Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть

  • Сущность концепции мироздания по «Книге Зогар»

  • Труды каббалистов в Сафеде. Исаак Лурия

  • ОРКСЭ. эссе. Мистические движения в иудаизме


    Скачать 27.26 Kb.
    НазваниеМистические движения в иудаизме
    АнкорОРКСЭ
    Дата06.11.2022
    Размер27.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэссе.docx
    ТипДокументы
    #772255


    Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

    Эссе на тему: «Мистические движения в иудаизме»

    Работа: Уточкиной Евгении Леонидовны

    Учителя начальных классов

    Введение

    Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней и имеющей значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. Но иудаизм - не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Наряду с рационалистической традицией в творчестве иудейских мыслителей получило развитие и противоположное направление - мистическое.

    Основная часть

    Появление этого направления религиозной мысли объясняется стремлением верующего превратить Бога из объекта догматического знания в новый живой опыт и интуицию. Сами религиозные ученые отрицают противопоставление мистическо­го и рационального. Как пишет современный раввин А. Штейнзальц, «при толковании текста Письменной Торы (Ветхого Заве­та) возможны четыре подхода. Это - пшат (буквальный смысл текста), ремез (намек), друш (аллегорическое толкование) и сод (скрытый, потаенный смысл)». Все эти подходы равноценны и ни в коем случае не иерархичны. Все они в совокупности объедине­ны аббревиатурой по первым буквам этих слов - Пардес (по-ев­рейски - сад). Именно четвертый подход является тем, что име­нуется каббалой. Само название - «каббала» (ударение на втором слоге, по-еврейски «полученное по преданию учение, традиция») указывает на теснейшую связь с тем, что определяло духовную жизнь еврейства в течение последних двух тысяч лет. Характерными для каббалы является учение о Боге как Эйн-Софе (евр. - Бесконечный), существе непостижи­мом, лишенном каких-либо конкретных атрибутов, стоящем вне каких-либо миров, проявляющемся только посредством своих творений. Будучи наделенным такими качествами, он не может непосредственно творить материальный мир, поэтому между Эйн-Софом и видимым миром имеются посредствующие творческие силы в виде его эманации (истечений), которые называют сефи- рот (по-еврейски - множественное число от сефира).  Другим характерным принципом каббалы является учение о переселении душ (евр. - гилгул), что связано с проблемой воздая­ния после смерти. Согласно этому учению, после смерти душа че­ловека, сохранившая свою чистоту, переселяется в высшие сфе­ры, а грешная душа переселяется в другого человека и пребывает в этом мире, пока не искупит свои грехи. Эти идеи привлекли к себе многих восторженных последова­телей, по-своему толковавших и развивавших понимание каббалы и претендовавших на роль пророков и даже Мессий. Одним из них был Авраам Абулафия из Сарагосы (прим. 1240-1300). Ему принадлежит много каббалистических сочинений, в частности, его, увлекла идея о 22 буквах еврейского алфавита, при помощи ко­торых Бог по своему слову сотворил весь мир, поэтому различ­ные комбинации букв в написании таинственных имен Бога мо­гут дать возможность творить чудеса. Более того, у него появилась мысль о родстве идеи 10 сефир каббалы и христианской Троицы. В стремлении повсеместно распространять свое учение, он прибыл в Италию в 1280 г., где попытался явиться к папе Николаю III, что­бы сообщить ему эту идею и даже склонить его к иудейству. Впол­не понятно, что он был арестован и едва избежал казни на костре.

    Сущность концепции мироздания по «Книге Зогар»

    Самым значительным произведением, оказав­шим огромное влияние на иудейство, была «Книга Зогар» (Се- фер Га - Зогар, «Книга Сияния», Зогар - евр. сияние, блеск). Впервые текст Зогара появился в копиях испано-еврейского мис­тика Моисея бен Шемтова де-Леон (ум. в 1305 г.). Эта книга представляет собой своего рода энциклопедию каббалы и еврейской теософии, главный памятник каббалистической литературы. Ее название восходит к стиху из книги Даниила (12:3): «И разумные будут сиять как светила на тверди небесной». Написана книга частично на еврейском, час­тично на арамейском языках в форме подробного комментария к Пятикнижию. Изложение Зогара весьма неясно, его выражения в значитель­ной степени неопределенны. В центре теософической системы Зогар, как и у прежних каббалистов, стоит представление о Боже­стве, не обладающем никакими атрибутами и качествами. Это представление отражено в наименовании Божества - Эйн-Соф. Но именно в нем заключается возможность всякого определенно­го бытия. Помимо космогонических воззрений в Зогаре также содержат­ся рассуждения о душе. Душа состоит из трех составляющих - жизненного, нравственного и разумного начал. Она представляет собой совершенное бытие, источником ее является Божественная Мудрость. В Зогаре признается не только существование души до рождения человека, но и такое же существование духовных элементов человека, а также вечность познания. Как и в предше­ствующей каббалистической традиции, в Зогаре представлена концепция о переселении душ (гилгул). Утверждается также, что душа должна очиститься и вернуться к своему источнику - к Бо­жеству. Если же этого очищения не происходит, то душа перехо­дит из одного тела в другое, при этом отрицается переселение душ в нечеловеческие существа.

    В Зогаре содержатся, правда в специфической форме, сведе­ния по астрономии, физиологии, психологии и другим наукам. В частности, сообщается о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси, что влечет за собой различие климатических условий жизни на Земле. Медицинские сведения содержат неко­торые верные догадки. Утверждается, что душа человека отража­ется в чертах его лица. Лица всех людей восходят к первичным четырем первобытным типам лиц, которые, в свою очередь, вос­ходят к указанным в Книге Иезекииля четырем образам. Далее в Зогаре подробно излагается соответствие признаков лица мо­ральным качествам человека.

    Труды каббалистов в Сафеде. Исаак Лурия

    Основой учения Лурии является идея цимцума (евр. цимцум - сжатие, сокращение, на языке каббалы это означает удаление или отход). Согласно этой идее, творению мира пред­шествовало добровольное «сокращение» и самоограничение Эйн- Софа. Как полагает Лурия, поскольку Бог всемогущ и вездесущ, то для сотворения мира Богу надо было освободить место в себе самом, чтобы вернуться туда назад в акте творения. В образовав­шуюся полость хлынул Божественный свет, который начинает Свое откровение и развертывание в качестве Бога-Творца. Сам акт творения таким образом является Божественным вдохом и вы­дохом, подобно акту дыхания в человеческом организме. Далее Лурия, оригинально увязывает представление о грехов­ности первого человека и учение о душах с иудейским мессианиз­мом. По его учению, вместе с Адамом были созданы души всех людей и, хотя они отличались друг от друга, они были объеди­нены в одно тесное содружество. Впоследствии грех первого че­ловека распространился в разной степени на все души, и души более низкие смешались с более достойными. Хаос, возникший в душах, является причиной безнравственных поступков и всякого зла. Все это будет продолжаться до прихода посланца Эйн-Софа - Мессии и восстановления (евр. - тикун) Божественной Гармонии. Как и в Зогаре, Лурия полагает, что путь к спасению лежит в соблюдении заповедей Торы, молитве и доб­рых делах. По представлению Лурии, молитва отдельного челове­ка, как и молитва коллективная, является своего рода средством обращения к Богу. Особое значение Лурия при­дает благочестивому сосредоточенному раздумью (евр. - кавана) о мистическом смысле этого акта. При этом можно достичь двей-кута - мистического общения с Богом. Конечно, существует проблема смешения учения о каване с некоторым видом магии, однако настоящие каббалисты решительно отвергают такую воз­можность.

    Особое внимание Лурия обращает на проблему переселения душ. В его толковании каждая душа сохраняет свое индивидуаль­ное существование только до той поры, пока она не совершит свое собственное духовное возрождение. Душа, которая выполняла за­поведи - для иудея это 613 заповедей Торы, для неиудея - 7 за­поведей «сынов Ноя», исключается из процесса гилгула и ожида­ет времени воссоединения с общей душой Адама в блаженные времена. Но если это условие не выполнено, душа продолжает пребывать в процессе гилгула, однако это не столько воздаяние за грехи, сколько предоставление возможности выполнить заповеди и продолжить дело самоосвобождения. Мистики Цфата были глубоко уверены в будущем избавлении мира от зла, и все их творчество и дела проникнуты оптимизмом и общечеловеческим гуманизмом. Именно они создали большую часть застольных песен, распеваемых во время празднования суб­боты в еврейских семьях. Самым знаменитым считается гимн «Леха доди» («Выходи, друг мой»), который поют вечером в пят­ницу, как бы в ожидании встречи Невесты - Субботы. В Цфате сложилась традиция перед вечерней субботней трапезой читать главу 31 из Притчей Соломоновых об идеальной жене и матери: «Кто найдет добродетельную жену?» (евр. - эшет хаиль). Кабба­листы ввели обычаи произнесения полночных молитв, оплаки­вающих разрушение Храма, постов накануне новолуния и т. д. Мысль о всеобъемлющей любви ко всем человеческим существам отражена в их молитве, читаемой на сон грядущий: 4 Владыка все­ленной, я прощаю всех, кто рассердил и обидел меня, нанеся урон моему телу, чести и имуществу, умышленно или ненамеренно, сло­вом или делом. Пусть никто не понесет из-за меня наказания». Все нововведения школы Лурии сведены в особый сефардский молитвенник «Сидур Ари». Учение каббалы очень быстро распространилось по всем иу­дейским общинам Европы. В эпоху Реформации и позднее оно заинтересовало многих нееврейских ученых. Более того, возник­ла христианская каббала, в которой утверждалось, что истинный смысл каббалы - христианский. Первым идеологом этого дви­жения стал итальянский ученый эпохи Возрождения Пико де Мирандола. С христианской каббалой связаны имена философов Р. Луллия и мистика Я. Беме. Некоторые мотивы каббалы, в част­ности идея цимцума, нашли отражение в произведениях филосо­фов - Ф. Шеллинга, Г. В. Лейбница, И. Ньютона и др.

    Заключение

    Разумеется, нельзя отрицать, что членам иудейских общин не всегда удавалось соблюсти высокие принципы иудаизма. В усло­виях борьбы за выживание имели место нарушения строгих нрав­ственных заветов иудаизма даже по отношению к единоверцам. Постоянное противостояние враждебному окружению нередко приводило к сознательному отрицанию любого внешнего влия­ния, к фанатической замкнутости, сведению всякого знания к бес­конечному схоластическому заучиванию священных текстов, их комментированию и даже к элементам мистического колдовства. При всей своей специфике, вся иудейская мистика никогда не упускала из виду суть классического раввинистического иудаизма, который рассматривает изучение Торы и следование заповедям как основной смысл праведной жизни. Иудейская поговорка «Бог, Израиль (народ) и Тора суть одно и то же» соотносима с любым течением иудаизма. Поскольку Тора есть земное выражение Божественного откровения, а заповеди, данные Израилю, раскрывают подлинный смысл установления божественного единства, все три понятия образуют взаимозависимую целостность. Опирающееся на законы Торы религиозно‑обрядовое единообразие, принятое иудейскими общинами в разных уголках земли, всегда имело многочисленные историко‑культурные вариации. Постоянное ощущение исключительности своей судьбы и уникальности своего жизненного пути, и вместе с тем, удивительная гибкость и пластичность, – вот то, что помогало иудаизму и адаптироваться в новых исторических условиях, и трансформировать эти условия в соответствующие проявления иудейской жизни и веры.

    Литература

    1. Беленький М.С. «Иудаизм», - М: «Политиздат», 2012

    2. Вихнович В.Л. «Иудаизм», - М: «Академия исследования культуры», 2010

    3. Гасратян С. М. История и идеология еврейского религиозного движения Х1Х-ХХ вв. М., 1999.

    4. Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. М., 2002.

    5. Шолем Т. Основные течения в еврейской мистике. М.; Иерусалим, 2004.


    написать администратору сайта