средневековая философия. Моей работы Своеобразие и особенности средневековой философии, ее теоцентрический характер, школы и представители средневековой философии, а значит, в данной работе мы будем рассматривать средневековую философию.
Скачать 73.01 Kb.
|
Содержание:
Введение. Тема моей работы «Своеобразие и особенности средневековой философии, ее теоцентрический характер, школы и представители средневековой философии», а значит, в данной работе мы будем рассматривать средневековую философию. Но для того, чтобы глубже изучить средневековую философию, мы заглянем не только в пункты темы, а намного глубже. Мы рассмотрим средневековую философию со всех ее сторон. Средневековье - это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация во многом условна. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело, пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются «купить» ее расположение и содействие. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание. Все это обуславливает, тот факт, что главной характеристикой европейской средневековой философии является теоцентризм (в центре Бог). В этот период философия развивается в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию, поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия. Богословские сочинения нацелены на рациональное обоснования догматов христианской веры, и философия играет роль методологической основы, не претендуя на отыскание истины, которая трактуется как откровение. Центральными проблемами средневековой философии можно назвать проблему соотношения веры и разума, которая легко интерпретируется как проблема соотношения философии и теологии, спор об универсалиях и различные способы доказательства бытия Бога, сформулированные в сочинениях разных авторов - наиболее значимыми следует считать работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского. Основные черты средневековой философии. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э., в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.). Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии: - теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог; - изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога; - господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии); - сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом; - человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); - провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; - выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; - выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества; - мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения: - Бог сотворил окружающий мир из ничего; - творение мира есть результат акта Божественной воли; - мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; - природа не может творить сама себя; - единственным творческим началом во Вселенной является Бог; - Бог вечен, постоянен и все проникающ; - подлинным бытием является только Бог; - сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; - поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; - нет четкой границы между Богом и Его творением. Согласно догмату откровения: - мир можно познать, только познав Бога; - Бог недоступен для познания; - несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию; - единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии; - Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере. Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения: - окружающий мир всецело сотворен Богом; - Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости; - следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; - зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога; - поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей; - в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом. В отношении проблемы добра и зла теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер. Средневековая теологическая философия, в отличие от античной практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью – бытием, теологическая философия разделяет на: - бытие (существование) – экзистенцию; - сущность – эссенцию. Экзистенция - бытие, существование показывает, есть ли вещь вообще, то есть существует или не существует. Эссенция – сущность, характеризует вещь: - что такое вещь? - какая вещь?- для чего она существует? Античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, как единую сущность – бытие. Согласно теологической философии сущность может иметь место и без бытия, без существования. Чтобы стать существующим, сущность должна быть сотворена Богом. Иначе говоря, бестелесная сущность витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием. Существование может быть познано чувственными ощущениями, опытом, сущность же – только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она: - стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени; - сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения; - способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании); - способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм); - пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; - выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении. Особенности эпохи средневековья и ее философских размышлений Средние века называют«темными», «мрачными». Отношение к средневековой культуре амбивалентно: от признания ее грубой и бесчеловечной до прославления за ее религиозно-мистические порывы. «Могло ли средневековье вообще быть сплошным адом, в котором человечество пробыло тысячу лет и из которого это бедное человечество извлек Ренессанс?» — задавался вопросом академик Н. И. Конрад. И отвечал: «Думать так — значит прежде всего недооценивать человека. Готическая архитектура, лучезарная поэзия трубадуров, рыцарский роман, жизнерадостные народные фарсы, захватывающие зрелища — мистерии и миракли… Средневековье —одна из великих эпох в истории человечества». В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V–ХV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая европейская философия — это христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, аее представители — апологетами, поскольку их сочинения были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения.[1] Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. Особенности стиля философского мышления средневековья: 1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое — теоцентрично. Реальностью,определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром. 2. Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму. 3. Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего — креационизм). Христианство принесло вфилософскую среду идею линейности истории. История движется вперед к СудномуДню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранеепредусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм). Христианская философиястремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки — совесть,религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасениедуши — это новая, проповедуемая христианством ценность. 4. Философское мышлениесредних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневековогосознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». 5. Стиль философского мышлениясредневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любаяформа новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключаясубъективность из творческого процесса, он должен был придерживатьсяустановленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальностьмысли, а эрудиция и приверженность традициям. 6. Философское мышлениесредневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетныйисточник — Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своегомнения к библейскому авторитету. 7. Философия средневековья —комментаторская философия. В форме комментария написана значительная частьсредневековых сочинений. Комментировалось главным образом Священное Писание.Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию, освященномутрадицией, перед мнением, изложенным от своего лица, побуждало к аналогичномуповедению и в сфере философского творчества. Ведущим жанром философскойлитературы в средние века был жанр комментариев. 8. Как особенность следуетотметить экзегетический характер средневекового философствования. Длясредневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текстСвященного Писания. Этот текст является источником истины и конечнойобъяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критикутекста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в которомнельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ейпредел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято какфилософская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков —это философия текста. 9. Стиль философского мышлениясредневековья отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохидошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственногоимени, он рассуждает от имени «христианской философии». 10. Философскому мышлениюсредневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти всеизвестные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателямибогословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характерфилософских систем. 11. Средневековая философия, вотличие от античной, выделяет: — бытие (существование) —экзистенцию; — сущность — эссенцию. [2] Экзистенция (бытие,существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или несуществует). Эссенция (сущность) характеризует вещь. Если античные философы виделисущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианскойфилософии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобыстать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом. Средневековая философскаямысль прошла в своем развитии три этапа: 1. Патристика (лат. pater —отец) — произведения отцов церкви. Первоначально «отцом церкви»именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом.Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: 1)святость жизни; 2) древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальноепризнание церкви. В произведениях, написанныхотцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная философияс точки зрения отцов церкви тождественна теологии, вера всегда первенствует надразумом, а истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую онаиграла в обществе, делят на апологетическую и систематическую. По языковомукритерию — на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) назападную и восточную. На Востоке преобладала систематика, на Западе —апологетика. Вершина латинской патристики —творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляютВасилий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский. 2. Схоластика — типрелигиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением приматутеологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикойи особым интересом к формально-логической проблематике. Крупнейшим схоластомзападноевропейской философии был Фома Аквинский. Схоластическим по сути был,например, спор Фомы Аквинского и Альберта Великого во дворике Парижскогоуниверситета на тему «Есть ли у крота глаза»? Несколько часов длился этотсловесный турнир — и все безрезультатно. Каждый стоял на своем, истово инепоколебимо. Но тут случись садовник, нечаянно подслушавший этот ученыйдиспут, возьми да и предложи свои услуги. «Хотите, — говорит он, — я вам сей жемиг принесу настоящего живого крота. На том и разрешится ваш спор». «Ни в коемслучае. Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли у принципиального кротапринципиальные глаза». Под схоластикой понимается(это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодноеумствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение«схоластическое теоретизирование». Образчиком схоластического мышления могутбыть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой камень, который сам неможет поднять? Или: что появилось раньше — курица или яйцо? Сколько чертей можетуместиться на острие одной иглы? (Последний вопрос звучит особенно актуальносегодня, во время разгула наркомании). 3. Мистика — философия,осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружениясозерцающего духа в океан божественного света. Если в схоластике преобладалспекулятивно-логический аспект, то в мистике — созерцательный. Все мистическиеучения тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности;они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов. Яркимпредставителем мистики позднего средневековья в Западной Европе был немецкиймыслитель Мейстер Экхарт. |