Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Дисциплины фигурного катания.

  • 2.1.Одиночное катание

  • 2.2.Парное фигурное катание.

  • 2.4.Синхронное катание.

  • 4. Экипировка. 4.1.Коньки, ботинки.

  • 5.Достижения выдающихся спортсменов-фигуристов.

  • Документ. физра 8 класс. Мой любимый вид спорта


    Скачать 217.54 Kb.
    НазваниеМой любимый вид спорта
    Дата12.05.2022
    Размер217.54 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаДокумент. физра 8 класс.rtf
    ТипРеферат
    #525286

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №3

    с углубленным изучением отдельных предметов»

    Реферат

    по предмету физкультура

    на тему:

    «Мой любимый вид спорта»

    Работа за 8 класс

    Мамедовой Миланы

    Балашиха

    2022

    Введение

    1.История возникновения и развития фигурного катания

    2.Дисциплины фигурного катания

    3.Основные элементы в фигурном катании

    4.Экипировка (коньки и одежда спортсмена)

    5.Достижения спортсменов-фигуристов.

    2

    Введение

    В данной работе пойдет речь об одном из самых моих любимых видов спорта, который заключает в себе удивительное и завораживающее единение атлетики, танца и музыки – о фигурном катании. Фигурное катание – один из самых зрелищных и изящных видов спорта. Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания. Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию скоростного бега на коньках и собственно фигурного катания, которое в то время заключалось главным образом в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры, сохраняя при этом красивую позу. Понадобилось около ста лет, чтобы в основном разработать почти все нынешние обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения. Популярность фигурного катания росла с фантастической быстротой и не прекращается сегодня. Сегодня фигурное катание – это воплощение эстетической красоты, грациозности, пластики, музыкальности. Постоянное стремление создать запоминающийся сценический образ отличает разнообразие стилей, обращение к нестандартным решениям.

    1.История возникновения и развития фигурного катания.

    Прежде чем говорить о возникновении фигурного катания, следует упомянуть о появлении первых коньков. Находки археологов говорят о том, что прототипы коньков были в бронзовом веке, но такие коньки не годились для фигурного катания, их предназначение было лишь для ускорения их владельца. Фигурное катание зародилось в Голландии, в XII-XIV веке. Заниматься им стало возможно после создания железных коньков с двумя ребрами. Но это было не то фигурное катание, к которому мы привыкли. Спортсмены вычерчивали на льду различные фигуры, сохраняя при этом красивую позу. В 1742 году в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания, тогда же был придуман первый перечень обязательных фигур и первые правила. Из Европы фигурное катание быстро распространилось в США, где получило огромное

    3

    развитие. Стали открываться новые клубы фигуристов, совершенствоваться правила, разрабатываться новые модели коньков. К середине XIX века были сформированы практически все из существующих обязательных фигур, а также технические приемы для их выполнения. На первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта, а еще спустя 11 лет был проведен первый официальный чемпионат по фигурному катанию. В 1890 году в честь 25-летия катка в Юсуповском саду в Санкт-Петербург съехались все звезды фигурного катания, а получившиеся соревнования носили статус «неофициального чемпионата мира». Продемонстрированный международный размах позволил уже в 1896 году провести в Санкт-Петербурге первый чемпионат мира по фигурному катанию. Правила зависят от разновидности фигурного катания: индивидуальное мужское, индивидуальное женское, парное фигурное катание, а также парные танцы на льду. В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы – короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, фигуристы обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие одного из элементов следует штраф. Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. Фигуристы стремятся включить в свою программу самые сложные элементы (за которые можно получить больше баллов). В парном фигурном катании правила очень схожи с индивидуальными, разница лишь в обязательных элементах. Так, обязательными элементами для пар являются поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение. А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, а уж они интерпретировать её, как сочтут нужным. Ну а всю свою фантазию, талант и мастерство танцоры могут показать в произвольной программе. Здесь и

    4

    музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего – 50%. Есть ещё синхронное катание, в котором одновременное за одну команду выступает от 16 до 20 фигуристов. Цель дисциплины – выступление команды как единого целого. Техника, скольжение, элементы в синхронном катании полностью соответствуют классическому фигурному катанию. В синхронном катании есть свои особенные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечение, блоки. Прыжки в фигурном катании разделяются на две группы – рёберные и носковые (зубцовые), в зависимости какой частью конька происходит толчок. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков – тулуп, сальхов, риттерберг, флип, лутц и аксель. На ледяном поле (как правило, это стандартная площадка размерами: 30x60 метров) должен быть очень качественный чистый и ровный лёд, это достигается специальной техникой, погрешность неровностей не должна превышать 0,50 см. Профессиональные коньки для фигурного катания изготавливается из толстой прочной кожи, имеют длинную шнуровку и большой язычок. Для профессиональных фигуристов коньки изготавливаются индивидуально. Лезвия производятся из карбоновой стали и состоят из двух частей. Вогнутая бородка для хорошего скольжения по льду. Носовая часть с зубцами, для исполнения толчков и некоторых элементов программы. Костюм для фигурного катания должен изготавливаться из легких и эластичных материалов. Костюм фигуриста отражает стиль исполнения программы и музыку. Главный судья – отвечает за организационную составляющую соревнования: вызывает на лед фигуристов, дает сигналы радиоузлу, следит за хронометражем. Технический специалист с помощником – фиксируют элементы, падения. Технический контролер – контролирует работу технической бригады. 9 судей – оценивают качество исполнения.

    2.Дисциплины фигурного катания.

    В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание.

    2.1.Одиночное катание – одно из самых зрелищных выступлений, в

    5

    котором нет места для ошибок. Каждое движение спортсмена находится под пристальными взглядами судей. Участник, который наберет больше баллов, станет победителем состязания. Выступления проходят в два этапа: короткая программа и произвольная. Задачей участника соревнования является необходимость продемонстрировать владение всеми группами элементов. Чем выше точность и качество их исполнения, тем выше уровень фигуриста. При оценке выступлений судьями учитываются следующие параметры: пластика, связь движений с музыкой, эстетика, артистизм.

    2.2.Парное фигурное катание. В парном катании необходимо продемонстрировать слаженность действий при выступлении в дуэте. Спортсменам следует выполнять на льду сложнейшие фигуры так, чтобы у зрителей создавалось впечатление единства действий. Помимо традиционных элементов фигурного катания в этом направлении есть и те, что используются только при работе в паре: поддержка, подкрутка, выброс, вращение и т.д. Важным критерием при оценке выступлений является слаженность действий и синхронность. Соревнования проходят в два этапа: короткое выступление и произвольная программа.

    2.3.Спортивные танцы. В спортивных танцах основное внимание уделяется тому, насколько хорошо фигуристы исполняют совместные танцевальные шаги в различных позициях. От парного катания этот вид отличает тем, что в нем отсутствуют некоторые элементы: прыжки, броски и т.д. При оценке действий фигуристов в спортивных танцах особое внимание уделяется скорости, изяществу, виртуозности, плавности движений, внешнему виду партнеров, костюмам и музыкальному сопровождению.

    2.4.Синхронное катание. В синхронном катании, в отличие от остальных видов, принимает участие большое количество спортсменов. На ледовой арене одновременно могут выступать от 16 до 20 фигуристов. Основной задачей спортсменов является демонстрация командного единства при выполнении кругов, линий, колеса, пересечения, блоков и других элементов. В состав команды могут входить как мужчины, так и женщины, а возрастное разделение подразумевает формирование отельных групп: новисы (до 15 лет), юниоры

    6

    (12-18 лет), сеньоры (от 14 и старше).

    3.Основные элементы в фигурном катании.

    За одно выступление выделяет 2 мин. 50 сек. За это время конкурсанты должны успеть показать свою программу, которая должна соответствовать всем стандартам в себе определенные элементы. Сложность тех или иных движений, входящих в программу выступления, определяется тренером, хореографами и самим спортсменом. В фигурном катании принято выделят 4 основных элемента – шаги, спирали, прыжки и вращения. Шаги в свою очередь, условно делят на базовые и технические. С помощью базовых шагов фигурист перемещается по площадке и набирает скорость. Технические же намного сложнее и требуют от спортсмена особого мастерства. Спираль – обязательный элемент женского и парного фигурного катания. Это одна из важнейших составляющих выступления, которую оценивают судьи. Проще говоря, спирали – это когда спортсмен красиво скользит по льду. Существует несколько разновидностей спиралей, однако практически все они выполняются следующим образом: фигурист скользит на одной ноге, а колено свободной ноги вытягивает выше бедра. При этот опорная нога скользит на одном ребре конька. Чаще всего фигуристами на соревнованиях выполняются эти виды спиралей:

    - ласточка (Arabesque spiral);

    -шарлотта (Charlotte spiral);

    -флажок (Y-spiral);

    -собачка, или фен (Fan spiral);

    -кораблик (Spread eagle);

    -кантилевер, или лимбо (Cantilever);

    -бауэр (Ina Bauer);

    Без прыжков невозможно представить ни одну программу профессионального фигуриста, ведь без них, по мнению прославленного тренера Елены

    7

    Чайковской, «фигурное катание теряет свою остроту». Принято различать зубцовые и реберные прыжки. Во время исполнения зубцовых прыжков спортсмен отталкивается свободной ногой (ударяя зубцами об лед). К зубцовым относятся тулуп, лутц, флип. Реберные прыжки отличаются тем, что толчок производится опорной ногой (той, на которой спортсмен катится). К реберным прыжкам относятся сальхов, риттерберг и аксель. Есть и другие виды прыжков, не попадающие ни в одну категории. Это бедуинский прыжок, или бабочка; русский шпагат, или прыжок в шпагат; чинян; сальто. Вращения, или пируэты, - третья важная составляющая фигурного катания. Они могут исполняться как на двух, так и на одной ноге. Обычно на крупных соревнованиях фигуристы предпочитают выполнять пируэты на одной ноге, так как это приносит гораздо больше баллов. Важно скользить по маленькой окружности, то есть спортсмена не должно «носить по льду». Наиболее часто на крупных соревнованиях используются следующие варианты вращений:

    - складка, или пушка;

    -карандаш, или затяжка вперед;

    -либела;

    -бильман;

    -заклон;

    4. Экипировка.

    4.1.Коньки, ботинки. Не приходится говорить о том, какое значение имеет для фигуриста спортивный инвентарь, например, заточка конька по канавке и продольному профилю для устойчивости скольжения, жесткость ботинка или его установка на коньке. Поэтому необходимо правильно подбирать инвентарь с учетом всех требований, предъявляемых к нему. В фигурном катании на коньках большое внимание обращается на спортивную обувь. Это объясняется тем, что стопа фигуриста во время скольжения производит сложные и разнообразные движения большой и малой амплитуды. Точность выполнения этих движений зависит от уровня технической

    8

    подготовленности фигуриста и от силы и крепости мышечно- связочного аппарата голеностопного сустава. Ботинок выполняет как бы двоякую роль: с одной стороны, через ботинок передаются коньку тонкие и точные движения стопы, с другой - он надежно предохраняет её от травмы, не допуская чрезмерного растяжения мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава. Вот почему ботинок должен плотно прилегать к ноге, не стесняя движений стопы и не нарушая кровообращения. Современные, специально сконструированные ботинки с твердой, достаточно толстой подошвой (для удержания шурупов), жестким удлиненным задником (особенно во внутренней стороне ботинка) и с высоким плотным голенищем отвечают всем этим требованиям. В фигурном катании применяются три типа коньков:

    - коньки для исполнения обязательной программы;

    - коньки для исполнения произвольной программы как в одиночном, так и в парном катании;

    -коньки для спортивных танцев на льду.

    Конёк для фигурного катания состоит из трех деталей: полоза, подошвы и каблучка. Полоз (рабочая сторона конька) изготавливается из высокоуглеродистой или легированной стали и проходит специальную термическую обработку. Основные различия в конструкции конька, обуславливаемые характером катания, заключаются в форме расположении зубьев, а также в кривизне рабочей части конька. Антикоррозийное и декоративное коньков осуществляется хромированием или никелированием. Расположение подошвы и каблучка на полозе конька обеспечивает правильное прилегание их к подошве и каблучку ботинка. Коньки устанавливаются на ботинки того же размера. Коньки для обязательных упражнений должны отвечать следующим требованиям: обеспечивать оптимальный режим скольжения по большим кругам в беспетлевых фигурах и по малым – в петлевых, создавать возможность устойчивого скольжения на средней части полозе конька, обеспечивать устойчивость тела при выполнении петлевых поворотов, производить кратковременное качение конька с большой амплитудой при выполнении троек, скобок, крюков и выкрюков. Подгонка

    9

    коньков под ботинки для обязательной программы и произвольного катания различна. Устанавливая конек для школы надо прикрепить его к ботинку так, чтобы центр тяжести тела приходился на середину его рабочей зоны. В этом случае фигурист получит возможность при скольжении по кругу, сохранять равновесие на середине конька. При выполнении различных поворотов он сможет использовать всю длину как передней, так и задней зоны лезвия. Для произвольного катания конёк надо прикрепить к ботинку так, чтобы центр тяжести размещался примерно на трети полоза от конца конька. Это имеет большое значение при приземлении после выполнения всевозможных прыжков, облегчается скольжение фронтом назад. Фигурные лезвия нуждаются в защите. После каждой тренировки лезвия необходимо протирать сухой тряпочкой и надевать специальные чехлы-сушилки. Помимо чехлов-сушилок необходимы также и специальные пластиковые чехлы на лезвиях для перемещения от раздевалки до льда.

    4.2.Одежда фигуриста. Первое впечатление при выходе фигуриста на лёд создается его внешним обликом, где главная роль принадлежит костюму. Простота – непременное условие красоты. В то же время фигуристы, особенно девушки, должны учитывать и требования современной моды, конечно сохраняя чувство меры. Красивый костюм всегда отличает современный покрой, цвет, фасон, материал и т.п. Создавая специальный костюм для катания, необходимо учитывать индивидуальные способности фигуры спортсмена. Для подростков обычно выбираются более яркие по цвету ткани: красные, желтые, синие и белые в сочетании с этими цветами. Для молодежи выбирают ткани сдержанных тонов, такие как светло-серый, голубой, сочетания красного с черным, белого с черным и т.д.

    5.Достижения выдающихся спортсменов-фигуристов.

    Самой высшей наградой по фигурному катанию является золотая медаль на зимних Олимпийских играх. Кроме Олимпийских игр есть ещё ряд очень крупных чемпионатов по фигурному катанию: Чемпионат мира (ЧМ) – ежегодное соревнование по фигурному катанию, организуемое Международным союзом конькобежцев (ISU). Чемпионат Европы – ежегодное

    10

    соревнование по фигурному катанию среди фигуристов европейских стран. Чемпионат четырех континентов (Азии, Африки, Америки и Австралии) – ежегодное соревнование по фигурному катанию, аналог чемпионата Европы для неевропейских стран. Командный чемпионат мира – международные командные соревнования по фигурному катанию, проводятся один раз в два года. Первый Олимпийский чемпион в истории России по фигурному катанию Николай Александрович Панин-Колменкин внес огромный вклад в развитие фигурного катания. Он создал первый в мире фундаментальный учебник, в котором изложил практически все основные технические, постановочные, воспитательные аспекты современные тренировки и соревнований фигуристов. Он сконструировал свою модель конька, которая будучи модернизированной, остается по сей день на вооружении фигуристов. Более того, именно Панин-Коломенкин создал успешно действующую и поныне систему спортивных разрядов как основу для совершенствования и роста мастерства. Большой заслугой Н.А.Панина-Коломенкина стало открытие отделения фигурного катания в Ленинградском институте физической культуры имени Ф. Лесгафта, что и положило начало изучению этого вида спорта подготовке квалифицированных кадров в рамках высшей школы. В стенах института работали видные специалисты и опытные педагоги, создавшие научно-практическую базу советского фигурного катания. Среди них особое место занимают двукратный чемпион страны в парном катании профессор А.Б.Гандельман, ученик Н.А.Панина, много сделавший для сохранения и развития богатых научных и педагогических традиций отечественного фигурного катания. В институте была подготовлена большая группа высококвалифицированных специалистов-тренеров, в разные годы успешно работавших в сборной команде страны: С.А.Жук, И.Б.Москвин, Т.Н.Москвина, А.Н.Мишин и др. Н.А. Панин кроме научно-педагогической деятельности вёл активную работу по организации массового фигурного катания, видя в нём действенный фактор оздоровления трудящихся и основу для роста высшего спортивного мастерства. Н.А.Панин-Коломенкин и его ученики сразу после революции стали создавать первые секции этого вида спорта. С середины 20-ых гг. стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда. В Москве к концу 20-ых гг. фигурным катанием регулярно занимались уже более 300

    11

    человек. Среди них такие известные мастера как динамовцы Ю.Зельдович, К.Лихарев, спортивная пара М.Гаскевич – И.Вонблейн, представители секции Союза металлистов Т.Гранаткина, Ю.Станкевич, М.Станкевич и др. Здоровая конкуренция между двумя ведущими группами московских фигуристов вела к быстрому росту мастерства. У ленинградцев активными организаторами групп фигурного катания были известные еще с дореволюционных времен спортсмены К.Цезар, Ф. Датлин (до революции они неоднократно выигрывали звания чемпионов России, и оба были учениками Панина-Коломенкина), Л.Попова. Однако по уровню мастерства ленинградцы явно уступали своим московским коллегам, и когда в 1928 году было решено послать команду советских фигуристов в Норвегию, то в неё попали только москвичи, а в качестве судьи Панин-Коломенкин. Чемпионат Москвы впервые состоялся в 1923 г. Чемпионами стали Ю.Зельдович, А.Быковская и спортивная пара Н.Быковская – Ю.Зельдович. Ленинградцы же свой первый чемпионат провели тремя годами позже. Среди мужчин победил И.Богоявленский, а в парном катании первенствовали А.Ергина – И.Богоявленский. Среди женщин состязания не проводились. В предвоенные и послевоенные годы у нас в стране была заложена достаточно прочная основа для того, чтобы начать борьбу на международной арене. К началу 50-ых гг. лучшие фигуристы страны, успешно выступавшие в 30-40 гг. стали тренерами. Полные творческих замыслов и энергии, они были преисполнены желанием так подготовить своих учеников, чтобы те с успехов могли бороться за высшие титулы на чемпионатах Европы, мира и олимпийских играх. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года. Первыми Олимпийскими чемпионами в танцах на льду стали Людмила Пахомова и Александр Горшков. Постсоветский период стал новой вехой и в развитии фигурного катания. Сам спорт стал сложнее. Вряд ли сто лет назад спортсмены могли предположить, что реально делать на льду тройные и даже четверные прыжки. К началу нового столетия в стране появились новые «звезды», перспективные пары и одиночники. Мировой лёд узнал Мари Бутырскую, Ирину Слуцкую, продолжали завоевывать призовые места Елена

    12

    Бережная и Артем Сихарулидзе, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Среди мужчин тоже выделилась группа сильных – Илья Кулик, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко. Соперничество между сильнейшими только раскрывало новые возможности спортсменов и приносило яркие, запоминающиеся победы. На зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году на первую степень пьедестала поднялась российская спортсменка Аделина Сотникова, серебро и золото у парников Столбовой-Климова, Волосожар-Транькова. Невероятных результатов достигают юные спортсменки-одиночницы. В Пхенчхане на верхушке пьедестала Алина Загитова – самая юная представительница российской сборной, едва вышедшая из юниорской группы, серебро у Евгении Медведевой. Развитие фигурного катания – это во многом заслуга блестящих тренеров – Алексея Мишина, Этери Тутберидзе, Татьяны Тарасовой, Евгения Плющенко. Большой вклад они внесли и в популяризацию красивейшего вида спорта, подняли рейтинги, открыли зрителям уникальность и великолепие посредством телевизионных шоу. Воспитанники прославленных тренеров сегодня жестко конкурируют между собой. Новое поколение звучит именами Александры Трусовой, Елизаветы Туктамышевой, Алены Косторной, Камилы Валиевой. Современная школа очень отличается от советской. Программы прокатов намного сложнее, техническое мастерство шагнуло на другую степень. Так Александра Трусова первой исполнила три четвертых прыжка будучи еще юниоркой, а Олимпийская чемпионка 2022 года в одиночном катании Анна Щербакова первая в истории взрослого женского одиночного катания на международных соревнованиях исполнила четверной лутц, и два четверных лутца в одной программе.

    Фигурное катание относится к наиболее любимым и популярным видам спорта в Европе. Популярность фигурного катания связана с выступлением спортсменов перед зрителями, что оказывает огромное эстетическое воздействие на них. Фигурное катание заключает в себе нечто совершенно особенное, сочетающее в движениях спортсмена красоту и гармонию, быстроту и уверенность, точность и свободу.

    13


    написать администратору сайта