Главная страница
Навигация по странице:

  • Революционеры-демократы

  • К.Д. Ушинский

  • Тема: Развитие педагогической теории в России в конце XIX –XX в. (семинар 6) XX век

  • А.С. Макаренко

  • Мыслители древности о воспитании (семинар 1)


    Скачать 64.53 Kb.
    НазваниеМыслители древности о воспитании (семинар 1)
    Дата27.05.2021
    Размер64.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTablitsa_po_pedagogike_1.docx
    ТипСеминар
    #210697
    страница3 из 3
    1   2   3




    Тема: Развитие педагогической теории в России в XIX веке (семинар 5)


    XIX век

    Революционеры-демократы

    (Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов)

    Д.И. Писарев

    (14 октября 1840 г. – 1868 г.)

    Н.И. Пирогов

    (25 ноября 1810 г. – 5 декабря 1881 г.)

    К.Д. Ушинский

    (2 марта 1824 г. – 1870 г.)

    Л.Н. Толстой

    (9 сентября 1828 г. – 20 ноября 1910 г.)

    Основная педагогическая идея.

    Признаются лишь естественные науки, проповедуется мораль разумного эгоизма.

     Предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы.

    Внушал мысль о необходимости гуманного отношения к детям.

    Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Женское образование. Общественный характер образования.

    Главная составляющая сущности человека — его духовное начало.

    Об идеале человека.

    Тип человека: «Мыслящий реалист».

    Самостоятельный человек.

    Патриот.

    Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами.

    О смысле его жизни.

    Человек сам должен «внести свет в темное царство».

    «Без здравого смысла все правила нравственности ненадежны».

    Жизнь Ушинского была подчинена благородной и гуманной цели – просвещению народа, просвещению как необходимому условию процветания и блага, развития и прогресса своей родины.

    Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели.

    О цели воспитания.

    Нужно просвещение, нужно революционное изменение всего строя жизни.

    Основой воспитания нравственного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста.

    “Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества”.


    Воспитание должно давать Воспитание высокоморального человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его сча­стье, за его прогресс.

    Стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

    О доминирующих способах педагогического воздействия.

     Необходимость социально-исторического и культурного прогресса, обусловливаемого гражданскими свободами и общественно-практической направленностью науки, искусства и просвещения.

    Обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы.

    Он указывал на большое значение произведений народного творчества. На первое место ставил русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки.

    Принцип связи обучения с жизнью, принцип доступности обучения, принцип прочности в обучении, принцип природосообразности.

    О стиле педагогического взаимодействия.

    Демократический.

    Демократический.

    Демократический.

    Демократический.



    Тема: Развитие педагогической теории в России в конце XIX –XX в. (семинар 6)


    XX век

    В.П. Вахтеров

    П.Ф. Лесгафт

    (20 сентября 1837 г. – 1909 г.)

    А.С. Макаренко

    (13 января 1888 г. – 1 апреля 1939 г.)

    В.А. Сухомлинский

    (28 сентября 1918 г. – 2 сентября 1970 г.)

    Э.В. Ильенков

    Основная педагогическая идея.

    Идея «развития». Обучение и воспитание объяснялось как поступательное движение. Идея эта принадлежала не только В. П. Вахтерову, а всей прогрессивной русской педагогике начала XX в.

    Идея обновления педагогической теории за счет новых данных о физиологическом развитии человека

    Воспитательный коллектив

    развитие советского государства

    Основной педагогический смысл ильенковской философской работы заключен в исследовании мышления, в форме которого человек осознает бытие и по логике которого в этом бытии действует.

    Об идеале человека.

    Представления об «идеальном человеке», как гармонично и всесторонне развитой личности.

    Лесгафт в термин «идеал» вкладывал глубокий смысл «целостности личности», которую изучал со стороны нравственного, умственного, психологического, физического, гражданского совершенствования.

    Воспитанный, полезный обществу человек.

    Духовно богатый человек.

    Выдвинув на первый план общественную природу идеального у человека, Э.В.Ильенков растворил его в социальном вообще. В результате, у него по существу исчезла суть любого идеального, будь оно биологическое или социальное, состоящая в том, что идеальное есть прежде всего субъективное отражение объективной реальности.

    О смысле его жизни.

    Смысл жизни – деятельное служение Отечеству и ответственность перед обществом и людьми.

    Смысл жизни – труд, работа не для себя, а для других; только эта работа человека, совершаясь целыми поколениями, ведет к бесконечному совершенствованию человеческой личности.

    Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его пед. системы. В течении 3-4-х лет он создал образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького».

    Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. 

    Свою жизнь посвятил различным вопросам марксистской теории познания, природы идеального, личности, творческой деятельности, а также педагогики, этики и эстетики.

    О цели воспитания.

    Цель воспитания – формирование нравственной личности, обладающей высокой общей культурой, являющейся внутренне свободной и социально ценной в общественной сфере и личной жизни.

    Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования.

    Формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

    Воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

    воспитывать в каждом человеке одновременно и теоретический интеллект и не забывать о нравственном воспитании, о развитии в нем гуманистически ориентированной натуры.

    О доминирующих способах педагогического воздействия.

    Система мероприятий, обеспечивающих всеобщее обучение: законодательных; материально-хозяйственных; организационно-педагогических; программнометодических.

    В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях.

    Актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции.

    Трудовая деятельность.

    Посулы поощрений и угрозы наказаний – кнут и пряник – вот те единственные способы «педагогического воздействия», с помощью которых буржуазная цивилизация стремится получить от своих работников соответствующее ее идеалам и стандартам поведение.

    О стиле педагогического взаимодействия.

    «учитель-ученик» – сотрудничество и диалог, а не командный и авторитарный стиль

    Авторитарный, демократический.

    Авторитарный, демократический.

    Демократический.

    Стиль взаимодействия с классом
    1   2   3


    написать администратору сайта