Ответы Философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 436.5 Kb.
|
Н.Ф. Федоров (1828-1903). Основное произведение - «Философия общего дела». Человечество можно спасти и помочь ему обрести бессмертие. Достичь этого можно в том случае, если человек откажется от наращивания техники, разрушающей природу и ведущей человечество в тупик, и обратится к собственной своей естественной природе, станет сознательно управлять своей эволюцией. Но для этого нужно «общее дело», суть которого – достижение единства человечества. Всеобщее братство, по мысли Федорова, должно охватить не только ныне живущих людей, но уже ушедших и будущих. К.Э. Циолковский (1857- 1935) разрабатывал «космическую философию», призванную ответить на вопрос о вселенских целях жизни. Атом – некое бессмертное элементарное существо, претерпевающее различные судьбы по мере разных воплощений. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к круговой поруке и к заботе о мировом целом. В.И. Вернадский (1863-1944) стремился определить место человека не только на нашей планете, но и в космосе. В своей книге «Научная мысль как планетное явление» (1937-1938) он пишет, что современная эпоха характеризуется переходом от биосферы к ноосфере. Биосферу В.И. Вернадский определил как область земли, охваченную «живым веществом», соседствующим с косными телами, преобладающими по массе и по объему. Между живым веществом и косной материей идет постоянный материальный и энергетический обмен. В.И. Вернадский обратил внимание на то, что в ходе геологического времени растет мощность выявления живого вещества в биосфере. Человечество превращается в мощную геологическую силу. Оно все более становится единым и неделимым, превращаясь в новое планетарное явление, и тем самым биосфера становится ноосферой. С этого периода начинается антропологическая эра в геологической истории земли.
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ: Марксизм: материалистическая диалектика; материалистическое понимание истории; раньше философа только объясняли мир, задача философии – изменить мир! Позитивизм: каждая наука – сама себе философия! Прагматизм: практика – критерий истины и смысловой значимости. ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ: Ницше: воля к власти конструирует мир. Сверхчеловек – существо, у которого воля к власти проявляется как любовь к человечеству. Экзистенциализм: существование предшествует сущности. Человек обретает свою сущность в пограничных ситуациях. Феноменология: предмет философии – мышление. Герменевтика: предмет философии – процесс понимания текстов. Неотомизм: религиозная вера и рациональное познание не противоречат друг другу. Фрейдизм: сущность человека – основополагающая роль подсознательного в поведении человека.
Основана немецким философом, математиком Э. Гуссерлем (1859-1938). В работе «Логические исследования» (1901) Э. Гуссерль ставит задачу преобразования философии в строгую науку. При натуралистическом подходе философия не может заимствовать свой научный характер у естественных наук, так как сознание, человеческая субъективность как главный предмет философии – это нечто самостоятельное и ни от чего не зависимое. При историческом же подходе философия погружается в социально-культурную ситуацию конкретного исторического времени и становится мировоззрением своего времени, утрачивая при этом статус науки. Основы философствования - в самих мыслительных действиях. Предмет феноменологической философии - мышление как таковое. Метод феноменологической философии - феноменологический метод, позволяющий обнаружить и описать глубинные структуры сознания и вместе с тем обеспечить достоверность результатов познания. Требования феноменологического метода: 1) феноменологическая редукция (она направлена на преодоление «естественной установки» нашего сознания, т.е. обращенности нашего обыденного сознания к внешнему миру). Необходимо «очистить» сознание от мыслей о бытии, о действительности, иначе мы не сможем обнаружить «чистое сознание». 2) трансцендентальная редукция (она позволит освободиться от всех эмпирических, социальных особенностей индивидуального «Я» и перейти к «чистому сознанию», то есть к сознанию, «очищенному» от содержания сознания конкретного индивида). В результате дальнейшего углубления в структуру сознания обнаруживается основа всякой объективности – трансцендентальное «Я». Сознание – это всегда сознание чего-либо, это «сознание о», оно всегда направлено на какой-либо объект (оно ИНТЕНЦИОНАЛЬНО).
Глубокое проникновение психологии XX века во внутренний мир человека дало научные основания для сомнений в том, что поведение человека полностью определяется и контролируется сознанием. Психоанализ обнаружил подсознательные мотивы поступков. Австрийский врач Зигмунд ФРЕЙД (1856-1939) получил экспериментальный материал, подтверждающий основополагающую роль подсознания в поведении человека. Он пришёл к выводу, что подсознательная тяга выше и сильнее сознательных мотивов. Поведение человека, по мнению Фрейда, определяет взаимодействие двух воль:
Личность – продукт биологической эволюции в тесной зависимости от социально-культурной среды. Но биологического, природного в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного, социального. Биологическое в человеке Фрейд назвал областью бессознательного. При этом приоритет отдаётся сексуальному влечению – ЛИБИДО. «Человек есть эротическое существо». Бессознательное – невидимая, скрытая часть человеческой психики. Оно подобно подводной части айсберга, тогда как сознание – его видимая, надводная часть. Личность состоит из 3 структурных элементов:
В либидо сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но живя в обществе, человек не может вполне удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится их сознательно ограничивать. В этом случае сексуальная энергия устремляется в другое русло - художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и т.п. Вся духовная культура является СУБЛИМАЦИЕЙ (превращением) исходных инстинктов человека.
В 40-60 годы экзистенциализм становится самым популярным философским направлением в Западной Европе и в немалой степени это связано с тем, что идеи экзистенциализма стали распространяться в общедоступной форме – в форме литературных произведений, эссе, афоризмов. Во Франции идеи экзистенциализма развивали Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960), Габриель Марсель (1889-1973). В Германии – Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976), в России – Николай Бердяев (1874-1948), Лев Шестов (1866-1938). Выделяют атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный варианты экзистенциализма (Ясперс, Марсель, Бердяев). Экзистенциализм – это философия существования, возникшая в противоположность тем направлениям философии, которые исследуют сущность бытия с рационалистических позиций. Исходным понятием в экзистенциализме является понятие экзистенции – существования, и прежде всего – существования человека с его чувствами и стремлениями. Существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенции). Человек сначала рождается на свет, он «заброшен» в этот мир и ему только предстоит обрести свою человеческую сущность. Он будет формировать ее в течение всей последующей жизни каждым своим поступком и действием, последовательно выбирая между добром и злом, между различными возможностями, тем самым «проектируя себя» (Сартр). Таким образом, положение о том, что существование человека предшествует его сущности, означает, что человек – это «проект», это непрерывное становление, реализация своей самости в стремлении к подлинному существованию. Экзистенциалисты различают подлинное и неподлинное существование человека. Неподлинное существование – это обыденная повседневная жизнь в рамках заведенного порядка, в которую человек добровольно погружается, лишаясь при этом свободы. Но в этом удобном для себя бытии человек, тем не менее, чувствует потребность в чем-то подлинном, истинном, проявляющуюся как ощущение неправильности, недостойности, бессмысленности своего существования. Подлинное существование – это свободное, независимое от реальных отношений в обществе существование, требующее от человека ответственности и мужества в выборе действий. Свобода существует там, где есть свобода выбора: поскольку человек выбирает, постольку он свободен. Переход от неподлинного существования к подлинному возможен через пограничные ситуации – когда человек оказывается перед лицом смерти, испытывает трагическую вину, находится в беде. Свобода – это тяжкое бремя, которое вынужден нести каждый человек, стремящийся стать личностью.
ГЕРМЕНЕВТИКА - искусство и теория толкования текстов. Название «герменевтика» происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, который, согласно мифологии, был посланником богов и толкователем их воли для людей. Герменевтическая проблематика возникает вместе с появлением письменности, а самостоятельной философской дисциплиной герменевтика становится благодаря немецким философам Ф. Шлейермахеру (1768-1834) и В. Дильтею (1833-1911). Ф. Шлейермахер сделал предметом рассмотрения сам процесс понимания и поставил задачу выявить закономерности или принципы понимания. Как возможно понимание? Что является необходимым условием понимания? В жизни мы постоянно сталкиваемся с тем, что разные люди придают одним и тем же словам и вещам разные смыслы и содержание. Но, тем не менее, люди понимают друг друга и взаимодействуют между собой. Основанием для понимания является то, что мы живем в одном и том же реальном мире, в одном обществе, воспитываемся в одной культурной среде, обладаем сходной физиологической организацией. Другими словами, если бы между людьми не было различия, то не было бы и проблемы непонимания, а если не было бы сходства, то не было бы и основы для понимания. Поэтому необходимым условием понимания между людьми являются отношения тождества и различия (то есть сходства и различия участников общения и понимания). Понимание происходит в процессе языкового общения людей, при этом Шлейермахер различает: - внутреннее индивидуальное мышление - внешний языковой способ выражения мысли. Задача герменевтики - постижение внутренней сущности мышления исходя из внешней языковой формы. Автор, создавая некоторое произведение, вкладывает в него свои мысли, переживания, индивидуальные смыслы; понять этот текст и означает открыть и усвоить его смысл, то есть психологически проникнуть в духовный мир творца текста и реконструировать прошлое путем «вживания» в авторский мир. Один из принципов универсальной герменевтики Шлейермахера – принцип «герменевтического круга». В процессе понимания мысль постоянно движется как бы по замкнутому кругу: от целого к части и от части к целому. Целое (фраза) понимается исходя из части (слова), а часть – исходя из целого. Или, например, язык эпохи, к которой принадлежит автор какого-либо сочинения, выступает как целое, на основе которого может быть понята часть целого – конкретное сочинение автора. В. Дильтей впервые стал рассматривать понимание как функцию всей духовной жизни. Он считал понимание специфическим методом гуманитарных, общественных наук, которые называл науками о духе в отличие от наук о природе, естественных наук. Г. Гадамер вводит в круг герменевтических категорий категорию «диалог». Понимание – это «схватывание» жизни в процессе диалога.
Постсоветский период, начавшийся с сер. 80-х годов ХХ века и продолжающийся в настоящее время характеризуется:
Существует раздел философии – философия права, который занимается исследованием:
Философский анализ права как исторической формы управления делами общества позволяет раскрыть право как целостное, всестороннее явление.
Онтология – раздел философии, изучающий проблемы бытия. Понятие «онтология» введено в 17 веке немецким философом, психологом и врачом Рудольфом Гоклениусом. Категория (понятие) «бытие» введено в философию ПАРМЕНИДОМ (школа элеатов). Бытие – всё то, о чём можно сказать: «это есть», «это существует». Бытие неизменно и неподвижно. ЗЕНОН Элейский сформулировал апории, доказывающие противоречивость движения и, следовательно, неподвижность и неделимость бытия («Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия» и др.) ДЕМОКРИТ – оппонент элеатов. Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (из различных сочетаний атомов получаются разные вещи). Есть и бытие (атомы), и небытие (пустота). ПЛАТОН: Эйдосы (идеи) совершенны, неделимы и неизменны. Они обладают подлинным бытием. Изменчивый материальный мир – небытие. Таково античное понимание бытия. В средние века – другое понимание бытия. Только Бог обладает подлинным, сверхчувственным бытием. Всё остальное сотворено Богом, не имеет самостоятельности. Чем дальше от материального, тем ближе к Богу (то есть к подлинному Бытию). Философы Нового времени искали субстанциальную основу бытия. ДЕКАРТ (1596-1650) – дуалист. СПИНОЗА (1632-1677) – монист. ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) – плюралист. В эпоху Просвещения произошло разделение проблемы бытия на две составляющие: бытие природы и бытие общества. Виды бытия:
То есть существует бытие материальное и бытие духовное (идеальное). Идеальная форма бытия – сознание. Понятие «бытие» шире, чем понятие «материя».
Понятие «бытие» шире, чем понятие «материя». В истории философии понятие «материя» претерпело существенное развитие:
У Фалеса это вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь, у Эмпедокла – 4 стихии вместе. У Демокрита – атомы.
То есть материя – то, что существует вне и независимо от человеческого сознания. Весь мир делится дихотомически: наше сознание и всё остальное. Материя – всё, что не является сознанием. МАТЕРИАЛИЗМ Материя вечна: несотворима и неуничтожима. Весь окружающий мир – это материя, принимающая различные состояния и формы. Материя существует в качестве субстанции, а идеальное становится возможным в резуольтате развития материи. Идеальное (сознание) – продукт материального – мозга. |