Главная страница

Список_терминов_по_Античной_философии. Мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея


Скачать 69.35 Kb.
НазваниеМистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея
Дата31.03.2021
Размер69.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСписок_терминов_по_Античной_философии.docx
ТипДокументы
#190144
страница2 из 3
1   2   3
1   2   3

34.

Монотеизм

 (букв. «единобожие» от греч. μονος «один» + θεος «бог») — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.


35.

Пантеизм

Философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее божество/бога и мир. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов παν - «всё, всякий» и θεός - «бог, божество».

36.

Деизм

 (от лат. Deus — Бог) — религиозно-философское воззрение, характерное прежде всего для философии Нового времени. Сам термин получил распространение в протестантских кругах, в частности у социниан, которые употребляли его, чтобы обозначить свое отличие от атеистов. В 17 в. Д. обнаруживает себя в т.н. естественной религии, развивавшейся X. Чербери, Т. Гоббсом, отчасти Дж. Локком. Б. Паскаль классифицировал деистов (наряду с атеистами и либертенами) как противников христианства, а Ж. Боссюэ — как «скрытых атеистов». Наивысшее развитие Д. получил в философии Просвещения. Деистами было большинство фр. энциклопедистов. В Великобритании к деистам относят Дж. Толанда, А. Шефтсбери, М. Тин-дала, Г. Болингброка. В Германии к Д. примыкали Д. Реймарус, М. Мендельсон, Г.Э. Лессинг.

37.

Атеизм

(др.-греч. ἄθεος «отрицание бога[1]; безбожие[2]»; от ἀ «без» + θεός «бог») в широком смысле — отвержение веры в существование любого божества/бога. В более широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование богов, в более узком — убеждение в том, что богов не существует. Атеизм противоположен теизму понимаемому в самом общем случае как вера в существование одного или нескольких богов. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. По отношению к религии атеизм — мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное.

38.

Три тезиса Горгия о небытии

Горгий – древнегреческий философ-софист и риторик. В историю философии Горгий вошел благодаря сочинению с названием «О том, чего нет, или О природе».
В нем подробно аргументируются три тезиса: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истолковать другому. Основные аргументы Горгия к тезисам: 1) если бы нечто было, оно было бы либо возникшим, либо невозникшим. Невозникшее же должно быть бесконечным, бесконечное не может находиться ни в самом себе, ни в другом, а то, что нигде не находится – ничто.
2) Если реальное («то, что есть») мыслимо, то нереальное («то, чего нет») должно быть немыслимо. Однако Сцилла и Харибда мыслимы. Значит, реальное немыслимо.
3) Словесное общение невозможно, так как «вещи – не слова и так как никто не вкладывает (в слова) тот же смысл, что другой». Аргументация 3-го тезиса предполагает гиперсенсуализм: знание предмета отождествляется с его непосредственным чувственным восприятием, не передаваемым в слове; зрительный образ не может быть передан акустически и т.д.


39.

Софисты о религии

Софисты и религия были просто несовместимы. Люди же знали все о жизни богов. Они наделяли их человеческими чертами, изображение их в человеческом виде, приписывали им жизнь, свойственную им самим. Они создают семьи, рожают детей. А сама религия и почитание божеств происходило лишь тогда, когда жители устраивали праздники для богов, различные обряды. Взгляды же софистов на религию оказали свое влияние, уменьшив веру людей в богов. Особенно это коснулось людей образованных, испытывающих недовольство от давления государства. Остальное же общество высказывания софистов восприняли в штыки.

40.

Софисты о природе

Софисты четко разделяли законы природы и законы общества. Законы природы действуют для всех, они неизменны. А все человеческие установления - это результат соглашения между людьми.

41.

Софисты о цивилизации

Софисты подвергали критике основания старой цивилизации. Они видели порок этих оснований — нравов, обычаев, устоев — в их непосредственности, которая составляет неотъемлемый элемент традиции.

42.

Антропоморфизм

Перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, животных, растения, природные явления, сверхъестественных существ, абстрактные понятия и др. Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка, изобразительных искусств и т. п. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными.

43.

Эманация

Понятие античной философии, вектор перехода от семантически и аксиологически] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

44.

«Золотая середина» Аристотеля

Понятие древнегреческой философии, особенно у Аристотеля, означающее желанную середину между двумя нежеланными крайностями. Так, добродетель храбрости лежит посередине между пороками безрассудства и трусости.

45.

Части души и типы душ (Платон)

Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны.

46.

Части души и типы душ (Аристотель)

Аристотель выделяет несколько видов или частей души. Это, во-первых, растительная часть, определяющая процессы питания построения организмов. Она существует как у человека и животных, так и у растений. Две другие части души — ощущающая и разумная — соответствуют современным представлениям о психике.

47.

Пневма

(греч. πνεῦμα «дыхание; дуновение; дух») — широко толкуемый термин древнегреческой медицины и философии. В стоицизме пневма — жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнём, космическое «дыхание», дух. В раннехристианской философии — «Святой Дух», третье лицо Троицы.

48.

Демиург

В античной философии (преимущественно в платонизме) — создатель вещей чувственно воспринимаемого космоса. В христианском богословии — одно из именований Бога как создателя и строителя всего существующего. В гностицизме — создатель (церк.-слав. зиждитель), справедливый творец видимого космоса и бог евреев, занимающий среднее место между всеблагим Первоотцом совершенного духовного бытия (Богом истинных христиан, или гностиков) и злым, тёмным началом — сатаной, богом материи, хаоса и язычества.

49.

Эпохе

 принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всех метафизических высказываний — суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания. Термин впервые встречается у Аристотеля и получает дальнейшую разработку у Пиррона.

50.

Космополитизм

идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. Согласно Дж.

51.

Экстаз (неоплатонизм)

это учение о потусторонности, сверхразумности, сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Крупнейшими представителями неоплатонизма были Плотин,Порфирий (III в. н.э.), сириец Ямвлих (IV в. н.э.), Прокл (V в. н.э.).

52.

Телеология

 (от греч. τέλειος «заключительный, совершенный» + λόγος «учение») — онтологическое учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин. Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?». В современной методологии рассматривается как принцип объяснения, дополняющий традиционную причинность причинами-целями. Корни телеологического подхода к действительности следует искать в тех теряющихся в глубокой древности антропоморфных представлениях, когда люди стали приписывать явлениям и процессам природы целесообразный характер своих действий и поведения. Возникшие позднее попытки объяснения целесообразности в природе и обществе с помощью принципов механистического детерминизма и причинности потерпели тогда неудачу. Уже в античной философии предпринимаются усилия по объяснению процессов развития в живой природе и истории с помощью особых целевых причин.

53.

Докса

(от др.-греч. δόξα — «мнение», «взгляд») — общепринятое мнение[1]. Этот термин возник в Древней Греции и является термином риторикиСофисты использовали или опровергали доксы в своих целях, тем самым заставляя слушателей (так называемых пациентов) менять своё мнение, при этом пациент думает, что всегда считал так, а не иначе. В Римской республике и в современном мире этот метод используют в юриспруденции и политике.

54.

Эпистема

Центральное понятие теории «археологии знания» Мишеля Фуко, введённое в работе «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук». Эпистема - совокупность векторов познания во всех видах дискурса в данный исторический период.

55.

Светлое познание (Демокрит)

Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного познания. Первое, чувственное познаниеДемокрит считает "тёмным", так как оно затемняется обманом ощущений, индивидуальными особенностями познающего субъекта и т.д. Второе же, разумное познание, он называет "светлым", так как оно глубже проникает в суть вещей, способна открыть существование атомов и пустоты.

56.

Темное познание (Демокрит)

Первое, чувственное познаниеДемокрит считает "тёмным", так как оно затемняется обманом ощущений, индивидуальными особенностями познающего субъекта и т.д. Второе же, разумное познание, он называет "светлым", так как оно глубже проникает в суть вещей, способна открыть существование атомов и пустоты.

57.

Атом

Частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств. Атомы состоят из ядра и электронов.

58.

Катарсис

Процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения или сопереживания при восприятии произведений искусства.

59.

Изостения

(греч. isostheneia – равенство силы) – термин, введенный древнегреческими скептиками (см. Скептицизм), обозначающий равносильность, равновесие суждений. Скептики утверждали, что обо всех вещах можно высказать противоположные суждения – и положительные, и отрицательные; и да, и нет. Так как все течет, все изменяется, то, согласно учению скептиков, ни о чем вообще ничего определенного сказать нельзя. Одинаковая сила аргументов «за» и «против» приводит к выводу, что ни одно из суждений не имеет большей силы. Следовательно, истинный философ должен воздерживаться от однозначных суждений вообще.

60.

15 скептических тропов

Скептические тропы распадаются на два больших блока, первый из которых содержит десять аргументов против достоверности чувственного познания и принадлежат младшему скептику Энесидему, второй - пять доказательств несостоятельности рационального познания, принадлежащих также младшему скептику Агриппе.

10 троп Энесидема

  1. разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно»;

  2. среди людей также не существует единства. Их чувства и их отношение к одним и тем же вещам настолько различны, что нет смысла доверять ни своему, ни чужому суждению;

  3. один человек имеет несколько разных органов чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому нужно отдать предпочтение;

  4. состояние человека постоянно меняется, и в зависимости от этого он выносит разные суждения;

  5. суждение или оценка ситуации также зависят от обычаев того народа, к которому человек принадлежит. Эти оценки могут быть прямо противоположны;

  6. ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Поэтому ни о чём нельзя сказать, что оно есть на самом деле;

  7. вещи представляются различными в зависимости от места, которое занимают;

  8. вещи различны в зависимости от их количества и качества;

  9. восприятие вещей зависит также от того, насколько часто они встречаются;

  10. суждения о вещи выражают не её саму, а её отношение к другим вещам и к воспринимающему.


написать администратору сайта