Модуляция и отклонения в тональности второй степени родства. Модуляция и отклонения в тональности второй степени родства
Скачать 17.48 Kb.
|
Модуляция и отклонения в тональности второй степени родства Предмет классической гармонии вызывает необходимость глубокого рассмотрения взаимосвязей между различными тональностями. Эта взаимосвязь, прежде всего, осуществляется сходством нескольких тональностей общими звуками (в том числе и ключевыми знаками) и называется родством тональностей. Прежде необходимо чётко понять, что, в принципе, универсальной системы, определяющей степени родства тональностей, не существует, так как каждый композитор воспринимает и реализует эту взаимосвязь по-своему. Однако, всё же, в музыкальной теории и практике существуют и прочно утвердились некоторые системы, к примеру, Римского-Корсакова, Способина, Хиндемита и немногих других музыкантов. Степени родства тональностей определяются близостью этих тональностей друг другу. Критерии близости – наличие общих звуков и созвучий (главным образом, трезвучий). Всё просто! Чем больше общего, тем ближе связи! Вторая степень родства Для попадания в разряд второй степени родства наша тональность должна иметь не менее одного общего трезвучия с исходной, но оно не должно быть тоническим (иначе будет 1-я ст. родства). Каждая тональность (и мажорная, и минорная) имеет по 12 тональностей второй степени родства. В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 – противоположного). Откуда берётся ряд этих тональностей? Здесь всё, как в сетевом маркетинге: к уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры – свой набор тональностей… первой степени! То есть родственных к родственным! По аналогии с математикой – было шесть, к каждой из них ещё шесть, и 6х6 всего 36. Из всех найденных тональностей выбираются только 12 новых (появляются в первый раз). Они-то и будут образовывать круг второй степени родства. Модуляция – это переход в другую тональностьи завершение в ней музыкального построения (например, период, оканчивающийся модуляцией в новую тональность, называется модулирующим). Модуляция совершается чаще всего в родственную тональность. Модуляция бывает постепенная и внезапная. Постепенная модуляция осуществляется посредством общего для обеих тональностей аккорда. Родственные тональности – тональности, содержащие общие элементы (например, До мажор и Соль мажор,они отличаются одним знаком (ключевой знак Соль мажора – фа-диез, отсутствующий в До мажоре), потомуони содержат много общих элементов, при этом элементы До мажора, включающие звук фа, отсутствуют в Соль мажоре, а элементы Соль мажора, включающие звук фа-диез, отсутствуют в До мажоре).В ближайшем родстве находятся параллельные тональности (тональности содними и теми же ключевыми знаками, имеющие в натуральном виде одинаковый набор звуков). В тональности 2-й степени родства можно переходить двояким способом: 1) Постепенно – через промежуточную тональность, возглавляемую общим аккордом, 2) Непосредственно – через общий аккорд без показа промежуточной тональности. В процессе развития музыкального произведения могут появляться несколько различных тональностей и модулирование от первой тональности к последней может происходить через несколько промежуточных тональностей. Если каждая следующая тональность будет находится в I-степени родства к предыдущей и к последующей, то модуляция будет называться постепенной. Для того, чтобы модулировать в тональность с разницей в 2 ключевых знака, в качестве общего трезвучия берется тоника тональности с промежуточным количеством знаков. Для непосредственной модуляции применяются тональности "ускорители". При движении в сторону диезов в качестве "ускорителя" применяется тональность гармонической доминанты (в миноре), которая "уводит" в сторону диезов на 4 знака. При движении в сторону бемолей, "ускорителем" является тональность гармонической субдоминанты (в мажоре), так же "уводя" в сторону бемолей на 4 знака. Тоники тональностей "ускорителей" являются общими трезвучиями между двумя тональностями. Если между первой и последней тональностями образуется увеличенный или уменьшенный интервал, либо между ними 6 и более знаков, тогда общего трезвучия между тональностями нет. В таком случае берется дополнительная промежуточная тональность. Если первая и последняя тональности мажорные, то в качестве "ускорителя" берется гармоническая субдоминанта тональности, лежащей выше по квинтовому кругу. Если же первая и последняя тональности минорные, то в качестве "ускорителя" берется гармоническая доминанта тональности, лежащей ниже по квинтовому кругу. |