|
Список_терминов_по_Античной_философии. Мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея
5 троп Агриппе
О каждой обсуждаемой вещи существует неразрешимый спор как в жизни, так и среди философов, и невозможно достоверно выбрать одно из противоречащих суждений. Любое доказательство требует доказать то, на что опирается, и так до бесконечности. Восприятие любого объекта субъективно, поэтому следует воздерживаться от суждения о вещах как таковых. Если избежать бесконечности доказательста (п.2), то придётся некое доказательство назначать верным a priori; но положение, принимаемое на веру, не может быть достоверным доказательством. Ещё один вариант — зацикливание доказательств в порочный круг; такие взаимозависимые «доказательства» не могут считаться достоверными.
61.
| Космополитизм
| идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. Согласно Дж.
| 62.
| Эвдемонизм
| этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье.
| 63.
| Гедонизм
| (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.
| 64.
| Атараксия
| Душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом. В учениях представителей различных направлений философии понятие атараксии занимало различное место.
| 65.
| Автаркия
| (от др.-греч. αὐτάρκεια — самообеспеченность; самодостаточность) — система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой[1]; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную внутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия — закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет.
| 66.
| Аполитичность
| (с греч. — «а» — отрицательная частица + политика) — отрицательное или безразличное отношение к политике, к участию в общественной жизни. Аполитичность характерна для общества, в котором ограничивается влияние широких масс на деятельность политиков, партий, государства и его учреждений. Одно из проявлений аполитичности — отказ значительного числа избирателей от участия в выборах представительных органов, хотя иногда бойкот выборов является и активной политической позицией.
| 67.
| Логос (Гераклит, стоики)
| (греч. λόγος – речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) – понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына, второе лицо Троицы. Как философское понятие появляется у Гераклита, хотя толкование его остается в высшей степени спорным, вплоть до отрицания за логосом какого-либо смысла, кроме общеупотребительного (слово, высказывание).
| 68.
| Единое (неоплатонизм)
| универсальная логическая система, объясняющая строение Сущего и любого явления в Сущем. Конструкцию Сущего и явлений в Сущем неоплатонизм определяет постепенным «ослаблением» первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: Единое, Ум, Душа, Космос, материя.
| 69.
| Эклектика
| Художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях; обычно проявляется в периоды смены больших художественных систем. В русской/советской историографии термин «эклектика» долгое время употребляли в качестве синонима термину «историзм».
| 70.
| Формы государственного устройства (Платон)
| Платон выделил семь типов государства:
1.идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах
2. монархия — справедливая власть одного человека;
3. тирания — несправедливая власть одного человека;
4. аристократия — справедливая власть меньшинства;
5. олигархия — несправедливая власть меньшинства;
6. демократия — справедливая власть большинства;
7. тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия - несправедливые формы гос-ва, а демократия - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
| 71.
| Добродетель-арете (Сократ, софисты, Платон,Аристотель, стоики
| Согласно Аристотелю, самая главная цель человека — прожить хорошую жизнь. Для него это означает использование добродетелей, которым мы призваны следовать. Добродетель — своего рода совершенство.
по Сократу,- это божественный разум, доступный, и то не полностью, лишь философскому уяснению в понятиях. Сократ различил четыре вида добродетели: благоразумие, праведность, стойкость, воздержание.
Платон рассматривает четыре главные добродетели: мудрость, смелость или доблесть, умеренность и справедливость. Мудрость – это добродетель рациональной части души, а смелость – ее духовной части; умеренность же заключается в союзе духовной и вожделеющей части, находящихся под властью разума.
| 72.
| Каллокагатия
| Термин, использующийся в античной Этике, составленный из двух прилагательных: καλός и ἀγαθός. Что в приблизительном переводе будет «нравственная красота». Большое значение термин имел в классический период философии Древней Греции, однако можно проследить его более раннюю историю. Наиболее тесно калокагатия связана с греческой системой образования - «Пайдейя». Первое упоминание калокагатии относится к сохранившимся материалам о Семи мудрецах. Наставление Солона рекомендует хранить калокагатию «нрава вернее клятвы».
| 73.
| Эон
| В древнегреческой мифологии и теокосмогонии божество, персонификация всей длительности времени. Предположительно связан с иранскими представлениями о Зурване. В римской мифологии Эону соответствует Этернитас.
| 74.
| 3 части философии у Эпикура и стоиков
| Каноника – раздел в котором эпикур размышляет о критериях истины, к которым относится ощущение.
Физика – Эпикур исходит из признания вечности и беспредельности вселенной, а также идеи множественности миров.
Этика – исходит из идеала мудреца, который достиг безмятежного и невозмутимого состояния. Которое лишено страдания, а потому торжественно с удовольствием.
| 75.
| Триадизм СУЩЕГО у Прокла (неоплатонизм)
| Эта триада господствует у Прокла решительно везде, включая все самое высокое и все самое низкое, включая отвлеченные понятия: богов, живые существа, весь мир, все отделы философии, мифологии, мантики и т. д. Мир Души у Прокла также триадичен; сюда входят божественные, демонические и человеческие души.
| 76.
| Агон
| Борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий. В греческой мифологии Агон - персонификация состязаний.
| 77.
| Эпикур о 3-х страхах и трех группах наслаждений
| Наслаждение:
Естественные и необходимые
Естественные, но не необходимые
Неестественные и не необходимые
Страхи:
Перед богом
Перед смертью
Перед страданиями
| 78.
| Теория у греков
| У греков теория (точнее, феория) – это образ жизни созерцателей, а не практиков. В Новое время теория – это рас-смотрение, слежение, домогание, "... до жути решительная обработка действительности"
| 79.
| Теоретический образ жизни
| Созерцательная, «теоретическая» жизнь это высший образ жизни, развитие в себе духовного начала, самосовершенствование. Развивая разум, сдерживая страсти, человек становится разумным. Созерцательный, «теоретический» образ жизни предполагает, тем самым, важный шаг в развитии сознания.
| 80.
| Время и вечность у Платона
| Согласно Платону, время — «движущееся подобие вечности», и все его виды, все возникающее и исчезающее, прошлое и будущее, — все это «части» времени, «подражающего вечности и бегущего по кругу согласно [законам] числа»
| 81.
| Сотворение мира у Платона.
| Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса, Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный демиург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо.
| 82.
| Мировая Душа у Платона
| Для Платона мировая душа – это совершенная гармония. Мир не мыслим без души, как разумность не мыслима без души. Душа есть начало движения и источник его. Душа – необходимое начало между идеей и материей.
| 83.
| Мировой Ум у Аристотеля.
| Мировой Ум, тончайшее и легчайшее вещество — содержащее, по Аристотелю, полное знание обо всем и обладающее абсолютной силой — приводит это вещество в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются.
| |
|
|