Таро. Таро_Полное_руководство_по_чтению_карт_и_предсказательной_практи. Мне повезло я наблюдала, как работают мастера
Скачать 7.02 Mb.
|
ГЛАВА II СТРУКТУРА КОЛОДЫ КАРТ ТАРО 22 СТРУКТУРА КОЛОДЫ КАРТ ТАРО Классическая колода Таро состоит из 78 карт, или арканов. Слово «аркан» (от лат. arcanum) перево- дится как «тайна». На каждой карте представле- но особое, уникальное изображение, включаю- щее образы и символы, являющиеся ключом для понимания заложенных в карте смыслов. Карты в колоде делятся на несколько групп: Стар- шие (или Мажорные) и Младшие (или Минор- ные) арканы. Младшие арканы состоят из четы- рех мастей и, в свою очередь, делятся на две под- группы: Числовые арканы (от Туза до Десятки) и Придворные арканы (Пажи, Рыцари, Короле- вы и Короли). Колода Таро (78 арканов) Старшие арканы 22 аркана (0— XXI). Не имеют мастей Младшие арканы 56 арканов: по 14 арканов в 4 мастях 4 масти (жезлы, кубки, мечи, пентакли) Числовые (40 арканов: по 10 арканов в 4 мастях) Придворные (16 арканов: по 4 аркана в 4 ма- стях) 23 2.1. Старшие арканы 2.1. СТАРШИЕ АРКАНЫ В колоде 22 Старших аркана. Они имеют сплошную (обычно римскую) нумерацию от 0 до XXI. Каждый Старший аркан имеет свое название и уникальный образ. Это центральная часть колоды, отличающая Таро от обычных игральных карт. Образы Старших арканов архетипические по сво- ей природе и обладают большой глубиной. Архе- типы (arhe — «начало», typos — «печать», «отпеча- ток»), как их понимал К. Г. Юнг, представляют собой структурные элементы, «кирпичики» коллективного бессознательного, то есть того уровня психики, ко- торый един для всех людей. Архетипы «можно упо- добить общечеловеческим „психическим координа- там“, типическим формам или „архаическим остат- кам“» 1 . Они представляют собой общечеловеческие культурные универсалии, произрастающие из глу- бин коллективного бессознательного и постоянно воспроизводимые в культуре и человеческом опы- те. Архетипы сами по себе, в чистом виде, непредста- вимы, однако они проявляются через образы, сим- волы и идеи. Очень ярко архетипический психиче- ский уровень проявлен в мифах, легендах, сказках, 1 Зеленский В. В. Базовый курс аналитической психо- логии, или Юнгианский бревиарий. Изд. 2. — М., 2016. — С. 96. 24 Глава II. Структура колоды карт Таро религиях (через образы богов и богинь, мифологи- ческих и сказочных персонажей, существ, через ти- пичные сюжеты и мотивы и т. п.). У отдельного че- ловека архетипы проявляются через образы снови- дений и грезы, а также иногда через определенного рода переживания. Образы Старших арканов отличаются нуминозно- стью: их созерцание вызывает чувство встречи с чем- то таинственным, загадочным, глубоко впечатляю- щим или даже священным. Старшие арканы рассма- тривались в разных аспектах — предсказательном, психологическом, глубинно-архетипическом, ок- культном, магическом, энергетическом, метафизиче- ском и т. д. Они были предметом исследования мно- гих оккультистов, мистиков и философов: опираясь на них, создавали свои философско-эзотерические концепции Элифас Леви, Г. О. Мёбес, В. А. Шмаков, П. Д. Успенский, В. А. Томберг и др. Очевидно, что пристальный интерес со стороны оккультистов про- шлого и настоящего к Таро, а точнее, непосредственно к Старшим арканам, обусловлен именно архетипич- ностью и нуминозностью этих образов. И именно по- этому Старшие арканы и смогли для них стать своего рода отправной точкой в процессе познания, или, как выразился П. Д. Успенский, «философской машиной» 2 2 Успенский П. Д. Символы Таро (Старинная колода карт). Философия оккультизма в рисунках и числах. — Петроград, 1917. — С. 6. 25 2.2. Младшие арканы Старшие арканы за счет своей глубины и ар- хетипичности очень многозначны и богаты смыслами. Глубина их интерпретации зави- сит, с одной стороны, от глубины понимания самих арканов тарологом 3 , с другой — от за- данного картам вопроса. Можно сказать, что в раскладах Старшие арканы представляют: • движущие силы в той ситуации, относи- тельно которой делается расклад; • те силы, которые трансформируют, изме- няют вопрошающего; • глубинные психологические и духовные про- цессы, которые происходят из-за того, что эти силы включаются; • важных, значимых людей, которые суще- ственно влияют на ситуацию и на вопро- шающего. 2.2. МЛАДШИЕ АРКАНЫ Эта часть колоды состоит из 56 карт 4 мастей. В раз- ных колодах названия мастей могут отличаться, однако классическими считаются представленные в Таро Уэй- та: жезлы, кубки, мечи и пентакли. Младшие арканы по своей структуре более упорядочены, чем Старшие. 3 Таролог — тот, кто использует карты Таро для пред- сказания и консультирования. 26 Глава II. Структура колоды карт Таро В каждой масти имеется 10 Числовых арканов (Туз, Двойка, Тройка, Четверка… Десятка) и 4 Придворных аркана (Паж, Рыцарь, Королева и Король). Если срав- нивать Младшие арканы и обычную игральную коло- ду карт, то получается, что, кроме привычных Короля, Королевы и Валета (Пажа), в Таро есть еще и Рыцарь. Несмотря на то что многие из значений Младших арка- нов являются условно-традиционными (из разряда «так принято») и кочуют из одной книги о Таро в другую, в це- лом они все же в большей степени логически выводи- мы, чем значения Старших арканов. В Младших арка- нах имеется 10 номиналов (для Числовых), 4 ранга (для Придворных) и 4 масти. Каждый номинал, ранг и масть имеет свои смыслы. Получается, что значение конкрет- ного Младшего аркана можно вывести по формулам: «Значение Числового аркана = смыслы номина- ла + смыслы масти» «Значение Придворного аркана = смыслы ранга + смыслы масти» Например: Значение Двойки кубков = смысл числа 2 (пара, вза- имность, два элемента, два человека и т. п.) + смыслы масти кубков (чувства, эмоции, ориентация на от- ношения и т. п.) = любовь, влюбленность, парные отношения, гармоничный союз и т. п. 27 2.2. Младшие арканы Рассмотрим общие особенности Числовых и При- дворных арканов. ЧИСЛОВЫЕ АРКАНЫ Каждый Числовой аркан в колоде Уэйта (и в колодах, для которых она стала прототипом) имеет свой уни- кальный рисунок — некий сюжет, обязательно вклю- чающий символ масти в количестве, соответствую- щем номиналу аркана. Так, на Тузе жезлов мы ви- дим руку, появившуюся из облака и держащую один жезл, а на Десятке жезлов — человека, который сог- нулся под тяжестью десяти жезлов. Сюжеты, изображенные на Числовых арканах коло- ды А. Э. Уэйта, по своим смыслам более конкретны и не столь глубоки, как образы Старших арканов. Об- разы Числовых арканов не архетипичны, однако они служат конденсированным способом выражения раз- личных ситуаций в целом. Артур Уэйт отмечает: «Все пронумерованные карты Младших арканов — за ис- ключением только Тузов — снабжены фигурами или картинами, чтобы проиллюстрировать — хоть и не до конца — придаваемые им гадательные значения… Я повторяю, что данные Младшие арканы не озву- чены на языке, который превышает язык гадания» 4 4 Уэйт А. Э. Иллюстрированный ключ к Таро. — М., 2013. — С. 81. 28 Глава II. Структура колоды карт Таро Числовые арканы отражают типичные (наибо- лее часто встречающиеся в жизни) события, ситуации, переживания, разного рода каче- ства и модели поведения. Поэтому в предска- зательной практике они чаще говорят о нашем мирском опыте. ПРИДВОРНЫЕ АРКАНЫ Если Числовые арканы сюжетны по своему характе- ру, то Придворные арканы можно сравнить с пор- третами — в центре нашего внимания находятся разные персонажи. Они обязательно держат в ру- ках символ соответствующей масти. Возраст, поза и выражение лица, одежда и украшения, троны, животные, а также пейзажи, на фоне которых они изображены, — всё это детали, которые передают их характеры, мотивы и привычные для них моде- ли поведения. Однако образы Придворных арканов по большей части условны. А. Э. Уэйт отмечает: «Их основное отличие от Главных Козырей заключается в их ус- ловном характере. Предлагаю читателю сравнить их с такими символами, как Дурак, Верховная Жри- ца, Иерофант… чтобы уловить мою мысль» 5 . То есть 5 Уэйт А. Э. Иллюстрированный ключ к Таро. — М., 2013. — С. 80. 29 2.2. Младшие арканы образы Придворных арканов искусственно созданы, как бы слеплены из разных деталей, которые, объе- диняясь, создают 16 абстрактных типажей, типов людей. Как в психологии были созданы различные классификации характеров, так же и Таро предла- гает нам свою типологию. Образы Придворных арканов, как и образы Чис- ловых арканов, не архетипичны. Они в кон- денсированной форме выражают наборы раз- личных качеств характера и модели пове- дения. Однако, отталкиваясь от особенностей и качеств Придворных арканов, мы можем уви- деть и провести параллели между ними и ар- хетипами, в первую очередь через нахождение мифологических соответствий для Придворных арканов. В этом заключается промежуточное по- ложение Придворных арканов между Старши- ми и Числовыми. В предсказательной практике Придворные арканы обычно обозначают: • людей, участников анализируемой ситуации; • также они могут говорить об определенных ро- лях и моделях поведения и реагирования; • реже Придворные арканы указывают на собы- тия и ситуации. 30 Глава II. Структура колоды карт Таро ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ В КОЛОДЕ Иногда к 78 картам колоды добавляют дополнительную карту, которую называют Белой или Черной. В клас- сической системе Таро этой карты никогда не было, ее появление связано с типографскими особенностями печати колод. Дело в том, что обычно колоду печатают на одном листе: 8 рядов по 10 карт в каждом. Итого по- лучается 80 картонок. На 78 представлены изображения арканов, а 2 остаются лишними. Иногда на этих 2 лиш- них картах производитель печатает рекламную инфор- мацию, иногда они просто остаются пустыми. Наход- чивые гадатели нашли применение этим пустым кар- там. Обычно добавляется одна такая карта. Если она выпадает первой в раскладе, то такой расклад не чи- тается (либо «информация закрыта», либо «вопроша- ющий не готов воспринять информацию», либо по ка- кой-либо еще причине). Если она выпадает не первой, в какой-нибудь позиции расклада, то не читается толь- ко эта позиция: она остается как бы тайной, скрытой. Использовать или нет такие дополнительные карты — выбор таролога. Но отметим, что это нововведение, а классическая колода состоит из 78 карт. Задание 1. Возьмите свою колоду Таро. Перемешайте карты удобным для вас способом. И после этого раз- ложите все карты на три стопки: отдельно Стар- шие арканы, отдельно Придворные, отдельно Число- вые. Это задание на распознавание карт трех групп. ГЛАВА III ТАРО КАК ОБРАЗНО- СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 32 ТАРО КАК ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В первой главе мы отметили, что Таро — это особый язык. Освоение Таро чем-то похоже на изучение ино- странного языка. Правда, язык Таро имеет свои осо- бенности. Если естественные языки, возникшие как средство общения (русский, английский и др.), яв- ляются знаковыми, то язык Таро — образно-сим- волический. «Истинное Таро — это символизм; оно не говорит ни на каком другом языке и не выражается никаки- ми иными знаками. Учитывая внутреннее содержа- ние его эмблем, символы Таро действительно явля- ются своего рода алфавитом, способным составлять разнообразные комбинации, и содержат истинный смысл всего» 6 , — писал А. Э. Уэйт. Таро — это не знаковая, а образно-символическая система. На арканах представлены образы и знаки, которые выступают в качестве символов. Чтобы по- нять образно-символическую суть Таро, рассмотрим 6 Уэйт А. Э. Иллюстрированный ключ к Таро. — М., 2013. — С. 28. 33 3.1. Знак, образ и символ для начала, что такое знак, образ и символ и чем они отличаются друг от друга. 3.1. ЗНАК, ОБРАЗ И СИМВОЛ Знак условен по своей природе. У знака есть озна- чающее (форма, служащая средством выражения) и означаемое (значение, которое выражается при по- мощи формы). Связь между означающим и означа- емым условна, конвенциональна. Это можно лег- ко понять, взяв слова в разных языках, означающие один предмет. Обозначаемый предмет один (напри- мер, огонь), но в разных языках существуют разные слова для обозначения этого предмета (рус. «огонь», англ. «fire», фр. «flamme» и т. д.). За знаками в созна- нии людей закреплены конкретные значения, а функ- ция знаков — обозначать определенные феномены (предметы, качества, отношения, действия и т. п.). Всякий знак произволен: стол мы можем назвать «стулом», а стул — «столом». От такого переимено- вания ничего не поменяется, просто нам нужно бу- дет привыкнуть к новым именам этих предметов. Символ, в отличие от знака, не обозначает, а наме- кает: не прямо, а косвенно раскрывает некие смыс- лы. Связь символа и выражаемого им смысла нерас- торжима, и эта связь не условна (в отличие от свя- зи формы и значения у знака). Фердинанд де Соссюр 34 Глава III. Таро как образно-символическая система отмечал, что произвольность символа относитель- на, так как символ «не пуст, но имеет рудимент есте- ственной связи между означающим и означаемым. Символ справедливости — весы — нельзя заменить любым символом, например телегой» 7 Символ является знаком тайного смысла, или, другими словами, репрезентацией чего-либо, что никогда не может быть полностью известно. Символы отсылают нас к трансцендентным осно- вам бытия, духовному измерению. Э. М. Спирова пишет: «Трансценденция рассматривается… как нечто, лежащее за краем человеческого существо- вания и мира. Она придает смысл и ценность чело- веческому бытию, а природа, мифология, поэзия, философия оказываются своеобразными шифра- ми, через которые трансценденция обнаруживает себя» 8 . Арканы Таро, особенно Старшие, также яв- ляются таким шифром. Для понимания разницы, существующей между зна- ками и символами, приведем пример. «II» и «2» — это знаки, а именно цифры (римская и арабская), обозначающие количество; в функции знаков они 7 Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. — М., 1933. — С. 101. 8 Спирова Э. М. Символ как понятие философской антро- пологии // Автореферат дис. док. филос. н. — М., 2011. — С. 11. 35 3.1. Знак, образ и символ четко обозначают именно количественный аспект: два, а не три; два, а не четыре. Но Двойка (как и дру- гие числа), кроме своего количественного аспек- та, в различных культурах и традициях имеет еще и качественность — выражает множество смыслов. То есть она выступает не только как знак, но и как символ. В качестве символа она наделена различны- ми смыслами: парность, союз, объединение, проти- воположности, конфликт и т. п. Эти смыслы числа «два» произрастают из самой нашей жизни и мира, в котором мы живем. Основой символа часто служат образы. Функция об- раза — изображать (отражать, картографировать, фотографировать). Образ отражает некую данность целостно, пытаясь ее выразить через запечатление. Образы, как правило, имеют автора, в то время как символы носят анонимный характер, так как яв- ляются продуктами коллективного бессознательно- го. Однако образ может превратиться в символ, если он обогащает «свой первоначальный смысл и обре- тает большую наполненность, выходящую за преде- лы авторской выразительности» 9 . Образ становится символом, если в нем проступает метафизическая глубина, или, другими словами, в качестве изобра- жений символы являются образами, которые выра- жают архетипические содержания. 9 Спирова Э. М. Символ как понятие философской антро- пологии // Автореферат дис. док. филос. н. — М., 2011. — С. 15. 36 Глава III. Таро как образно-символическая система На рисунках колоды Таро мы видим образы. Но эти образы мы воспринимаем не как фотографии, запе- чатлевшие нечто, а как некий тайный шифр, за ко- торым стоит послание. То есть эти образы выполня- ют функцию символов. Таким образом, символ — это в первую очередь осо- бая функция, которая заключается в смыслопоро- ждении. Объект, выполняющий функцию символа, способен выражать потенциально безграничное ко- личество смыслов, которые приращиваются и рас- ширяются при амплификации (толковании симво- ла через нахождение общих мотивов и параллелей с мифами, легендами, фольклором и т. п.). Функцию символа могут выполнять образы, знаки, геометри- ческие фигуры, цвет и т. п. Очевидно, что Таро — это не знаковая система, в ко- торой каждой карте соответствует какое-то одно- единственное и конкретное значение. Если бы это было так, то можно было бы взять 78 картонок, на ка- ждой из них написать какое-нибудь вполне конкрет- ное слово-значение и гадать по типу «что написано, то и сбудется». Во-первых, такой подход не работает. А во-вторых, если бы он и работал, то это было бы уже не Таро (каждый аркан которого практически бездо- нен, способен выражать очень широкое поле смыс- лов и выводить нас в трансцендентальные простран- ства), а нечто иное, ограниченное своей прямолиней- но-знаковой формой, не способной выразить глубину. 37 3.2. Символический язык арканов Таро 3.2. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК АРКАНОВ ТАРО Рассмотрим в общих чертах символический аспект ар- канов. На каждом аркане Таро мы видим сложносо- ставной глиф — картинку, включающую в себя мно- жество деталей. Что же символично на глифах арканов? Можно отве- тить коротко: всё! Отметим наиболее важные аспекты. 1. Символичен сам центральный образ: кто или что изображено. Если это человеческий образ, то важно: мужской он или женский, какое положение (сидит, сто- ит и т. п.) и поза у этого персонажа, какая у него (нее) одежда (и детали одежды) и т. п. Маг (на I аркане) изо- бражен как мужчина (активное, мужское начало), ко- торый стоит (положение, передающее готовность дей- ствовать, активность) и одет в белую тунику (белый — цвет чистоты), поверх которой надета красная мантия (красный — цвет активности, действия). Жрица (на II ар- кане), напротив, — это женский образ (пассивное, жен- ское начало); она сидит (пассивное положение, выжи- дание внутреннего импульса, созерцательность) и оде- та в голубое платье и накидку, которые струятся, как вода (голубой цвет — символ воды, текучести, души). Задание 2. Как вы думаете, о чем может говорить открытая поза Шута (0 аркан) и ребенка на аркане |