Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. монархия в современном мире

  • курсовая 2 монархия как фомра правления. Монархия как форма правления содержание


    Скачать 60.4 Kb.
    НазваниеМонархия как форма правления содержание
    Дата15.03.2022
    Размер60.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая 2 монархия как фомра правления.docx
    ТипЛитература
    #397658
    страница2 из 3
    1   2   3

    3. Типы монархии и их характеристика

    Типология государств по типам представляет собой объективно необходимые, закономерные методы познания государственно-историче­ского процесса развития государства. Достаточно сложен, противоречив и дискуссионен вопрос о видах монархической формы правления в совре­менных условиях.

    Первым основанием типологии монархических государств являет­ся их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существова­ли и существуют.

    К.Е. Сигалов выделяет следующие исторические типы мо­нархий: древневосточная; древнегреческая, древнеримская; феодальная (средневековая), в которой выделяется три периода развития – раннефеодальная, сословно-представительная и абсолютная; парламентарная 13. А.Ю.Мордовцев классифицирует монархии по историческим эпохам на восточно-деспотические, античные, феодальные к которым относятся раннефеодальные, сословно-представительные и абсолютные; буржуазные 14.

    Типология монархий по историческим периодам дает возможность видеть динамику развития монархической формы правления. Вместе с тем, многими учеными предлагается типология, основанная на общих (основ­ных) признаках монархий.

    Ряд дореволюционных ученых выделяют неограниченную (абсолютную) монархию, где царствующая особа является высшим органом го­сударства, и ограниченную монархию, в которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами. Некоторые авторы говорят о «дуалистической» монархии, сочетающей в себе черты вышеназванных видов. Так, Б.Н. Чичерин писал: «Ограниченная монар­хия, в отличие от абсолютной представляет сочетание монархического на­чала с аристократическим и демократическим. В этой политической форме выражается полнота развития всех элементов государства и гармоническое их сочетание: монархия представляет начало власти, народ или его представители – начало свободы; аристократическое собрание – постоянство закона» 15.

    Аналогичную позицию в начале XX века отстаивал Н.М. Коркунов, определявший монархию как такое государственное устройство, при котором функция представлять государство целиком осуществляется как собственное право, юридически безответственным лицом; (республика, напротив, характеризуется тем, что функция эта осуществляется по поручению народа ответственными учредителями), поэтому монархия бывает двух видов: абсолютная и конституционная. «Если монарх является не только безответственным представителем государства, как целого, но и сосредотачивает в своих руках всю полноту, все функции государственной власти, получается монархия неограниченная или абсолютная. Монархии абсолютной противополагается монархия ограниченная, то есть такая, где власть монарха ограничивается другою, независимой от него властью – властью, принадлежащей народу» 16.

    Польский ученый Юлиус Гачек рассматривал три формы монархии: самодержавную (или автократию), конституционную и парламентарную. Самодержавие, по его мнению, тождественно абсолютизму, это название одной и той же модели организации публичной власти. Конституционная монархия «подразумевает полнейшую независимость монарха от парла­мента при осуществлении им управления и выборе министров» (Германии конца XIX - начала XX веков). В парламентарной монархии «министры назначаются для монарха парламентским большинством и где сам парламент осуществляет административную деятельность» 17.

    В противовес перечисленным выше позициям Л.А. Тихомиров вы­делял три типа монархии: монархию деспотическую; монархию абсолю­тистскую; монархию чистую или самодержавную 18. По его мнению, «самодержавная (истинная) монархия может быть только одна. Ведь верховная власть нравственного идеала неограничена, но не абсолютна. Она имеет свои обязательные для ее начала нравственно-религиозного характера, во имя которых только и получает свою законно-неограниченную власть».

    Вместе с тем, Л.А. Тихомиров полагал, что единоличная власть возможна только при добровольном и искреннем признании ее народом. Более того, он отмечал: «Абсолютизм, как тенденция, фактически может проявляться при всех началах власти, но лишь по недоразумению и злоупотреблению. По духу же своему, по природе, абсолютизм свойственен только демократии, ибо народная воля ничем кроме самой себя не обусловленная создает власть, абсолютную, так что если народ сливается с государством, то и власть последнего становится абсолютной».

    А.В. Серегин отмечает, что абсолютизм появляется там, где бюрократия захватывает все функции монаршей власти, например, в России XVIII - начала XX веков 19. Н.Н. Алексеев утверждал совершенно иные постулаты, в соответствии с которыми объективно было бы невозможно вести речь об абсолютизме, так как «власть ... монарха, – по его мнению, – не может не быть неограниченной, абсолютной». Если говорить об абсолютной монархии «в точном историческом смысле этого слова, то в чистой и последовательной форме она могла существовать только при господстве идеи царя божества и только в ее пределах 20. Подлинно абсолютной властью может быть только власть, подобная божественной, которую никто не может ограничить и которая даже выше нравственных законов». С другой стороны, Г. Еллинек отмечает, что «настоящая же власть может быть только абсолютной, поскольку такова её идея: отход от идеи означает ослабление и смерть власти. Нелепо звучащий термин «абсолютная республика» ничем не хуже, чем понятие «абсолютная монархия», если принимать во внимание реально присутствующую в этой форме власть и её неограниченные пределы. Но реальных абсолютных монархий в истории не существовало, также как и реальных «абсолютных республик» 21.

    Современные российские ученые во многом поддерживают указан­ную выше типологию монархий. Так, А. Б. Венгеров, подразделяет монар­хию на неограниченную и ограниченную, в том числе конституционную 22. А.Н. Сырых классифицирует монархию на абсолютную и ограниченную с двумя подвидами - дуалистической и парламентарной 23. В. Е. Чиркин выделяет три основных разновидности монархии: абсолютный, дуалистиче­ский и парламентарный типы 24.

    А.С. Автомонов подразделяет монархии на две основные формы – абсолютные и ограниченные (конституционные). По степени ограниче­ния конституционные (ограниченные) монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные монархии. Автор определяет, что некоторые монархии обладают определенными особенностями, что требует допол­нительной характеристики. Например, монархии, где монарх является не только главой, но и главой господствующей конфессиональной организации, именуются теократическими. Существуют и так называемые выбор­ные монархии 25.

    М.Н. Марченко пишет: «Известно несколько разновидностей монархической формы правления. Прежде всего, монархии делятся на абсолютные и конституционные. Абсолютные монархии характеризуются полновластием монарха во всех областях государственной жизни; он является и высшим законодателем, и высшим главой исполнительной власти, и высшим судьей. Разделение властей отсутствует... Постепенное политическое, экономическое и социальное развитие абсолютных монархий при­водит к их преобразованию в конституционные монархии. Конституция в данном случае понимается как акт, ограничивающий полномочия монар­ха... Конституционные монархии принято делить на два подвида – на парламентарную и ограниченную...» 26.

    А. В. Серегин предлагает выделить типы: ограниченную и неограниченную; которые в свою очередь разделять на ряд видов. Так, внутри нео­граниченной монархии необходимо выделять деспотический, абсолютский и самодержавный вид, ограниченную монархию разделять на конституци­онную и дуалистическую. Конституционная монархия дистанцируется от дуалистической не наличием писаной конституции, а положением монар­ха, занимающегося чисто символическими процедурами 27.

    Т.Е. Зюзина отмечает, что для удобства исследования монархии обычно классифицируют на абсолютные, и ограниченные. Данная классификация сложилась, когда предметом исследований юридической науки была европейская монархия. Автор считает, что данная классификация ус­ловна, поскольку ни термин «абсолютная» ни термин «ограниченная» не дают представление о специфике данных форм. Что в большей степени ограничивает власть монарха – власть семьи в абсолютной монархии или формальные конституционные ограничения в дуалистической монархии, которые легко преодолеваются монархом, ответ на этот вопрос далеко не однозначен и может зависеть от того, на реальную жизнь или юридические конструкции ориентирован исследователь, а также от его политических пристрастий 28.

    Обе разновидности монархии ограничены первая моральными и религиозными узами, властью семьи и так далее, которые могут иметь и правовое оформление, а вторая – правовыми (но и социальными) рамка­ми. Более отражающей суть различий в современных монархиях является классификация, построенная на выделении монархий базирующихся на семейной организации (в восточном понимании, то есть охватывающие тысячи и десятки тысяч родственников) и монархий, в основе которых ле­жит индивидуализм. Эта классификация является отражением дихтономии Восток - Запад.

    4. монархия в современном мире

    Как известно, на сегодняшний день монархическая форма правления существует в 50 странах мира.

    Монархия существует в таких странах Европы, как Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция. В Америке монархиями являются (по крайней мере, формально) Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Гренада, Канада, Сент-Винсент и Грена­дины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка, в Азии - Бахрейн, Бруней, Иордания, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Объединенные Арабские Эми­раты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония; в Африке - Лесото, Марокко, Свазиленд; в Океании - Самоа, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Со­ломоновы острова, наконец, монархией является Австралия 29.

    Говоря о специфике монархической государственности в современных условиях, следует исходить из того, что в последние годы мощное воздействие на нее осуществляют процессы демократизации в мире, которые начались в 1974-91 гг. Наиболее четко это проявилось в Непале, где в 2008 году в результате народной революции была свергнута власть короля. Однако следует помнить, что в двух странах (Испания, Камбоджа) произошли процессы реставрации монархии, а бывшие британские доминионы (Канада, Австралия) на референдумах обычно отказываются установить у себя республику.

    Так, в Испании с 1947 года, т.е. после восстановления монархии, регентский совет возглавил генералисимус Ф. Франко, после смерти которого, осенью 1975 года на престол вступил король Хуан Карлос I из династии испанских Бурбонов 30.

    Среди ученых нет единодушия относительно перечня стран, которые являются абсолютными монархиями. К их числу относят лишь Оман и Саудовскую Аравию. Г.Д. Берман добавляет к ним Катар 31; А.С. Алексеев – Катар и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 32; А. Мишин дополняет этот перечень Кувейтом и Бахрейном 33; А.В. Серегин на место Бахрейна ставит Бруней 34; Е.Л. Сигачева называет Саудовскую Аравию, Оман, Катар и Бруней 35; В. Чиркин – Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Оман и Бруней 36.

    Парламентская монархия – вид конституционной монархии, при которой монарх является лишь формальной частью государственной власти, то есть монарх является данью традиции и не является верховным носителем власти. В таком государстве действует принципп разделения властей. В наше время к примеру таких государств можно привести Японию, Великобританию, Бельгию. В современной Великобритании, титул королевы существует как дань традициям, но всё же королевская подпись играет не мало важную роль. При всём этом фактически государством управляет премьер-министр 37.

    В государствах конституционной монархии (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция и др.) наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства законодательного (представительного) органа над исполнительным. Гегемония парламента в политической жизни страны выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием депутатов. Поэтому государь вынужден назначать главой кабинета министров лидера партии или коалиции политических сил, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом «вето» в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, венценосец на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, государь лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются центральным исполнительным органом государства и контрассигнуются (скрепляются) его главой или оответствующими министрами, для придания им юридической силы. Тем самым правительство в целом или соответствующий министр, принимают на себя ответственность за подписанный акт монарха, потому что сам государь не может привлекаться к административной, уголовной и иным видам юридической ответственности (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть не прав»), так как государь - «источник справедливости и чести» 38.

    Дуалистическая монархия – вид конституционной монархии, при которой монарх имеет всю полноту исполнительной власти и часть судебной. Представительный орган, в государстве с такой формой государственной власти, существует и является законотворческим органом, но монарх может наложить, абсолютное вето на принимаемы представительным органом законопроекты и при необходимости, монарх имеет право распустить этот орган. Примером могут послужить такие страны как Палестина, Марокко.

    В дуалистической монархии, глава государства, обладает реальной властью, хотя и ограниченной в некоторой мере зачатками разделения властей, во всяком случае, отделением законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть разделяется между венценосцем и парламентом, который избирается подданными или их определенной частью, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит государю, осуществляющему ее непосредственно или через назначаемое им правительство (аналогичное правило закреплялось в ст. 45 Конституционной хартии Пруссии 1850 г. и в ст. 5. Статута Итальянского королевства 1848 г.) 39.

    Кроме того, «монарх является человеком, который законами страны призван быть верховным государственным органом». Судебная власть, как правило, принадлежит государю, но она может быть и независимой.

    Однако, разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются депутатским корпусом, глава государства пользуется правом абсолютного veto, т.е. без его утверждения они не вступают в силу. Кроме того, монарх обычно обладает полномочиями издавать чрезвычайные указы, имеющие силу законов, а главное государь может распускать парламент, фактически заменяя дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м году.

    Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом, который может воздействовать на исполнительную власть, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска законодательного корпуса. Классическим примером дуалистической монархия в современном мире является марокканское королевство 40.

    В коллегиальной монархии власть государя ограничивается другими равноправными с ним монархами или (и) особым коллегиальным органом, члены которого возглавляемые государем представляют собой коллективного главу государства.

    Современным примером коллегиальной монархии являются ОАЭ и Андора. Так, в Объединённых Арабских Эмиратах функции главы государства осуществляются совместно Высшим федеральным советом (состоящим из семи эмиров и заседающим четыре раза в год) и президентом. Последний избирается Высшим федеральным советом из своего состава сроком на пять лет и является его председателем. Каждый эмир в совете имеет один голос, причем наследственным правителям крупнейших эмиратов ОАЭ - Абу-Даби и Дубаи - принадлежит право абсолютного вето . В Княжестве Андорра глава государства представлен двумя равноправными персонами - президентом Франции и епископом Урхельским. Дуумвират между двумя правителями установился с 1278 г., когда власть над этой сеньорией поделили французский король и духовный прелат римской католической церкви. Соправители имеют титулы князей Андорры и представлены в стране наместниками - викариями (вигье). Викариев епископа сменяют через три года, а викарием Президента Франции служит назначаемый пожизненно префект французского департамента Восточные Пиринеи.

    По мнению исследователей, сегодня в мире насчитывается около 1/3 государств с нетипичными формами монархической власти. К таким формам правления относятся:

    выборная монархия, которая существует в Малайзии и сочетает в себе признаки как монархии, так и республики. Глава государства - вице-король избирается на пять лет из числа наследственных султанатов девяти малазийских штатов. Как правило, главой государства становится либо старейшина, либо тот, кто дольше других занимает престол монархии. В этой связи Малайзия остается монархией, поскольку главой государства может стать только один из правителей штата, а не любой гражданин;

    коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где властные полномочия принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов. В ОАЭ раз в пять лет также избирается председатель Высшего совета, однако вся полнота власти в целом принадлежит Совету семи эмиров. Именно поэтому Объединенные Арабские Эмираты признаются коллективной монархией.

    патриархальная монархия в небольшом Королевстве Свазиленд, где глава государства, по существу, вождь племени;

    теократия – такая форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках религиозного служителя, таким образом глава церкви одновременно является и светским главой государства. Теократическая монархия существует только в Ватикане 41.

    Как видно, государств с монархическими формами правления достаточно много, однако с нетрадиционными формами выделяют всего около пяти.

    Монарх сегодня – арбитр государства, гарант его стабильности. Подтверждением этому могут быть слова выдающегося русского мыслителя Л.А.Тихомирова, который считал, что суть монархии не в произволе одного человека, а в единоличном выражении национального идеала: «...Идея монархической власти заключается не в том, чтобы отображать собственную волю монарха, которая базируется на мнении нации, а в том, чтобы отражать народный дух, народный идеал, выражать то, что думала бы нация и чего хотела бы нация, если бы стояла на высоте своей идеи» 42.

    Монархия также считается достаточно сильным интегрирующим институтом общества за то, что ее представляют политически и социально нейтральной. Исторический опыт свидетельствует, что монархия может играть действительно стабилизирующую роль в острых кризисных ситуациях, в условиях резкого обострения социальных проблем и конфликтов. Сочетание демократии и монархии в ХХ в. как демонстрирует практика на примере существования парламентарных монархий, дает превосходные результаты и обеспечивает этой форме правления существования в будущем. Поэтому нельзя согласиться с утверждениями сторонников эволюционной теории, что формы верховной власти связаны с различными степенями экономического и культурного развития нации. Дело в том, что существуют нации, которые на протяжении всего своего развития знали лишь одну форму правления. Так, Византия все время была монархией. Это же касается современных государств – Великобритании и Японии. Швейцарские же племена только завоеванием становились подданными монарха, а как только получали самостоятельность, возвращались к республиканской форме правления. Следовательно, когда форма правления государства не противоречит историческим традициям, менталитету нации, не навязывается силовыми методами ни извне, ни изнутри, а представляет собой естественный процесс, тогда и государственное образование будет крепким, способным к дальнейшему развитию не зависимо от того является ли оно монархией или республикой.
    1   2   3


    написать администратору сайта