Таро. Таро_Полное_руководство_по_чтению_карт_и_предсказательной_практи. Мне повезло я наблюдала, как работают мастера
Скачать 7.02 Mb.
|
Глава III. Таро как образно-символическая система XIX Солнце? А о чем говорит закрытая и удерживаю- щая поза героя Четверки пентаклей? 2. Что происходит на картинке? Что делают персо- нажи? Какими качествами они обладают? Старшие арканы похожи на аллегории и чаще всего прямо не вы- ражают своим образно-символическим содержанием ситуации или события, а вот Числовые арканы, нао- борот, с помощью образов говорят о неких ситуациях. На Шестерке мечей мы видим плывущую лодку, и она намекает нам на дорогу, путешествие. На Пятерке жезлов мы видим пятерых юношей, которые сошлись в битве. На Семерке мечей мы видим, как главный персонаж крадется на цыпочках. О чем это может го- ворить? Может, о его хитрости? Или, может, о лов- кости обманщика и вора? Наверное, о том и другом. Задание 3. Представьте себя приплясывающим и жон- глирующим пареньком из Двойки пентаклей. Что это за состояние? И какими качествами нужно обладать, чтобы умело жонглировать несколькими предмета- ми одновременно? Разглядывая карты и задавая себе такие вопросы, мы приближаемся к понимаю тех смыслов, которые сто- ят за образами арканов. 3. Отношения между персонажами карты. На не- которых арканах изображено несколько фигур. Они между собой каким-то образом взаимодействуют. 39 3.2. Символический язык арканов Таро Характер отношений и взаимодействия этих персо- нажей несет смысл. Например, на Двойке кубков мы видим парня и девушку, они пристально смотрят друг на друга и протягивают кубки. Глядя на этот образ, мы понимаем, что карта говорит об образовании со- юза, гармоничном партнерстве, взаимности и любви. Отметим, что на некоторых картах изображены персо- нажи, находящиеся в диаметрально противополож- ных ролях. Таковы, например, карты Пятерка мечей и Шестерка пентаклей. На первой из них на переднем плане мы видим мужчину, который смотрит с ухмыл- кой на двух других, ушедших вглубь карты. Он вы играл, а они проиграли битву. Здесь представлены соответ- ственно две роли: «победитель» — «проигравший». На Шестерке пентаклей в центре карты мы видим бла- городного господина, который подает милостыню ни- щим. Ситуация, представленная на карте, также вклю- чает две роли: «тот, кто дает; оказывает помощь» — «тот, кто берет; получает помощь». Сложность этих карт заключается в том, что не всегда бывает понят- но, в какой роли находится кверент (человек, для ко- торого читается расклад). В таких случаях применя- ются методы уточнения, о которых мы скажем позже. 4. Отсутствие человеческих фигур и наличие жи- вотных и мифических существ в символике арканов также значимый фактор. Например, на аркане X Коле- со Фортуны нет человеческих фигур, но есть мифиче- ские (Сфинкс, Германубис и Тифон). О чем это может 40 Глава III. Таро как образно-символическая система говорить? Это можно интерпретировать так: те силы, о которых говорит аркан, сложно или вообще невоз- можно контролировать, а чисто человеческий фактор практически ничего не значит (нет людей — нет че- ловеческого фактора). На аркане XVIII Луна изображены только животные (собака, волк и рак). Символика животных разно- образна и богата, но животные в целом символизиру- ют нашу инстинктивную природу. Как говорил Ари- стотель, человек — это социальное животное. От- сутствие человеческих фигур и присутствие только животных намекает именно на животный аспект че- ловека, а социальный как бы уходит в тень и стано- вится незначим в контексте аркана. Также значимо наличие сверхчеловеческих фигур (ангелы, архангелы, гении и т. п.). Присутствие та- ковых можно интерпретировать как наличие сверх- сознательных сил или сил, которые нам неподвласт- ны. Например, на аркане VI Влюбленные мы видим ангельскую фигуру в небесах (иногда ее интерпрети- руют как архангела Рафаила). Можем ли мы контро- лировать влюбленность, то взаимное притяжение, ко- торое случается как бы само по себе?! Задание 4. Внимательно рассматривая карты, раз- делите всю колоду на группы карт: а) карты, на ко- торых есть один персонаж, имеющий человеческий об- раз; б) карты, на которых представлены два и более 41 3.2. Символический язык арканов Таро персонажа, имеющих человеческий образ; в) карты, на которых есть мифические существа; г) карты, на которых есть животные (в том числе рыбы, пти- цы и т. п.); д) карты, на которых нет человеческих фигур, животных, мифических существ. Некоторые карты при таком разделении колоды могут подхо- дить к нескольким группам сразу. Поместите их в ту, в которую посчитаете нужным. Затем, рассматривая эти группы карт, попытайтесь проанализировать: 1) что делают персонажи первой группы карт и в каком состоянии они находятся?; 2) как взаимодействуют персонажи на картах вто- рой группы? О каких ситуациях могут говорить эти карты?; 3) используя справочную литературу, проа- нализируйте символику мифических существ, изобра- женных на картах третьей группы; 4) обдумайте, ка- кие смыслы вносят животные, изображенные на ар- канах четвертой группы, в сам аркан; 5) что могут значить карты пятой группы? 5. Также важен контекст (пейзаж) со всеми деталями, в который фигуры помещены. Часто контекст симво- лически выражает общий эмоциональный фон либо, шире, отражает общее состояние или вообще качество жизни. Например, абсолютно черный фон на Девятке мечей говорит о горечи, страдании, темных мыслях или просто о ночи (которую тоже можно понимать символически — ночь души). На следующей за ней Десятке мечей мы видим, что сумрак рассеивается, 42 Глава III. Таро как образно-символическая система виден рассвет, что можно интерпретировать, с одной стороны, как конец страданий, а с другой — как пред- вестие нового этапа (новый день — новая жизнь). Жен- ская фигура на Девятке пентаклей находится в пыш- ном саду, винограднике. Обилие созревших гроздьев винограда говорит об изобилии жизни, достатке, зре- лости, плодородии. 6. Мелкие детали. На многих арканах изображены мелкие, еле заметные детали. Однако они многое мо- гут сказать. Например, на той же Девятке пентаклей, если приглядеться, можно увидеть улитку в нижнем левом углу. Улитка является символом медлительно- сти (так как ползает медленно), а также настойчиво- сти, благодаря которой удается завершить начатое до конца и добиться успеха. В контекст аркана эта ма- ленькая улитка вносит важный смысл: такой богатый урожай невозможно получить быстро и сразу — для этого требуется время и терпение. Символ мал, а пе- редаваемый им смысл достаточно значим. 7. Статика/динамика. Есть ли движение на карте или фигуры стоят неподвижно? Динамичные образы ча- сто передают идею изменений, перемен или просто говорят о дороге и физическом перемещении. Таковы, например, Рыцари жезлов, кубков и мечей, Шестер- ка мечей и Восьмерка кубков. Неподвижные образы, наоборот, выражают идеи статики, стабильности, от- сутствия изменений или даже ограничений (напри- мер, Восьмерка мечей). 43 3.2. Символический язык арканов Таро Задание 5. Рассмотрите все карты и разделите их на две группы: карты, на которых представлены ста- тические образы, и карты, на которых есть динами- ка. А после этого внимательно рассмотрите карты второй группы и подумайте, чем они между собой от- личаются. Одинакова ли интенсивность движения? Как вы думаете, о чем могут говорить обнаруженные вами различия? 8. Повторяющиеся мотивы. В символике некото- рых арканов могут повторяться мотивы (какие-то детали из одной карты кочуют в другую). Если об- ращать на это внимание, то смыслы арканов стано- вятся понятнее и содержательнее. Например, если посмотреть на Четверку кубков, то можно увидеть, что в ней присутствует образ из Туза кубков — рука, которая появилась из облака и держит кубок. И если образ Туза кубков выражает идею появления чего-то нового (шанс, возможность, новые чувства и т. п.), то в контексте Четверки кубков — это возможно- сти, которые мы не видим или игнорируем (глав- ный персонаж карты смотрит на три кубка, стоя- щие перед ним, а четвертый, появившийся из обла- ка, он не видит). Задание 6. Внимательно рассмотрите Двойку кубков и попробуйте найти карту, в которую «перекочева- ла» пара из этого аркана. Что добавилось в этой дру- гой карте? Как вы думаете, как эти карты по своим смыслам связаны между собой? 44 Глава III. Таро как образно-символическая система Есть более общие элементы символики: к ним можно отнести цвет и число. Символика чисел будет разо- брана в главе «Общие принципы интерпретации Чис- ловых арканов». Здесь рассмотрим символику цвета. Ниже приводятся основные значения цвета в тради- ционном понимании западного символизма. В скоб- ках указано астрологическое соответствие. Белый (Луна) — благость, божья милость, святость, непорочность, чистота, невинность, целомудрие, очи- щение (альбедо — в алхимии). Ясность сознания, оза- рение. Добро, радость жизни, открытость, просветле- ние, возрождение. В негативе: слабость, безразличие. Черный (Сатурн) — зло, дурные вещи, отсутствие удачи, страдание, болезнь, смерть, скорбь и горечь. Неизвестное, тайное, непознанное. Отсутствие све- та, темнота, тень, темные мысли, греховные намере- ния. Оккультные силы и колдовство, разрушение, кос- ность материализма, невежество. Красный (Марс) — цвет крови и цвет огня. Главные значения — сила и любовь. Действие, страсть, вдох- новение, жизненность, кровное родство. Чувствен- ность и животворные силы. Красный в христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасе- ния людей, и Его любовь к людям. Негативная сторо- на: гнев, ярость, агрессия, вожделение, кровная месть, неуправляемые животные импульсы. 45 3.2. Символический язык арканов Таро Розовый (Венера) — чувствительность и эмоции. Моло- дость, изящество, нежность. Смешение белого с крас- ным может символизировать аристократическое, знат- ное происхождение. Желтый (Солнце) — атрибут бога солнца Аполлона, считался цветом мирового разума (Логоса), выра- жает энергию солнца, мужской принцип, сознание, осознанность, наивысшее и самое священное, поиски смысла, полноту и радость жизни, золото, гармонию, творчество. В колоде А. Э. Уэйта фон многих карт жел- того цвета, что символизирует осознанность, аполло- ническое сознание. В негативе: недоверие, зависть. Синий (Юпитер) — цвет истины; мистический, транс- цендентный цвет. Означает религиозное чувство, воз- несение души, преданность и невинность, цвет вечно- сти, смирения, благочестия, выражает идею самопо- жертвования и кротости, мудрость. Это цвет стихии Воды. Также может символизировать контакт с бессоз- нательным. Негативная сторона: несправедливость, холодность, тоска, меланхолия, опьянение. Зеленый (Венера) — цвет Венеры и природы; симво- лизирует плодородие, изобилие, жизнь, рост, юность, свежесть, весну, цветение природы, симпатию и лю- бовь, приспособляемость, уверенность, ожидание. Негативные значения: коварство, искушения, дья- вольский соблазн (сатане приписывались глаза зеле- ного цвета). 46 Глава III. Таро как образно-символическая система Пурпурный (Марс в соединении с Юпитером) — об- разуется из смешения красного и синего в различных соотношениях. Символизирует духовность, величие, пограничные состояния сознания, психическую энер- гию, ностальгию и память. Наука, красота, искус- ство. А также: амбиции, власть, высокое положение. Голубой — воздух, небо, чистая вода, душа, душев- ные силы и переживания, воображение. В негати- ве: «витание в облаках», болезненное воображение. Оранжевый — образуется из смешения желтого и красного цветов. Символизирует тепло, жизнен- ные силы, сексуальность. В Таро обозначает стихию Огня и масть жезлов и, соответственно, присущие им в негативных проявлениях гордость и амбицию. Серый — неосознанность, сумеречность, неопреде- ленность, а также равнодушие, безразличие. Считал- ся цветом простолюдинов (серая мышь) и символи- зировал убогость и безнадежность существования. Коричневый — цвет стихии Земли. Говорит о связи с землей, приземленности, прочной опоре; о чело- веке, занятом повседневными делами. В негативе: ограниченность, жесткость формы. Задание 7. Разделите все карты колоды на группы по преобладающим в них цветам. Еще раз просмотри- те информацию о символике цвета. Попытайтесь 47 3.2. Символический язык арканов Таро связать сюжеты, изображенные на картах, и инфор- мацию о символике цветов. Задание 8. До того как начать что-то читать о зна- чениях карт, выполните следующее очень полезное упражнение. Рассмотрите внимательно все Стар- шие арканы. Что каждый из них рассказывает вам? Обращайте внимание на всё: ключевой образ, цвета, растения, животных, мелкие детали. Изучив изо- бражения, запишите свои личные ассоциации для ка- ждой карты. Для этого заведите рабочую тетрадь, или дневник Таро. Последующее чтение любой лите- ратуры о Таро, в том числе и этой книги, так или иначе повлияет на ваше восприятие арканов. Воз- можность увидеть в картах «что-то свое» бывает только однажды. Задание 9. Выберите произвольно какой-нибудь Старший аркан. Внимательно рассмотрите все символы, изображенные на нем, и запишите их. Ис- пользуя справочную литературу или Интернет, проанализируйте информацию об этих символах. Изучение отдельных символов способствует более глубокому пониманию арканов. Возможно, такая практика станет для вас привычной при изуче- нии Таро. Напомним слова А. Э. Уэйта: «Истинное Таро — это символизм». В заключение этой главы мы хотели бы сказать не- много о роли символов в нашей жизни. 48 Глава III. Таро как образно-символическая система Человек постоянно задавался и задается вопросами о смысле своего бытия. Жизнь — это не столько про- цесс его биологического существования, сколько уси- лие понимания и осознания себя и своей жизни. Мы живем не только в физическом пространстве и вре- мени, но и в параллельном измерении — простран- стве смысла. «Непонятные события, чувства и мысли превращают- ся в нелепые картинки, которые по чистой случайно- сти складываются в линии нашей судьбы, — пишет Диана Гаспарян, анализируя философию сознания Ме- раба Мамардашвили. — Если они не осознаны и про- извольны, то предстают неким чужеродным матери- алом — историей, в которой мы принудительно игра- ем роли. Я тогда только могу сказать: „это моя жизнь“, если я понял ее смысл, а значит, тайный символ, в ней реализующийся» 10 Если жизнь не осознана, то это не совсем моя жизнь. Индивидуализация жизни происходит только через акт ее понимания, то есть через извлечение смыс- ла из пережитого и переживаемого, из тех собы- тий и ситуаций, которые происходят в нашей жиз- ни. Символы Таро помогают нам понять некий тай- ный смысл происходящих с нами событий и, шире, нашей жизни в целом. 10 Гаспарян Д. Философия сознания Мераба Мамардашви- ли. — М., 2013. — С. 56–57. ГЛАВА IV ИЗ ИСТОРИИ ТАРО. РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ ТАРО 50 ИЗ ИСТОРИИ ТАРО. РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ ТАРО Мир Таро многообразен. На данный момент суще- ствуют тысячи различных колод. Чтобы сориенти- роваться в этом многообразии, кратко рассмотрим историю Таро, выделив ее самые существенные вехи. 4.1. ВОПРОС ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАРТ ТАРО Происхождение карт Таро окутано множеством ми- фов и легенд. Высказывались следующие версии про- исхождения Таро: 1) египетская: Таро отражает систему посвящений, ко- торые проводились в египетских храмах; карты Таро — это способ сохранить священные знания жрецов Егип- та через создание игральных карт; арканы Таро — это те самые картины, которые были в храме посвящения в Древнем Египте и использовались для посвящений; 2) цыганская: Таро изображает священные мифы цыган; Таро в Европу принесли с собой цыгане; 51 4.1. Вопрос происхождения карт Таро 3) иудейская: Таро отражает изустное священное учение Моисея, которое он получил от Бога на горе Синай; 4) пифагорейская: Таро отражает учение древне- греческого философа и мистика Пифагора о тайных смыслах чисел. Все эти версии не получили своего подтверждения. Исторические исследования говорят о том, что кар- ты Таро в том варианте, который нам сейчас изве- стен (78 карт), появились в Европе, в Италии, в эпо- ху Возрождения. Колода Таро возникла на основе игральных карт. Игральные карты появились во множестве городов Европы в конце XIV века и были привнесены му- сульманами через Испанию. Европейские играль- ные карты — это адаптированные карты мамлю- ков. Козыри (которые позже назовут Старшими арканами) были добавлены к игральной колоде европейцами, а именно итальянцами, в первой половине XV века. Таким образом, Старшие арка- ны — это продукт европейской культуры поздне- го Средневековья. Этимология слова «Таро» также путана и туман- на. Известно, что название происходит от итальян- ского «tarocchi», тарокки (в единственном числе — «tarocco», тарокко), но его этимология — это загадка. |