Главная страница
Навигация по странице:

  • Подкорковые и корковые отделы

  • Контактные

  • Физиологические основы восприятия.

  • Отличие восприятия от ощущения.

  • Непреднамеренное восприятие

  • Преднамеренное восприятие

  • Раскройте понятия «эмоции» и «чувства». Выделите их функции и формы.

  • гос. Модуль Теоретические и экспериментальные основы психологопедагогической деятельности Общая и экспериментальная психология


    Скачать 5.79 Mb.
    НазваниеМодуль Теоретические и экспериментальные основы психологопедагогической деятельности Общая и экспериментальная психология
    Анкоргос.docx
    Дата04.01.2018
    Размер5.79 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлагос.docx
    ТипДокументы
    #13676
    страница4 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    § контактные рецепторы - рецепторы, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами;

    § дистантные рецепторы - т.е. рецепторы, реагирующие на раздражения, исходящие от удаленного объекта.

    Проводниковый отдел представлен афферентными (центростремительными) и эфферентными (центробежными) нервы, проводящими путями, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.

    Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

    В корковом отделе каждого анализатора имеется ядро анализатора, т. е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Ядерная часть анализатора состоит из большой массы клеток, которые находятся в той области коры головного мозга, куда входят афферентные нервы от рецептора.

    Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Органы чувств - телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. Они включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.

    Виды ощущений.Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Так, по характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

    § интероцептивные ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. Сигналы, поступающие из внутренних органов, в большинстве случаев менее заметны, за исключением болезненных симптомов. Информация интерорецепторов сообщает мозгу о состояниях внутренней среды организма: наличии в ней биологически полезных или вредных веществ, температуре тела, химическом составе имеющихся в нем жидкостей, давлении и многом другом;

    § проприоцептивные ощущения, рецепторы которых расположены в связках и мышцах - они дают информацию о движении и положении нашего тела. Проприоцептивные ощущения отмечают степень сокращения или расслабления мышц, сигнализируют о положении тела относительно направленности сил гравитации (ощущения равновесия). Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.

    § экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

    Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные; дистантные.

    Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантныерецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантными рецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные

    С точки зрения данных современной науки, принятое разделение ощущений на внешние (экстероцепторы - рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (интероцепторы - рецепторы расположены во внутренних органах и тканях) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся, например: температурные и болевые, вкусовые и вибрационные. Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках (мышечно-суставные и статико-динамические ощущения). Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

    По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

    Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

    Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

    Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны - продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

    Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн.

    Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы.

    Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов / человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

    Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

    В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).

    Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба - различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

    Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание - специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

    Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

    Третий вид кожной чувствительности - температурные ощущения - связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь.

    О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

    Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

    Свойства ощущений

       Одно ощущение может быть не похожим на другое, даже если они принадлежат одной и той же модальности (зрение, слух и т.д.). Индивидуальные особенности каждого ощущения и определяются понятием "свойства ощущений". 
       Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые: 
       - качество, 
       - интенсивность, 
       - продолжительность, 
       - пространственная локализация, 
       - абсолютный порог, Абсолютный порог ощущения - это те минимальные физические характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение.
       - относительный порог. то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. 

    Пороги чувствительности

    Для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы. Чтобы понять это на практике, достаточно всыпать с стакан с водой пару крупинок сахара. Доза слишком мала, вы не ощутите сладкого вкуса. Понемногу досыпайте сахар, пока, наконец, не ощутите легкий сладковатый привкус. Теперь достаточно рассчитать отношение количества воды к количеству сахара. Это и будет нижним порогом чувствительности.

    Нижний порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

    Верхний порог чувствительности – это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение.

    Верхний порог чувствительности с помощью сахара найти будет уже сложновато, поэтому приведу другой пример. Вы заходите в темную, неосвещенную комнату. Очень-очень темную. Ничего не видно вообще. И тут постепенно начинает светлеть. Когда вы начнете едва различать предметы в комнате – это будет нижний порог. Когда же свет вас ослепит так, что вы уже ничего не увидите – это будет значить, что верхний порог чувствительности перейден. Помимо верхнего и нижнего порогов существует еще порог различения.

    Порог различения – это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений.

    Понятие о восприятии. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

    Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

    Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

    Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям.

    Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее - формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

    Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

    Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

    Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

    Физиологические основы восприятия.Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

    По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток.

    Отличие восприятия от ощущения.В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

    Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

    Виды восприятий.В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

    Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

    Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность - наблюдение.

    Следующая классификация основывается на форме отражения. Исходя из этого, восприятие делится на восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.

    Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза различных ощущений. Важнейшую роль при восприятии пространства играет зрительный анализатор. Благодаря особенности к трехмерному восприятию, человек может адекватно отражать направление, удаленность, глубину, форму, объем и другие характеристики объекта.

    Восприятие движения – вид восприятия, указывающий на отражение психикой изменений положения предметов в пространстве (направление движения) и во времени (скорость движения). Восприятие движений возможно при активном взаимодействии различных анализаторов – зрительного, слухового, вестибулярного и др.

    Восприятие времени – постоянно проявляющийся вид восприятия, имеющий достаточно сложную природу по причине отсутствия четкого физического стимула его вызывающего. Поэтому пока ученым не обнаружен механизм, определяющий появление соответствующих сенсорных сигналов. В то же время в качестве важных определяющих «биологических часов» часто называются сердечный ритм и метаболизм тела (то есть обменные процессы).

    В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как:

    § восприятие предметов;

    § восприятие речи (письменной и устной) или музыки;

    § восприятие человека человеком.

    Последнее носит специальное название "социальная перцепция". Социальная перцепция - явление чрезвычайно сложное. В нем обычно выделяют две стороны (или два аспекта):

    когнитивный (познавательный) - как способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности;

    эмоциональный - как способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия

    Выделяют основные свойства восприятия:

    1. Предметность предполагает осмысленность и целостность образов. Предметы имеют не только цвет, форму, величину, но и определенное функциональное значение. Например, фортепиано - музыкальный инструмент, нож - столовый прибор, сапоги - обувь.

    2. Целостность. Отдельные компоненты целого могут действовать одновременно или последовательно, но при этом объект или явление воспринимается как единое целое. Так, слушая оркестр, мы воспринимаем не отдельные инструменты, не отдельные звуки, а мелодию в целом. Целостность образа складывается на основе обобщения знания об отдельных свойствах предмета.

    3. Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, цвета, величины предмета, независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Например, кошка на дереве, на земле, в темноте все равно будет опознаваться как кошка.

    4. Обобщенность - отнесенность единичных объектов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому-либо признаку.

    5. Осмысленность - обеспечивает осознание того, что воспринимается человеком, как воспринимаемое соотносится с его знаниями и прошлым опытом. Перцептивные образы имеют определенный смысл, даже при виде незнакомого предмета он пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами.

    6. Избирательность - выделение одних объектов по сравнению с другими, связанное с активностью и личным опытом человека. Так, актер и любой посторонний человек будут по-разному обращать внимание на разворачивающиеся события в спектакле.

    1. Раскройте понятия «эмоции» и «чувства». Выделите их функции и формы.

    По мнению С.Л. Рубинштейна, именно эмоция является пер­вичной формой психического (в этом состоит один из пунктов по­лемики С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, считавшего ощущение субъективным критерием наличия психики).

    Эмоция (от лат.— потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.

    Адекватное понимание эмоции возможно только при учете как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолют­но различные эмоции.

    К эмоциональной сфере относят собственно эмоции, аффекты, настроения, чувства. Перечисленные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций време­нем протекания, интенсивностью и устойчивостью.

    Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную сознательному контролю разрядку в действии, по преимуществу с потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.

    Чувства — это устойчивые эмоциональные об­разования, имеющие объектный (предметный) характер. Чувство может продуцировать широкий спектр более конкретных эмоций. Например, чувство любви к ребенку может в определенных обсто­ятельствах вызывать у вас по отношению к нему нежность, тревогу или даже гнев (эмоции). Говорят также об обобщенных чувствах: чувстве юмора, иронии, возвышенного, прекрасного, трагического и т.п. Эти чувства могут проявляться более или менее ситуативно, но по большей части они выступают как формы целостного отноше­ния человека к миру.

    Настроение — это достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических процессов.

    Любая эмоция представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. Это означает, что мы, во-первых, претерпеваем эмоцию как физиологическое состояние, во-вторых, переживаем ее и, в-третьих, выражаем

    Эмоции и чувства – это переживания, отклик на окружающую действительность. Это своеобразное, субъективное отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Павлов считал, что есть 2 вида переживания – низшие (эмоции) и высшие (чувства).

    Эмоции – это переживание человека и животных, связанное с удовлетворением или неудовлетворением биологических потребностей. Например, это переживание голода, холода, боли, жажды, гнева. Эмоции человека в отличие от эмоций животного окультурены и их проявление носит социальных характер.

    Чувства – это социальные переживания. Они есть только у человека.

    Современные психологи, не отрицая точки зрения Павлова, дают следующие определения эмоциям и чувствам.

    Чувства– это сильные, глубокие и стойкие переживания человека, связанные с социальным объектом.

    Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

    Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии Принято выделять ряд функций.

    1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.

    2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л.Рубинштейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».

    3. Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости, уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д.Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Из нее явствует, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость.

    4. Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.

    5. Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р.Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.

    6. Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н.Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее, может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок.

    7. Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.

    8. Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта