Главная страница

Индивидуальный проект. Мода в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин


Скачать 27.68 Kb.
НазваниеМода в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин
Дата26.08.2022
Размер27.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИндивидуальный проект.docx
ТипРеферат
#653955

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Фрунзенский

Итоговый индивидуальный проект по литературе:

«Мода в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Выполнила:

Ахтырская Виктория

Руководитель проекта:

Самаркина М.Н., учитель литературы и русского языка

2021-2022 учебный год

Содержание

1.Введение………………………………………………………….… ….2

2.Основная часть………………………….…………………………. …3

1) Что такое мода, и какое отношение она имеет к роману Пушкина

’’Евгений Онегин’’……………………………...…………… ………..3

2) Мужская мода пушкинской поры……………………….…………4

3) Женская мода пушкинской поры.…………… ………….……...….5

4)Цитаты из произведения А.С.Пушкина, в которых употребляется

описание предметов одежды…………...………………………………7

3.Заключение…………………………………………………………......9

4.Список использованной литературы…………………………….....10

5.Приложение………………………………………………………….....11

Введение

В произведениях А.С. Пушкина одежда его героев говорит немало, она дополняет описание характеров, показывает отношение автора к героям, кроме того, можно узнать о моде того времени, в котором они жили. Но почему именно костюм является столь важной выразительной деталью, которая буквально описывает внутренний мир персонажей, определяет позицию самого автора литературного произведения?

Я считаю, что это заложено в самой природе костюма. Едва научились выделывать простейшие ткани и шить незамысловатые одеяния, костюм стал не только средством защиты от непогоды, но и определенным знаком. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное и общественное положение и возраст. Но, к сожалению, многие виды одежды, обуви и головных уборов ушли в прошлое и их названия уже ничего не говорят нашему восприятию. Практически все современные читатели, знакомясь с произведениями русской литературы девятнадцатого века, сталкиваются с тем, что многое в произведении так и остаётся для них непонятным, неизвестным. Обращаясь к А.С. Пушкину, читатели, в сущности, не видят и не воспринимают всерьёз многое из того, что было важно для писателя и было понято его сородичами без малейшего усилия.

Актуальность: Данная тема проекта, на мой взгляд, является актуальной, так как должна каким-то образом помочь современным школьникам понять художественную идеюпроизведения, написанного в позапрошлом веке, помогает понять внутренниймир героев, почувствовать дух эпохи. Не во всех книгах есть иллюстрации, и поэтому о костюме и его деталях, имеющихотношение к внешности героя, приходится угадывать. И посравнению с читателями тех времен мы многое не понимаеми, следовательно, теряем. И этим такжеобъясняется выбор темы моего проекта, посвященного одеждев произведении ’’Евгений Онегин’’.

Проблема:В ходе прочтения художественного произведения 19 века современныешкольники сталкиваются с проблемой непонимания роли костюма какважной детали,несущей информацию о героях произведения, помогающейпредставить образ, а также с проблемой непонимания значений многихустаревших слов, обозначающих предметы одежды.

Цели проекта:

1) Познакомиться с модой 19 века, которая поможет глубже раскрыть образы героев, основную цель произведения.

2) Объяснить современным читателям значение устаревших терминов, обозначающих названия одежды, в произведении ‘’Евгений Онегин’’ А.С.Пушкина

Задачи проекта:

1) Разъяснить значение слова мода и какое отношение ОНО имеет к роману Пушкина. Изучить основные модные тенденции и также представить образы героев;

2) Найти цитаты, в которых употребляется описание одежды для более наглядного представления;

3)Представить определения слов, обозначающих одежду, упомянутых в произведении.

Основная часть

«Евгений Онегин» - роман в стихах русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823-1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.

Первая половина девятнадцатого века – особое время в русской истории. Оно связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Неслучайно его называют «пушкинской эпохой». Гениальность поэта состоит не только в том, что им написаны бессмертные произведения, но и в том, что в них незримо присутствует особый дух эпохи. Герои Пушкина настолько живы, образны, красочны, что они передают те чувства, мысли, которыми жил сам автор и русское общество начала девятнадцатого века. Произведение «Евгений Онегин» было названо «зеркалом русской жизни», в полной мере это можно отнести ко всему творчеству поэта. Нравы света, обычаи, приемы разговора, правила этикета, воспитания, мода эпохи ярко представлены в стихах и прозе Пушкина.Также Виссарион Григорьевич Белинский называл роман ‘’Евгений Онегин’’ -‘’энциклопедией русской жизни’’ за широкий охват современной Пушкину жизни России. Одна из тем, изображенных в романе – тема моды 19 века, что является для меня довольно интересным.

Что такое мода и какое отношение она имеет к роману Пушкина

’’Евгений Онегин’’:

В привычном понимании мода – это принятый в данный момент времени стиль, вид одежды, прически и т.д. Обратимся к словарю Ожегова. Оказывается, это слово достаточно многозначное:

1)Мода - совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной

общественной среде в определенное, обычно недолгое время.

2)Мода - образцы предметов, отвечающие таким вкусам (обычно об

одежде). Журнал мод.

3)Мода - манера поведения, обычай.

Но об истинном значении этого существительного в пушкинское время можно судить по второму тому Словаря языка Пушкина, изданного в 1956 году:

Мода – 1) В какое-нибудь время в какой-нибудь среде склонность, пристрастие к чему-нибудь, предпочтение, оказываемое кому/чему-нибудь. Принятая манера одеваться, причесываться и т.п.

2) Предмет туалета модного покроя.

Этот же словарь сообщает, что существительное ’’мода’’ в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря, известные пушкинисты, приводят из романа «Евгений Онегин».Наиболее часто слово "мода" употребляется в 1-й главе романа.Это не случайно. Мотив моды проходит через всю главу и является ее лейтмотивом. Свобода, открывшаяся Онегину, подчинена моде, в которой он видит почти закон жизни. Но еще чаще в романе употребляется прилагательное ’’модный’’ в различных значениях: «для неги модной», «модных чудаков», «модный свет», «в руки модного тирана», «опрятней модного паркета», «на модном слове идеал», «в песне модной» и другие.

Основные тенденции мужской моды:

Мужская мода того времени в большой мере отражала идеи романтизма. Вмужской фигуре подчёркивались, порой несколько утрированно, выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Светские мужчины носили фрак. В 20-е гг. XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные свободные панталоны — предшественники мужских брюк. Своим названием эта частьмужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, которыйнеизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держалисьна вошедших тогда в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак отличались по цвету. В 30-е годы 19 века происходят заметные стилевые изменения. Для выражения новых эталоновкрасоты потребовались другие средства, формы и материалы. С переходом моды на

деловые качества, различного рода деятельности из одежды почти исчезли шёлк ибархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть, сукно тёмных гладких расцветок. Исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится болееустойчивой, сдержанной. Всё большую популярность приобретает английскийкостюм. Пальма первенства в диктате модных направлений ко второй половине 19 века переходит к Англии, особенно это относится к мужскому костюму. Да и посей день первенство в стиле мужской классической одежды закреплено за Лондоном. Поскольку светский этикет предписывал определённые правила и устанавливал жёсткие критерии, мужчина, полностью соответствовавший им, считался денди,светским львом. Таковым перед читателем предстаёт сам Онегин.Литература и искусство тоже влияли на моду и стиль. Среди дворян получилиизвестность произведения Вальтера Скотта, вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Берет украшался перьямии цветами, являлся частью парадного туалета, потому его не снимали на балах, втеатре, на званых обедах и других мероприятиях.Береты изготовлялись из бархата, атласа, парчи, шёлка или других дорогихтканей. Кусок ткани стягивался по размеру головы, создавая определённый объём,иногда пришивались поля, их украшали цветами, жемчугом, специальными застёжками из золота с драгоценными камнями. Самым модным и распространённым мужским головным убором во времена Александра Сергеевича был цилиндр.

С момента своего появления (18 век) он много раз менял и цвет, и форму: то расширяясь, то сужаясь, становился выше или ниже, поля его то увеличивались, то уменьшались. Во второй четверти 19 столетия в моду вошла широкополая шляпа - боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, онауказывала на либеральные общественные настроения её владельца. Дополняли мужской костюм перчатки, трость ичасы. Перчатки, правда, чаще держали в руках, чем на руках, чтобы не затруднятьсебя, снимая их: ситуаций, когда это требовалось, в течение дня и даже во времябала было немало. В перчатках особенно ценились хороший крой и тончайшая,высокого качества кожа или замша.Модным дополнением к мужскому костюму 18-начала 19 века считаласьтрость. Она была аксессуаром и сделана была из гибкого дерева, что не давало возможности на неё опираться. Трости обычно носили вруках или под мышкой исключительно ради ’’хвастовства’’.

Ещё, можно заметить, что 19 век отличался особым разнообразием верхней мужской одежды. В первой трети столетия мужчины надели каррики - пальто, имевшие множество воротников (до шестнадцати). Они рядами, наподобие пелерин, спускались чуть ли не до пояса. Одежда эта получила своё название по именизнаменитого лондонского актёра Гаррика, который первым отважился появитьсяв пальто столь чудного фасона. В 30-е годы в моду вошёл макинтош. Студёнымизимами в России традиционно носили меховые шубы, которые веками не выходилииз моды. Отправляясь на свою последнюю дуэль, Пушкин сначала надел бекешу(утеплённый кафтан), но затем вернулся и велел подать шубу: на дворе в тот роковой день было холодно.Дополнением к мужскому костюму, как мы уже сказали выше, служили перчатки, трость, часы на цепочке, брегет. Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями. В начале 19 века вошли в моду очки и лорнеты. Ими пользовалисьдаже люди с достаточно хорошим зрением.

А наиболее распространенной домашней одеждой в то время считался обычный халат. Описываягероев, сменивших фрак на халат,А.С.Пушкин посмеивался над их простой, размеренной жизнью, увлечённостью мирскими заботами.

Также уместно отметить, что есть много общего в манере одеваться между автором и героем произведения - Онегиным. Они оба носили непромокаемые плащи, накрахмаленные рубашки и жилеты, в целом оба следовали моде. При чтении романа у меня создалось впечатление, что Пушкин описывал героя, опираясь на собственный опыт. Например, театр и прогулки по бульвару также были любимым увлечением А.С.Пушкина. Известно, что Пушкин тщательно следил за своим внешним видом и проводил более 3 часов перед туалетным столиком. Автор знакомит нас с Ленским, когда тот возвращается из Германии после учёбы в Геттингенском университете, называя его “красавец, в полном цвете лет”. Владимиру только 18 лет, он полон идеалов, которые заложила в него немецкая культура романтизма: его картина мира резко разнится с деревенской действительностью, но Владимир этого не замечает. Даже причёска героя не соответствует современной моде: “кудри чёрные до плеч” у Ленского противопоставляются моднику Онегину, который “пострижен по последней моде”. Длинные волосы не носили дворяне того времени, но снисходительные соседи считают Ленского “полурусским” и прощают ему такую вольность, считая “завидным женихом”.

Основные тенденции женской моды:

В романе «Евгений Онегин» мы наблюдаем два периода из истории моды: ампир и романтизм. Модаампир длилась с середины 90-х годов 18 века по первую четверть 19 века и несла в себе дух античности.Для неё были характерны строгость линий, монументальность. В начале 19 века европейские и русскиеженщины носят легкие платья без нижних юбок и даже без сорочек, с открытым декольте и короткимирукавами, длина платья доходила до лодыжек, словом, женщины носят одежду, которая подчеркивает ихфизические достоинства. Даже зимой светские дамы продолжают носить лёгкие вещи, прикрываясь лишьшарфом из муслина (тонкая ткань, получаемая путём полотняного переплетения из выбеленного миткаля), что служило причиной простудных заболеваний. Обувь была открытая, с тонкой подошвой итоненькими ремешками вокруг лодыжек. Причёска, в основном, состояла из коротких локонов, которыедоходили до подбородка или же женщины коротко стриглись и носили парики, тем самым, давая себевозможность, выглядеть по-новому каждый день. Всей этой моде следовала Прасковья Ларина, мать Татьяныи Ольги. Она долго не могла смириться со своей новой «немодной» жизнью, начавшейся после замужества.Ношение корсета, произношение русского «н» на французский манер, всё это можно рассматривать, какпопытки вернутся к прежнему светскому, незамужнему образу жизни. Но со временем Прасковья Ларина смирилась со своим новым укладом жизни, истала счастливой женой и матерью.

Стиль ампир претерпевал различные изменения едва ли не каждый год. То, что было модно в 1803году, устаревало уже в 1804 году. Светское общество, о котором говорится в первой главе романа – этообщество 1811-1812 годов. В это время стиль ампир немного отличался от того, что было в годы молодостиПрасковьи Лариной. В это время мода становится несколько скромнее. Платье становится более пышным, под него сталинадевать нижнюю юбку, плечи искусственно расширялись с помощью надплечников. Неизменныматрибутом модного платья являлось круглое декольте, подчёркивавшее красоту шеи. Прозрачность тканей и длина платья оставалась прежней- по щиколотку, следовательно, во время танца ноги женщин открывались намногобольше, чем при ходьбе. Ткань, если не была прозрачной, то была струящейся по телу и из-за этогоноги могли быть хорошо видны. Провинциальные дворянские девушки старались не отставать от столичных модниц, подражая им. Их одежда была скромнее по отделке, однако модный силуэт был общим для костюма.Московские или петербургские дамы выписывали готовые костюмы из Лондона или Парижа.Провинциальные девушки не могли себе позволить такой роскоши и поэтому пользовались услугамидомашних портних и портных и, таким образом, их одежда представляла собой «смесь французского с нижегородским».

Важно отметить, что модным головным убором в женской моде в то время являлся берет.Любопытен тот факт, что такой головной убор носили исключительно замужние дамы, не случайно он появляется и на Татьяне как знак о том, что она замужняя женщина. Берет Татьяны был малиновым - в то время в моде были яркие насыщенные цвета: алый, малиновый, также часто предпочтение отдавали различным оттенкам зелёного. Берет носили и ранее, в эпоху Возрождения, в 16 веке такой головной убор называли барет.

В семье Лариных модницей, в полном смысле этого слова, можно считать Ольгу. Её портрет - это портрет голубоглазой светловолосой девушки. Она, в отличии от своей сестры Татьяны:«’’всегда скромна, всегда послушна’’, ’’Всегда как утро весела’’, ’’Как жизнь поэта простодушна’’, ’’Как поцелуй любви милa’’». Сёстры Ларины появляются на страницах романа, летом 1820 года. 1820 год – это граница между ампиром и романтизмом. Эпоха романтизма формирует новый женский образ, идеалом которого считается красивая женщина с узкой талией и меланхоличным выражением худого бледного лица. Временные рамки романтизма – 1820-1840 годы. Именно такому образу и соответствует Татьяна Ларина с её бледностью на лице, задумчивостью, незаинтересованностью к моде и играм в куклы. Татьяна и Ольга Ларины могли носить узкие платья в виде колоколов, костюмы с талией, находящейся чуть ниже груди. Рисунки таких платьев, представленных в «Онегинской энциклопедии», нарисованы самим А.С.Пушкиным, что свидетельствует о том, что поэт был в курсе модных веяний своего времени и хорошо в них разбирался.Татьяна, несмотря на изменение в своём социальном положении, по-прежнему остается провинциальной девушкой, любящей всей душою поля, луга и зиму и готовой обменять все свои наряды и свой «модный дом» на то, чтобы ещё раз очутиться в родных местах. Модному миру не удалось подавить её личность, наоборот, вместе с тем, Татьяна, образно говоря, «укрощает» моду, она становится её законодательницей, и многие дамы высшего света берут с неё пример. А.С.Пушкин высоко ценит это в своей героине. Ей удалось и в московском светском обществе сохранить своё естественное очарование, женственность, душевность, простоту. Очевидно, в образе Татьяны поэт воплотил свой идеал женщины «с русскою душою».

Цитаты из произведения А.С.Пушкина в которых употребляется описание

предметов одежды:

’’Носил он русскую рубашку,

Платок шелковый кушаком,

Армяк татарской на распашку

И шляпу с кровлею как дом

Подвижный - Сим убором чудным

Безнравственным и безрассудным

Была весьма огорчена

Псковская дама Дурина

А с ней Мизинчиков - Евгений

Быть может толки презирал,

А вероятно их не знал,

Но все ж своих обыкновений

Не изменил в угоду им

За что был ближним нестерпим’’ – эта цитата является описанием одежды главного героя романа- Евгения Онегина.

"Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как Денди лондонский одет -

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил."

эта цитата является описанием внешнего вида и доказывает то, что Евгений Онегин следовал моде и являлся необычайно умным.

"...Корсет носила очень узкий

И русский Н, как Nфранцузский,

Произносить умела внос..." – в цитате описывается то, что мать Татьяны Лариной (Прасковья Ларина) носила в то время корсет, который как раз был в моде

"Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете

С послом испанскимговорит?" – цитата является описанием головного убора Татьяны Лариной.

Заключение

В ходе работы над проектом я поняла, что мода изменчива, а также наносит свой отпечаток на поведение героев. Определила, что на моду 19-го века в России оказывали влияние страны Запада и исторические события. Основными тенденциями моды 19-го столетия считаются индивидуальность костюма, гармоничность деталей, практичность. Герои романа А. С. Пушкина следовали моде и одевались согласно ей, иначе достопочтенная публика того времени не читала бы произведений великого писателя. Он жил и писал о том, что было близко людям его круга. Пушкинский роман отразил моду своего времени. Мы лишь приблизительно понимаем значение слов боа, боливар, сюртук или шлафор. А между тем, как пишет один из знатоков истории русского быта, «костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки...".В великих произведениях литературы нет ничего случайного. Все в них имеет смысловую нагрузку: пейзаж, предметы быта, костюмы героев. Будучи созданными словом, вещи изменяются, преобразуются в мире литературы, становятся символом или просто значимой деталью обстановки, в которой действует литературный персонаж, знаком исторической общественной и духовной атмосферы. Из мира вещей, окружающих человека, костюм в наибольшей степени с ним сливается, в художественном произведении как бы прирастает к герою, создавая его облик. Неслучайно литературные герои вспоминаются читателям в характерных своих костюмах. Когда писатели подробно описывают платье своего героя, они делают это совсем не для того, чтобы блеснуть исторической эрудицией или тонкостью наблюдения. На самом деле они доверяют костюму важную семантическую информацию. Костюм дополняет характеристику героя или может полностью ее заменить, передает множество оттенков смыслов, указывает на социальное положение героя, на его психологический облик, приверженность этикету или сознательное нарушение его. Так и выявляется облик литературного героя – человека разных эпох, следующего правилам поведения и пренебрегающего ими, человека традиционных представлений о жизни и разрушителя традиций. И самое важное - следуя моде, нельзя быть самим собой, так как мода преходяща, поверхностна

Список использованной литературы:

1. Пушкин А.С. «Евгений Онегин». М., 1997.

2.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М., 1989.

3.Онегинская энциклопедия. Т. II. Л-Я; A-Z / под общ. ред. Н. И. Михайловой: сост. Н. И. Михайлова, В. А. Кошелев, М. В. Строганов. – М.: Русский путь, 2004. – 804 с

4. Словарь языка Пушкина: В 4 тт. М., 1956–1959.

5.http://fashion.artyx.ru/ главы «Ампир», « Реставрация»

6. https://school-science.ru/6/10/38535; Костюм в романе А.С. Пушкина « Евгений Онегин» как средство характеристики персонажа ‘ ,

7.https://xreferat.com/49/1381-1-moda-pervoiy-poloviny-xix-veka-i-eie-otrazhenie-v-proizvedeniyah-a-s-pushkina.htmlМода первой половины XIX века;

8.https://refdb.ru/look/2315804.htmlМода пушкинского времени и ее отражение в романе Пушкина "Евгений Онегин";

9.http://www.hintfox.com/article/kostjum--vesch-i-obraz-v-rysskoj-literatyre-XIX-veka.html Костюм – вещь и образ в русской литературеXIXвека ;


написать администратору сайта