Главная страница

Список_терминов_по_Античной_философии. Мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея


Скачать 69.35 Kb.
НазваниеМистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея
Дата31.03.2021
Размер69.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСписок_терминов_по_Античной_философии.docx
ТипДокументы
#190144
страница1 из 3
  1   2   3

1.

Орфизм

Мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея.

2.

Семь мудрецов

Особо чтимые древнегреческие политики и общественные деятели, мыслители VII-VI веков до н. э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни, житейской практической мудрости.

3.

Софистика

1) учение древнегреческих софистов. 2)  применение софизмов в дискуссии; подмена понятий.

4.

Майевтика

 — «повивальное искусство», от μαῖα — «повивальная бабка, повитуха») — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом], заключающийся в раскрытии понятий путём последовательных вопросов, через «испытание» (ἐξέτασις).

5.

Архэ

в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель.

6.

Диалектика Гераклита

 древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем. О жизни Гераклита Эфесского сохранилось очень мало данных.

7.

Диалектика Платона

У Платона даётся диалектика пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется у Платона «в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности» (А. Ф. Лосев, А. Г. Спиркин).. В диалоге «Софист» Платон излагает учение о родах сущего.

8.

Диалектика Зенона

это искусство опровергать противника в споре и посредством аргументов ставить его в затруднительное положение. Если короче, то диалектика – это искусство спора. Основателем диалектики был Зенон Элейский.

9.

Диалектика Сократа

Диалектика, в понимании Сократа, есть метод исследования понятий, способ установления очных определений. Определение, какого - либо понятия для него было раскрытием содержания этого понятия, нахождением того, что заключено в нем.

10.

Ирония (Сократ)

это скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя «многознающим». Прикидываясь простаком, Сократ обращался к человеку с вопросом по той теме, в которой тот был сведущим.

11.

Диалог (Сократ, Платон)

Гиппий меньший». Основная мысль этого диалога -доказать, что знание лучше незнания даже и тогда, когда человек поступает дурно. 2. В содержании диалогах второго периода, начинающегося со смерти Сократаи с переселения Платона разъясняется необходимость добродетели, основанной на врожденном человеку знании; другая основная тема диалогов этого периода-самобытное существование понятий (идей). В диалогах «Евтифрон» и «Гиппий больший», Платон объясняет, каким образом из признаков отдельных частностей составляется общее понятие о предмете, и доказывает, что нельзя найти правильное определение качества предметов, не зная идеи этого качества, (самостоятельной сущности этого качества). Например, нельзя определить, что такое красота, проявляющаяся в красивых предметах, не зная, что такое красота сама по себе, не зная идеи красоты.

12.

Апейрон

 (греч. ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное») — понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении.

13.

Ум – Перводвигатель (Аристотель)

это принцип всего, Космоса в це-лом, это все материальное в пределе своего становления - как ди-намического, так и целевого (энтелехиального), равно как и смы-слового (умственного). Концепция ума-перводвигателя явилась логическим заключительным звеном развиваемых Аристотелем представлений о единстве материи и эйдоса.

14.

Нус Анаксагора

(от греч. vovc, — ум, разум, дух) — категория греч. философии, означающая разумное начало в человеке и мире. В отличие от др. ментальных терминов, Н. указывает на интуитивное целостное схватывание истины. Категориальное значение Н. приобретает в философии Анаксагора как правящее, всепроницающее, всезнающее и ни с чем не сливающееся начало.

15.

Космос (Пифагор)

Согласно Диогену Лаэрцию, Пифагор был первым, кто назвал Вселенную «Космосом».В древнегреческой космологии Космос считался ограниченным, в его центре располагалась неподвижная Земля, вокруг которой вращались все небесные тела, включая Солнце. Звёзды располагались на периферии Космоса.


16.

Метампсихоз

 (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») — религиозно-философская доктрина, согласно которой бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность часто называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я». Согласно подобным верованиям, в каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений. Также существуют представления о том, что цепь перевоплощений имеет некоторую цель и душа в ней претерпевает эволюцию. Представление о переселении душ присуще ряду религиозных систем, а также встречается в отрыве от какой-то религиозной системы (в личном мировоззрении).

17.

Скептицизм

Философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. На русский язык «скепсис» часто переводят как «сомнение», но при этом теряются важные оттенки смысла: желание познания искажается до самодовольного неверия; если и не невежества, то интеллектуального бессилия.

18.

Агностицизм

Философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге. Для агностиков существование Бога, божественного или сверхъестественного неизвестно или непостижимо.

19.

Эйдос (Платон)

 (др.-греч. εἶδος — вид, облик, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии — категориальная структура, интерпретирующая исходную семантику какого-либо понятия.

20.

Форма (Аристотель)

Форма и материя – в философии Аристотеля две из четырех «причин», или «принципов» бытия.1) Материя есть начало образующее реальность чувственно воспринимаемую, материя - "субстрат формы". Материя сама по себе - это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму.
2) Форма образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому - это субстанция в полном смысле слова.

Т.о. форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи

21.

4 причины (Аристотель)

Аристотель называет четыре различных причины бытия любого объекта, указывающих на его сущность:

1. Материальная причина – материя (глина или бронза, например)

2. Действующая причина – источник (скульптор, например)

3. Формальная причина – сущность (форма, схема, план или иная формирующая структура)

4. Конечная причина – конечная цель (та функция, которую данный предмет в конечном итоге должен выполнять)

Эти четыре причины можно понять как четыре аспекта, объясняющих каждый существующий объект бытия.

22.

Первоэлементы (Аристотель)

Учение о стихиях или первоэлементах, из которых состоит все сущее, имеет очень древние корни. Классически в западной оккультной традиции принята система элементов разработанная греческим философом Аристотелем (384 – 321 до н.э.). Аристотель рассматривал стихии как соединение четырех качеств (сил): холода и тепла, сухости и влаги.

23.

Образ Пещеры (Платон)

это и есть символ темницы, в которой пребыва-ет человеческая душа, погруженная только в сферу собственной чувственности, не ведающая пути восхождения к благу как первопринципу и первопричине бытия и познания. Примечатель-но, что Платон использует столь же вырази-тельную, как и образ пещеры, визуальную ме-тафору и для идеи блага: «чем будет благо в.

24.

Первоматерия

 это проявление Абсолюта, его энергетическая субстанция, его оболочка, которая вибрирует с ним в едином дыхании в своей сложной вибрации.

26.

Детерминизм

Учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом, либо природой, либо человеческой волей, либо развитием общества.

27.

Органон

Традиционное название философских сочинений Аристотеля, посвящённых логике. Название «Органон» принадлежит не самому Аристотелю: принято считать, что оно закрепилось благодаря комментатору и издателю трудов Аристотеля Андронику Родосскому.

28.

Натурфилософия

Исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Яркими представителями натурфилософии в средние века являлись схоласты. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется философией науки, отсекающей всякую гипотезу, которая не представляется необходимой для доказательства. Тем не менее, различные натурфилософские системы появлялись в XIX и XX веках.

29.

Апория

(греч. ἀπορία «безысходность, безвыходное положение») — это вымышленная, логически верная ситуация (высказываниеутверждениесуждение или вывод), которая не может существовать в реальности. Апоретическое (апорийное) суждение фиксирует несоответствие эмпирического факта и описывающей его теории. Апории известны со времён Сократа. Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи.

30.

Силлогизм

 (др.-греч. συλ-λογισμός «подытоживание, подсчёт, умозаключение» от συλ- (συν-) «вместе» + λογισμός «счёт, подсчёт; рассуждение, размышление»):

  • Силлогизм в широком смысле — дедуктивное умозаключение.

  • Силлогизм в узком смысле — частный случай двухпосылочного дедуктивного умозаключения.

  • Статистический силлогизм — недедуктивное умозаключение, основанное на типичном свойстве класса объектов.




31.

Эристика

Искусство спора, диспута и полемики, разрабатывавшееся софистами. Аристотель эристикой называл искусство спора нечестными средствами. Эристическая аргументация направлена на то, чтобы доказать правоту спорящего вне зависимости от его истинной правоты. Эристику следует отличать от софистики - в отличие от последней она строится не на ошибках и подменах, а на убеждении других в своей правоте.

32.

Релятивизм

Релятивизм– философский принцип интерпретации природных, социокультурных, мировоззренческих, когнитивных объектов в их отношении друг к другу и своему окружению. Релятивизм подчеркивает примат связи объектов над их субстанциальными свойствами, приоритет целостности, системности реальности над ее отдельными частями, развития над сохранением.


33.

Политеизм

Система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм является религиозной системой и типом теизма, в рамках которого, политеизм противостоит монотеизму - вере в единого Бога, и атеизму - отрицающему существование единого Бога и любых других богов.
  1   2   3


написать администратору сайта