Городецкий. Городецкий В.И., Многоагентные системы (обзор). Многоагентные системы (обзор) В. И. Городецкий, М. С. Грушинский, А. В. Хабалов
Скачать 0.64 Mb.
|
5.2. Архитектура агента5.2.1. Общая классификация архитектурГрубая классификация архитектур агентов основывается на парадигме, лежащей в основе принятой архитектуры. По этому признаку различают два основных класса архитектур [53]: -архитектура, которая базируется на принципах и методах искусственного интеллекта, т.е. систем основанных на знаниях (deliberative agent architecture”, “архитектура разумного агента”), и как альтернатива, так называемая -архитектура, основанная на поведении (reactive architecture) или “реактивная архитектура” (основанная на реакции системы на события внешнего мира). На самом деле к настоящему времени среди разработанных архитектур не существует таких, о которых можно было бы определенно сказать, что она является чисто поведенческой или основана только на знаниях. Любая из разработанных архитектур является по сути гибридной, имея те или иные черты от архитектур обоих типов. С другой стороны, независимо от лежащей в основе формализации парадигмы, архитектуры агентов классифицируются в зависимости от вида структуры, наложенной на функциональные компоненты агента и принятых методов организации взаимодействия его компонент в процессе работы. Как правило, архитектура агента организуется в виде нескольких уровней. В соответствии с работой [12], среди многоуровневых архитектур различают горизонтальную организацию взаимодействия уровней и вертикальную организацию. Естественно, существуют и другие признаки классификации архитектур агентов, однако мы будем придерживаться отмеченных ввиду того, что они имеют наиболее широкое хождение. Далее дается краткая характеристика архитектур в соответствии с двумя упомянутыми выше принципами, а затем рассматриваются конкретные примеры архитектур агентов и многоагентных систем, которые наиболее часто обсуждаются в литературе и в каком-то смысле являются отражением современных тенденций в этой области. 5.2.2. Архитектуры агентов, основанные на знанияхC классической точки зрения [58] архитектура на основе знаний есть такая архитектура, которая содержит символьную модель мира, представленную в явной форме, и в которой принятие решений о действиях, которые должны быть предприняты агентом, осуществляется на основе рассуждений логического или псевдо-логического типов. Такой агент может рассматриваться как специальный случай системы, основанной на знаниях. Сначала идея агента, основанного на знаниях, строилась на чисто логической основе и представлялась весьма перспективной7. Однако позднее было обнаружено, что лежащее в основе такого подхода исчисление предикатов первого порядка неразрешимо. Более того, такие ментальные свойства агента, как убеждения, желания, намерения, обязательства по отношению к другим агентам и т.д (см. раздел 2), невыразимы в терминах исчисления предикатов первого порядка. Были разработаны некоторые специальные варианты расширений модальных логик и подобных модальным (см. раздел 3), которые оказались с точки зрения реализуемости более удачными. Такие архитектуры были названы Belief-Desire-Intention (BDI) - архитектурами. Однако мы не будем останавливаться на особенностях BDI-архитектур среди архитектур, построенных на основе знаний, так как это больше характеризует язык спецификации, лежащий в основе формализации агента, чем особенности собственно архитектуры. Далее будут даны примеры архитектур агентов на основе знаний. Заметим, что идея архитектуры агента на основе знаний в настоящее время уже вышла за пределы логической парадигмы представления и обработки знаний. Имеются архитектуры, исповедующие лингвистический подход (на основе формальных грамматик), а также такие, которые пытаются использовать приближенные знания и правдоподобные рассуждения, хотя, как это ни парадоксально, в значительно меньшей степени, чем это сейчас общепринято в искусственном интеллекте при построении систем на основе знаний. 5.2.3. Архитектура на основе планирования (реактивная архитектура)Архитектура на основе планирования (“планирующий агент”) рассматривается как альтернатива подходу, рассмотренному в предыдущем подразделе. Вообще говоря, этот подход также развивался внутри сообщества специалистов по искусственному интеллекту еще с начала 1970-х годов, однако той его частью, которая занималась планированием поведения роботов и тому подобными задачами. В этом подходе планирование рассматривалось как “конструирование последовательности действий, которая, будучи исполненной, приводила бы в результате к достижению желаемой цели” [58]. Простым примером архитектуры подобного рода является архитектура, в которой реакция агента на внешние события генерируется конечным автоматом. В качестве другого примера системы с архитектурой рассматриваемого типа может рассматриваться и широко известная система STRIPS [17]. В этой системе, как известно, использовался чисто логический подход совместно с предусловиями и постусловиями, ассоциированными с каждым из действий. В соответствии с принятой стратегией STRIPS, имея описание мира и желаемой цели, пытается найти последовательность действий, которая в итоге приведет к достижению цели с удовлетворением постусловий. Как известно, система оказалась крайне неэффективной. Позже были разработаны и другие подобные подходы, однако они не могли работать с задачами, в которых имелись темпоральные ограничения и ограничения реального времени, весьма существенные для приложений интеллектуальных агентов. 5.2.4. МногоуровневостьТолько самые простые приложения агентов могут быть реализованы по одноуровневой схеме. Как правило, функциональные модули агента структурируются в несколько уровней, однако по различным принципам. Как правило, уровни представляют различные функциональности, такие, как восприятие внешних событий и простые реакции на них; поведение, управляемое целями; координация поведения с другими агентами; обновление внутреннего состояния агента, т.е. убеждений о внешнем мире; прогнозирование состояний внешнего мира; определение своих действий на очередном шаге и др. Наиболее часто в архитектуре агента присутствуют уровни, ответственные за -восприятие и исполнение действий, -реактивное поведение, -локальное планирование, -кооперативное поведение, -моделирование, -формирование намерений, и -обучение агента. Существует два основных класса многоуровневых архитектур в зависимости от того, как организуется взаимодействие уровней: -горизонтально организованная архитектура и -вертикально организованная архитектура. В первой из них - в горизонтально организованной архитектуре, все уровни агента имеют доступ к уровню восприятия и действий (в общем случае- все уровни могут общаться между собой в стиле “бродкастинга”). Вариант такой архитектуры приведен на рис.7а. Напротив, в вертикально организованной архитектуре только один из уровней имеет доступ к уровню восприятия и действий, а каждый из остальных уровней общается только с парой непосредственно смежных с ним уровней. Примеры таких архитектур приведены на рис.7.б и 7.в. Примерами горизонтально организованной архитектуры являются рассматриваемые далее архитектуры Touring Machine [16] и Will-architecture [33] (D.Moffat and N.H.Frijda). Хорошим примером вертикально организованной архитектуры является InteRRaP-архитектура, подробно рассматриваемая ниже [36]. Уровень n Уровень n-1 n- n-1 ……………. Уровень 2 Уровень 1 Уровень n Уровень n-1 ………….. Уровень 2 Уровень 1 Действие Восприятие Уровень n Уровень n-1 . . . Уровень 1 Уровень 2 Восприятие Действия В о с п р и я т и е o n Д е й с т в и я a) б) в) Рис.7 Организация взаимодействия уровней в многоуровневой архитектуре агента Основные проблемы реализации горизонтально организованной архитектуры обусловлены сложностью организации согласованной работы всех уровней. В архитектуре Touring Machine (см. далее п.5.3.2) эта проблема решается с помощью специального алгоритма, который подавляет входы некоторых уровней, если соответствующая информация не имеет к ним отношения, и осуществляет цензурирование выходов. Это выполняется с помощью специального набора правил. Во второй из горизонтально организованных архитектур - архитектуре Will, задача управления согласованной работой уровней выполняется с помощью введения специальных функций совместимости входных событий с “интересами” (concerns) уровней. Здесь делается попытка ввести некоторую самоорганизацию, однако из имеющихся работ не вполне понятно, как это может быть реализовано в различных приложениях. Напротив, в вертикально организованной архитектуре проблема управления взаимодействием уровней не является столь сложной, поскольку выходная информация каждого из уровней всегда имеет адресата. В известных вертикально организованных архитектурах распределение функциональных модулей по уровням выполняется по одному из двух принципов. Согласно одному из них, различные уровни отвечают различному уровню абстракции, в основном, одного и того же набора функциональностей (такой принцип используется в уже упоминавшейся InteRRap-архитектуре). Согласно другому принципу каждый уровень отвечает некоторой функциональности или их набору. По такому принципу построена MECCA-архитектура [36], в которой цикл функционирования агента состоит из четырех фаз: активация цели, планирование, конкретизация плана в набор действий и исполнение. В соответствии с этими фазами архитектура агента состоит из четырех уровней. Недостатком вертикально организованной архитектуры считается то ее свойство, что оказывается перегруженным уровень исполнения (действий), Например, в IntRRaP- архитектуре нижний уровень должен реагировать на непредвиденные события, отслеживать исполнение команд, полученных с уровня локального планирования, следить за выполнением ограничений, наложенных контекстом локального планирования (временных, ресурсных) и, наконец, он должен функционировать в соответствии с дополнительными кооперативными обязанностями (обязательствами), которые возложены на агента другими агентами многоагентной системы. |