи, а тела – это только комплексы ощущений.

ТЕОЛОГИЯ: Материя есть только форма человеческого верования... Материя есть смертное заблуждение. Дух есть реальное и вечное, материя есть временное и нереальное... Материя - человеческое представление... Дух есть свет, а противоположное Духу есть материя, тьма, и тьма затмевает свет. Материальное чувство есть не что иное, как предположение об отсутствии Духа... Разум-Отец не есть отец материи... Материя и связанные с ней верования в грех, болезнь и смерть противоположны природе Бога и не могут исходить от Него... Разум есть Бог... Материя не сотворена Разумом и не создана для проявления Разума... Материя не имеет жизни, она не берет своего начала в Боге.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ неприятие материи ни в качестве субстанции, ни в качестве реальности. Ставится под сомнение само существование материи. Материальный мир – видимость, совокупность ощущений человека. У человека есть привычка воспринимать действительность как материальный мир.


  1. Формы и уровни бытия материи.

Четыре уровня (формы существования) материи:

  • физическая;

  • химическая;

  • биологическая;

  • социальная.

Материя существует как:

  1. неживая

  2. живая

  3. социум (общество)

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость

  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

  • детерминированность всех явлений

  • причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

  • отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

Материя существует в виде:

  1. Вещества (оно обладает массой покоя): газ, жидкость, плазма, твёрдое тело.

  2. Поля (оно обладает энергией и импульсом): гравитационное, электромагнитное.



  1. Проблема понимания пространства и времени в философии.

Пространство и время – атрибуты материи (в марксистской философии).

В истории философии распространён взгляд на пространство и время как самостоятельные субстанции, существующие наряду с материей (субстанциальная концепция пространства и времени). С появлением теории относительности Эйнштейна появилась реляционная концепция пространства и времени: пространство и время – это отношения между объектами и процессами.

Свойства пространства: трёхмерность, протяжённость, однородность.

Свойства времени: одномерность, длительность, необратимость.



  1. Уровни и формы развития.

"движение" - любое направленное изменение объекта, системы, отношения. Противоположность движению – покой (отсутствие изменений).

Виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.

"развитие" - разновидность движения! Это необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта.

ФОРМЫ РАЗВИТИЯ:

"прогресс" - совершенствование развивающегося объекта, улучшение его качественных параметров,

"регресс" - обратный прогрессу процесс, деградация.

"эволюция" – постепенные количественные изменения.

"революция" - резкий качественный скачок в развитии, коренное преобразование.


  1. Диалектика как учение о всеобщих законах бытия.

Подход, в соответствии с которым мир представляется как система развивающихся и взаимодействующих между собой объектов, называется ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ.

ДИАЛЕКТИКА – философское учение о развитии. Это метод познания мира в движении и развитии. Диалектические идеи высказывали Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, Ленин и др.

Гераклит – родоначальник ДИАЛЕКТИКИ (учения о всеобщей взаимосвязи и развитии). Он полагает, что всё существующее вечно и непрерывно изменяется, а причина изменений – борьба противоположных начал. Всякая вещь изменяется не произвольно, а переходит в свою противоположность (молодое становится старым, влажное сухим и т.п.). «В одну реку нельзя войти дважды!»
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ:

1) всеобщая взаимосвязь всех явлений;

2) всеобщность движения и развития.
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

  • Закон единства и борьбы противоположностей.

Формулировка закона:

Борьба противоположностей в самой сущности развивающихся предметов (внутри их) даёт импульс к развитию.

Закон единства и борьбы противоположностей отражает источник развития.

  • Закон перехода количественных изменений в качественные.

Формулировка закона:

Накопление количественных изменений приводит к нарушению границы меры и смене качества.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отражает механизм развития.

  • Закон отрицания отрицания.

Каждая последующая стадия развития не полностью отбрасывает предыдущую, но вбирает в себя некоторые её существенные моменты. Например, детство – зрелость – старость («впал в детство», беспомощность, наивность, доверчивость и проч.).

Закон отрицания отрицания отражает направленность развития.
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ – это предельно общие понятия. Мы не обходимся без них ни в теоретическом познании, ни в обыденном мышлении.

- Они парные. Каждая пара категорий представляет собой единство противоположностей: бытия и сознания, общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д.

- Каждая категория из пары противоположна другой,

- Вместе с тем не может существовать без другой, а также может в неё превращаться.

Например, случайная мутация приведет к появлению у единичного организма нового признака, он может быть потом закреплен механизмом наследования, и станет необходимым общим признаком данной группы организмов.

Категории диалектики отражают изменчивость, подвижность мира!
Вот они – категории диалектики!

"противоположность" - одна из двух «борющихся» сторон конкретного единства, которые являются сторонами противоречия. 

"противоречие"- единство противоположностей, движущий принцип развития.

"количество"- категория, отражающая внешнюю сторону объекта, его величину, число, интенсивность тех или иных свойств; исчисляемые характеристики объекта.

"качество"- категория, выражающая сущность объекта, его необходимую внутреннюю определенность; совокупность существенных характеристик, отличающая этот объект от других объектов, делающая этот объект самим собой.

"мера"- единство количества и качества; норма, в пределах которой количественные изменения не приводят к качественной трансформации объекта.

"сущность"- внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм.

"явление"- внешние, непосредственно данные формы существования предмета

"содержание"- единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.

"форма"- способ существования и выражения содержания.

"единичное"- наличие у каждого объекта только ему присущих свойств, которые позволяют отличать его от других объектов.

"общее"- категория, выражающая определенное свойство или отношение, одинаковое у класса, множества предметов.

"особенное"- категория, выражающая предмет в единстве единичного и общего (всеобщего).

"возможность"- объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения.

"случайность"- категория, отражающая внешние, несущественные, единичные, неустойчивые связи.

"необходимость"- категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся, всеобщие отношения действительности.

"закономерность"- необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений.

"причина"- явление, действие которого вызывает другое явление.

"следствие"- явление, наступившее в результате действия другого явления – причины.


  1. Мир как иерархия систем.

Древний Китай: мир рассматривался как иерархическая совокупность сложных разноуровневых сущностей: 5 первоэлементов, Дао, Дэ, Ци, Инь, Ян.

Античные атомисты: бытие – это система разнообразных атомов

Деисты Нового времени: мир – сложный саморазвивающийся механизм.

ИТАК, МИР – сложное множество связанных между собой систем разного уровня и качества.

Каждая система и мир в целом (он тоже система) обладают свойствами самоорганизации и саморазвития.

ТИПЫ СИСТЕМ:

    1. материальные (живые/биологические системы и системы неживой природы)

    2. идеальные (суждения, умозаключения, теории и проч.)

    3. социальные

Системы также бывают:

      • открытые и закрытые

      • статические и динамические

      • стабильные и нестабильные



  1. Сущность и отличительные признаки систем.

Основатель системного подхода – Людвиг фон Берталанфи.

СИСТЕМА – целостность, образованная множеством элементов, находящихся в функциональных отношениях между собой.

ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ:

  • Сложность (система всегда состоит из множества элементов и компонентов)

  • Неоднородность (элементы и компоненты системы неодинаковы)

  • Целостность (составные части системы извне воспринимаются как единое целое)

  • Взаимосвязанность элементов (связи внутри системы крепче, чем связи системы с другими объектами)

  • Структурность

  • Функциональность (каждый компонент системы выполняет строго определенную задачу)




  1. Сущность и генезис человека: основные подходы.

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая ПРИРОДА человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — СУЩНОСТЬ человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

Человек как социальное существо обладает следующими свойствами: способностью и готовностью к общественно полезному труду, сознанием, речью, свободой и ответственностью… Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству (Фрейд) или социологизаторству (Маркс).

Таким образом, природа человека биологическая, а сущность социальная.
ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕКА

- Религиозная теория. Подразумевает божественное происхождение человека.

- Теория палеовизита. Пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

- Эволюционная теория Чарльза Дарвина. Человек произошел от обезьяноподобных предков в ходе естественного отбора благодаря механизмам наследственности и изменчивости.

- Трудовая теория Ф. Энгельса. Главная причина появления человека (точнее, его эволюции) - это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.


  1. Личность как субъект и объект общественной жизни.

ЧЕЛОВЕК – высшая ступень в иерархии живых организмов.

ИНДИВИД – отдельный человек, человек как единичный представитель человеческого рода и член какой-то социальной группы.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – особенность, неповторимое своеобразие отдельного человека.

ЛИЧНОСТЬ – активный субъект общественной жизни, носитель индивидуального начала, раскрывающегося в системе его социальных отношений, в предметной деятельности, в общении.

Это человек как общественное существо. Это социально значимые черты индивида:

- свобода,

- ответственность,

- нравственность,

- разум,

- целеустремлённость,

- работоспособность…

На формирование личности влияют наследственные факторы (физиологические особенности ЦНС, анатомо-физиологические особенности), природно-географическая среда, социальные факторы (общественно-полезная деятельность, общение, воспитание, самовоспитание, макро- и микросреда).


  1. Проблема смысла жизни человека.

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии.

Подразделяется на 3 составляющие:

  • «В чём состоят жизненные ценности?»

  • «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

  • «Зачем (для чего) жить?».


Аристотель: целью всех человеческих поступков является счастье (эвдемония), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Эпикур: цель человеческой жизни - удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание.

Киники: цель жизни – счастье. А счастье – это добродетель.  Добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла.

Стоики: цель - нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Средневековая философия: цель жизни - воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почитаемых данной группой героев.

Шопенгауэр: жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой. ЖИЗНЬ БЕССМЫСЛЕННА!

Экзистенциализм: жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире. «Жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл» (Сартр).

Позитивизм: вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей (Витгенштейн).

Прагматизм: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её».

Религия: Смысл и цель жизни – познание Бога, любовь к Богу, праведная жизнь в соответствии с божественными заповедями (в христианстве). В исламе смысл жизни – в поклонении Всевышнему.

Индуизм: смысл жизни – спасение и достижение высшего блаженства.

Буддизм: смысл и цель жизни – прекращение страданий.

Конфуцианство: смысл и цель – созидание идеального, совершенного общества.

Даосизм: смысл жизни - познание Дао (мирового порядка), следование ему и слияние с ним.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта