Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры

  • 6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации

  • 3.1. Факторы, определяющие специфику российской молодёжной субкультуры

  • 3.2. Особенности социализации и самоопределения

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ I . Список используемой литературы

  • Молодежные субкультуры в России. Молодежные субкультуры в России


    Скачать 59.01 Kb.
    НазваниеМолодежные субкультуры в России
    Дата28.11.2018
    Размер59.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМолодежные субкультуры в России.docx
    ТипДокументы
    #58052
    страница3 из 3
    1   2   3
    3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными

    Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1997-2002 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах;

    4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры

    Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами ("принцип селёдки в бочке") достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды "отверженных", "не интересных", "не престижных" людей с точки зрения "толпы", обычно равняющейся на некий идеал — "крутого(-ую)" (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые "команды" с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов;

    5. Внеинституциональная культурная самореализация

    Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия;

    6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации

    Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, а прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству».

    В России существует феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

    «Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».

    «Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных. Лишь треть из старшеклассников (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Известно, что молодежь—наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет.

    Российскими студентами современный этап развития общества определён как кризисный. Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодёжи утверждают, что развал преобладает во всём: «начиная с души и кончая экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идёт более осторожное планирование семьи [9].

    3.1. Факторы, определяющие специфику российской молодёжной субкультуры

    Что же предопределяет российскую спецификусубкультурных образований в молодежной среде, а точнее - их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора здесь играют основную роль.

    Первый- социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г. согласно данным Госкомстата России, молодежь (16-30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась.

    Второйфактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор уклонения юношей от службы в армии. Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

    Третийфактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

    В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти и высшим должностным лицам. В середине 90-х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, ноябрь 2001 г., В.В. Путин вызывает доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет).

    Но, во-первых, эта тенденция слишком кратковременна, во-вторых, та или иная оценка президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является установка большинства молодых россиян, что можно полагаться только на собственные силы [5].

    3.2. Особенности социализации и самоопределения

    Многочисленные социологические опросы последних лет выявляют общий ценностный и нормативный кризис у молодежи.

    Анализ результатов убеждает, что за прошедшее десятилетие в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта.

    На что же может опереться молодежь в поисках своего самоопределения и утверждения себя в мире провозглашенных безграничных свобод и возможностей? С какой системой ценностей себя идентифицировать? На эти вопросы я попытаюсь ответить, обращаясь к данным анкетного опроса молодежи, осуществленного весной 2000 г.

    НИИ КСИ СПБГУ под руководством профессора В.Т. Лисовского. Среди 2710 опрошенных из 20 городов 55% составляли студенты вузов; остальные категории: рабочие (12%), учащиеся школ (8,3%), курсанты военных вузов (2,5%), служащие (5,9%) и др.

    Основная часть опрошенных (84,7%) - молодые люди в возрасте от 16 до 23 лет [2].

    Реалии, с которыми сталкивается современная молодежь, в самом деле, весьма изменчивы. Изменчиво и отношение к ним со стороны молодых людей. Единственное, что пока не меняется в молодежном сознании, - это фетишизация рынка. Каждый четвертый из опрошенных планирует организовать свое дело, и более половины (53%) - добиться материального благополучия. В целом 84% респондентов привлекает планово-рыночный путь развития экономики. Большинство отрицает нерыночный путь для России, планово-государственную экономику поддержали только 12,8% [8].

    МолодежныесубкультурывРоссиинесутнасебевоздействие криминализацииобщества, западнойкультурнойэкспансии, тягикпреодолениюрутиныповседневности, "родимыхпятен" советскойэпохи. Этивоздействияпереплетаются, онивразноймереприсущитемилиинымсубкультурнымфеноменам. Главноежесостоитвтом, чтосубкультурнаяспецификанесвойственнамолодомупоколениюроссиянкактаковому, этомозаикасоциокультурных образований, фрагментарнорассеяннаявмолодежнойсреде. Некоторые измолодежныхсубкультурмогутсоздаватьплатформудляразвитиянегативныхтенденцийвмолодежнойсреде (проблемынаркотизма, насилияит.д.), другиескорее имеютпозитивноеобщественноезначение (экологияит.д.). Вовсехслучаяхважно, что черезсубкультурныеформыдляопределеннойчастимолодежилежитпутькосвоениюсоциальности. Анализ рядасубкультурныхфеноменоввсовременнойРоссиисвидетельствует, чтовроссийской социальнойпрактикепоявляютсятестороныобщинноговзаимодействиямолодежи, которыевсоветскоевремя реализовывалисьвдеятельностикомсомола.

    Утеря этогоинститута социализациипосоображениямполитическогохарактеранебылавосполненанауровне обыденности, чтовызываетопределеннуюнеудовлетворенностьипоискновыхформ коллективности. Этообстоятельствоследуетучитыватьприрассмотрениивопросаомолодежных субкультурныхфеноменахвсовременнойРоссии. Стакойточки зренияяснеестанет характерорганизованныхструктурвроссийскоммолодежномдвижении. Собственно, этоипозволяетболееширокопредставитьсубкультурымолодеживРоссиивихспецифике, генезисеивозможномвлияниинастилижизнивближайшиедесятилетия.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключении хотелось бы еще раз сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи. Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

    Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    . Список используемой литературы

    1. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко- М.: Ин-т социологии РАН, 2000г.

    2. Социология молодежи под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ, 2000г. С.155

    3. Юшенков С. Неформальные движения: общая характеристика и основные тенденции развития / C.Юшенков- М., 1998г.

    4. Глобальная сеть Internet(WWW) Адрес в Internet: www.subcult.ru

    5. Луков В.А. Особенности молодёжных субкультур в России // Социс.-2002,-№10. с.79-88.

    6. Шмелёв А.А. Молодёжные культурные и социальные движения в России // Социс. -1998,-№8. с.103-109.

    7. Тайбаков А.А. Преступная субкультура // Социс.-2001,-№3. с.90-93.

    8. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. -2000,-№9. с.125-128.

    9. Молодёжь новой России: Какая она? Чем живёт? К чему стремится? // Аналитический доклад Российского независимого института социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта/ Л. Бызов, Н. Давыдова и др.

    10. Салагаев А. Л., Шашкин А. В. Молодежные группировки – опыт пилотного исследования // Социс-. 2004. № 9.

    II . Библиография

    1. Громов А.В. Неформалы, кто есть кто. / А.В. Громов О.С. Кузин

    2. Сорокин П. Человек. Цивилизация.Общество / П. Сорокин-М.,1992г.

    3. “Молодежный экстремизм” под ред. А. А. Козлова. Изд-во СПбГУ, 1996г.

    4. Шаранов А.В. Социология молодежи / А.В. Шаранов-М.,1996г.

    5. Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодёжи // Социс.-1990,-№10. с.94-102.

    6. Сергеев С.А. Молодёжные субкультуры в республике // Социс.-1998,-№7. с.95-102.

    7. Михеев П. А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи // Социс- 2005. № 1.
    1   2   3


    написать администратору сайта