Главная страница

Ответы Философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


Скачать 436.5 Kb.
НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
Дата08.06.2018
Размер436.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы Философия.doc
ТипДокументы
#46439
страница8 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Самоорганизация – как проявление бытия материального и идеального.

САМООРГАНИЗАЦИЯ – способность материальных систем без участия внешних воздействий самосовершенствоваться, повышать уровень адаптации к окружающей среде.

Это происходит за счет спонтанной, но целенаправленной активности. Перестраиваются существующие и формируются новые связи, создаются новые структуры внутри старой системы.

Система подвергается внешним воздействиям, но и ВНУТРИ СИСТЕМЫ происходят незначительные случайные колебания – флуктуации. В замкнутых, закрытых системах в результате флуктуаций растёт хаос (возрастает ЭНТРОПИЯ), а открытые системы изменяются внутренне, в них создаются новые связи, их организация совершенствуется.

СИНЕРГЕТИКА – научное направление, изучающее самоорганизацию в природе и обществе как открытых системах.


  1. Природа и сущность человека.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая ПРИРОДА человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — СУЩНОСТЬ человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Человек как социальное существо обладает следующими свойствами: способностью и готовностью к общественно полезному труду, сознанием, речью, свободой и ответственностью… Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству (Фрейд) или социологизаторству (Маркс).

Таким образом, природа человека биологическая, а сущность социальная.


  1. Объект и предмет социальной философии. Исторические типы понимания социального.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – раздел философии, исследующий состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его возникновения, функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.

ОБЪЕКТ социальной философии – общество.

ПРЕДМЕТ социальной философии – законы и движущие силы функционирования и развития общества.

Социальная философия выполняет как методологическую, так и гносеологическую функции по отношению к другим социальным наукам. Она помогает глубже понять многообразные социальные связи и отношения, складывающиеся в обществе.

УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО:

  • Отдельный индивид

  • Семья

  • Группа людей

  • Коллектив

  • Касты, сословия, классы, страты

  • Нации, государства

  • Союзы государств

  • Человечество (мировое сообщество)




  1. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система.

В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Возрождение:

Общество – результат деятельности самих людей, а не творение Бога. Общественная жизнь людей должна быть соизмерима со здравым смыслом и законами природы.

Новое время:

Фундамент государства – наука, техника, торговля, научная технология управления (Ф. Бэкон). В догосударственный период происходила «война всех против всех» (Т. Гоббс), «естественное состояние» войны всех против всех преодолевается путем образования государства путем общественного договора. Общественный договор – добровольная передача власти и силы одному человеку или группе лиц. Таким образом, государство – искусственное образование, основанное на отчуждении естественных прав индивидов. Государство заменяет эгоистические законы природы общественными законами.

XIX в.

Гегель:

История является «прогрессом в осознании свободы». Развитие истории приводит к разрушению естественного состояния человека, к разрыву животной слитности человека с природой. Человек приобретает свободу в государстве, в общежитии с другими людьми.

Маркс:

История – закономерный, единый и многообразный процесс. Ведущий фактор развития общества – материальные производственные отношения («базис»). Над базисом возвышается юридическая, политическая и идеологическая «надстройка». Изменения в базисе ведут к изменениям в надстройке и, в конечном счете, к смене общественно-экономической формации.

Конт: описывает характеристики общества с позиций социальной статики (идея социального порядка) и социальной динамики (идея социального прогресса).

XX в.

Шпенглер:

Человеческая история – не линейный прогрессивный процесс, этапы которого проходят все народы, а множество (8) не связанных друг с другом локальных «закрытых» культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская («аполлоновская»), западноевропейская («фаустовская»), культура майя, русско-сибирская культура.

Каждая культура проходит свой жизненный цикл (рождение-рост-расцвет-старение-закат), который длится примерно 1000 лет.

Белл:

Концепция постиндустриального общества (3 фазы в истории человечества: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная).

Россия:

Для русской философии во все времена характерны проекты социального преобразования в соответствии с общественным идеалом. Главный вопрос – судьба и место России в мировой истории, миссия русского народа.
ОБЩЕСТВО - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.
Общество представляет собой сложную, иерархическую, открытую, динамичную систему.

Существует несколько походов к развитию общества:

    1. Циклический (в обществе всё повторяется)

    2. Линейный (в обществе наблюдается прогресс)

    3. Спиральный (происходит повторение пройденного, но всякий раз на качественно новом уровне)




  1. Структура общества и его типология.

Общество – сложная, иерархическая, открытая, динамичная система.

Основные сферы общества (1 вариант):

  • экономическая

  • политическая

  • социальная

  • духовная

Основные сферы общества (2 вариант):

  • материальная

  • духовная

  • социальной регуляции

  • социального воспроизводства

Элементы общества как системы:

  • социальные группы и исторические общности,

  • социальные институты (производство, семья, государство, образование и религия),

  • социальные отношения.


ТИПЫ ОБЩЕСТВ:

    1. по национальному признаку

    2. по уровню развития технологий

    3. по типу общественно-экономической формации

    4. по характеру социальных отношений

    5. по религии и т.п.




  1. Проблема общественного прогресса: сущность, этапы, критерии.

Общество — динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены 4 основных типа социальной динамики:

  1. циклический, 2) линейный, 3) спиралеобразный, 4) ризомообразный.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС - совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума.

Со­циалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогрес­са.

Современник социалистов-утопистов немец­кий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854) предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству

Гегель критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступа­тельное развитие общества.


Во всех случаях в качест­ве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторо­на, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — все это показатели очень важные, но не универсальные, не охва­тывающие жизнь человека и общества в целом. 

А критерий должен быть универсальным, действовать для всех стран и эпох, охватывать жизнь человека и общества в целом.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА:

1)ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

    • Первобытнообщинная формация

    • Рабовладельческая

    • Феодальная

    • Буржуазная

    • Коммунистическая

  1. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

  • Аграрное (доиндустриальное, традиционнрое) общество

  • Индустриальное общество

  • Постиндустриальное (информационное) общество


71. Сущность и типы социальной регуляции (традиции, мораль, право, религия).

Атрибутивным свойством общества является СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ.

За многовековую историю человечество превратилось в сложную многоуровневую систему.

Элементы этой системы тесно взаимосвязаны, но не всегда гармонично сочетаются. Происходят конфликты вплоть до войн.

Чтобы согласовать интересы индивидов и социальных групп, гармонизировать общественные отношения, необходима социальная регуляция.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – правила и образцы поведения людей в обществе.

Самые важные социальные нормы:

  • ТРАДИЦИИ - представления, обряды, привычки и навыки практической и общественной деятельности, передаваемые из поколения в поколение.

  • РЕЛИГИЯ - мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного.

Элементы религии: доктрина, культ, церковь.

  • МОРАЛЬ - форма общественного сознания, состоящая из системы нравственных ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Нравственные ценности: справедливость, добро, совесть, честь, достоинство…

Функции морали:

  1. Регулятивная (регулирование поведения человека, соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов даёт возможность людям жить в коллективе, в обществе).

  2. Воспитательная (мораль – жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию).

  3. Оценивающая (учит отличать хорошее от плохого).




  • ПРАВО – установленная или санкционированная государством система правил поведения людей.

ОТЛИЧИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ ОТ ЗАКОНОВ:

- Мораль появилась раньше политики и права.

- Пронизывает все стороны общественных отношений (а право – только определенную область).

- Выражает общественное мнение (а право – волю государства).

- Моральные нормы формулируются обществом, людьми (а правовые – государством).

- Моральные нормы существуют в виде неписаных правил, а также в виде поучений и притч (а правовые нормы – в письменном виде в юридических актах).

- Дают больший простор для толкования, чем правовые нормы.

- Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе (реализация правовых норм обеспечивается принудительными государственными мерами).

- Моральные нормы исполняются в силу привычки, внутренних побуждений, исполнять их или нет, решает сам человек; совесть – внутренний судья человека (а правовые обязательны для исполнения).

- Моральные нормы формулируются в абстрактно-обобщённой форме (а правовые четко указывают, что можно делать, а чего нельзя).

- Регулируют не только поступки, но и мысли, чувства (право регулирует только поступки).

- Показывают идеал поведения, порой недостижимый (правовые нормы основываются на реальных условиях жизни).

- Для оценки поведения используют критерии «честно-нечестно», «нравственно-безнравственно», «справедливо-несправедливо» (а правовые – «правомерно-неправомерно», «законно-незаконно»).


    1. Природа и общество. Проблема экологии.

ПРИРОДА в широком смысле слова – это то же, что и Вселенная, а порой – то же, что и материальный мир.

ПРИРОДА в узком смысле слова – та часть материального мира, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие, которая является естественным условием его жизни. Эта часть материального мира носит название БИОСФЕРА.

ОБЩЕСТВО - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности; совокупность объединений людей и способов их взаимодействия.
В самом начале своего существования человечество, т. е. первобытное общество, остро ощущало свою зависимость от природы, тесное единство с ней, боготворило силы природы (дождь, грозу, ветер и др.). Однако со временем характер взаимодействия природы и человеческого общества менялся.  Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный характер. Человек расширял свои знания об окружающем мире, стремился полнее использовать природные богатства для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, хищнически используя природные богатства, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой.

Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер.

Уже в 20-е годы ХХ века на фоне превращения деятельности человека в широкомасштабную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французским философом Тейяром де Шарденом вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Выдающиеся ученые считали, что в ХХ веке единство природы и человека достигнет нового качественного уровня. На основе разума человек будет руководить ходом природных процессов.

В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение  к природе.

ЭКОЛОГИЯ – наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

К природе надо относиться как к уникальному целостному организму. Принцип – партнёрство, сотрудничество, диалог человека и природы.


    1. Понятие культуры, ее структура и функции.

Человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.

В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".
КУЛЬТУРА

1) духовные и материальные ценности, созданные человеком (ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД).
2) способ жизнедеятельности человека (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД).

Это процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в самом человеке.
В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.

Но существуют 2 вида культуры:

- духовная (это духовная деятельность и её результаты);

- материальная (это материальное производство и его результаты).

СТРУКТУРА духовной культуры: наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование;

СТРУКТУРА материальной культуры: орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта. 

Функции культуры 
Социализаторская. 
Информационная. 

Познавательная. 
Коммуникативная.

Нормативная.

Знаковая. 

Ценностная.

Духовно-нравственная (воспритательная) 

Потребительская (релаксационная). 


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта